Краткое содержание повести «Вий», которую написал Николай Васильевич Гоголь, помогает быстро понять суть произведения и выделить основные моменты. Команда Литеровед.ру подготовила краткий рассказ произведения, который сможет помочь учащимся в школьной программе.
Главные герои повести
- Хома Брут — философ, который учился в Киеве. Именно он и стал жертвой Вия.
- Панночка — ведьма, из-за которой Хома был вынужден читать молитвы и в итоге погибнуть.
- Вий — неведомое чудище, которое погубило Хому.
- Богослов Халява — студент, который так же остановился на ночлег у ведьмы..
- Тиберий Горобець — студент, был вместе с Хомой и Халявой.
Утро в Киеве начиналось с колокольного звона, который был своего рода знаком для всех учащихся. Все они были разными. Их отличала и одежда, и манеры, и поведение. Рынок так же начинал просыпаться и пытаться продать свой товар спешащим ученикам.
Далее начинался учебный процесс, который так же у всех происходил по-разному. Объединяло их только одно – бой, который происходил по правилам, которые устанавливали два богослова. Они вносили поправки насчет того, как именно будет происходить сражение – класс против класса, или же все разделялись на два лагеря: семинарию и бурсу. Обычно такого рода битвы заканчивались победами богословии.
По праздникам и бурсаки и семинаристы устраивали представления в обеспеченных домах, за что получали продуктовое довольствие. Это не могло их не радовать, поскольку они всегда хотели есть, а средств особых не имели. Но того довольствия было совершенно недостаточно, поэтому очень часто они отправлялись с мешками в чужой огород.
Больше всего бурса и семинария ждали вакансии. В это время, которое начиналось в начале лета, учащиеся могли отправиться домой. По дороге, возле богатых хат, они часто начинали петь, за что так же получали что-то из продуктов. По пути многие сворачивали к своим домам, и оставались лишь те, кому идти было дальше всех.
Однажды трое бурсаков Халява, Хома Брут и Тибетий Горобець, решили запастись продуктами в ближайшем поселении, потому что их личные запасы иссякли. Халява был богословом и отличался крепким телосложением и дурным нравом — любитель украсть и выпить. Хома Брут был философом. Вот у него был легкий, веселый характер. Он любил повеселиться и поплясать и к жизни относился философски. Тибетий Горобець – это ритор, который ещё не дорос ни до усов, ни до спиртного.
Наступила темная ночь, а троица все так и не могла найти хутор. Казалось, он вот-вот покажется, но так и не появлялся. Они давно уже шли не по дороге. Халява предложил заночевать в поле, поскольку не видел другого выхода. Но Хома не поддержал его, потому что был голоден и побаивался волков.
Тут видимо над ними судьба сжалилась, и они увидели подобие хутора, состоящего из двух хат. На их крик вышла старуха. Изначально она наотрез отказалась пускать их на ночлег, но поддавшись уговорам, дала добро. Но предупредила, что спать они будут все в разных местах, чтоб не удумали чего дурного.
Ритор разместился в хате, философ – в хлеву, а богослов в коморе. Только философ начал засыпать, как к нему пожаловала старуха, которая, раскинув руки, пошла к нему. Не произнеся ни слова, она начала хватать его. Глаза при этом у неё блестели нехорошим блеском. Хома хотел убежать, но понял, что не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой. Голос у него так же пропал.
Тут старуха подбежала к нему и вскочила ему на спину. Он пытался остановить свои ноги, но ничего не мог делать. Он скакал с немыслимой скоростью. Когда они были уже далеко от хутора, он понял, что это ни кто иная как ведьма. Он пытался вспомнить все молитвы, которые знал. Он так же начал вспоминать разные заклинания против нечистой силы. И вот одурманивание начало проходить, и он вскочил на спину ведьме. Она побежала с небывалой скоростью. Хома схватил полено и начал бить им старуху, которая начала громко кричать. Причем её крик становился все тише и приятнее, что в голову Хомы даже закралось сомнение насчет того, старуха ли это. Когда же она упала без сил, то философ увидел лежащую девушку небывалой красоты. Сильно испугавшись, он убежал. Он быстро возвращался в Киев, думая о странном происшествии.
Добравшись до места назначения, Хома начал рыскать в поисках еды. Но, поскольку все разъехались – найти ему ничего не удалось. Но он быстро на рынке нашел торговку, которая обеспечила ему прекрасный ужин и досуг.
До Киева быстро дошел слух, что неподалеку от Киева в одном из хуторов произошло следующее: дочь богатого сотника находится при смерти, и хочет, чтоб молитвы по ней читал не кто иной, как Хома Брут.
Поэтому ректор быстро спровадил Хому на хутор, тем более, что сотник прислал за ним уже людей. Философ пытался воспротивиться, но ректор был непреклонен, пригрозив ему неминуемой расправой. Хома краем уха услышал, что сотник щедро расплатился с ректором продуктами.
Философ надеялся сбежать, но его мечты рухнули, когда он увидел шестерых крепких козаков, которых прислал за ним сотник. Он смирился со своей участью и молча отправился в кибитку. Хома пытался разговорить козаков, пытаясь выяснить, кто такой сотник, и что случилось с его дочерью. Хотя в глубине души он понимал, что избитая девушка связана с происшествиями, которые довелось пережить ему ночью.
Но козаки не спешили с ним откровенничать. По пути они заехали в корчму, где их ожидала пирушка. Хома должен был принять в ней участие. Пока все придавались разговорам, Хома решает сбежать. Он пытался разжалобить козаков, и ему это практически удалось. Но встать из-за стола у него не получилось – ноги отяжелели, а количество дверей стало увеличиваться в его глазах.
Лишь вечером они вспомнили, что им необходимо двигаться дальше. Приехали в селение они уже глубокой ночью, поэтому философ не смог как следует осмотреться. Ночью умерла панночка, чем были с утра все очень обеспокоены. Хома, наконец-то, смог осмотреть округу, из чего сделал вывод, что хозяин любитель погулять и принимать гостей. Округа так же впечатлила Хому. Он представил, что должно быть здорово здесь жить и смотреть на Днепр.
Только философ решил снова сбежать и даже нашел подходящую тропинку, как появился один из козаков, который и сказал ему, что его ожидает сотник. Хоме ничего не осталось делать, как следовать за ним.
Сотник пытался расспросить Хому о том, кем были его родители, но философ не знал ответа. После пан захотел узнать, откуда он знает его дочь. На что Хома начал уверять пана, что никогда не знал ни одной панночки, следовательно, и его дочь ему не знакома. Отец не верит в то, что их пути никогда не пересекались, и продолжает расспрашивать Хому.
Но отец стоял на своем и любыми путями хотел исполнить волю дочери. Хома должен был читать молитвы по ней три дня. Философ пытался объяснить, что разумнее было бы пригласить дьякона или дьяка. Но сотник стоял на своем. Хома понимает, что ему придется выполнить последнюю волю. Поэтому следует за сотником.
Зайдя в комнату, он увидел тело панночки, и безутешного отца. Который скорбел о том, что не знает, кто стал причиной смерти его кровиночки. Он в красках описал то, что сделал бы с тем человеком, который лишил его дочери. Он показывает Хоме книги, которые ему приготовили. Хома решает, что как-нибудь сможет продержаться три ночи. Ему греет душу то вознаграждение, которое пан пообещал ему за выполнение задания.
Когда Хома приблизился к панночке, то узнал в ней именно ту красавицу, которую видел ночью на земле. Она была нереально красива, но что-то в её внешности настораживало и одновременно пугало Хому. Он понял, что это именно та ведьма, которую он убил. Хома быстро начал читать молитвы над её телом. Вечером они доставили тело умершей в церковь, которая выглядела мрачно. Сразу становилось понятно, что в ней очень давно не велись службы. Сотник приказал накормить Хому, и проводить его в церковь для служения.
За ужином все обсуждали досужие темы, но когда наелись, плавно перешли к теме умершей панночки.
Козаки начали обсуждать то, что панночка водилась с нечистой силой. А один из них и вовсе стал всех уверять в том, что она была ведьмой и ездила на нем. Хоме не терпелось как можно больше узнать о панночке. Козаки начали наперебой рассказывать про некого псаря Микиту, но потом решили дать слово Спириду. Спирид поведал о том, что псарь Микита был лучшим в своем деле и нет ему равных. Но потом начал заглядываться на панночку, что его и погубило. Обнаружили на конюшне лишь пепел на месте Микиты, сгорел да иссох он весь.
Далее Хоме поведали рассказ про Шепчиху. Которая среди ночи хотела угомонить собаку, но отворив дверь – в дом ворвалась панночка. Вся синяя с горящими глазами. Схватила ребенка, который спал в люльке, и начала пить его кровь. Шепчиха испугалась и спряталась на чердаке, но панночка нашла её и искусала. Наутро муж нашел жену всю искусанную, после чего она и умерла.
Долго все припоминали истории, связанные с ведьмой, пока не опомнились, что на дворе уже глубокая ночь. Все разбрелись по ночлежкам, а Хома, в сопровождении козаков, отправился в церковь.
Даже выпитый алкоголь не помогал Хоме успокоиться. Тем более после рассказанных историй. Козаки сопроводили философа в церковь и заперли за ним дверь.
Когда Хома остался один в церкви, он решил зажечь все свечи, чтобы осветить все углы. Он был уверен в том, что его молитв хватит для его защиты. Он ещё раз отметил то, что красота панночки была пугающей. Но он не мог отвести от неё свой взгляд, и даже отходя – несколько раз обернулся, чтобы ещё раз посмотреть. Ему казалось что девушка, лежащая в гробу, жива. И смотрит на него через закрытые веки. Поэтому Хома начал очень громко читать молитвы.
Но, читая молитвы, ему казалось, что панночка вот-вот встанет из гроба. И действительно, спустя время, панночка села в гробу. Когда же она встала и с закрытыми глазами направилась к нему, он очертил круг, в котором продолжил читать молитвы и заклинания. Панночка пыталась поймать его, но не могла переступить черту круга. Так и ходила по грани, посинев и раскрыв глаза. После этого же, погрозив ему пальцем, она вернулась и легла в свой гроб.
Но тут по всей церкви начал летать гроб, минуя лишь место, очерченное кругом. Хома усилил свои молитвы и заклинания. Тогда гроб рухнул посреди церкви, и из него поднялась панночка, но вся сине-зеленого цвета. Но тут прозвучало пение петуха, которое стало для Хомы спасением. Панночка рухнула в гроб, и крышка опустилась сверху. На заре его сменил дьячок, и Хома отправился спать.
Проснулся он уже около обеда и не сразу понял, что произошедшее не является сном. Плотно пообедав и выпив, философ совсем успокоился и начал обходить селение. Но чем ближе становилось время службы, тем задумчивее становился Хома.
Даже за ужином, когда все начали играть в веселую игру, Хоме было не до веселья. Наступило время, когда ему вновь нужно было идти на службу в церковь. Там все было как прежде – козаки сопроводили его и заперли за ним дверь.
Философ пытался себя успокоить тем, что в эту ночь он уже готов ко всему. Поэтому очертил круг и начал читать молитвы. Но когда спустя час поднял уставшие глаза, то увидел стоящую на самой черте круга панночку, которая пыталась схватить его. Позже он разобрал, что она так же читала заклинания. Он начал слышать, как нечистая сила пытается ворваться в церковь. Из последних сил он читал молитвы, крепко зажмурив глаза. И опять он вдали услышал свое спасение – крик петуха.
Когда пришли его сменить, то увидели, что он едва жив. Поддерживая его с обеих сторон, козаки отвели его на кухню, где он первым делом попросил выпить.
Люди с ужасом отметили то, что половина его волос поседела. Он поспешил убедиться в этом.
Хома решил любой ценой уговорить пана отпустить его. Он честно рассказал сотнику, что за чертовщина происходит в церкви. Но сотник совершенно не проникся его словами, настаивая на том, что философ должен отслужить ещё одну ночь. Такова была воля его дочери, которая заботилась о своей душе. Так же он пригрозил Хоме неминуемой расправой, если тот откажется служить. Напоследок пан напомнил Хоме, что того ждет огромная награда, если тот дослужит еще одну ночь. Но Хома твердо решил бежать, куда подальше от этого места. Хома решает бежать через сад, поскольку ему кажется, что это будет самым удобным способом. Философ быстро нырнул в бурьян, которым все поросло за забором.
Но очень быстро он был пойман козаком, который очень хорошо знал все окрестности. Хома всю дорогу успокаивал себя тем, что как-то же он продержался две ночи, продержится и третью.
Вернувшись назад, Хома напился так, что пустился в пляс. После чего, наконец-то, отправился спать. За ужином он продолжал себя успокаивать, пока один из козаков не напомнил ему, что пора на службу. Всю дорогу Дорош и Явтух разговаривали о том, что волки воют так, будто и не волки вовсе. Страшная была ночь.
Как и две ночи подряд, Явтух и Дорош удалились, после того как заперли дверь церкви. Фома продолжал успокаивать себя, очертил круг, и начал читать молитвы. Когда Хома начал петь, тем самым придавая себе силы. Когда мертвец появился – он выглядел намного страшнее, чем в предыдущие две ночи. Из его уст с самого начала начали сыпаться заклинания. Начало твориться что-то страшное, со всех сторон летели чудовища, которые пытались дотянуться до Хомы.
Философ видел только огромное чудовище, которое возвышалось. Оно было настолько страшным, что не передать словами. Мертвец же требовал привести Вия. Вдруг все вокруг затихло, и в этой тишине Хома мог слышать лишь очень тяжелую поступь, которой шел дюжий человек. Он был весь в земле. Лицо при этом всем он имел железное, а веки спускались до самой земли. Он попросил поднять ему веки, и все чудовища незамедлительно принялись выполнять его команду. Хома мысленно просил самого себя не смотреть на него. Но Вий указал на него пальцем. После чего все чудища бросились на философа. Он упал на землю, лишившись жизни от страха.
В этот момент вдали раздался крик петуха. Это был уже второй крик, а после первого вся нечисть полезла кто в окна, кто в двери. Когда священник зашел в церковь, он не стал вести в ней службу. Поэтому так она и осталась стоять, заросшая корнями, с застрявшими чудищами в окнах.
Слух об этом дошел до Киева в то время, когда Халява уже занимал место звонаря, а Тибетий Горобець стал философом и отпустил усы. Товарищи отправились помянуть Хому.