Краткое содержание сказки “Орел-меценат” (М. Е. Салтыков-Щедрин)

Краткое содержание сказки Краткое содержание

Любителям социально-политической сатиры советуем читать краткое содержание сказки “Орел-меценат” – известного произведения из “сказочного цикла” творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Царская цензура наложила запрет на публикацию сказки. Впервые она была опубликована в России (1906 г.) лишь после смерти писателя.

Главные герои

Орел-меценат – символ жестокого помещика, пожелавшего прослыть “просветителем”.

Снегирь – символ хитрого беспринципного журналиста.

Дятел – карикатура на ученых, занимающихся лженаучными исследованиями.

Соловей – символ настоящего артиста (правда, чересчур славолюбивого), чье творчество не может получить официального признания властей.

Скворец – пародия на русского поэта, переводчика и филолога XVIII века В. К. Тредьяковского.

Краткое содержание

Автор признается, что долгое время с восхищением относился к орлам. Ему нравились поэтические сравнения людей с этими величественными птицами. Особенно умиляло автора великодушие орлов, которые иногда милостиво отпускали пойманную мышь.

Однажды автор задумался: какое в общем-то право имеют орлы ловить, карать или миловать беззащитных мышей? Он понял, что на самом деле эти хищные птицы – обычные лесные разбойники, наводящие панический страх на все “пернатое царство”.

Одному орлу надоела скучная уединенная жизнь со своей супругой – орлицей. Подумав, он решил стать дореформенным помещиком, в подчинении которого была бы многочисленная дворня.

Орел позвал ястреба, коршуна и сокола и приказал им устроить настоящее дворянское хозяйство. Приказание было очень быстро исполнено. В качестве крепостных мужиков помощники орла нагнали множество ворон. В хозяйстве появились: ключница (сорока), сторожа (сычи и филины), скоморохи (попугаи) и даже собственный оркестр из коростелей и гагар.

Вскоре обнаружился серьезный “пропуск”: у орла отсутствовали “науки и искусства”, которые полагалось заводить любому уважающему себя помещику.

“Бескультурье” больше всего обижало трех птиц: снегиря, дятла и соловья. Снегирь рано выучился грамоте, служил писарем и пытался издавать собственную газету. За “вредные взгляды” газету постоянно закрывали. Снегирь решил обратиться за покровительством к орлу.

Дятел уже много лет занимался историческими исследованиями, но не мог найти для них издателя. Он хотел стать “дворовым историографом” у орла, который мог дать средства на публикацию книг.

Соловей считался лучшим певцом в лесном царстве. Однако народной славы ему было мало. Сладкоголосая птица надеялась добиться на службе у орла “официального” уважения и почета.

Снегирь, дятел и соловей вместе прилетели к орлу и стали говорить ему о необходимости учреждения “наук и искусств”. “Помещик” долго не мог понять, чего от него хотят назойливые птицы, и в конце концов позвал для совета мудрую сову. Та подтвердила: “ученье – свет, а неученье – тьма”. “Науки и искусства” не только полезны, но еще могут служить развлечением и придавать орлу славу “просвещенного” помещика.

Орел заявил: “Я не прочь от наук!”. Уже на следующий день в его хозяйстве начался “золотой век”. Все воронята получили по “азбуке-копейке”; была учреждена академия наук; созданы кадетские корпуса; для “мужичья” был введен специальный “просветительный” налог. Придворным поэтом под именем Василия Кирилыча Тредьяковского был назначен старый скворец. Всем “деятелям культуры” было приказано к завтрашнему дню готовиться к представлению своих достижений.

Первым выступил снегирь, прочитавший легкий фельетон, весь смысл которого сводился к прославлению “мецената”. Орел долго слушал выступающего и подтверждал его слова: “Имянно!”.

После снегиря перед хозяином предстал дятел. Он приступил к изложению исторического исследования о генеалогии орла. “Меценату” с самых первых слов стало скучно. Он прервал дятла и потребовал следующего “конкурсанта”.

Соловей воспел “великодушие орлов” и ответную благодарность “холопов”. Несмотря на “холопский сюжет”, его песня была настоящим произведением искусства. Орел ничего не мог понять и потребовал выступления Третьяковского. “Придворный поэт” тоже спел про “помещиков” и “холопов”, но его посредственная песня заслужила горячее одобрение орла (“Имянно!”). Скворец был признан победителем, а соловья продали в трактир.

“Просвещение” в орлином хозяйстве успешно продолжалось: работали гимназии и кадетские корпуса, академия наук приступила к изданию словаря, дятел занимался своими исследованиями. Один снегирь “притаился”, почувствовав, что скоро всему придет конец.

Невольно приблизили катастрофу главные “просветители” – сокол и сова, задумавшие сделать грамотным самого орла. Они каждый день приставали к “помещику” с уроками по изучению азбуки и правил арифметики. Однажды орел не выдержал и “разорвал надвое” сову, а затем разделался и с соколом.

Вскоре между новыми “просветителями” (ястребом и коршуном) начались интриги и междоусобные разборки. “Золотой век” подошел к концу. Спустя месяц “культурная жизнь” в орлином хозяйстве пришла в полный упадок и “запущение”.

Ястреб с коршуном заключили мир и заявили орлу, что весь вред произошел исключительно из-за наук. По приказу орла “просвещение прекратило течение свое”. Начались судебные следствия и расправы над всеми “деятелями культуры”; были закрыты академия наук, кадетские корпуса и гимназии.

В конце концов все вороны, образованные по “азбуке-копейке”, сбежали из хозяйства. “Помещик” в бессилии заявил супруге: “Сие да послужит орлам уроком!”.

Поделиться с друзьями
Владислав Тараненко

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий