Ценителям произведений о любви рекомендуем читать краткое содержание романа «Дворянское гнездо», над которым И. С. Тургенев работал более двух лет. Писатель признавался, что его основная задача – изобразить в романе «девушку, существо религиозное», образ которой возник в ходе «наблюдений за русской жизнью». Трагедия главных героев заключается в том, что «чистая» любовь обрекает их на разлуку.
Главные герои
Федор Иванович Лаврецкий – потомок старинного дворянского рода, состоятельный помещик. Детство и юность провел в деревне, поэтому не научился разбираться в людях. Лаврецкий женился на первой увиденной в Москве красавице и «прозрел» лишь после ее измены. Настоящую любовь почувствовал к «чистой» Лизе.
Лиза Калитина – дочь Марьи Дмитриевны, очень религиозная девушка. Первую «земную» любовь испытала к Лаврецкому. После «воскрешения» его жены Лиза посчитала себе виновной перед Богом и ушла в монастырь.
Варвара Павловна – жена Федора Ивановича, лживая и притворная женщина. Постоянна окружена поклонниками и неразборчива в любовных связях.
Марья Дмитриевна Калитина – пожилая вдова, слезливая и чувствительная женщина. Преклоняется перед представителями великосветского общества и мечтает выдать дочь замуж за «прогрессивного» человека.
Владимир Николаевич Паншин – достаточно молодой петербургский чиновник. Очень самоуверен, привык «блистать» в обществе. Паншин мечтает о богатстве и успешной карьере.
Марфа Тимофеевна Пестова – тетя Лизы, женщина в очень преклонном возрасте. Старушка оценивает людей не по внешнему «блеску», а по поступкам и душе. Горячо любит племянницу и старается уберечь ее от жизненных ошибок.
Христофор Федорович Лемм – старик-немец, музыкант, мечтающий стать великим композитором.
Краткое содержание
I
Тихим весенним вечером в губернском городе О. в одном доме сидят пятидесятилетняя вдова Марья Дмитриевна Калитина и сестра ее покойного мужа – старушка Марфа Тимофеевна Пестова. Между женщинами заходит разговор о постоянном госте – Сергее Петровиче Гедеоновском. Марфа Тимофеевна отзывается о нем неодобрительно.
Вскоре на улице показывается и сам Сергей Петрович. Немного погодя слуга докладывает о его приходе.
II
Гедеоновский спешит поделиться важной новостью: в город вернулся Федор Иванович Лаврецкий. Сергей Петрович удивлен, как он осмелился показаться в свете. Марфа Тимофеевна заявляет, что в случившемся виноват не Федя, а его беспутная жена.
После ухода старушки Гедеоновский рассказывает, что супруга Лаврецкого сейчас живет в Италии. Калитину все это очень интересует, ведь Федор Иванович приходится ей внучатым племянником.
Вбегает маленькая девочка (младшая дочь Калитиной Лена) и сообщает о приезде Владимира Николаевича Паншина.
III
Паншин демонстрирует хозяйке свою покупку – прекрасного коня. Вскоре он входит в гостиную. Вслед за ним появляется старшая дочь Марьи Дмитриевны – Лиза.
IV
Владимир Николаевич – двадцативосьмилетний петербургский чиновник, подающий большие надежды. Несмотря на относительную бедность, этот молодой человек считается «своим» в самых высших кругах общества. В О. Паншин приехал по служебным делам и сразу же стал частым и желанным гостем в доме Калитиных.
После нескольких любезностей Владимир Николаевич садится за фортепьяно и исполняет романс собственного сочинения. Все присутствующие хвалят дилетанта.
Вскоре в гостиную входит учитель музыки – Христофор Федорович Лемм. Он избегает общаться с Паншиным и уводит Лену на урок музыки. Марья Дмитриевна предлагает Гедеоновскому прогуляться по саду. Лиза и Владимир Николаевич остаются вдвоем.
V
Учитель музыки Лемм родился в Германии. В детстве он научился играть на разных инструментах. Родители мальчика умерли, когда ему было восемь лет. Вскоре Лемм стал зарабатывать себе на хлеб музыкой и постепенно добился места дирижера в оркестре.
В двадцать восемь лет Лемм переехал в Россию в надежде добиться славы и признания великого композитора. Немецкому музыканту не повезло. Он вынес множество бед и лишений, сменил несколько мест и в конце концов попал в г. О, где начал давать платные уроки музыки.
Лемму было около пятидесяти лет. Он уже давно оставил мечты о славе композитора, но в честь Лизы сочинил кантату. Немца огорчило, что девушка показала это сочинение дилетанту Паншину.
VI
Лиза и Паншин пробуют в четыре руки сыграть сонату Бетховена. Владимир Николаевич постоянно сбивается и предлагает вместо этого поучить девушку рисованию.
Окончив урок с Леной, Лемм идет домой. Лиза догоняет его и извиняется за недоразумение с кантатой. В это время к дому подходит какой-то незнакомый господин.
VII
Гость представляется Лаврецким. Он вспоминает, что встречался с Лизой, когда она еще была маленькой девочкой.
Хозяйка дома и Гедеоновский уже вернулись с прогулки. Марья Дмитриевна заметно смущается при встрече с Федором Ивановичем и не знает, о чем с ним заговорить, сохраняя деликатность.
Совершенно иначе ведет себя Марфа Тимофеевна. Старушка с радостью приветствует любимого Федю и засыпает его вопросами. Лаврецкий говорит, что намерен поселиться в небольшой деревушке Васильевское.
Гости расходятся поздним вечером. При прощании Паншин наедине намекает Лизе на главную причину, по которой он посещает дом Калитиных: «Вы знаете, кто меня привлекает сюда…».
VIII
Федор Иванович принадлежал к очень древнему роду Лаврецких. Его прадед добился значительного влияния и богатства, дед (Петр Андреевич) вел обычную жизнь русского барина, а отец, Иван Петрович, был образован и воспитан по-европейски.
Назло суровому отцу Иван Петрович женился на простой крестьянке Маланье. От этой «постыдной» связи и родился Федор Иванович.
IX
По просьбе умирающей жены Петр Андреевич простил непутевого сына и принял в свой дом Маланью с малолетним Федей. Сам Иван Петрович уехал за границу и провел там несколько лет. На родину он вернулся лишь в 1812 г., принял участие в войне и вновь отправился в заграничное путешествие.
Дед и мать Феди умерли. Его воспитанием занималась тетка – Глафира Петровна. Когда мальчику пошел двенадцатый год, она написала Ивану Петровичу письмо с настойчивой просьбой вернуться и заняться хозяйством и единственным наследником.
X
Иван Петрович вернулся в родное имение. Долгая заграничная жизнь сильно его изменила. Иван Петрович стал страстным поклонником английских порядков и обычаев. Он приступил к широким «реформам» в своем имении. Впрочем, нововведения проявились лишь внешне: ливреи для слуг, иностранные вина вместо водки и т. п. Хозяйство велось по-прежнему, а жизнь крестьян стала даже тяжелее.
Главной заботой Ивана Петровича стало воспитание сына.
XI
До возвращения отца тетка держала Федю в большой строгости. Целыми днями он сидел взаперти, а в качестве «развлечения» рассматривал непонятную книгу с картинками «Символы и эмблемы». Образованием мальчика занималась нанятая шведка, которая «кое-как играла на фортепьяно».
Иван Петрович применил к двенадцатилетнему сыну особую «систему», где главная роль отводилась физическим упражнениям. Мальчик стал усиленно заниматься гимнастикой, верховой ездой, стрельбой из арбалета. Новые учителя учили Федю естественным наукам, математике, праву.
После восстания декабристов взгляды Ивана Петровича резко изменились. Он бросил «англоманство» и стал придерживаться русских обычаев.
Неожиданно Иван Петрович ослеп. После безуспешных попыток вылечиться он слег в постель, долго мучил людей нытьем и жалобами, пока не умер.
Феде тем временем было уже двадцать три года.
XII
Своеобразное воспитание сделало Федора Ивановича очень замкнутым и робким человеком. Он обладал большими познаниями, но совершенно не умел «сходиться» с людьми и боялся женщин.
Лаврецкий поехал в Москву и поступил в университет. Он подружился лишь с одним товарищем по учебе – Михалевичем.
Однажды в театре Федор Иванович увидел девушку, поразившую его своей красотой. Михалевич рассказал другу, что красавицу зовут Варварой Павловной Коробьиной, и предложил свое посредничество для знакомства.
XIII
Варваре Павловне шел девятнадцатый год. Она была дочерью отставного генерала и недавно закончила институт. Семья Коробьиных была бедна, но генерала хорошо знали и принимали в высшем обществе.
XIV
Федор Иванович был хорошо принят семьей Коробьиных и стал частым гостем в их доме. Спустя полгода он сделал Варваре Павловне предложение, которое было без промедления принято. Родители девушки прекрасно знали о большом состоянии жениха.
XV
По настоянию Коробьиных Лаврецкий бросил учебу и возвратился с молодой женой в родовое имение в Лавриках. Постепенно Варвара Павловна прибрала к рукам все хозяйство, а затем передала управление отцу.
Семья переехала в Петербург, где Варвара Павловна стала устраивать вечера, собирая на них «сливки» высшего общества. Она родила мужу сына, но мальчик прожил недолго. Для поправки здоровья жены Федор Иванович повез ее за границу.
Супруги остановились в Париже, где имя «очаровательной мадам Лаврецкой» вскоре стало широко известно. В ее «салоне» постоянно собирались гости.
Федору Ивановичу не нравилась широкая великосветская жизнь. Он мечтал о возвращении в тихое родовое имение.
XVI
Однажды Федор Иванович случайно нашел любовную записку к жене от одного частого гостя – молодого глупого француза. Он пришел в бешенство, покинул квартиру и послал Варваре Павловне письмо. Лаврецкий не хотел больше встречаться с неверной супругой, но выделил ей крупное денежное содержание.
Федор Иванович переехал в Италию, но еще долгое время собирал сведения о жене. Та окончательно запуталась в любовных связях и стала «известностью». У Варвары Павловны родилась дочь.
Спустя четыре года Лаврецкий решил вернуться на родину.
XVII
На следующее утро после первого посещения дома Калитиных Лаврецкий заходит проститься перед отъездом в деревню. Он встречает Лизу, которая собирается в церковь на раннюю обедню.
Марья Дмитриевна намекает Лаврецкому, что считает Паншиным подходящим женихом для своей дочери. Марфа Тимофеевна негативно отзывается о молодом человеке и утверждает, что он недостоин быть мужем Лизы.
XVIII
Лаврецкий едет в Васильевское и в дороге думает о Лизе и о ее возможном браке с Паншиным. Отогнав от себя «глупые мечты», он с наслаждением предается воспоминаниям и предвкушает долгожданное возвращение в родную деревню.
XIX
Федор Иванович застает господский дом в Васильевском в крайнем запустении. Его встречают несколько дряхлых слуг, которые кое-как готовят для барина обед. Никто не ожидал, что Лаврецкий поселится в глухой деревне, не желая возвращаться в прекрасную усадьбу в Лавриках.
XX
Лаврецкий поддается очарованию спокойной деревенской жизни. Он с сожалением думает о зря потраченных на «женскую любовь» годах.
XXI
В течение двух недель Федор Иванович приводит дом в порядок и перевозит нужные вещи из Лавриков. Он занимается хозяйством, много читает, слушает рассказы старика Антона о прошлом.
Через три недели Лаврецкий едет в О., в гости к Калитиным. Он проводит у них весь вечер и близко знакомится с Леммом. Старый немец нравится Федору Ивановичу. Он приглашает несчастного музыканта к себе и через несколько дней увозит его в Васильевское.
XXII
В дороге Лаврецкий и Лемм говорят о музыке, любви и о Лизе. Приехав в Васильевское, оба долго не могут заснуть. Федор Иванович вспоминает «чистую девушку», а Лемм безуспешно ждет вдохновения, приближение которого он почувствовал в разговоре.
XXIII
На следующий день за чаем новые приятели разговаривают о Лизе и о ее предполагаемом браке с Паншиным. Лемм заявляет, что это девушка с «возвышенными чувствами», поэтому она не может любить самоуверенного «дилетанта». Лаврецкий предлагает пригласить Лизу вместе с матерью и Марфой Тимофеевной в Васильевское.
XXIV
Через два дня Федор Иванович приезжает к Калитиным и приглашает их к себе. Марфа Тимофеевна, сославшись на старость, отказывается. Марья Дмитриевна упоминает о Паншине, но Лаврецкий мягко намекает, что не хочет включать его в число гостей.
До приглашения Федор Иванович разговаривает наедине с Лизой. Девушка просит его простить неверную жену. Она убеждена: нельзя «разлучать то, что Бог соединил».
XXV
Вернувшись в Васильевское, Лаврецкий встречает дома нового гостя – Михалевича. Старые приятели ожесточенно спорят всю ночь на самые разные возвышенные темы. Михалевич очень беден, но остается убежденным идеалистом, верящим в добро и прогресс. На следующий день он уезжает.
XXVI
Через два дня в деревню приезжают Калитины. После обеда все отправляются на рыбалку. У реки Лаврецкий остается с Лизой наедине и спрашивает ее мнение о Паншине. Девушка отвечает, что это очень хороший человек с «добрым сердцем». Федор Иванович не согласен с такой характеристикой. Он считает, что у Владимира Николаевича «сердца-то… и нету».
Разговор заходит о жизни, о вере в Бога. Лаврецкий понимает, что Лиза очень религиозна.
XXVII
Проводив гостей, Федор Иванович с радостью вспоминает все подробности счастливого дня, проведенного в обществе Лизы. Он чувствует, что измена жены еще не означает для него конец жизни.
На следующий день, просматривая заграничную прессу, Лаврецкий натыкается на сообщение о смерти своей супруги.
XXVIII
Федор Иванович отвозит Лемма обратно в город и заезжает к Калитиным. Там он застает несколько гостей, общество которых ему крайне неприятно. Дождавшись удобного момента, Лаврецкий передает Лизе журнал с заметкой о внезапной смерти madame de Lavretzki. Он просит девушку никому об этом не говорить.
XXIX
На следующее утро Лаврецкий и Лиза встречаются в саду. Девушка поражена сообщением. Она утверждает, что Лаврецкий должен получить прощение у Бога.
Федор Иванович говорит, что смерть жены дает ему долгожданную свободу. Он намекает о появлении надежды на счастье, так как встретил «чистую женскую душу».
Лиза заметно смущается. Она признается, что получила от Паншина письмо с предложением руки и сердца. Лаврецкий убеждает ее «слушаться сердца», а не советов матери. «Брак по рассудку» с нелюбимым человеком не принесет ей счастья.
XXX
Вечером Лаврецкий вновь приходит к Калитиным и застает у них Паншина, который с важным видом играет с Марьей Дмитриевной в карты. Лиза наедине рассказывает Лаврецкому, что не дала окончательного ответа и попросила Владимира Николаевича подождать.
XXXI
Лаврецкий понимает, что влюбился в Лизу. Он возвращается в деревню, но не может томиться в разлуке и на четвертый день опять приезжает в город.
Лиза признается, что уже почти готова отказать Паншину. Федор Иванович вместе с ней приходит в церковь на обедню и после службы испытывает радостное чувство очищения и возможности счастья.
XXXII
В течение нескольких дней Лаврецкий испытывает страдания. Он с жадностью просматривает свежие журналы и газеты, надеясь найти подтверждение сообщению о смерти жены.
Лиза избегает общения с Федором Ивановичем. В ее душе идет мучительная борьба. Девушка до сих пор не дала ответа Паншину.
XXXIII
Однажды вечером у Калитиных между Лаврецким и Паншиным затевается спор о будущем страны. Федор Иванович утверждает, что Россия идет своим самобытным путем; нужно «признать народную правду и смириться перед ней». Владимир Николаевич заявляет, что Россию нужно полностью переделать по европейскому образцу. Главную роль он отводит «служащим людям», к числу которых себя и причисляет. Хозяйка приходит в восторг от речи Паншина.
Мнение Лаврецкого полностью разделяют Марфа Тимофеевна и Лиза. Втроем они садятся рядом, как бы отделяясь от Марьи Дмитриевны и самоуверенного Владимира Николаевича.
XXXIV
Спор сближает Лизу с Лаврецким. Девушка чувствует, как ей дороги патриотические мысли Федора Ивановича. Его единственный «минус» – равнодушное отношение к Богу.
Гости прощаются и уходят. Замечтавшись, Лаврецкий бесцельно бродит по городу и бессознательно возвращается в сад Калитиных. Внезапно из дома выходит Лиза.
Федор Иванович увлекает девушку на скамейку и горячо признается ей в любви. Лиза отвечает на его робкий поцелуй.
Возвращаясь домой, счастливый Лаврецкий идет по ночному городу и неожиданно слышит какую-то прекрасную музыку. Звуки раздаются из небольшого дома. На крики Лаврецкого в окне появляется Лемм. Музыкант приглашает его к себе и повторяет чудесную мелодию собственного сочинения. Он утверждает, что создал ее, потому что «все знает».
XXXV
Крайняя религиозность Лизы объясняется тем, что с пятилетнего возраста девочка воспитывалась богомольной няней Агафьей Власьевной. Старушка постоянно водила ее в церковь, рассказывала о житиях святых и крепко утвердила в вере. Лиза «любила одного Бога восторженно, робко, нежно». О любви к мужчине она даже не задумывалась до встречи с Лаврецким.
XXXVI
На следующий день перед домом Калитиных Лаврецкий встречает Паншина, который делает вид, что не замечает его. Слуга сообщает, что хозяйка отдыхает. Федор Иванович приезжает попозже, но его вновь не принимают.
Лаврецкий возвращается в деревню, но вечером вновь едет в город, где уже некоторое время снимает дом. Там его ждет «воскресшая» жена.
Варвара Павловна в слезах просит у мужа прощения. Чтобы разжалобить его, она показывает ребенка – красивую девочку Адочку.
Федор Иванович с раздражением выслушивает жену. Он нисколько не верит раскаянию лживой женщины и в гневе уходит из дома.
XXXVII
Пару часов Лаврецкий ходит по городу и со злостью думает о неожиданном «воскрешении» жены, которое лишает его Лизы. Затем он идет к Лемму и просится переночевать. Федор Иванович рассказывает старику обо всем и поручает ему передать Лизе записку, в которой сообщает о возвращении Варвары Павловны. Утром Лемм уходит к Калитиным на урок и приносит ответ. Девушка согласна встретиться и все обсудить следующим вечером.
Лаврецкий приходит домой. С трудом сдерживая гнев, он говорит жене, что предоставляет имение в Лавриках в ее распоряжении. Он требует, чтобы супруга отправилась туда как можно быстрее и больше не искала встреч с ним.
После ухода мужа Варвара Павловна идет к Калитиным.
XXXVIII
На следующий день после взаимного признания в любви Лиза отказывает Паншину. Узнав об этом, Марья Дмитриевна доводит «неблагодарную» дочь до слез, укоряя ее за этот отказ.
Затем на Лизу «набрасывается» Марфа Тимофеевна, которая узнала от слуг о ночном свидании. Девушка признается старушке, что любит Федора Ивановича. Ничего преступного в этом нет, так как есть сведения, что Варвара Павловна умерла.
XXXIX
Богато одетая красавица Лаврецкая производит большое впечатление на Марью Дмитриевну. Хитрая женщина очень умело играет роль раскаявшейся жены. Она буквально покоряет мать Лизы и зашедшего в гости Гедеоновского изысканностью манер и рассказами из великосветской жизни.
Лиза уже получила записку Лаврецкого. Она выходит посмотреть на «воскресшую» жену, чувствуя свою вину перед ней. Варвара Павловна, как обычно, «блещет». Она садится за фортепьяно и исполняет несколько произведений.
После обеда Лиза говорит, что у нее болит голову, и уходит к Марфе Тимофеевне. Старушка обнимает девушку, оплакивая вместе с ней крушение всех надежд.
XL
К Калитиным приходит Паншин. Опытная Варвара Павловна сразу же завладевает вниманием молодого человека и покоряет его своей красотой и грацией. Пара усаживается за фортепьяно и исполняет в два голоса несколько арий. «Разошедшаяся» Лаврецкая даже ненадолго забывает о том, что должна играть роль несчастной жены.
Марья Дмитриевна перед уходом гостей обещает Лаврецкой постараться примирить ее с мужем.
XLI
Лаврецкий в отчаянии возвращается в Васильевское. Слуги сразу же замечают, что барина гнетет какое-то горе. Федор Иванович в тоске не может найти себе места. На следующий день он едет в город на встречу с Лизой.
XLII
Лаврецкий заезжает в свой городской дом и узнает, что жена в гостях у Калитиных. Какое-то время он ждет ее возвращения, а затем идет туда сам. Видеться с супругой при посторонних Федор Иванович не желает, поэтому тайком проходит в комнату Марфы Тимофеевны.
Старушка с сочувствием встречает Лаврецкого. Она посылает за Лизой, а затем как бы случайно оставляет влюбленных наедине. Девушка прощается с любимым и говорит, что им обоим предстоит исполнить свой долг перед Богом. Задача Лаврецкого – простить жену и помириться с ней. Про свое обязательство Лиза умалчивает.
После прощания Федора Ивановича в воротах останавливает лакей и передает просьбу хозяйки «пожаловать» к ней.
XLIII
Лаврецкий с недоумением возвращается в дом. Марья Дмитриевна долго говорит об искреннем раскаянии Варвары Павловны и необходимости простить ее. Заплакав, она выводит ее саму из-за ширмы.
Федор Иванович возмущен «театральностью» ситуации. Он твердо заявляет, что вся сцена была устроена супругой. Лаврецкий действительно не может понять, чего она от него хочет. В конце концов он соглашается создать для света видимость восстановления супружеских отношений, но при одном условии: Варвара Павловна будет жить в Лавриках. Ее отъезд из имения снимает с мужа все обещания.
XLIV
На следующее утро Лаврецкий приходит в церковь и застает там Лизу. Он пытается проводить девушку, но та говорит, что им не стоит больше видеться. Лиза туманно намекает, что все люди теперь очень далеки от нее.
По пути домой Федор Иванович встречает Лемма, который угрюмо произносит: «Все умерли, и мы умерли».
Лаврецкий вместе с женой и дочерью переезжает в Лаврики, но уже через неделю отправляется в Москву. В его отсутствие постоянным гостем Варвары Павловны становится Паншин…
XLV
Вернувшись домой, Лиза признается Марфе Тимофеевне, что приняла твердое решение уйти в монастырь. Никакие уговоры перепуганной старушки не помогают. Девушка лишь соглашается отложить окончательное решение на полгода.
С наступлением зимы Варвара Павловна, несмотря на обещание не покидать Лаврики, переезжает в Петербург, где ее уже ждет Паншин.
Весной Лаврецкий узнает, что Лиза приняла постриг в каком-то далеком монастыре.
Эпилог
Проходит восемь лет. Варвара Павловна живет в Париже в окружении толпы поклонников. Ее дочери, скорее всего, предстоит повторить бурную жизнь матери. Паншин добился значительного повышения по службе. Марфа Тимофеевна и Марья Дмитриевна умерли вскоре после ухода Лизы в монастырь.
Постаревший Лаврецкий приезжает в дом Калитиных. Его радостно встречает молодежь во главе с повзрослевшей Леной. Молодые люди рассказывают о своей жизни, о вестях, которые изредка они получают о Лизе.
Лаврецкий с грустью обходит дорогие его сердцу места: сад; скамейку, на которой признался Лизе в любви; гостиную, где часто проводил вечера. Он от всей души желает новому поколению счастья и без сожаления признает, что его жизнь прошла: «Здравствуй, одинокая старость!».
Говорят, что Федор Иванович съездил в дальний монастырь. Лиза прошла мимо него и лишь слабым дрожанием ресниц показала, что узнала любимого. Никому не дано знать, о чем в этом момент оба подумали и что почувствовали в сердцах.