Краткое содержание поэмы «Реквием» (А. А. Ахматова)

Краткое содержание поэмы Краткое содержание

Предлагаем Вам читать краткое содержание поэмы «Реквием» – одного из центральных произведений в творчестве А. А. Ахматовой. Поэма представляет собой литературный обличительный памятник эпохе сталинского террора, поэтому долгие годы была запрещена в СССР. Полный текст произведения был впервые опубликован на родине в 1987 г.

Главные герои

Рассказчица – сама поэтесса, описывающая свои чувства и впечатления в 1935-1940 гг.

Сын рассказчицы – Лев Николаевич Гумилев, сын Анны Ахматовой; знаменитый ученый, писатель и переводчик. Несколько лет провел в лагерях (1939-1944, 1949-1956 гг.). В поэме упоминаются обстоятельства второго и третьего ареста Гумилева и его осуждение на пятилетний срок в 1939 г.

Краткое содержание

Вместо предисловия

Поэтесса вспоминает страшные годы сталинских репрессий. Однажды она стояла в тюремной очереди, добиваясь свидания с арестованным сыном. Очередь состояла из огромного количества таких же страдающих женщин. Поэтессу узнали в лицо. Одна женщина тихо спросила ее, сможет ли она впоследствии описать эти трагические события. Ахматова твердо ответила, что сможет. Это вызвало на лице женщины некое подобие улыбки.

Посвящение

Ахматова посвящает поэму своим «невольным подругам» – женам и матерям всех заключенных. Их сближает общее великое горе, перед которым «гнутся горы».

Поэтесса на протяжении двух «осатанелых» лет под «ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат» встречалась в тюремных очередях с такими же безвинными жертвами террора. До вынесения окончательного решения по делу сына, мужа или любимого каждая женщина лелеяла в душе призрачную надежду. Объявление приговора «отделяло» ее от толпы и обрекало на страдания в одиночестве.

После отправки сына (Льва Гумилева) в Норильлаг поэтесса обращается с «прощальным приветом» ко всем «подругам» по несчастью.

Вступление

Ахматова описывает атмосферу всеобщего страха, постепенно охватывающего Ленинград и всю Россию. Репрессивная машина только набирала обороты, но живые уже завидовали мертвым.

В тюрьмы отправлялись целые «полки осужденных», а страна «корчилась» «под кровавыми сапогами».

I

Поэтесса с горечью вспоминает второй арест сына, которого увели «на рассвете». Это событие сближает ее со «стрелецкими женками», которые несколько веков назад так же пострадали от действий правителя-тирана.

II

Перед читателями предстает образ измученной, больной, одинокой женщины, которую кровавый режим лишил самых близких людей: «Муж в могиле, сын в тюрьме».

III

Поэтесса сходит с ума от горя. В тоске она представляет, что беда случилась не с ней: «Нет, это не я, кто-то другой страдает». Единственный выход – попытаться навсегда забыть обо всем случившемся.

IV

Ахматова невольно сравнивает свое нынешнее невыносимое положение с беззаботной дореволюционной жизнью. Когда-то давно она была «царскосельской веселой грешницей» и не могла даже представить себе, что будет стоять в длинной тюремной женской очереди и «слезою горячей… лед прожигать».

V

Судебное разбирательство по делу сына продолжается уже почти полтора года. В качестве последнего средства Ахматова пробовала писать письма Сталину, умоляя его пощадить Льва Гумилева («кидалась в ноги палачу»).

Поэтесса измучена неопределенностью: «долго ль казни ждать». Ее пугают чудовищные изменения в обществе: «не разобрать теперь, кто зверь, кто человек».

Ахматова уже потеряла всякую надежду на оправдание сына и предчувствует его «скорую гибель».

VI

Поэтесс обращается к своему сыну, который в ожидании приговора провел уже большой срок в заключении («легкие летят недели»).

VIII. Приговор

Летом 1939 г. Лев Гумилев был приговорен к пяти годам лагерей. Несчастная мать, услышав это «каменное слово», пытается как-то пережить беду и начать «заново научиться жить». Хотя сделать это можно, лишь окаменев душой и убив «память до конца».

VIII. К смерти

Поэтесса уже готова и даже сама ждет прихода смерти. Она согласна принять ее в любом образе: «ворвись отравленным снарядом», «с гирькой подкрадись», «отрави тифозным чадом». Лишившись единственного сына, женщина равнодушно относится к собственной жизни: «мне все равно теперь».

IX

Ахматова понимает, что страшное горе может свести ее с ума. Сопротивляться надвигающемуся «безумию» бесполезно. Вместе с ним придет долгожданное облегчение и забвение.

Больше всего поэтесса боится, что вместе с потерей рассудка лишится самых ярких воспоминаний: «сына страшные глаза», «час тюремного свиданья», «милая прохлада рук», «слова последних утешений».

X. Распятие

Поэтесса сравнивает свое состояние со страданиями Богоматери после казни Христа.

Эпилог

Ахматова стала свидетельницей и жертвой ужасной эпохи, когда «из-под век выглядывает страх», а «локоны из пепельных и черных серебряными делаются вдруг». Она призывает помолиться за всех женщин, разделивших такую же участь.

Поэтесса никогда не сможет забыть своих «невольных подруг», имена которых канули в лету. Если потомки когда-нибудь захотят воздвигнуть в ее честь памятник, Ахматова завещает поставить его у тюремной стены, где она простояла «триста часов». Этот монумент увековечит страдания «стомильонного народа» и будет служить для последующих поколений вечным напоминанием о страшной эпохе террора.

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий