Всем интересующимся литературной критикой рекомендуем читать краткое содержание статьи «Базаров» – известной работы Д. И. Писарева о романе «Отцы и дети». Популярный в 60-е гг. XIX века русский критик сделал подробный психологический анализ человека нового типа – обреченного на непонимание и одиночество нигилиста.
I
В романе «Отцы и дети» Тургенев выражает свою точку зрения на «идеи и стремления» нового поколения. Взгляд «одного из лучших людей прошлого поколения» позволяет понять суть противоречий между «стариками» и молодежью.
II
Евгений Васильевич Базаров – приятель Аркадия Николаевича Кирсанова. Это характерный «представитель нашего молодого поколения», вобравший в себя его главные отличительные черты.
Базаров считает личный опыт главным источником познания. Он руководствуется в жизни только «непосредственным влечением» и «расчетом».
III
Базаров — неутомимый труженик, привыкший добиваться всего своим трудом. Он груб и циничен; с презрением относится ко всем проявлениям «возвышенных чувств».
IV
В литературе уже описаны типы людей, выделяющиеся из серой массы: Онегин, Печорин, Рудин. Однако, они так и не сумели ничего сделать для улучшения жизни. Базаров, в отличие от «скучающих трутней» и «грустящих мыслителей», настроен на полезную практическую деятельность. Для этого у него «есть и знание, и воля».
V
Роман является очень точным изображением современной действительности. Тургенев не идеализирует ни «отцов», ни «детей», раскрывая как их достоинства, так и недостатки.
В центре внимания автора – противостояние Павла Петровича и Базарова. Первый – убежденный аристократ, твердо придерживающийся «принсипов»; второй – грубый «плебей», впадающий в крайность в своем всеобщем отрицании.
VI
Базаров очень одинок из-за того, что его окружают люди, стоящие гораздо ниже по уровню умственного развития. Он не может найти себе достойного друга, с которым можно серьезно поговорить.
Вынужденное одиночество Базарова ярко раскрывается в его отношениях с родителями. Евгений не виноват в том, что относится к отцу и матери с холодной черствостью. Ему просто с ними очень скучно.
VII
Тургенев также выводит в романе «двух в высшей степени типичных личностей» – Ситникова и Кукшину. Они относятся к «разнокалиберной сволочи», которая пытается представить себя в качестве истинных приверженцев прогресса и эмансипации. Ситников и Кукшина – неизбежное порождение эпохи, не имеющее к Базарову никакого отношения.
VIII
Базаров начал уважать, а затем и полюбил Анну Сергеевну Одинцову, потому что увидел в ней равного по уму человека. Однако это любовь становится «злобною, мучительною страстью». Одинцова – очень красивая, но расчетливая и холодная женщина. Она понимает, что Базаровым движет лишь «жажда наслаждения». Евгений не может дать ей «никаких гарантий» насчет прочных семейных отношений.
IX
Базаров безо всякого чувства превосходства общается с простыми мужиками. Они не могут этого понять и считают его «шутом гороховым».
Заигрывания Базарова с любовницей Николая Петровича Феничкой приводят к дуэли. Евгений, хотя и считает такой метод выяснения отношений «нелепостью», соглашается на поединок. Он поступает так, потому что «руководствуется практическим смыслом».
X
Нелепая гибель Базарова от случайного пореза, возможно, лишила Россию «великого исторического деятеля». Описание его смерти – «лучшее место в романе». Евгений понимает, что непременно умрет и ведет себя хладнокровно, оставаясь до конца нигилистом. Единственная «слабость», которую он себя позволяет – последняя встреча Одинцовой.
XI
По ходу действия романа заметно изменение отношения автора к главному герою. Осуждая грубого нигилиста в начале, Тургенев постепенно переходит к сочувствию. Несмотря на все «крайности», Базаров является воплощением «свежей силы» и «неподкупного ума» – главных достоинств нового поколения.