«Конь с розовой гривой», краткое содержание рассказа (В. П. Астафьев)

«Конь с розовой гривой», краткое содержание рассказа (В. П. Астафьев) Краткое содержание

Уважаемые читатели! Литеровед предлагает вашему вниманию краткое содержание рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», входящего в состав автобиографической повести «Последний поклон».

Главные герои

Витя – рассказчик, главный герой, мальчик-сирота .

Екатерина Петровна – бабушка героя.

Левонтий – сосед бабушки.

Тетка Васеня – жена Левонтия.

Санька – один из сыновей Левонтия.

Краткое содержание

Бабушка предложила внуку пойти с левонтьевскими ребятишками в лес и набрать земляники. Она потом поедет в город, продаст ее и купит пряник. Пряник конем был мечтой всех деревенских ребятишек. Сам конь был белый, а хвост и грива у него были розовые. Обладателю такого коня среди ребят почет и уважение. За то, чтобы откусить от пряника, из рогатки дадут стрельнуть и в играх очередь уступят.

Сосед Левонтий работал на лесозаготовках. Раз в десять дней он получал деньги и начинался пир горой. Необыкновенная суета поднималась не только в левонтьевском доме. Левонтьиха вносила переполох во все соседские дома. С утра с зажатыми в руке рублями она бегала по дворам и раздавала долги. При этом тетка Васеня проявляла крайнюю безалаберность. Она могла вернуть сумму большую, чем занимала. Бабушка отчитывала ее за это.

Левонтьевский дом стоял на просторе. Ничего не загораживало его от людей. Не было ни ставен, ни забора, ни сенцов. Весной, посадив кое-как огород, семейство огораживало его, но зимой всю ограду поглощала печь. Дядя Левонтий жил беззаботно. В теплые вечера он выходил на улицу, садился на чурбак, который одновременно служил крыльцом, и курил. Бабушка ругала его за безделье. Он же ей отвечал, что «слободу» любит. Когда-то он ходил в море и теперь тосковал по морским просторам.

Главной целью рассказчика было прорваться к Левонтию в день получки. Бабушка, зная все повадки внука, препятствовала этому всеми способами. Если все же герою это удавалось, то в доме Левонтия ему оказывалось «редкостное внимание». Левонтий жалел его за то, что он сирота. Тетка Васеня начинала плакать, а за ней и все остальные. Потом все наперебой начинали угощать мальчика.

Ближе к ночи дядя Левонтий задавал один и тот же вопрос: «Что такое жисть?». Когда наступал этот момент, находиться рядом с ним становилось опасным, и все разбегались по разным углам. Тетка Васеня до утра отсиживалась у соседей, а дядя Левонтий громил все, что попадалось под руку, ругался и плакал. Утром он раскаивался, ремонтировал скамейки, вставлял стекла. Потом Левонтий отправлялся на работу, а жена снова шла по соседям брать деньги в долг.

С левонтьевскими ребятишками рассказчик отправился по ягоду. По дороге они баловались, дрались, забирались в чужие огороды. Когда же пришли на увал, все замолчали и принялись собирать землянику. Старшой, обнаружив, что младшие больше едят ягоду, чем собирают в общий котел, стал бить их. Во время драки они рассыпали и перемяли всю ягоду. Помирившись, они отправились купаться на реку. Пошел с ними и Витя.

День прошел весело и интересно, а ягод герой не набрал. Ребята смеялись над ним, что Петровна ему задаст. Знал это и сам мальчик. Он пошел на хитрость: нарвал травы, положил на дно туеска, а сверху траву присыпал ягодой, получился полный туесок. Бабушка, принимая у него ягоду, порадовалась. Витя после ужина вышел на улицу и рассказал о своем обмане левонтьевскому Саньке. Тот стал дразнить его, что расскажет бабушке. Его молчание герой купил калачами, которые утащил у бабушки из кладовой.

Мальчику было стыдно, что он обманул бабушку. Ему не спалось, он ворочался. Бабушка решила, что он застудил ноги в реке. Потом она уснула, а внук принял решение утром непременно ей все рассказать. Это успокоило мальчика, и он провалился в сон.

Дедушка работал на заимке в пяти километрах от деревни. Бабушка уехала в город. Герой слонялся по дому, не зная, чем заняться. Он пошел к левонтьевским ребятам. Санька собирался на рыбалку и позвал рассказчика с собой. Тот быстро сбегал домой, взял удочки и хлеб. Они пришли на реку и поставили удочки. Пойманную рыбу испекли на костре и съели полусырой.

Рассказчик ждал приезда бабушки, и от этого его настроение портилось. Санька предложил ему не идти домой, тогда Петровна решит, что он утонул. Поплачет и простит его. Герой отказался так поступать. Тут начался клев. Вскоре показалась лодка, на которой приехала бабушка из города. Увидев ее, рассказчик рванул от нее, куда глаза глядят. Бабушка грозила ему вслед.

Мальчик пошел к двоюродному брату Кешке. Они до темноты играли в лапту. Тете Фене Витя сказал, что бабушка уехала в город и, возможно, заночует там. Тетя накормила его и, вопреки ожиданиям племянника, повела домой. В доме свет уже не горел, тетя постучала в окно, бабушка отозвалась. Тетя Феня втолкнула мальчика в кладовку, а сама вошла в дом, о чем-то поговорила с бабушкой и ушла. Рассказчик так и уснул в кладовке. Утром он увидел, что укрыт дедушкиным полушубком. Он понял, что приехал дедушка, и очень обрадовался.

Тут он услышал, как бабушка рассказывает деду о том, как продавала ягоду. Ему стало очень стыдно. Бабушка шумела, что он арестантом будет, если с малых лет мошенничает. Она грозилась еще левонтьевских отругать.

Рассказчик делал вид, что спит, хотя бабушку обмануть было трудно. Он ждал, когда она переделает дела и уйдет из дома. Наконец, в кладовку зашел дед. Мальчик не выдержал и расплакался. Дед погладил внука по голове и посоветовал попросить прощения. Мальчик так и сделал. Бабушка ругалась, стыдила внука, а дед дал ему знак терпеть.

Мальчик снова расплакался. Бабушка выговорилась, дед ушел. Мальчик поднял голову и увидел перед собой пряник. Даже спустя много лет, рассказчик помнит этот бабушкин пряник.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий