Краткое содержание пьесы “Скупой рыцарь” (А. С. Пушкин)

Краткое содержание пьесы Краткое содержание

Всем любителям творчества А. С. Пушкина рекомендуем читать краткое содержание пьесы “Скупой рыцарь” – первого произведения из цикла “маленьких трагедий”, написанных “болдинской осенью” 1830 г. В пьесе ярко показана одна из пагубных человеческих страстей – скупость. Она не только приводит барона к смерти, но и косвенным образом превращает его сына в жестокого человека, мечтающего о смерти отца.

Главные герои

Скупой рыцарь – барон, отец Альбера; обладающий колоссальным богатством старик, сошедший с ума от жадности. Барон озабочен только бесцельным накоплением золота, которое ежедневно уносит в подвал и прячет в сундуки с прочными замками. Старик до предела ограничил свои расходы и отказывает в деньгах даже единственному сыну.

Альбер – молодой сын барона, мужественный рыцарь. Доблесть на рыцарских турнирах не может компенсировать Альберу бедность. Молодой человек стыдится появляться в высшем обществе. Нищенская жизнь вызывает в Альбере ненависть к жадному отцу. Втайне он уже давно с нетерпением ждет смерти барона, но тщательно это скрывает.

Герцог – повелитель территории, где живут барон с сыном.

Иван – слуга Альбера.

Соломон – еврей-ростовщик.

Краткое содержание

Сцена I

В башне замка Альбер и его слуга Иван обсуждают последствия последнего рыцарского турнира. На поединке граф Делорж пробил Альберу шлем, безнадежно его испортив. В ответ Альбер выбил графа из седла с такой силой, что тот долго не мог прийти в сознание.

Блестящая победа не радует Альбера. Он сетует Ивану на свою бедность. Денег нет даже на покупку нового шлема. Альбер вынужден появляться в благородном обществе в простых латах. Он признается слуге, что нанес графу такой мощный удар только потому, что пришел в ярость за поврежденный шлем.

В довершение несчастий захромал единственный конь – Эмир. Альбер начинает размышлять над покупкой Гнедого, но Иван напоминает, что даже самого дешевого коня нельзя купить без денег.

Альбер интересуется у Ивана: нельзя ли попытаться взять в долг у богатого еврейского ростовщика Соломона? Слуга отвечает, что тот отказывается занимать деньги без заклада. Иван, впрочем, добавляет, что Соломон сам собирался зайти к рыцарю.

Вскоре ростовщик действительно приходит и просит Альбера вернуть хотя бы часть денег, которые тот уже давно ему должен. Называя “презренного жида” “почтенный” и “мой милый”, рыцарь пытается уговорить его на еще один заем в сто червонцев. Решительный отказа Соломона выводит Альбера из себя. Он заявляет, что залогом для “собаки”-ростовщика может служить только одно “рыцарское слово”.

Соломон не сомневается в твердости слова “благородного” рыцаря, которое подкреплено богатством его престарелого отца. Но при этом он замечает, что старик может и пережить своего буйного сына. В этом случае “бедному еврею” ничего не достанется.

Альберу неприятно вспоминать о своем жадном отце. Обладая несметным богатством, старик живет впроголодь и днем и ночью охраняет свои сундуки с золотом. Рыцарь тайно мечтает о его смерти и наследовании всех денег.

Соломон издалека намекает, что знает одного старого аптекаря по имени Товий. Среди разных товаров у него есть “чудные капли”, не имеющие ни запаха, на цвета. Всего несколько капель вызывают у человека быструю безболезненную смерть.

Альбер поначалу не понимает, зачем ростовщик ему об этом рассказывает. Соломон, смущаясь и запинаясь, объясняет: возможно, отцу рыцаря пришло “время умереть”?

Предложение еврея вызывает неподдельный гнев у Альбера. Рыцарь кричит, что прикажет повесить ростовщика прямо на своих воротах. Испуганный Соломон оправдывается тем, что просто пошутил. Он добавляет, что принес рыцарю деньги.

Альбер прогоняет Соломона, но затем приказывает Ивану догнать его и взять деньги. Пытаясь успокоиться, он просит вина, но в доме осталась лишь одна вода.

В отчаянии рыцарь принимает решение идти к герцогу с жалобой на скупого отца.

Сцена II

В подвале барон (отец Альбера) с наслаждением подходит к своим сундукам, желая добавить в них еще несколько золотых монет. Старик выглядит сумасшедшим. Он обращается к своему золоту с речью.

Барон чувствует себя всемогущим владыкой целого мира. Обладая грудой золотой, он может позволить себе все что угодно. В конце концов осознание этой “мощи” свело старика с ума. Барон даже отличает некоторые монеты и помнит, как они ему достались. Золото для него символизирует собой бесчисленные человеческие “слезы, кровь и пот”.

Старик отпирает все сундуки и освещает их свечами. Он упивается видом сказочного богатства.

Барон с горечью вспоминает о своем сыне, который неизбежно унаследует все накопленное золото.”Расточитель молодой” сразу же после смерти отца начнет бездумно тратить деньги, “разоряя” сундуки. Старик страстно мечтает встать из могилы и превратиться в вечного стража своих сокровищ.

Сцена III

Альбер приезжает во дворец герцога, жалуется на бедность и просит оказать воздействие на прижимистого отца. Герцог с готовностью соглашается помочь несчастному молодому человеку. В детстве он виделся с бароном, который был другом его деда.

В дворцу подъезжает барон. Увидев его в окно, герцог просит Альбера подождать результатов разговора в другой комнате.

Барон помнит повелителя мальчиком. Герцог желает “возобновить знакомство” с почтенным рыцарем и приглашает его ко двору. Барон отговаривается старостью.

Герцог напоминает, что у старика есть сын, которого почему-то редко можно встретить на дворцовых праздниках и балах. Он советует барону назначить молодому человеку “приличное по званью содержанье”, чтобы тот мог быть достойно принят в высшем обществе.

Барон начинает придумывать разные отговорки. Сначала он говорит, что его сын любит уединенье и привык проводить время в одиночестве. Затем старик “признается”, что Альбер погряз в “пороках низких” и “недостоин… милостей” повелителя.

Герцог настаивает на своей просьбе. Тогда старик заявляет, что подозревает сына в намерении убить его и обокрасть. При этих словах в комнату вбегает Альбер и обвиняет отца во лжи. Барон, бросив перчатку, вызывает сына на поединок. Альбер тут же принимает вызов.

Возмущенный до глубины души герцог отбирает перчатку у рыцаря и гневно укоряет старого “безумца” и молодого “тигренка”. По его требованию Альбер уходит ждать дальнейших распоряжений.

После ухода сына барон оседает на пол и со словами “Где ключи?” (от сундуков) умирает.

Потрясенный всей сценой герцог горестно восклицает: “Ужасный век, ужасные сердца!”

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий