Краткое содержание пьесы “Фауст” по действиям и актам (Гете)

Краткое содержание пьесы Краткое содержание

Краткое содержание пьесы “Фауст” по действиям и актам облегчит понимание учащимися этой очень сложной для восприятия трагедии Гете. Произведение насыщено аллегориями, сравнениями, мифическими и легендарными персонажами, намеками на современников автора. Разобравшись с главной сюжетной линией в кратком пересказе, можно будет смело приниматься за изучение оригинала.

Содержание
  1. Главные герои:
  2. Краткое содержание:
  3. Посвящение
  4. Театральное вступление
  5. Пролог на небе
  6. Часть первая
  7. Ночь
  8. У ворот
  9. Рабочая комната Фауста
  10. Рабочая комната Фауста
  11. Погреб Ауэрбаха в Лейпциге
  12. Кухня ведьмы
  13. Улица
  14. Вечер
  15. На прогулке
  16. Дом соседки
  17. Улица
  18. Сад
  19. Беседка в саду
  20. Лесная пещера
  21. Комната Гретхен
  22. Сад Марты
  23. У колодца
  24. На городском валу
  25. Ночь. Улица перед домом Гретхен
  26. Собор
  27. Вальпургиева ночь
  28. Сон в Вальпургиеву ночь, или Золотая свадьба Оберона и Титании
  29. Интермедия
  30. Пасмурный день. Поле
  31. Ночь в поле
  32. Тюрьма
  33. Часть вторая
  34. Акт первый
  35. Красивая местность
  36. Императорский дворец
  37. Маскарад
  38. Сад для гулянья
  39. Темная галерея
  40. Ярко освещенные залы
  41. Рыцарский зал
  42. Акт второй
  43. Тесная готическая комната с высокими сводами, когда–то фаустова, в том виде, в каком он ее оставил
  44. Лаборатория в средневековом духе
  45. Классическая Вальпургиева ночь
  46. У верхнего Пенея
  47. У нижнего Пенея
  48. У верховьев Пенея, как прежде
  49. Скалистые бухты Эгейского моря
  50. Акт третий
  51. Перед дворцом Менелая в Спарте
  52. Внутренний двор замка, окруженный богатыми причудливыми строениями средневековья
  53. Акт четвертый
  54. Горная местность
  55. На переднем горном отроге
  56. Шатер враждебного императора
  57. Акт пятый
  58. Открытая местность
  59. Дворец
  60. Глубокая ночь
  61. Полночь
  62. Большой двор перед дворцом
  63. Положение во гроб
  64. Горные ущелья, лес, скалы, пустыня

Главные герои:

Фауст – почтенный и уважаемый в обществе ученый, заключивший сделку с дьяволом ради желания познать весь мир.

Мефистофель – бес-искуситель, исполняющий все желания Фауста и стремящийся извратить его представление о мире.

Маргарита (Гретхен) – молодая девушка, ставшая возлюбленной Фауста. Она становится виновницей смерти близких людей и подвергается казни. За свои страдания Маргарита заслуживает прощение и возносится на небеса.

Краткое содержание:

Посвящение

Автор сообщает о возвращении к прерванной работе над своей трагедией. Он сожалеет о том, что некоторые слушатели первых сцен уже умерли или находятся с ним в ссоре.

Театральное вступление

Директор театра призывает поэта и комического актера поскорее приступить к представлению. Он с пренебрежением отзывается о равнодушной и грубой публике, которая жаждет только развлечений. Этим и нужно умело пользоваться.

Поэт заявляет, что не потерпит смешения своего священного дара с грязью. Поэтический талант не должен быть подчинен грубым нравам толпы.

Комический актер советует поэту в полной мере использовать своей дар и создать выдающееся произведение, взятое из самой “гущи жизни”. Соединение правды с творческим вымыслом вызовет искреннее сопереживание у любого зрителя.

Директор завершает бесполезный спор. Он предлагает немедленно браться за дело, предоставляя поэту и актеру пользоваться любыми нужными театральными “приспособленьями” (декорациями, бутафорией, костюмом, светом).

Пролог на небе

Мефистофель вступает в спор с Господом о человечестве. Бог предлагает черту попытаться искусить чем-либо своего преданного раба – доктора Фауста.

Часть первая

Ночь

Фауст в одиночестве размышляет о смысле своей жизни, прошедшей в познании наук. Он произносит заклинание и вызывает Дух. Доктор самонадеянно называет его “своим прообразом”, что заставляет Дух исчезнуть.

Уединение Фауста нарушает его ученик – Вагнер. Он ненадолго занимает учителя беседой. Вагнер жадно стремится к знаниям.

Когда ученик уходит, Фауст собирается принять яд. Он уже подносит бокал к губам, но тут раздается колокольный звон и хоровое пение, свидетельствующее о начале Пасхи. Фауст рад, что это отвлекло его от исполнения замысла.

У ворот

На праздничное гулянье выходит множество людей. Фауст и Вагнер наблюдают за толпой. К ним подходит старик и благодарит доктора за все благодеяния, оказанные простому народу. Многие присоединяются к выражению благодарности.

Отойдя подальше, Фауст признается Вагнеру, что его нужно осуждать, а не благодарить. Отец Фауста был алхимиком и во время чумы пытался лечить людей своими снадобьями. Он сам не знал, как подействует та или иная смесь различных веществ. Многие “лекарства” оказывались смертельными. Фауст был вынужден помогать отцу и сам “отраву тысячам давал”.

Начинает смеркаться. Фауст с Вагнером собираются домой, но доктор замечает странного черного пуделя. Пес подбегает и увязывается за ними.

Рабочая комната Фауста

Фауст приводит пуделя в свою комнату и берется за перевод Священного Писания на немецкий язык. Пес ведет себя очень странно: рычит и мечется по комнате. В конце концов он начинает увеличиваться в размерах и скрывается в клубах дыма.

Когда дым рассеивается, Фауст видит человека в одежде студента (Мефистофеля). Он представляется “духом зла и разрушенья” и частью той силы, что “творит добро, всему желая зла”.

После короткой беседы Мефистофель собирается покинуть Фауста, но ему мешает нарисованная на дверном пороге пентаграмма. Он призывает духов, которые усыпляют доктора. Мефистофель повелевает крысам прогрызть рисунок, а затем уходит.

Очнувшийся Фауст думает, что ему все привиделось во сне.

Рабочая комната Фауста

 Мефистофель возвращается к Фаусту в роскошной одежде. Он уговаривает доктора покинуть свое мрачное убежище и изведать все жизненные наслаждения. Черт уверяет, что Фауста ждет известность, богатство, успех у женщин.

После некоторых колебаний Фауст решается заключить с дьяволом сделку. Согласно главному условию, если доктор скажет: “Мгновение, повремени!”, его душа навечно попадает в рабство к Мефистофелю. Он подписывает договор собственной кровью.

В это время к Фаусту приходит молодой студент. Черт одевает одежду доктора и встречает гостя. Он дает ему “мудрые” советы: забыть о науках, добиваться расположения женщин и т. д.

Фауст с Мефистофелем отправляются в путешествие.

Погреб Ауэрбаха в Лейпциге

Черт переносит Фауста в захудалый лейпцигский кабак, где сидит компания пьяниц. Мефистофель предлагает гулякам любое вино на выбор. Он высверливает дырки в столах, откуда начинают течь заказанные напитки.

Один из пьяниц случайно проливает вино, которое тут же загорается. Мефистофеля обвиняют в колдовстве и бросаются на него с ножами. Черт насылает на противников волшебные видения и исчезает вместе с Фаустом.

Кухня ведьмы

Фауст с Мефистофелем оказываются в логове ведьмы, где мартышки что-то варят в котле. Доктор пристально всматривается в зеркало, где видит прекрасную женщину (Елену).

Вскоре появляется сама хозяйка. Мефистофель просит ее налить гостям своего волшебного вина. Когда Фауст пригубливает чашу, вино загорается.

Улица

Фауст встречает на улице красивую молодую девушку по имени Маргарита (Гретхен). Он требует, что Мефистофель свел ее с ним, угрожая расторгнуть сделку.

Черт просит дать ему время. Он обещает, что вечером у Фауста будет возможность тайно проникнуть в дом красавицы. Доктор пока этим удовлетворен, но приказывает Мефистофелю найти подходящий подарок для Маргариты.

Вечер

В отсутствие Маргариты черт переносит Фауста в ее комнату. Доктор с радостью осматривает вещи девушки, представляя встречу с ней. Напоследок Мефистофель оставляет подарок – шкатулку с драгоценностями.

Маргарита возвращается домой и находит шкатулку. Она с радостью примеряет украшения и мечтает о богатстве.

На прогулке

Мать Маргариты отдает находку дочери в дар церкви. Черт взбешен. Фауст советует ему вновь подбросить девушке подарок и попытаться “подобраться” к ней через соседку.

Дом соседки

Соседку Маргариты зовут Марта. Он уже долгое время не имеет никаких сведений о своем муже, отправившимся в дальнее плавание.

Мефистофель застает Марту вместе с Маргаритой. Девушка пришла поведать соседке о втором богатом подарке. Черт рассказывает, что муж Марты погиб, чему он сам свидетель. Подтвердить его слова может один приятель. Марта приглашает Мефистофеля на вечер в гости вместе с другом. Она обещает прийти в сад вместе с Маргаритой.

Улица

Черт рассказывает Фаусту об успехе и уговаривает его солгать Марте о гибели мужа.

Сад

Фауст под руку с Маргаритой гуляет в саду, за ними следуют Мефистофель с Мартой. Доктор признается девушке в любви.

Беседка в саду

Фауст и Маргарита уединяются в беседке и целуются. Идиллию разрушает Мефистофель, который говорит, что уже поздно и пора прощаться.

Лесная пещера

Фауст в лесу сетует на то, что связался с нечистым. Появляется Мефистофель и зовет его на встречу с Маргаритой. Девушка тоскует, она влюблена в доктора.

Фауст пытается противостоять искушению, но не выдерживает и отправляется вместе с чертом.

Комната Гретхен

Маргарита мечтает о встрече с Фаустом.

Сад Марты

На свидании Маргарита укоряет любимого в недостаточной, по ее мнению, вере в Бога. К тому же она испытывает неприязнь к его приятелю. Он внушает ей отвращение.

Фауст успокаивает девушку. Он просит позволения прийти к ней ночью и дает флакон с каплями, которые усыпят ее мать.

У колодца

Подруга рассказывает Маргарите о Варваре, которая тайком встречалась с любовником и потеряла невинность. Сейчас она подвергается всеобщему осуждению. Маргарита невольно сравнивает себя с опозоренной девушкой.

На городском валу

Маргарита молится перед статуей Божьей Матери и просит у нее прощения за свой грех.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Брат Маргариты Валентин замечает крадущихся в дом сестры Фауста и Мефистофеля. Он вступает с ними в бой на шпагах. Фауст наносит противнику смертельное ранение.

На шум сбегается народ. Умирающий Валентин прилюдно называет сестру “шлюхой” и проклинает ее.

Собор

Маргарита приходит в церковь, пытаясь замолить грехи. Брат убит, а мать умерла от данных Фаустом капель. Девушка во время церковной службы постоянно слышит за собой шепот Злого духа и теряет сознание.

Вальпургиева ночь

Черт переносит Фаусту на гору, где ведьмы каждый год устраивают шабаш. Доктор видит огромную толпу веселящейся нечисти и сам начинает танцевать с молодой ведьмой, пока у нее изо рта не выскакивает мышь.

Сон в Вальпургиеву ночь, или Золотая свадьба Оберона и Титании

Интермедия

Эта часть представляет собой сборник эпиграмм, направленных против враждебных автору деятелей культуры.

Пасмурный день. Поле

Фауст гневно обвиняет черта в том, что его любимая была опозорена, долго побиралась, а сейчас посажена в тюрьму за убийство ребенка и ждет казни. Он требует немедленно доставить его к Маргарите и освободить ее.

Ночь в поле

Фауст и Мефистофель в дороге замечают несущихся к эшафоту ведьм, предчувствующих близкую казнь Маргариты.

Тюрьма

Черт усыпляет стражника, и Фауст с ключами проникает в темницу к Маргарите. От пережитых страданий девушка обезумела. Она не узнает любимого и горько раскаивается в своих грехах. Она не только стала причиной смерти матери и брата, но и утопила новорожденную дочь.

Фауст безуспешно уговаривает Маргариту бежать. Она намерена принять божественную кару за свои преступления. Мефистофель торопит Фауста. В это время раздается торжественный голос: “Спасена!”.

Часть вторая

Акт первый

Красивая местность

Фауст в одиночестве лежит на лугу и восторгается красотами природы. Над ним кружится хоровод духов.

Императорский дворец

Мефистофель нанимается шутом в императорский дворец. Император в это время слушает доклады о положении дел в стране. Канцлер, военачальник, казначей и смотритель дворца жалуются на невероятный упадок: нарушение законов, казнокрадство, междоусобицу и т. д.

Мефистофель уверенно заявляет, что государство находится на вершине могущества. Он говорит, что в земле спрятаны несметные богатства, который только нужно выкопать. Речь черта убеждает большинство придворных и даже самого императора. Он поручает шуту заняться поиском этих сокровищ.

Маскарад

Император объявляет о начале маскарада. Громадный зал наполняется народом. Перед собравшимися появляются самые разные персонажи: грации, парки, фурии. Верхом на слоне въезжает Надежда.

Возникает бог богатства Плутос (Мефистофель), восседающий на роскошной колеснице. Он открывает наполненный золотом сундук и превращает его в “огненный фонтан”. Чтобы рассмотреть чудо поближе, подходит Пан. Неожиданно его бороду и одежду охватывает пламя. Все узнают императора. Во дворце начинается пожар.

Сад для гулянья

Мефистофель с Фаустом извиняются перед императором за нечаянно возникший пожар. Государь не гневается, в целом он доволен маскарадом.

Во дворец приходят чиновники с радостными новостями. По совету Мефистофеля в стране начался выпуск бумажных денег, “залогом” которых стали хранящиеся в земле сокровища. Пустые бумажки уже широко распространились среди населения. Империя чудом спасена от банкротства.

Темная галерея

Фауст просит Мефистофеля помочь ему достать для представления на карнавале героев древнегреческих мифов – Париса и Елену. Это задача трудна даже для нечистого. Он дает Фаусту волшебный ключ. Доктору предстоит спуститься в обитель к Матерям и прикоснуться ключом к жертвенному треножнику. Святыня последует за ключом вместе с Фаустом, а Мефистофель сможет превратить “дым жертвенный” в духов мифических героев.

Ярко освещенные залы

Императорская свита требует, чтобы Мефистофель поскорее начинал обещанное представление. Черт отвечает, что ждет Фауста. Вскоре его окружает толпа придворных с различными просьбами. Мефистофель каждому помогает и дает “дьявольские” советы.

Рыцарский зал

Фауст успешно похищает треножник. Начинается долгожданное представление. На сцене появляются Парис и Елена. Зрители бурно обсуждают их внешность и манеру держать себя.

Фауст очарован Еленой. Несмотря на предостережения Мефистофеля, он бросается к ней и вырывает из рук Париса. Раздается взрыв. Вызванные духи исчезают.

Акт второй

Тесная готическая комната с высокими сводами, когда–то фаустова, в том виде, в каком он ее оставил

Черт возвращает обессиленного Фауста в его прежнее жилище. Прошло уже несколько лет. Ученик доктора Вагнер стал известным ученым-алхимиком. Он до сих пор ждет возвращения учителя.

Мефистофель одевает старый плащ Фауста и под его именем встречается с Бакалавром – самонадеянным “человеком формации новейшей”. Бакалавр отрицает богатый опыт Фауста и вообще всех людей старше тридцати лет. Он убежден в собственных силах и хвалится, что может одолеть даже самого черта.

Лаборатория в средневековом духе

Мефистофель появляется в лаборатории Вагнера. Ученый приближается к своему главному открытию – созданию искусственного человека. В колбе появляется Гомункул и сразу же узнает дьявола.

Мефистофель просит Гомункула помочь пробудить Фауста. Искусственное создание ясно видит, что доктор погружен в видения о прекрасной Елене. Он советует черту перенести его к “фессалийским ведьмам”. Гомункул отправляется вместе с ними и прощается со своим создателем, обещая ему “долгий век, богатство, славу”.

Классическая Вальпургиева ночь

Мефистофель с безжизненным Фаустом и Гомункул прибывают в Грецию. Опущенный на землю доктор тотчас же приходит в себя и в тоске зовет Елену. Черт призывает разойтись и поискать “приключений”. Сигналом к возвращению будет служить звон колбы Гомункула.

У верхнего Пенея

Мефистофель встречает сфинксов, грифов и сирен. Вскоре к ним подходит Фауст и спрашивает, не видел ли кто из них Елену. Один из грифов советует ему поговорить с Хироном.

У нижнего Пенея

Фауст находит Хирона и садится на него верхом. Он расспрашивает кентавра о древних героях, а под конец задает мучающий его вопрос об Елене. Хирон отвечает, что возил ее на себе когда-то давно.

Кентавр называет Фауста сумасшедшим за желание обладать Еленой и привозит его к сивилле Манто. Прорицательница показывает доктору путь к владычице преисподней – Персефоне.

У верховьев Пенея, как прежде

Начинается землетрясение, воздвигающее горы между Мефистофелем и сфинксами. Черт идет дальше. Он встречает заигрывающих с ним ламий, затем Гомункула, который увлекся философским разговором между Анаксагором и Фалесом. Затем Мефистофель попадает в пещеру, где живут ужасные форкиады – старухи-сестры с одним глазом и одним зубом на троих.

Скалистые бухты Эгейского моря

Гомункул просит Фалеса помочь ему превратиться из неопределенного существа в колбе в настоящего человека. Мудрец приводит его к морскому богу Нерею, а тот, в свою очередь, посылает Гомункула к Протею.

Протей советует Гомункулу погрузиться в безбрежное море и безостановочно двигаться в воде. Постепенно это будет приводить к усложнению его форм.

Начинает настоящий морской праздник, появляются нереиды, тритоны, псиллы, дориды и другие морские божества. Резвящийся среди них Гомункул налетает на скалу. Колба разбивается, и по всему морю растекается яркое сияние.

Акт третий

Перед дворцом Менелая в Спарте

Елена думает, что она и несколько пленниц только что возвратились после победы под Троей с Менелаем, который приказал ей готовиться к жертвоприношению.

В дворце Елена встречает одну из форкиад. Старуха вступает в грубую перебранку с плененными троянками, а затем оскорбляет саму царицу. Форкиада раскрывает тайну: Менелай хочет принести в жертву Елену и всех пленниц.

Троянки умоляют форкиаду спасти их. Старуха говорит, что за долгое время отсутствия Менелая власть в царстве захватило северное племя. Оно построило величественный замок, в котором живет мужественный властелин. Елена спасет себя и своих спутниц, если согласится жить с ним.

Елена дает свое согласие. Все заволакивается густым туманом.

Внутренний двор замка, окруженный богатыми причудливыми строениями средневековья

Елену и троянок с почетом встречает Фауст. Он предлагает красавице стать царицей в его замке.

Раздается сигнал тревоги. К замку подступает войско Менелая. Фауст не боится нападения. Под его командованием собралось множество европейских народов. Фауст отправляет военачальников и говорит Елене, что отныне их удел – счастливая беззаботная жизнь вне времени и пространства.

Троянки приходят в себя в незнакомой местности. Появляется форкиада и рассказывает, что у Елены и Фауста родился прекрасный мальчик – Эвфорион. Волшебным образом он был превращен в юношу.

Эвфорион прыгает со скалы на скалу, поднимаясь все выше. При последнем прыжке он ненадолго зависает в воздухе, падает на землю и умирает. Елена просит Персефону забрать ее вместе с сыном. Она исчезает в объятиях Фауста. Его окутывает одежда женщины и уносит ввысь.

Форкиада сбрасывает маску и оказывается Мефистофелем.

Акт четвертый

Горная местность

Фауст и Мефистофель стоят на вершине горы и разговаривают. Черт рассказывает, что в стране, который правит император, начался бунт. Скоро состоится решающее сражение между правительственными войсками и повстанцами. Мефистофель предлагает поддержать императора в битве и призывает “троих сильных”: Рауфебольда, Габебальда и Гальтефеста.

На переднем горном отроге

Бойцы, вызванные Мефистофелем, значительно укрепляют императорское войско. Однако, неприятель одерживает успехи на левом фланге. Ситуация становится критической.

Мефистофель обращается за помощью к русалкам и гномам, которые насылают на врагов видения в виде наводнения и пламени. Испуганные повстанцы бросаются в отступление.

Шатер враждебного императора

Император торжествует победу во вражеском шатре. Он щедро одаривает своих телохранителей, назначая их на высшие государственные должности. Император милует восставших против него князей и наделяет их широкими правами.

Последним государь принимает архиепископа, который укоряет его в связях с нечистой силой и просит щедрых пожертвований в пользу церкви.

Акт пятый

Открытая местность

Одинокий путник навещает живущих на морском побережье стариков. Они рассказывают, что после подавления бунта император отдал все морские берега “строителю адскому”, который с помощью колдовства воздвиг себе дворец.

Дворец

Прекрасный дворец принадлежит Фаусту. К причалу подходит корабль, нагруженный товарами. Фауста не радует богатство. Он жалуется Мефистофелю на одиноких стариков, которые не хотят переселяться с побережья.

Глубокая ночь

Ночью Мефистофель и “трое сильных” пытаются силой заставить стариков переехать. От испуга старики умирают, а оказавший сопротивление путник убит. От случайной искры загорается их дом.

Полночь

К Фаусту во дворец проникает Забота. Он признается ей, что всю жизнь старался удовлетворить свои желания. Забота проклинает доктора и делает его слепым. Фауст не смиряется и приказывает начать работы по сооружению плотины.

Большой двор перед дворцом

Мефистофель руководит работами. Вместо плотины он приказывает копать могилу хозяину дворца. Фауст идет проконтролировать ход работ, но внезапно падает и умирает.

Положение во гроб

Мефистофель в нетерпении ждет, когда из тела Фауста вылетит его душа. На помощью он призывает множество чертей.

С небес спускается хор ангелов. Своим чудесным пением они разгоняют бесов и отвлекают Мефистофеля. Ангелы подхватывают душу Фауста и уносят ее с собой.

Горные ущелья, лес, скалы, пустыня

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий