Краткое содержание «Моцарт и Сальери» для читательского дневника

Краткое содержание Краткое содержание

Для подготовки к уроку по творчеству А. С. Пушкина на нашем сайте Вы можете читать онлайн краткое содержание «Моцарт и Сальери» для читательского дневника. При создании произведения русский поэт использовал слух об отравлении Моцарта завистливым коллегой. В 20-х гг. XIX века этот слух широко обсуждался европейским обществом.

Главные герои

Моцарт – великий австрийский композитор, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыки. Веселый, добродушный человек, мало задумывающийся о своей гениальности. Моцарт очень дорожит дружбой с Сальери, считает его талант равный своему и совершенно не подозревает о коварном замысле.

Сальери – известный композитор, друг Моцарта, последователь Глюка. Сальери по достоинству оценивает величие Моцарта и испытывает к нему острую зависть. Это мучительное чувство приводит его к мысли убить гениального композитора.

Краткое содержание

Сцена I

Сальери сидит один в комнате и с сожалением размышляет о своей жизни. С детства он страстно полюбил музыку и полностью посвятил себя этому виду искусства.

Сальери подверг музыку тщательному научному анализу и попытался проникнуть в тайну ее создания. В какой-то момент он решил, что полностью готов к самостоятельному творчеству. К своему глубокому огорчению, Сальери понял, что является простым ремесленником в музыке, а не творцом. Его мучительные попытки создать собственное произведение заканчивались полным провалом.

Однажды Сальери услышал произведение выдающегося немецкого композитора Глюка. Он был просто очарован. Под влиянием творчества Глюка Сальери попытался начать все «с чистого листа».

Благодаря упорной и напряженной работе над собой Сальери удалось добиться успеха в музыкальном мире. Его произведения стали широко известны, пользовались популярностью у многих людей.

Сальери гордится тем, что никогда и ни к кому (даже к своему «учителю» Глюку) не питал зависти. К успеху и славе других композиторов Сальери всегда относился с должным уважением.

Однако в настоящий момент Сальери признает себя «завистником презренным». К низкому чувству зависти его привело знакомство с настоящим музыкальным гением. Сальери убежден, что «гуляка праздный» незаслуженно получил «священный дар» от бога.

В комнату заходит веселый Моцарт. Он идет из трактира, где пришел в восторг от игры слепого скрипача. Моцарт приглашает бедного музыканта и предлагает ему продемонстрировать свою искусство, исполнив фрагмент из «Дон Жуана» (опера самого Моцарта).

При первых звуках скрипки Моцарт начинает громко смеяться. Его друг глубоко оскорблен. Сальери не может спокойно слушать, как нищий скрипач «оскверняет» великое произведение, и грубо прогоняет его прочь.

Моцарт вспоминает, что принес другу одну музыкальную «безделицу», написанную им прошлой ночью. Он садится за фортепьяно и исполняет произведение.

Сальери поражен. Его удивляет, что Моцарт, создав эту гениальную вещь, мог спокойно сидеть в трактире и внимать бездарной игре слепого музыканта. Сальери называет друга «богом» и предлагает ему пообедать сегодня вместе.

Когда приятель уходит, Сальери задумывается о запланированном злодействе. С давних пор у него хранится яд, который ждет своего применения.

Сальери полагает, что талант Моцарта не принесет миру никакой пользы. Он совершенно не ценит свой великий дар и не пытается передать его кому-либо: «Наследника нам не оставит он».

Сальери убежден, что избран для великой цели – избавить человечество от Моцарта. Только его смерть может исправить нелепую ошибку судьбы.

Сцена II

Два композитора обедают в отдельной комнате трактира. Моцарт жалуется другу на какую-то смутную тревогу. Около трех недель назад к нему домой пришел незнакомый мужчина в черной одежде. Он попросил композитора написать для него траурную мессу – «Реквием». Моцарт активно взялся за этот заказ и к этому времени практически выполнил его. Однако таинственный незнакомец до сих пор не справлялся о результатах. Моцарт жалуется приятелю, что постоянно чувствует присутствие «черного человека».

Сальери успокаивает коллегу, упоминая совет Бомарше в тяжелые для души минуты: выпить вина или почитать что-нибудь веселое. Услышав это имя, Моцарт вспоминает, что известный драматург «Бомарше кого-то отравил». Впрочем, он сомневается в справедливости слуха и с уверенностью заявляет: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». При этих словах Сальери тайком подсыпает в его стакан отраву.

Моцарт произносит тост за нерушимую дружбу с Сальери и залпом опорожняет стакан. Затем он садится за фортепьяно и исполняет приятелю своей «Реквием». Постепенно Моцарт начинает испытывать недомогание. Он прощается и поспешно уходит.

Оставшись один, Сальери размышляет над глубоким смыслом фразы Моцарта о несовместимости «гения и злодейства». Неужели, отравив преданного друга, он лишь доказал отсутствие у себя таланта? Сальери приходит на память легендарная история о Микеланджело. Согласно ей, великий скульптор убил натурщика, чтобы достоверно изобразить страдания умирающего на кресте Иисуса Христа.

Отзыв для читательского дневника

Никаких доказательств отравления Моцарта Сальери найдено не было. В 1997 г. даже состоялся суд, вынесший официальное решение о его невиновности.

Это нисколько не умаляет значения произведения Пушкина. Поэт поднимает в пьесе две очень важные темы: зависти и соотношения созидательного и разрушительного начал.

Сальери сам признается, что идет на убийство друга исключительно под влиянием зависти. Все его рассуждения о «праздности» Моцарта, его легкомысленном отношении к своему таланту, нежелании передать свой дар потомкам – всего лишь отговорки. Сальери просто пытается хоть как-то обосновать свой преступный замысел. Уже после отравления он серьезно задумывается: оправдан ли его роковой поступок?

Реальный Сальери, в отличие от литературного образа, был талантливым и известным композитором. В пьесе он представлен «ремесленником» в музыке, который не способен создать великое произведение. Сальери подавлен величием Моцарта. Единственный выход он видит в его убийстве. Настоящей творец никогда бы на это не пошел, что и подтверждает Моцарт фразой о несовместимости «гения и злодейства». Тот, кто созидает, не способен разрушать. Так же верно и обратное утверждение.

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий