Краткое содержание повести «Кондуит и Швамбрания» (Л. А. Кассиль)

Краткое содержание повести Краткое содержание

Любителям книг про детей советуем читать краткое содержание повести «Кондуит и Швамбрания» – известного автобиографического произведения Л. А. Кассиля. Автор описывает процесс взросления двух мальчиков из интеллигентной семьи, ломку их представлений о мире в бурные революционные годы.

Главные герои

Леля (Лев) – автор в детстве; сын провинциального доктора, поступивший в первый класс гимназии.

Оська – младший брат Льва; любознательный мальчик, постоянно ставящий взрослых в тупик своими вопросами.

Степка Атлантида – гимназический приятель Льва, всецело поддержавший революцию и установление советской власти.

Биндюг – одноклассник Льва; очень сильный мальчик, хулиган.

Чубарьков – военный комиссар, назначенный заведующим преобразованной из гимназии советской школы.

Краткое содержание

Часть первая. Кондуит

Страна вулканического происхождения

8 февраля 1914 г. Лев и его младший брат Оська, поставленные родителями в угол, открыли Швамбранию

Братья были наказаны отцом за то, что играли с шахматными фигурами и во время игры потеряли одного ферзя – черную королеву. Местом отбывания наказания была крошечная проходная комната, называемая в семье «аптечкой».

Лев и Оська, сидя в «аптечке», страдали от ужасной несправедливости: во всем мире командовали взрослые. Внезапно старшего брата озарила блестящая идея. Он придумал новую игру в несуществующее государство, на которое не распространяется власть взрослых. Оська встретил идею с восторгом. Новая страна была названа братьями Швамбранией.

Игра в Швамбранию стала для братьев своеобразным выходом из окружающей скучной действительности. Она увлекла их на несколько лет. Воспоминания об этом и швамбранские «документы» послужили для автора основой для создания этой книги.

Оська нарисовал карту Швамбрании. Страна активно воевала и вскоре присоединила к своей территории еще два соседних государства.

В вымышленной стране братья жили в городе Драндзонск, в реальности – в Покровске. Это был волжский портовый город, поэтому особой любовью и уважением мальчиков пользовались моряки.

В воображении мальчиков их дом представлялся самым настоящим кораблем. Каждая комната являлась пароходным отсеком: машинное отделение (кухня), кают-компания (столовая), капитанский мостик (рабочий кабинет отца) и т. д.

Отец швамбранов был известным всему городу доктором. Он работал не только в больнице, но и принимал пациентов на дому.

Мама братьев была учительницей музыки. К ней тоже каждый день приходило множество учеников. Мальчики с раннего детства привыкли к постоянно звучащей в доме музыке.

Родители швамбранов принадлежали к обеспеченному классу, но старались привить своим детям демократические понятия. С этой целью отец, к примеру, иногда совершал поездки «в народ». Он нанимал «таратайку» и, сев вместо кучера на козлы, катался с сыновьями по городу.

Воспитываясь в интеллигентной семье, швамбраны не имели никакого понятия о физической работе. На них произвела большое впечатление книга «Вокруг нас», в которой рассказывалось, как делаются разные вещи.

Мальчики видели, насколько отличаются работники умственного и физического труда, особенно в имущественном положении. Вызываемые в дом рабочие могли делать и ремонтировать вещи, но сами их не имели.

Оська очень рано научился читать и, как губка, впитывал в себя новые слова, постоянно путая их и искажая. Из-за этого мальчик часто удивлял взрослых своими догадками и неожиданными вопросами. Однажды он даже рассердил священника, заявив, что «самая первая мама» сама «вышла из обезьянки».

Интеллигентные родители сами не верили в Бога. Сокрушительный удар по вере мальчиков нанес первый прочитанный ими учебник по естествознанию.

Однажды братьев привели в церковь на свадьбу. Хотя мальчики ничего не поняли в этой церемонии, им все очень понравилось. Под впечатлением от посещения церкви они ввели духовенство в Швамбранию.

В реальности люди часто играли в сказки, которые, в отличие от выдуманных историй, имели плохой конец. Аналогом знаменитой Золушки в Покровске стала бедная горничная Марфуша.

Марфуша хорошо относилась к братьям и часто показывала им свою богатую коллекцию марок. Она мечтала накопить две тысячи штук, продать их и купить себе прекрасное платье.

Родители мальчиков позволили пожить у себя гимназисту Мите Ламбергу, который был исключен из Саратовской и переведен в Покровскую гимназию. Митя был непримиримым бойцом с любой властью.

На святки в гости приехал двоюродный брат швамбранов Витя. В городе шла подготовка к торжественному балу-маскараду. Семья решила отправить на праздник Марфушу с тайной целью досадить земскому начальнику.

Для Марфуши был изготовлен маскарадный костюм, представляющий собой большой конверт, обклеенный многочисленными марками. Послание было адресовано земскому начальнику.

Марфуша, подобно Золушке, приехала на маскарад. За костюм она получила первый приз. Земский был очарован таинственной незнакомкой и попытался выяснить, кто скрывается под маской. Митя и Витя вовремя увезли Марфушу домой.

О прекрасной девушке в костюме анонимного письма было напечатано в местной газете. Многие считали, что за маской скрывалась знаменитая актриса.

Спустя пару дней отец швамбранов приехал к заболевшей супруге земского и со смехом признался начальнику, что загадочная незнакомка – горничная Марфуша.

Прикрутив шурупами к крыльцу дома земского огромный ботинок, Митя с несколькими товарищами вывесили от его имени приказ. Он гласил, что начальник хочет разыскать маску, потерявшую на празднике туфельку.

Хулиганская выходка Мити была занесена в кондуитный журнал, став осуществившейся в реальности сказкой о Золушке-Марфуше.

Голубиная книга

Весной Лев успешно сдал вступительные экзамены в гимназию. Семья провела лето в деревне. Возвращение в Покровск совпало с началом Первой мировой войны. Готовящийся к учебе мальчик сравнивал себя с мобилизованным солдатом.

Первый день в гимназии произвел на Льва достаточно неприятное впечатление. Какой-то второгодник оторвал у него две пуговицы. Затем инспектор отрезал еще несколько пуговиц, не полагавшихся «по уставу».

Спустя всего несколько дней Лев уже попал в кондуитный журнал. Он вместе с мамой и Оськой приехал в Саратов и зашел в кафе. Там мальчик случайно встретился с начальником гимназии. В результате в журнал и в дневник была занесена запись о недопустимости посещения кафе гимназистами.

Для Льва потянулись скучные однообразные дни учебы. Жизнь гимназистов была полностью подчинена уставу, налагающему на учеников множество нелепых ограничений. Любой проступок заносился в кондуит.

За цвет шинелей гимназистов прозвали «сизяками». Таких «сизяков» в Покровской гимназии было около трехсот человек. Постоянно происходили достаточно серьезные драки. Гимназисты все время искали способы хоть как-то досадить начальству и учителям.

Директор гимназии по прозвищу Рыбий Глаз больше всего ценил дисциплину учеников, а не уровень их образования. Гимназистов подвергали строгой полувоенной муштровке.

Кондуит хранился в учительской в шкафу. Чаще всего записи о проступках в нем делал надзиратель Цезарь Карпыч по кличке Цап-Царапыч. Такое прозвище он получил за то, что неустанно следил за гимназистами по всему городу с целью «сцапать» их и занести в журнал новую запись.

Особому наказанию подвергал гимназистов инспектор Ромашов. Зайдя в провинившийся класс после занятий, он молча садился и около часа читал книгу. Гимназисты все это время стояли. Затем Ромашов неожиданно прерывал молчание и начинал грубо «отчитывать» учеников. Непрерывная ругань длилась еще час. Лишь после этого изнемогающие гимназисты распускались по домам.

Ромашов четко делил всех гимназистов на «агнцев» и «козлищ», т. е. успевающих и неуспевающих учеников.

Гимназисты называли «единицы» «журавлями», а «двойки» – «лебедями». Крупные стаи этих «птиц» покрывали страницы журналов и дневников.

В «награждении» учеников по любому поводу плохими отметками особенно отличался учитель латинского языка Пустынин, получивший прозвища «Тараканий Ус» и «Длинношеее». Историк Кирилл Михайлович часто в виде наказания заставлял стоять весь урок чуть ли не половину класса.

Настоящей пыткой для гимназистов были торжественные молебны в честь каких-нибудь событий, например, дня рождения императора. Нередко какой-нибудь мальчик не выдерживал двухчасового неподвижного стояния и падал в обморок.

Лев начал активно внедрять в игру полученные в гимназии знания. Первым делом он разместил Швамбранию на глобусе. Оська не отставал от старшего брата и быстро разучивал все новые и новые слова, как обычно безбожно перевирая их.

Еще одним способом отрешиться от скучной действительности были для Льва прогулки по крышам. Это занятие очень нравилось мальчику, потому что лазить по крышам ему строго запрещалось.

Однажды, убегая по крышам от дворника, Лев попал в какой-то двор, где познакомился с девочкой по имени Тая. Он стал каждый день пробираться по крышам к ней в гости. Лев уговорил Оську посвятить в тайну Швамбрании новую знакомую и начал постепенно рассказывать девочке об этой увлекательной игре, взяв с нее обещание никому об этом не говорить.

Один раз Лев увидел вместе с Таей какого-то незнакомого мальчика в кадетской форме. Тот насмешливо назвал его «шваброманом». Лев понял, что девочка не сохранила его тайну, обиделся и ушел.

Дух времени

Продолжалась Первая мировая война. Подчиняясь охватившему все русское общество патриотическому порыву, братья играли только в военные игры.

Однажды по воинственному пылу Льва был нанесен серьезный удар. По просьбе соседской кухарки он вслух прочитал письмо ее сына из армии. Солдат писал, что ему ампутировали руку.

За городом в бараках располагался пехотный полк. Гимназисты завели тесное знакомство с солдатами и выменивали у них за еду и папиросы порох, гильзы, погоны и т. п.

Положение на фронте становилось все хуже. Раненых привозили в город целыми вагонами. В целях поддержания духа в Покровске прошла манифестация «патриотов» – пьяного сброда, вызывающего лишь отвращение.

Учеников двух гимназий однажды привели в военный городок и показали им учебный бой. Зрители были явно разочарованы. Вернувшись домой, Лев заявил Оське, что «война – это, оказывается, ни капельки не красиво».

В канун Нового, 1917 года, родители ушли в гости. Оська рано лег спать, а к Льву пришел товарищ Гришка. Вскоре мальчикам наскучили разные игры. Несмотря на строгий запрет, они решили немного погулять по городу.

Подойдя к ресторану, гимназисты увидели сани городского богача-немца, в которые был запряжен знаменитый рысак Гамбит.

Лев предложил другу тайком прокатиться. Мальчики отвязали коня, уселись в сани и поехали. Вскоре Лев понял, что не знает, как остановить Гамбита. Конь никак не реагировал на вожжи и команду «тпру».

Испуганные мальчики перебирали самые разные известные им команды, но Гамбит не останавливался. Во время этой бешеной поездки колокол прозвонил двенадцать раз. Наступил Новый год.

Неожиданно впереди показался Цап-Царапыч. Он строго закричал на гимназистов. Лев от страха отпустил вожжи, и конь остановился.

Мальчики слезли с саней и покорно подошли к надзирателю. Тот узнал их и записал фамилии. Затем Цап-Царапыч захотел узнать, позволил ли хозяин гимназистам прокатиться на Гамбите. Он сел в сани и хлестнул вожжами. Могучий конь тут же сорвался с места. У ресторана уже раздавались крики о краже.

Лев так и не узнал, чем кончилось эта история. Однако после каникул Цап-Царапыч предпочитал не вспоминать о новогоднем происшествии.

Февральский кондуит

В конце февраля, когда родителей не было дома, позвонил дядя Леша, сидевший в тюрьме по политическому делу. Трубку взял Лев. Дядя с восторгом рассказал племяннику о Февральской революции, благодаря которой он был освобожден.

Мальчики пригласили в гостиную сидевшего у кухарки раненого солдата и устроили «праздник» в честь революции. Веселье вовремя остановила кухарка. Под команду «вольно!» швамбраны отправились спать.

На следующий день все гимназисты бурно обсуждали свержение царя. Во время обязательной утренней молитвы по рукам пошла записка с предложением отказаться от традиционного исполнения «Боже, царя храни».

В итоге запел лишь один регент. После пары исполненных им строк стены гимназии потряс оглушительный хохот как учеников, так и учителей.

Перед уроком вспыхнула драка между «революционерами» и «монархистами», отложенная до большой перемены. Сторонники и противники свержения царизма после урока вновь схватились на улице. Поддержку «монархистам» оказали ученики соседнего Высшего начального училища.

Побоище остановил Степка Атлантида, который влез на сугроб и заявил, что раз провозглашено равенство, то больше не будет ни войн, ни драк. С криками «ура» все мальчишки стали мириться.

На уроке латыни учитель вызвал Льва к доске, назвал «революционером» и поставил единицу. Обиженный мальчик упрямо заявил: «А все-таки царя свергнули…».

Перед последним уроком природоведения гимназисты сделали в портрете Николая II дырку и вставили в нее зажженную папиросу. Степка пожаловался учителю, что царь курит в классе. Тот, сохраняя полную серьезность, приказал выставить нарушителя за дверь. Мальчики с радостью исполнили этот приказ.

Степка Атлантида отправился «делегатом» к девочкам. Он перелез через забор во двор женской гимназии и, как умел, объяснил гимназисткам, что нужно добиваться увольнения директоров и отмены всех запретов.

Вечером к Льву пришел Степка и рассказал, что все учителя хотят «свергнуть» Рыбьего Глаза. Он также добавил, что подговаривает всех гимназистов завтра выкрикнуть хором: «Долой директора!».

На следующий день почти все жители города вышли на демонстрацию. Задумка Степки не удалась, потому что директор предпочел остаться дома.

Спустя еще один день родительский комитет добился отстранения директора от должности. Сначала Рыбий Глаз отказался подчиниться, но учителей поддержали гимназисты. Испуганный толпой директор бежал из гимназии, забыв надеть калоши.

Вечером гимназисты выбрали из своей среды трех человек, которые должны были присутствовать на заседании педагогического совета по вопросу отстранения директора.

На заседании педсовета многие родители высказались в пользу директора. Они опасались, что без его твердой руки гимназия погрузится в анархию. Против Рыбьего Глаза резко выступил учитель географии и природоведения. Его поддержали выборные от гимназистов.

Споры продолжались еще долго. Наконец, на собрании было принято решение отстранить директора от должности и назначить временно на его место инспектора Ромашова.

Степка был очень недоволен «революцией», которая свелась лишь к замене директора инспектором. Он надеялся, что к управлению гимназией будут допущены выборные от учеников.

В гимназии начались реформы. Портрет Николая II был заменен изображением Керенского. Ромашов отменил всеобщую утреннюю молитву. Вместо «единиц» и «пятерок» были введены отметки «плохо» и «отлично».

В гимназии учился сын простой кухарки Аркаша – очень тихий и умный мальчик, получающий одни пятерки. Вся гимназия знала, что Аркаша влюблен в Люсю – дочку одной богатой дамы. Дети часто встречались. Мать девочки не хотела, чтобы ее дочь общалась с «кухаркиным сыном» и однажды не пустила в дом Аркашу, которого Люся пригласила на елку.

Аркаша с радостью узнал, что свершившаяся революция отменяет разницу между богатыми и бедными. Он написал Люсе письмо. В наивном послании Аркаша писал, что очень страдает и мечтает общаться с Люсей, как раньше. После революции никаких препятствий для этого нет.

Перечитывая написанное на уроке алгебры, Аркаша не заметил, как к нему подкрался учитель Монохордов и выхватил письмо. Сначала он прочитал его про себя, а затем вслух перед всем классом. Бедный мальчик был беспощадно высмеян одноклассниками.

Аркаша потребовал, чтобы учитель отдал письмо. За эту дерзость его вызвали к новому директору, который заявил, что революция никак не повлияла на разницу между богатыми и бедными.

Часть вторая. Швамбрания

Швамбранская революция

Играя в Швамбранию, братья совершили кругосветный поход с целью точного определения границ своей вымышленной страны.

Поход совпал с Февральской революцией. Подчиняясь «духу времени», братья внесли в игру изменения. В Швамбрании тоже произошла революция, в ходе которой был свергнут царь.

Конец кондуита

Осенью гимназистов отвезли на экскурсию в Саратов, куда приплыла баржа-музей, посвященная продолжающейся войне. Вся команда баржи состояла из инвалидов, имеющих георгиевские награды.

Под впечатлением увиденного на обратном пути Степка Атлантида резко раскритиковал войну и тех, кто ее поддерживает.

Степка получил свое прозвище, потому что однажды на уроке географии заявил учителю, что рано или поздно отыщет Атлантиду. Это был очень бойкий мальчик, постоянно получающий выговоры за поведение.

О Степке ходил слух, что сначала он научился читать, держа книгу перевернутой. Таким же образом, «вверх ногами», он воспринимал любое событие. Из горячего сторонника войны Степка превратился в ее непримиримого противника.

Однажды в Покровске стал слышен далекий грохот артиллерийских орудий. С крыш домов люди могли видеть, что бои идут в Саратове.

На следующий день уроки были сорваны волнениями в самом Покровске. К городской пристани причалил пароход под красным флагом. Среди большевиков гимназисты с удивлением увидели Степку.

Во дворе гимназии ученики разожгли костер и сожгли на нем дневники и все кондуитные журналы, кроме самого последнего. Его решили сохранить «для истории».

Блуждающие острова

Летом 1918 г. семья переехала в деревню, где братья продолжали играть в Швамбранию. Вернувшись в Покровск, они были удивлены многими изменениями в городе. Прямо на глазах мальчиков произошел погром винного магазина. Пьяную толпу удалось разогнать лишь с помощью пулемета.

Вскоре Лев узнал от Степки, что вместо гимназии будет образована единая трудовая школа.

1-го августа ученики собрались во дворе бывшей гимназии, где их познакомили с временным заведующим ЕТШ – военным комиссаром Чубарьковым. Тот объявил, что теперь мальчики будут учиться вместе с девочками. Свои категоричные фразы Чубарьков часто заканчивал словами: «Точка, и ша!».

Степка, Лев и еще пять мальчиков отправились в женскую гимназию, чтобы выбрать себе одноклассниц. Девочки радостно приняли новость о предстоящем совместном обучении.

В ЕТШ царила анархия. Ученики не ходили на уроки, предпочитая играть на пианино и танцевать. Учителям приходилось собирать их и униженно просить зайти в класс.

Однажды Чубарьков привел в класс несколько бывших учеников ВНУ. С «новенькими» хотели затеять драку, но Степка велел никого не трогать.

Ученики совершенно «распоясались» и не желали учиться. Каждый вечер в школе устраивались «танцы до утра». Постоянно происходили драки из-за девочек. Многие родители винили в чудовищном падении дисциплины Степку Атлантиду.

До Покровска дошла новость о покушении на Ленина. Учеников ЕТШ сильно беспокоило состояние его здоровья. В этот день Лев и Оська впервые не играли в Швамбранию.

Оська был принят в школу. Благодаря наставлениям старшего брата ему удалось избежать традиционных побоев, которым подвергались новички.

Гимнастику в школе преподавал известный борец Синягин, продолжающий выступать в цирке под прозвищем «Стальная Маска». Восхищенные физической силой Синягина ученики помешались на борьбе. В школе и на улице непрерывно шли схватки. Чемпионом школы стал силач Биндюг.

Степка скептически относился к спортивному увлечению товарищей. Он уже был твердо уверен, что добиться больших побед в жизни можно только в коллективе.

Однажды в класс пришел новый учитель истории – лысый старичок Кириков, который получил прозвище «Э-мюэ» за манеру часто произносить это слово. Историк называл учеников «троглодитами», много шутил, рассказывал разные истории из собственной жизни и был признан «своим».

На четвертый урок веселый старичок пришел под хмельком и стал критиковать советскую власть. Степка привел председателя комитета, и историк-агитатор был уволен.

Несколько мальчиков во главе с Биндюгом остались этим недовольны и назначили на следующий день «вселенский хай». Такое громкое название еще до революции получил массовый бунт гимназистов.

В начале первого урока по сигналу Биндюга его сторонники начали в школе погром. Они избивали тех, кто поддержал увольнение Кирикова, и требовали вернуть веселого историка.

Бунтующие собрались в актовом зале. На переговоры с ними приехал Чубарьков. Заведующему никак не удавалось успокоить бунтарей. Неожиданно в зал верхом на коне Чубарькова въехал Степка. Его появление переломило ситуацию. Восставшие признали свое поражение.

Затем в зал вошло несколько военных. Они заявили, что помещение школы нужно немедленно освободить для размещения штаба 4-й армии.

Покровск заполонили солдаты. ЕТШ начала «кочевать» из одного здания в другое. Многие одноклассники Льва решили, наконец-то, взяться за учебу. За две недели сплошной зубрежки был достигнут большой прогресс. Лабанда (один из главных двоечников в классе «А») впервые сам решил задачу у доски.

Класс «А» вызвал класс «Б» на «алгебраический поединок». Соперники должны были померяться силами в выполнении письменной работы.

Накануне состязания оба класса до поздней ночи «тренировались». Когда дети небольшими группами расходились по домам, все были задержаны военными патрулями. Вместо отдыха перед поединком ученикам пришлось пару часов просидеть в штабе армии.

На следующий день лучшие алгебраисты классов «А» и «Б» начали поединок. Нужно было решить одну непростую задачу. Как это ни странно, первым справился Биндюг. Итоговый счет 8:7 в пользу класса «А».

Обрадованные одноклассники стали «качать» Биндюга. Внезапно из его кармана выпал решебник к учебнику по алгебре. Между Лабандой и Биндюгом завязалась драка. Судьи объявили о ничейном исходе состязания.

Однажды Чубарьков попросил ребят после уроков нарисовать пропагандистский плакат. В конце работы заведующий начал бредить. Он был тяжело болен тифом.

Чубарькова положили в больницу. Его состояние было очень тяжелым. Лев каждый день рассказывал одноклассникам сведения о больном, которые узнавал от отца.

Однажды ночью за отцом Льва из больницы прибежал Степка, сообщивший о резком ухудшении состояния Чубарькова. Мальчики с нетерпением дожидались возвращения доктора. Вернувшийся отец обрадовал приятелей: кризис миновал.

Чубарьков был перевезен к себе домой. Он был еще очень слаб и не мог вставать с постели. Первым комиссара навестил Степка. Затем Лев принес ему пару книг.

Братья продолжали играть в свою вымышленную страну. Однажды произошел необъяснимый случай. На улице к Оське подошел какой-то солдат и спросил дорогу в Швамбранию.

Для наивного Оськи встреча с солдатом стала доказательством реального существования Швамбрании. На уроке географии он долго рассказывал необразованному заместителю заведующего и одноклассникам о недавно открытой новой стране.

