Любителям социально-политической сатиры советуем читать краткое содержание сказки «Орел-меценат» – известного произведения из «сказочного цикла» творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Царская цензура наложила запрет на публикацию сказки. Впервые она была опубликована в России (1906 г.) лишь после смерти писателя.
Главные герои
Орел-меценат – символ жестокого помещика, пожелавшего прослыть «просветителем».
Снегирь – символ хитрого беспринципного журналиста.
Дятел – карикатура на ученых, занимающихся лженаучными исследованиями.
Соловей – символ настоящего артиста (правда, чересчур славолюбивого), чье творчество не может получить официального признания властей.
Скворец – пародия на русского поэта, переводчика и филолога XVIII века В. К. Тредьяковского.
Краткое содержание
Автор признается, что долгое время с восхищением относился к орлам. Ему нравились поэтические сравнения людей с этими величественными птицами. Особенно умиляло автора великодушие орлов, которые иногда милостиво отпускали пойманную мышь.
Однажды автор задумался: какое в общем-то право имеют орлы ловить, карать или миловать беззащитных мышей? Он понял, что на самом деле эти хищные птицы – обычные лесные разбойники, наводящие панический страх на все «пернатое царство».
Одному орлу надоела скучная уединенная жизнь со своей супругой – орлицей. Подумав, он решил стать дореформенным помещиком, в подчинении которого была бы многочисленная дворня.
Орел позвал ястреба, коршуна и сокола и приказал им устроить настоящее дворянское хозяйство. Приказание было очень быстро исполнено. В качестве крепостных мужиков помощники орла нагнали множество ворон. В хозяйстве появились: ключница (сорока), сторожа (сычи и филины), скоморохи (попугаи) и даже собственный оркестр из коростелей и гагар.
Вскоре обнаружился серьезный «пропуск»: у орла отсутствовали «науки и искусства», которые полагалось заводить любому уважающему себя помещику.
«Бескультурье» больше всего обижало трех птиц: снегиря, дятла и соловья. Снегирь рано выучился грамоте, служил писарем и пытался издавать собственную газету. За «вредные взгляды» газету постоянно закрывали. Снегирь решил обратиться за покровительством к орлу.
Дятел уже много лет занимался историческими исследованиями, но не мог найти для них издателя. Он хотел стать «дворовым историографом» у орла, который мог дать средства на публикацию книг.
Соловей считался лучшим певцом в лесном царстве. Однако народной славы ему было мало. Сладкоголосая птица надеялась добиться на службе у орла «официального» уважения и почета.
Снегирь, дятел и соловей вместе прилетели к орлу и стали говорить ему о необходимости учреждения «наук и искусств». «Помещик» долго не мог понять, чего от него хотят назойливые птицы, и в конце концов позвал для совета мудрую сову. Та подтвердила: «ученье – свет, а неученье – тьма». «Науки и искусства» не только полезны, но еще могут служить развлечением и придавать орлу славу «просвещенного» помещика.
Орел заявил: «Я не прочь от наук!». Уже на следующий день в его хозяйстве начался «золотой век». Все воронята получили по «азбуке-копейке»; была учреждена академия наук; созданы кадетские корпуса; для «мужичья» был введен специальный «просветительный» налог. Придворным поэтом под именем Василия Кирилыча Тредьяковского был назначен старый скворец. Всем «деятелям культуры» было приказано к завтрашнему дню готовиться к представлению своих достижений.
Первым выступил снегирь, прочитавший легкий фельетон, весь смысл которого сводился к прославлению «мецената». Орел долго слушал выступающего и подтверждал его слова: «Имянно!».
После снегиря перед хозяином предстал дятел. Он приступил к изложению исторического исследования о генеалогии орла. «Меценату» с самых первых слов стало скучно. Он прервал дятла и потребовал следующего «конкурсанта».
Соловей воспел «великодушие орлов» и ответную благодарность «холопов». Несмотря на «холопский сюжет», его песня была настоящим произведением искусства. Орел ничего не мог понять и потребовал выступления Третьяковского. «Придворный поэт» тоже спел про «помещиков» и «холопов», но его посредственная песня заслужила горячее одобрение орла («Имянно!»). Скворец был признан победителем, а соловья продали в трактир.
«Просвещение» в орлином хозяйстве успешно продолжалось: работали гимназии и кадетские корпуса, академия наук приступила к изданию словаря, дятел занимался своими исследованиями. Один снегирь «притаился», почувствовав, что скоро всему придет конец.
Невольно приблизили катастрофу главные «просветители» – сокол и сова, задумавшие сделать грамотным самого орла. Они каждый день приставали к «помещику» с уроками по изучению азбуки и правил арифметики. Однажды орел не выдержал и «разорвал надвое» сову, а затем разделался и с соколом.
Вскоре между новыми «просветителями» (ястребом и коршуном) начались интриги и междоусобные разборки. «Золотой век» подошел к концу. Спустя месяц «культурная жизнь» в орлином хозяйстве пришла в полный упадок и «запущение».
Ястреб с коршуном заключили мир и заявили орлу, что весь вред произошел исключительно из-за наук. По приказу орла «просвещение прекратило течение свое». Начались судебные следствия и расправы над всеми «деятелями культуры»; были закрыты академия наук, кадетские корпуса и гимназии.
В конце концов все вороны, образованные по «азбуке-копейке», сбежали из хозяйства. «Помещик» в бессилии заявил супруге: «Сие да послужит орлам уроком!».