Через день Оську разоблачили в выдумке. Вскоре Лев догадался, что брат, как обычно, спутал в вопросе солдата Штабармии с Швамбранией.

В Покровск, спасаясь от голода, приехали три тетки братьев, поселились в их доме и устроились на работу. Они заявили, что будут воспитывать племянников по особой культурной системе. Лев и Оська сразу же невзлюбили назойливых тетушек.

Две тетки, Сара и Нэса, очень много рассуждали. По их словам, главное место в мире занимает «свободомыслящая личность», которой весь окружающий мир только представляется.

Братья попытались воплотить эту идею в жизнь, перестали слушаться родителей и столкнулись с жестокой реальностью, когда отец оставил их без обеда.

Однажды к отцу пришел бывший сапожник, ставший после революции комиссаром. Он заявил, что в трехдневный срок семья должна переехать на другую квартиру.

Вскоре у семьи конфисковали пианино и унесли его в Тратрчок (новое учреждение, заведующее транспортом). Когда домой вернулась мама, выяснилось, что вместе с инструментом забрали спрятанный внутри сверток с несколькими кусками мыла и старыми «николаевскими» деньгами. Братья пришли в ужас. В этот сверток они засунули множество швамбранских «документов». Лев пошел с матерью за бесценным свертком.

Командир сам достал из пианино сверток и отдал его маме. При этом он нечаянно задел модератор, приглушив звук. Красноармейцы вернули маму обратно, обвинив ее в порче инструмента. Лев догадался, в чем дело, и «починил» пианино. Мать с сыном устроили для бойцов настоящий концерт. Через месяц пианино было возвращено.

Новая квартира семьи подверглась «уплотнению»: в три комнаты были вселены новые жильцы. Одним из них оказался выздоровевший Чубарьков. Во второй комнате поселился известный всему городу авантюрист Ла-Базри-де-Базан, которого часто звали маркизом. В третьей разместилась комиссия по борьбе с дезертирами. Квартира превратилась в проходной двор, целыми днями набитый разными сомнительными личностями.

По вечерам в комнату Базри-де-Базана приходили гости, пили, играли на гитаре, пели песни. Однажды авантюристу даже удалось напоить до бессознательного состояния Чубарькова.

Мама обнаружила пропажу свертка. Родители сразу же заподозрили маркиза. Вызванные чекисты произвели у него обыск и нашли мыло, старые деньги и швамбранские «документы». Среди них были какие-то чертежи, планы боев, карты.

Чекисты решили, что обнаружили тайник какой-то контрреволюционной организации. Льва и Оську повезли в ЧК.

В ЧК недоразумение быстро разъяснилось. Братья рассказали о своей игре в Швамбранию, вызвав неудержимый хохот начальника. Он похвалил мальчиков за выдумку, но посоветовал вместо фантазирования заниматься настоящим делом.

Семью вновь переселили на другую квартиру. В Покровске открылся городской театр. Швамбраны сразу же стали заядлыми театралами. Одна из теток постоянно водила их на спектакли.

Мальчики решили, что демонстрируемая актерами на сцене выдуманная жизнь сильно напоминает их игру. Новым девизом Швамбрании стала знаменитая фраза Шекспира: «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры».

Увлечение театром охватило весь город. Была открыта детская студия, куда записались швамбраны. Лев и Оська, получив второстепенные роли, должны были участвовать в спектакле. Премьера сорвалась, потому что исполняющий главную роль Степка уходил на войну.

На фронт был вызван и отец швамбранов. Перед отъездом он назначил старшего сына «главным мужчиной» в доме.

На твердой земле

Жизнь была очень тяжелой. Семья голодала. Мать давала уроки музыки на дому. Тетки часто вспоминали прежнюю жизнь и обвиняли в разрухе большевиков. «Главный мужчина» решительно пресекал контрреволюционные разговоры. Он твердо верил, что все трудности на пути к счастливому будущему скоро будут преодолены.

Братья продолжали играть в Швамбранию, но уделяли игре гораздо меньше времени. Голодая в реальности, они до отвала «наедались» в вымышленном мире.

Одной из главных «достопримечательностей» Покровска был старинный трехэтажный дом, построенный немцем по фамилии Угер. После смерти хозяина дом пустовал.

Лев и Оська решили перенести мир Швамбрании во «дворец Угря». Они тщательно исследовали все этажи и попытались пробраться в подвал. Пол проломился, и мальчики упали вниз. Посмотрев вокруг себя, они увидели какие-то сосуды и мешки. Братьев схватил здоровый мужик и стал угрожать расправой.

Мальчиков спас другой обитатель подвала, в котором Лев с удивлением узнал историка Кирикова.

Бывший учитель под большим секретом сообщил мальчикам, что он – великий алхимик. Кириков с помощником изобретают «эликсир мировой радости». Братья поклялись никому не говорить о секретной лаборатории.

Лев и Оська стали часто заходить в подвал и даже иногда помогали в работе. Однажды они увидели в «лаборатории» какую-то женщину. И она, и алхимики были очень веселыми. Кириков сказал, что так действует «эликсир».

В Покровск приехала двоюродная сестра мальчиков – Дина. Это была очень красивая и веселая девушка. Лев и Оська сразу же почувствовали к ней доверие и рассказали о Швамбрании. Дина, в свою очередь, поразила теток, признавшись, что вступила в партию.

Девушка устроилась на работу заведующей детской библиотекой. Швамбраны очень гордились своей сестрой.

Лев, Оська и еще множество детей стали помогать Дине в библиотеке. Они устраивали литературные вечера, ставили спектакли, выпускали газету. Реальные дела и заботы вытеснили из жизни братьев Швамбранию.

Ребята во главе с Диной устроили торжественный вечер, на который пригласили своих матерей. Они сыграли отрывок из спектакля, читали стихи, показывали, как обустроили библиотеку. Женщины были в восторге.

Лев и Оська осознали, что счастья можно добиться и в реальной жизни, а не только в фантазиях. Однако окончательно распрощаться с Швамбранией они еще не могли.

Однажды в библиотеку пришла банда хулиганов, направленная Биндюгом. Дина настолько умело повела с ними беседу, что уговорила всех вступить в «боевую дружину» и следить за порядком в библиотеке.

Биндюг решил отомстить за провал своих подчиненных. Он подкараулил Льва и начал его бить. Товарища поддержало множество ребят, изрядно поколотивших силача Биндюга. Лев в очередной раз убедился в непобедимости коллектива.

Вернувшись домой после победы над Биндюгом, Лев узнал, что с большим опозданием пришла телеграмма. В ней сообщалось о том, что у отца сыпной тиф. Возможно, его уже не было в живых.

Множество дней прошло в тревожном ожидании. В это время стало известно о гибели на фронте Степки.

Зимой Лев и Степка заглянули к алхимикам в подвал. Оба были сильно пьяны и предложили мальчикам попробовать «элексир». Братья только сейчас поняли, что помогали обыкновенным самогонщикам.

В этот же день домой вернулся страшно похудевший и ослабевший отец.

Дине отказали в получении дров на зиму. Библиотеку нужно было закрывать. Лев предложил разобрать дом Угря, добавив, что там живут два самогонщика. Для братьев разборка старого дома на дрова стала символом крушения воображаемой Швамбрании.

Прошло много лет. Братья выросли, завели семьи. Лев приехал к Оське, чтобы поздравить его с рождением дочери.

В присутствии постаревших родителей Лев прочитал черновой вариант этой книги. Когда все легли спать, братья еще долго сидели вдвоем и вспоминали свое детство и товарищей.

На следующий день отец повез старшего сына в новую больницу. Лев увидел, насколько похорошел родной город, переименованный из Покровска в Энгельс. Менялась к лучшему вся страна. Советский народ воплощал мечты в реальной жизни, в которой не оставалось места для выдуманной Швамбрании.

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий