«Рамаяна», краткое содержание древнеиндийского эпоса (Махариши Вальмики)

«Рамаяна», краткое содержание древнеиндийского эпоса (Махариши Вальмики) Краткое содержание

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием древнеиндийского эпоса «Рамаяна». Рамаяна — в переводе означает «путешествие Рамы». Оригинал данного произведения создавался на протяжении нескольких веков, поэтому подлинное авторство установить невозможно. Одним из самых известных рассказчиков «Рамаяны» является мудрец Махариши Вальмики, чье имя часто употребляется вместе с названием самого эпоса. Вальмики принято считать первым поэтом в Индии.

Главные герои

Рама – легендарный древнеиндийский царь Айодхьи;

Лакшмана – младший брат Рамы, ушедший вместе с ним в изгнание;

Сита – супруга Рамы;

Равана – повелитель ракшасов, главный враг Рамы;

Суригва – царь обезьян;

Хануман – главный советник царя обезьян, сын бога Ветра;

Другие персонажи

Бхарата – ещё один младший брат Рамы, возведённый его хитрой матерью на трон вместо Рамы;

Дашаратха – отец Рамы;

Каушалья – мать Рамы, главная жена Дашаратхи;

Кайкейи – любимая жена Дашаратхи, хитростью отправившая Раму в изгнание;

Краткое содержание

Книга первая. Детство

Рождение Рамы

К югу от Гималаев, на берегах Сарайю и Ганги находится процветающая страна Кошала. В этой стране есть прославленный на весь мир своей красотой и богатством город Айодхья. В этом городе всего было вдоволь, поэтому здесь не было нуждающихся. Кроме того, местные жители никогда не болели. Все были хорошо воспитаны и образованными.

Айдохья затмевал другие города так, как луна затмевает звёзды. Правил в то время в этом городе мудрый и справедливый царь Дашаратха. Все в его жизни складывалось наилучшим образом, только одно не давало ему покоя – отсутствие наследника. Однажды Дашаратха решил принести жертву богам, чтобы они смилостивились и подарили ему сына.

Весь город стал готовиться к великому жертвоприношению. Царь приказал возвести алтарь и роскошные строение для его гостей. Спустя год все было готово к жертвоприношению. В назначенное место стали съезжаться знатные гости. И когда небесные светила пророчили удачу, царь со своим войском тоже туда отправился.

Три дня и три ночи приносили жрецы жертвы богам, и боги остались довольны. Они попросили Брахму даровать сына Дашаратхе, и наделить этого младенца силой, способной уничтожить злодея Равану, который в то время жил на земле. Ни боги, не демоны не могли убить Равану.

Брахма согласился. По его велению, Хранитель мира, бог Вишну спустился на землю и вручил Дашаратхе золотой сосуд. Он сказал царю отдать этот сосуд женам, для того чтобы они выпили божественный напиток, находящийся внутри сосуда.

Спустя время у царя родилось четыре сына: Рама, Бхарата, Лакшмана и Шатругхна. Все сыновья родились здоровыми и крепкими, но Рама превосходил всех красотой, разумом и силой. Братья быстро одолели все воинские и царские науки, и на всей земле им не было равных. Дашаратха гордился своими сыновьями, и, наконец, был счастлив.

Первые победы над ракшасами

Однажды в Айдохью пришел брахман Вишвамитра, и велел доложить царю о своем приходе. Дашаратха лично его встретил, и проводил со всеми почестями в царские покои, пообещав исполнить любую его просьбу.. Вишвамитра пришел во дворец, для того чтобы рассказать о своём несчастье. Злые демоны ракшасы, по приказу их владыки Раваны, не давали брахману разжигать священный огонь, и пожирали все его жертвы богам. Вишвамитра попросил отпустить Раму с ним в лес.

Дашаратха пожалел, что пообещал исполнить любое желание старца, но не мог нарушить своего слова. Поэтому предложил вместо Рамы лично отправиться в лес со своим войском и защитить священный алтарь от ракшас. Вишвамитра разгневался, услышав это, и пообещал проклять род царя, если он не сдержит свое обещание. Тогда Дашаратха всё-таки решился отпустить Раму в лес. Вместе с Рамой отправился в путь его брат Лакшмана.

Вначале Вишвамитра  привел царевичей туда, где жила мать одного из ракшас – кровожадная Тарака. Рама с лёгкостью убил ее. На утро Вишвамитра подарил Раме божественное оружие, которое исполняло все желания своего хозяина.

Убив Тараку, путники без препятствий добрались до обители Вишвамитры. Первый день они отдыхали, а на следующий стали охранять священный алтарь. Вскоре явились ракшасы, но Рама убил их так же легко, как и Тараку.

Рассказ о дочерях Кушанабхи

После того как ракшасы были уничтожены, Вишвамитра отправился с царевичами в город Митхиле к царю Джанака. Там находился могучий лук, который никто не мог согнуть.

Путь в Митхил был далеким. Во время очередного привала Рама попросил Вишвамитру рассказать о здешних землях.

Когда-то давно здесь жил сын Брахмы Куша. У него было четыре сына. Когда они подросли, Куша отправил их завоёвывать себе царства. Кушанабха основал свое царство в тех местах, где они сейчас находились. У него было что прекрасных дочерей. Его дочери понравились богу ветра Вайю, и он сразу же предложил им стать своими женами. Но они не согласились, ответив, что только их отец может распоряжаться их судьбами.

Вайю разгневался из-за их неповиновения, и не пощадил целомудрия девушек. Они сразу же рассказали обо всем отцу, и он смог выдать своих дочерей замуж, чтобы скрыть позор. Оставшись без дочерей, Кушанабха попросил у богов сына.  Вскоре родился Гадхи, который в будущем станет отцом Вишвамитры.

Рассказ о чудесной корове и подвижничестве Вишвамитры

Царь Джанака лично встретил Вишвамитру. Он рассказал Раме и его  брату историю о прошлом Вишвамитры. В давние времена Вишвамитра был царем всей земли и правил ею много тысяч лет. Однажды он поехал объезжать владения со своим войском, и по дороге попал в обитель подвижников. Он отказался остановиться в ней, чтобы не объедать бедных подвижников, но там не приняли отказа.

Один из отшельников позвал божественную корову Шабалу,которая могла исполнить любое желание, и попросил ее дать каждому гостю то, что он хочет. Вишвамитра удивился такому чуду, и стал просить отшельника подарить корову. Отшельник отказался, тогда царь забрал ее силой, но Шабала по дороге сбежала обратно. Там она создала непобедимое войско, которое уничтожило свиту вернувшегося Вишвамитру. После этого поражения он оставил трон, и ушел в горы жить отшельником. Много там его ожидало испытаний, но в итоге он стал брахманом, и помирился с отщальнтком, в которого похитил священную корову.

Лук Шивы и женитьба Рамы и Лакшманы

У царя Джанака была дочь Сита, и он пообещал выдать замуж ее за того, кто сможет натянуть тетиву на луке Шивы. Многие цари и знатные воины пытались сделать это, но не смогли даже поднять лук. Рама с легкостью натянул тетиву, и сделал это так сильно, что даже сломал лук попалам. Джанака сдержал свое обещание, и сразу же отправил гонцов к отцу Рамы, приглашая его на свадьбу.

Дашаратха обрадовался этой вести, и сразу же отправился в путь. Царь Джанака с радостью встретил правителя Айодхью,и предложил укрепить их союз, жертв ещё одного сына Дашаратхи на его второй дочери. А потом Вишвамитра предложил женить двух оставшихся сыновей Дашаратхи на племянницах Джанаки, и всем понравилась эта идея.

После свадьбы Дашаратха выдвинулся в обратный путь вместе со своими сыновьями и их женами.

Поединок Рамы с сыном Джамадагни и возвращение в Айодхью

По дороге в Айодхью Дашаратхе и его войску встретился сын Джамадагни, которого тоже звали Рама. Он поклялся истребить всех кшатриев в память о своем отце, поэтому вызвал на поединок Раму, сына Дашаратхи. Чтобы увидеть силу, достойную сражения с ним, сын Джамадагни дал Раме лук Вишны, и сказал ему натянуть тетиву. Рама не только натянул ее, но и выстрелил в грудь сына Джамадагни, навсегда от него избавившись. После этого Дашаратха вернулся с сыновьями в Айодхью, а Рама стал помогать ему править государством.

Книга вторая. Айодхья

Отречение царя Дашаратхи

Дашаратха решил, что трон должен достаться его первенцу Раме. Поэтому он захотел передать ему полномочия лично, а не после своей смерти. Все поддержали его решение.

Злая горбунья Мантхара

Завистливая горбунья Мантхара была подругой одной из жен Дашаратхи. Узнав о том, что Рама вступает на престол, она стала говорить царице о том, что нельзя допустить того, чтоб сын жены-соперницы стал царем. Из зависти к счастью Рамы Мантхара хотела помешать его царствованию. И у нее всё-таки получилась настроить Кайкейи так, что она захотела избавиться от Рамы. Она ушла в дом гнева, а Мантхару послала к царю, чтобы та озвучила ему ее желания.

Два желания Кайкейи

Кайкейи вспомнила царю Дашаратхе то, что он поклялся исполнить две ее просьбы, и попросила изгнать Раму в лес, а царем сделать ее сына. Дашаратха не захотел исполнять эти желания, но Кайкейи пообещала лишить себя жизни в противном случае.

Рама во дворце Дашаратхи

Дашаратха не смог отказать любимой жене. Раму позвали в его покои, там Кайкейи объявила ему волю отца. Она отправила его в леса в изгнания на четырнадцать лет. Рама сразу же согласился исполнить волю отца, но попросил разрешения попрощаться вначале с матерью и женой.

Горе Каушальи и гнев Лакшаманы

Рама сообщил о своем изгнании своей матери. Старшая царица Каушалья была вне себя от горя, и захотела отправиться вместе со своим сыном в леса. Но Рама попросил ее остаться рядом с его отцом, потому что потеря жены и сына точно свела бы царя Дашаратхув могилу.

Разгневанный Лакшамана пытался отговорить брата уходить в лес. Он говорил ему, что убьет всех, кто поднимется против него. Поэтому ничто не могло помешать занять ему престол. Но Рама был непоколебим в своем решении исполнить волю отца.

Сита

Услышав известие об изгнании своего супруга, Сита вызвалась сопровождать его. Рама отказывался, не желая обрекать любимую жену на такую участь. Но Сита настаивала на том, что жена должна разделить участь мужа, и Рама спустя некоторое время согласился взять ее с собой. Лакшамана тоже захотел сопровождать своего брата, и никакие доводы не могли заставить его изменить свое решение.

Рама покидает Айодхью

Рама пришел во дворец попрощаться с отцом. Дашаратха хотел послать вместе с ним в леса свое войско и казну, но Кайкейи воспротивилась этому, сказав, что ее сын не станет царствовать, лишившись воинов и богатства. Более того, она пожелала облачить Раму, Ситу и Лакшаману в берестяные одежды отшельников. Но Дашаратха не допустил этого, велев дать с собой Сите лучшие наряды и украшения.

После отъезда Рамы Дашаратха отрекся от Кайкейи, сказав, что ему ничего не нужно ни от нее, ни от ее сына. Весь город погрузился в великую скорбь.

Путь к Читракуте

Сумантра довёз Раму на колеснице до леса, а затем вернулся в Айодхью. На своем трудном пути Рама встречал знакомых, у которых они оставались на ночлег. Дойдя до склонов Читракуты, Рама решил остаться именно здесь. Он велел Лакшмане срубить крепкое дерево, для того чтобы построить хижину. И в этой хижине они зажили счастливо и безмятежно.

Смерть Дашаратхи

Суматра пустился в обратный путь, и на третий день вернулся в Айодхью. Он сразу же отправился в покои своего царя. Дашаратха сидел в окружении своих жен и скорбил. Распросив о том, как его , привыкший к царской роскоши, живёт в лесу, Дашаратха отпустил Суматру. Наступила ночь. Ночью Дашаратха проснулся, и рассказал Каушалье, которая была рядом, историю о своем проклятье. Ещё до знакомства с ней, будучи царевичем, Дашаратха любил охотиться. Однажды он выстрелил, не видя цели, и убил юношу, который был единственной опорой своих слепых родителей. Отец юноши проклял Дашаратху, пожелав ему смерть от точки по сыну.

Утром царь Айодхьи умер. Его советники сразу же послали за Бахаратой, потому что некому было управлять государством.

Возвращение Бхараты

В эту ночь Бхарате приснился плохой сон. Он видел, как его отец упал с горы в пруд, полный коровьего навоза. А потом он видел его в черных одеждах на уезжающей к Югу колеснице. Бхарата понял, что этот сон предвестник несчастья.

В это время в дворец, где находился Бхарата, прибыли послы из Айодхьи. Они говорили, что все живы, здоровы, но Бхарату ждёт дома неотложное дело. Тревога Бхараты в дороге только усилилась.

Приехав в родной дворец, он сразу же направился в покои своей матери, от которой узнал о смерти отца и изгнании Рамы. Кайкейи рассказала сыну о том, что именно она добилась того, чтобы Рама не стал царем. На что Бхарата ответил, что она опозорила их род, и он никогда не займет место своего старшего брата. Затем он в сопровождении войска отправился в леса, где жил отшельником Рама.

Бхарата на Читракуте

Бхарата догадался, где находится обитель Рамы по дыму на горе. Он оставил войско в лесу, а сам двинулся дальше. Увидев Раму, он бросился ему в ноги, и стал просить вернуться в Айодхью. Но Рама отказался стать царем, не желая нарушать волю отца даже после его смерти. Бхарата сказал, что останется в изгнании с Рамой, но Рама не позволил этого. Тогда Бхарата попросил забрать его сандали, чтобы поставить их на царский трон, а сам он собирался удалиться за стены города отшельником, и оттуда править от имени Рамы. А если через четырнадцать лет Рама не вернётся в Айодхью, Бхарата пообещал войти в огонь костра.

Изгнанники покидают Читракуту

Рама заметил, что отшельники, живущие с ним рядом стали странно себя вести. Позже он узнал у старейшины, что они боятся ракшас, которые стали часто появляться в округе с тех пор, как Рама поселился здесь. Отшельники в этот же день покинули эти места, и Рама тоже отправился вслед за ними.

Книга третья. Лесная

Изгнанники в лесу Дандака

В лесу Дандака изгнанники встретили злобного людоеда ракшаса Вирадху. Его нельзя было победить при помощи оружия, поэтому они решили закопать его в большую яму живым. Выяснилось, что Вирадха был заколдованным небесным музыкантом, и его проклятье мог снять только Рама.

Затем путники отправились в обитель мудрого Шарабханги, и Рама пообещал всем святым отшельником, что избавит их от кровожадных ракшас, которые постоянно на них нападают.

Шурпанакха

Десять лет прожил Рама вместе с Ситой и Лакшманой в лесу Дандака, охраняя отшельников от ракшасов и диких зверей. А на одиннадцатый год Рама изъявил желание посетить обитель благочестивого Агастьи. Агастья встретил их с радостью, и подарил Раме непобедимое оружие бога Вишну – лук, меткие стрелы, могучий меч и секиру.

Затем путники отправились в Панчавати, где остались жить. Однажды мимо их хижины проходила ракшаси Шурпанакха, сестра Раваны – правителя всех ракшасов. Увидев Раму, она сразу же влюбилась в него и захотела стать его женой. Рама отказал ей. Тогда, разозлившись, она набросилась на Ситу, и Лакшмана отрубил ей нос и уши. Истекая кровью, Шурпанакха убежала в лес к своим братьям.

Победа над Кхарой

Шурпанакха прибежала к своему брату Кхаре, и рассказала ему о том, что произошло с ней. Кхара пришёл в бешенство, позвал своих братьев и приказал им привести Раму и Лакшману живыми, для того чтобы их сестра смогла отомстить за свою обиду. В тот же день четырнадцать ракшасов отправилось в Панчавати, а Шурпанакха показывала им дорогу. Но Рама убил всех братьев Шурпанакхи, а она сама в испуге сбежала обратно к Кхаре.

Кхара был в ярости, узнав о гибели своих братьев. Тогда он призвал своего лучшего полководца Душана, и приказал ему отправиться вместе с четырнадцатью тысячами воинов отомстить Раме. Душана потерял в битве всё своё войско, а затем сам погиб.

После этого Кхара сам отправился к Раме с остатками своего войска. Но и их сразил сын Дашаратхи. Боги лично восславили победу Рамы, изумляясь тому, как он смог выстоять в одиночку против такого большого количества ракшасов.

Гнев Раваны и появление золотого оленя

Не все воины Кхары погибли в битве у Панчати. Одному ракшасу по имени Акампана удалось живым уйти с поля боя. В поисках защиты, он побежал к повелителю всех ракшасов Раване. Его рассказ привёл в ярость Равану. Повелитель ракшасов хотел лично сразить в поединке с Рамой, для того чтобы отомстить ему, но Акампана стал уговаривать его не делать этого, потому что сын Дашаратхи был непобедимым. Акампана сказал своему владыке, что лишить жизни Раму можно только похитив его возлюбленную супругу.

Равана отказался от этой затеи. Но вскоре к нему во дворец пришла Шурпанакха, которая стала упрекать брата в бездействии, и рассказала ему о неземной красоте Ситы, которая непременно должна стать его женой. Тогда Равана придумал план и воплотил его в жизнь.

Один из его подданных, обладающий умением превращаться в прекрасного оленя, появился возле хижины Рамы. Сите очень понравился чудесный олень, и она попросила Раму поймать его для неё. Рама бросился в чащу леса вслед за этим оленем, и подстрелил его. Перед смертью олень превратился обратно в ракшаса, но он успел крикнуть голосом Рамы и попросить помочь ему. Лакшмана кинулся на помощь своему брату, и в это время Равана похитил беззащитную Ситу. Это увидел царь ястребов Джатаю, и вступил в бой с повелителем ракшасов. Но Равана оказался сильнее, отрубил ему крылья, и унесся с Ситой к себе на Ланку. В последний момент Сита увидела на одной из гор пять обезьян. Тогда она оторвала кусочек своего платья, и бросила его им вниз, в надежде, что они найдут Раму и всё ему расскажут.

Сита на Ланке

Равана принёс Ситу в свой дворец, и приказал слугам исполнять любые её желания. Никто не имел права нанести ей обиду, иначе будет лично иметь дело с Раваной. В это же время повелитель ракшасов отправил самых ловких своих воинов убить Раму и Лакшману.

Равана пытался подчинить своей воле Ситу, но у него это не получалось. Тогда он приказал демоницам увести Ситу в лес, и образумить её любыми методами. Сита впала в отчаянье, но ей явился Владыка небесный, и сказал, что Рама обязательно спасёт её. Кроме того, он подарил ей волшебный рис, который избавит её от голода и жажды на много лет.

Отчаяние Рамы

Вернувшись в хижину, Рама не нашёл там ни Ситы, ни Лакшманы. Когда Лакшмана вернулся из леса, Рама выместил на нём свою злость, упрекнув в том, что он оставил Ситу одну. Затем братья отправились на её поиски.

Смерть Джатаю

Рама и Лакшмана отправились на Юг. По пути они наткнулись на обломки золотой колесницы, а затем увидели умирающего Джатаю, который рассказал им, кто похитил Ситу. Рама захотел похоронить с подобающими почестями царя ястребов, а затем они продолжили свой путь.

Битва с лесным чудовищем

Рама и Лакшмана продолжали идти на Юг. Вскоре на их пути встала высокая гора, в которой виднелась глубокая и тёмная пещера. В этой пещере братья увидели ужасную ракшаси, которая предложила Лакшмане стать её мужем. Лакшмана разозлился, и отрезал ракшаси нос и уши.

Далее им на пути повстречался огромный ракшас без головы и шеи. Его пасть с клыками находилась посередине брюха. Вначале он хотел съесть Раму и Лакшману, а затем поведал им свою историю. Когда-то он был красивым юношей, но обладал одним пороком – любил пугать благочестивых отшельников, превращаясь в разных чудищ. Один из отшельников проклял его, навсегда превратив в такое чудище, но затем сжалился, и сказал, что к юноше вернётся его красота после того, как Рама сожжёт его на костре. Рама выполнил его просьбу, и в благодарность за это узнал, что ему может помочь найти Ситу царь обезьян Сугрива, который живёт на горе Ришьямука.

Книга четвёртая. Кишкиндха

Встреча с Сугривой, царём обезьян

В начале весны Рама и Лакшмана пришли на берег озера Пампа. Рама тосковал о Сите, а Лакшмана пытался его утешить. Отдохнув возле озера, они направились к горе Ришьямука. Их увидел повелитель обезьян Сугрива, лишённый власти своим братом Валином. Сугрива испугался, подумав, что это его брат подослал к нему убийц. Тогда он попросил своего советника Ханумана, сына бога ветра, спуститься вниз, и узнать, кто это.

Хануман, притворившись нищим бродягой, узнал историю Рамы. Тогда он отвёл его к своему повелителю, который был тоже изгнан из собственного дома. Рама и Сугрива договорились о союзе.

Победа над Валином

Сугрива вызвал Валина на поединок. Но недолго братья сражались. В скором времени Валин одолел Сугриву, и тому еле удалось сбежать от него в лес. Валин не мог последовать за ним туда, потому что боялся проклятья лесного отшельника.

 Сугрива упрекнул своего нового друга Раму, в том, что он не помог ему во время поединка. Но Рама не сделал этого, потому что боялся убить Сугриву, а не Валина, ведь они были очень похожи. Тогда Сугрива надел на себя цветочный венок, чтобы его можно было отличить, и снова вызвал Валина на поединок. Разгневанный Валин принял вызов, несмотря на то, что его жена пыталась его отговорить. Она понимала, что Сугрива придёт не один. Так и вышло, Рама убил Валина, а Сугрива стал снова царём обезьян.

Сугрива вновь воцаряется в Кишкиндхе

Сугрива не хотел править обезьяним царством после смерти своего брата. Он думал, что ему это принесёт радость, но на самом деле стал несчастным. Но Раме всё-таки удалось уговорить его править царством, а Ангаду – сына Валина назначить наследником престола. После погребения Валина Рама и Лакшмана отправились в пещеру, переждать четыре дождливые месяцы, в которые нельзя было продолжать поиски Ситы.

Сугрива забывает о своём обещании

Став повелителем обезьян, Сугрива не занимался царскими делами, а передал их своим советникам. Всё своё время он тратил на женщин, вино и развлечения. Закончилось время дождей, Рама и Лакшмана были разгневаны тем, что Сугрива не помогает им, как обещал. Лакшмана отправился к нему в замок, и стал требовать обещанное. Тара, бывшая жена Валина, теперь стала женой Сугривы. Она и вела разговор с разгневанным Лакшманой, потому что её царственный супруг в это время был в хмельном состоянии. Она пообещала, что Сугрива и его войско помогут Раме вызволить Ситу.

Вместе с обезьянами в путь отправились их друзья – горные и лесные медведи. Сугрива отправил своих полководцев во все стороны света, для того чтобы они нашли Равану, похитившего Ситу.

Встреча с ястребом Сампати

Прошёл месяц, а обезьяны так и не нашли Ситы. Ангада боялся возвращаться обратно, потому что думал, что Сугрива предаст его казни за неисполненное поручение. Ястреб Сампати услышал речи Ангады, пожалел его, и рассказал ему, где находится Ланка – царство Раваны. Но для того чтобы туда добраться, нужно было перебраться через море, а обезьяны не умели летать. Тогда было решено, что туда отправится Хануман, который был сыном Ветра.  

Книга пятая. Прекрасная

Прыжок Ханумана

Хануман оттолкнулся от горы, и полетел в дальний путь. Сам Океан был покорен его подвигом, и решил помочь сыну Ветра. Он поднял из пучин своих высокую гору, на которой можно было отдохнуть, но Хануман отказался, потому что торопился исполнить поручение Рамы.

Неожиданно путь ему преградило чудовище. Это была Сураса – мать змей. Хануману удалось обмануть её. Далее ему повстречалась Симхика, свирепая ракшаси, которая умела ловить за тень любое живое существо. Но Хануман смог её одолеть, и продолжил свой путь.

Хануман в городе Ланке

Ланка находилась на вершине утёса, в неё было очень трудно незаметно пробраться. Хануман уменьшился до размеров кошки, и после заката перепрыгнул крепостную стену. Вскоре ему удалось пробраться во дворец Раваны.

Хануман во дворце Раваны

Дворец Раваны отличался своей роскошью и красотой. Хануман обошёл все покои и сады, видел спящего Равану, но нигде не мог найти Ситы. Ему осталось только обыскать священный лес, тщательно охраняемый ракшасами.

Хануман находит Ситу

Взобравшись на высокое дерево, Хануман решил осмотреться. В глубине леса он увидел прекрасный дворец, а перед дворцом сидела бледная, исхудавшая Сита, окруженная демоницами. Хануман решил провести ночь, спрятавшись в ветвях одного из деревьев.

Утром к Сите пришёл Равана. Он стал уговаривать стать её своей женой, и повелевать всем, что он имеет. Но Сита в очередной раз отказала ему. Тогда разгневанный Равана сказал, что даёт ей два месяца срока. Если после этого Сита не согласится разделить с ним ложе, он съест её.

Ракшаси угрожают Сите

После ухода Раваны ракшаси стали упрекать Ситу в том, что она не хочет стать женой их владыки. Они пытались заставить её покориться воле Раваны, но Сита предпочитала умереть, нежели предать Раму. Разгневанные ракшаси решили убить непослушную Ситу, вырвав её сердце. Рыдая, Сита подошла к дереву, в ветвях которого сидел Хануман, желая повеситься.

Свидание Ханумана с Ситой

Хануман убедил Ситу в том, что он прибыл по велению Рамы, который ищет её по всему свету. Он пообещал ей, что вскоре Рама прибудет сюда вместе с бесчисленным войском обезьян, и освободит свою любимую супругу. В подтверждение своих слов, Хануман отдал Сите перстень её мужа, и она, наконец, поверила сыну Ветра. Она попросила его передать Раме драгоценный камень, который прятала в волосах, и попросила поторопиться, иначе по истечению двух месяцев он не застанет её в живых.

Возвращение Ханумана

Вернувшись к Ангаде, Хануман поведал ему о том, что нашёл Ситу. Они сразу же выступили в обратный путь, и вскоре встретились с Рамой, которому сообщили о радостном известии. Получив камень возлюбленной, Рама расплакался. Оказывается, его ей подарил отец Рамы в день их свадьбы. Он снова и снова просил Ханумана рассказать ему то, о чём говорила Сита.

Книга шестая. Битва

Выступление в поход

Рама поблагодарил Ханумана за хорошие вести, и стал расспрашивать его за крепости Ланки. В этот же день они выступили в поход. Все приметы и знамения на пути предрекали им успех.

Впереди шёл Нила, расчищая дорогу. За ним следовали тысячи обезьян. Царь Сугрива, Рама и Лакшмана двигались в середине войска. Вскоре войско вышло на берег бескрайнего океана, и остановилось там, соорудив лагерь.

Совет во дворце Раваны

Рано утром младший брат Раваны Вибхишана доложил ему о приближении Рамы. Он предложил Раване примириться с Рамой, и вернуть ему Ситу, иначе их город ждёт неминуемая гибель. Но Равана, ослеплённый страстью, ничего не хотел слышать. Он решил, что настало время войны, поэтому созвал в свой дворец всех ракшасов. Все они присягнули ему на верность, и пообещали убить Раму. Один только Вибхишана старался отговорить Равану от этой битвы. В ответ на это Равана оскорбил его, упрекнув в зависти. Тогда Вибхишана вместе с другими четырьмя высокородными ракшасами покинули собрание бесов тьмы.

Вибхишана в стане Рамы

Вибхишана перелетел океан, для того чтобы попасть в лагерь Рамы Обезьяны не верили в искренность младшего брата повелителя ракшасов, но Рама решает не пренебрегать таким союзником. Более того, он обещает сделать его царём ракшасов после того, как победит Равану. Вибхишана обрадовался этому известию, и решил помочь Раме, рассказав, как ему пересечь океан.

Мост через океан

Три дня молился Рама на берегу. На четвёртый день к нему явился Океан, который пообещал помочь войску Рамы попасть на другой берег. Для этого обезьянам нужно было построить мост, который будет стоять на воде, словно на земле.

Всего за пять дней обезьяны построили мост через весь океан. Он был настолько прекрасен, что даже боги пришли посмотреть на него. Войско Рамы с лёгкостью перешло по этому мосту через океан, и, выстроившись, направилось к Ланке.

Соглядатаи Раваны

Равана послал двух своих советников на разведку. Превратившись в обезьян, они незаметно примкнули к рядам войска. Вскоре Вибхишана их разоблачил, но Рама отпустил их обратно, для того чтобы они передали своему правителю то, что завтра его царство окажется в руинах. Равана оставался непреклонен. Он отказывался возвращать Ситу её супругу.

Чародейство Раваны

Равана призвал чародея, и приказал ему создать при помощи колдовства голову и стрелы Рамы. Эту ненастоящую голову он бросил к ногам Ситы, для того чтобы убедить её в том, что её муж погиб. Сита вне себя от горя стала оплакивать Раму, а Равана в это время удалился на совет к своим военачальникам.

Одна из демониц, прислуживающих Сите, рассказала ей о том, что Рама всё ещё жив. Сита попросила её разузнать, что замышляет Равана. Так Сита узнала, что все уговаривают Равану отдать её Раме, для того чтобы избежать битвы, но повелитель ракшасов не поддаётся никаким уговорам.

Обезьяны у стен Ланки

Войско Рамы окружило Ланку. Но перед тем, как напасть, Рама, по совету Вибхишаны, отправил Ангаду к Раване, для того чтобы дать ему возможность избежать боя, вернув Ситу. Равана разгневался, услышав послание Рамы. Он приказал убить Ангаду на месте, но у ракшасов это не вышло. Разрушив крышу замка, Ангада вернулся обратно в своё войско. Узнав об отказе Раваны, Рама подал знак начинать битву.

Приступ

Всё войско обезьян, разделившись на отряды, двинулось на Ланку. И началось великое сражение между ракшасами и обезьянами. Прошёл день, наступила ночь, но битва не прекращалась. С приходом темноты ракшасы стали сильнее, но Раме удавалось отразить все их атаки. Тогда сын царя ракшасов Индраджит прибегнул к своему дару – стал невидимым. Рама и Лакшмана не могли сражаться с невидимым врагом, поэтому все стрелы Индраджита попадали в цель. Вскоре израненные братья упали на землю, истекая кровью. 

Спасение Рамы и Лакшманы

Ракшасы, увидев недвижимые тела Рамы и Лакшманы, приняли их за мёртвых, поэтому Индраджит вернулся в Ланку победителем. Тем временем, к войску обезьян присоединился царь птиц Гаруда. Его приближение напугало змей, превращённых Индражитом в стрелы, и они в спешке покинули тела Рамы и Лакшманы. Затем Гаруда залечил раны братьев, и они снова были полны сил и отваги. С радостным рёвом обезьяны снова пошли в наступление.

Победа Ангады над Ваджрадамштрой

Равана послал своих подданных узнать причину радости войска обезьян. Услышав о том, что Рама жив, повелитель ракшасов начал осознавать свою беспомощность. Последней его надеждой был могучий и свирепый ракшас Ваджрадамштра. Равана приказал ему взять войско и разбить врага. Под стенами Ланки снова начался кровавый бой.

Ангада с Ваджрадамштрой долго сражались друг с другом. Когда силы начали покидать их, они опустились на колени, но продолжали драться. Внезапно Ангада вскочил на ноги, и отрубил голову своему противнику. Ракшасы, увидев гибель своего военачальника, в ужасе обратились в бегство.

Победа Ханумана над Акампаной

Узнав о гибели Ваджрадамштры, Равана послал руководить своим войском преданного ему полководца Акампану. Вслед за ним на поле боя отправились лучшие ракшасы. Но недолго участвовал он в сражении. Ханумана убил его, ударив по голове древесным столбом. Ракшасы после гибели своего военачальника бежали в Ланку, и в испуге оглядываясь, укрылись за городскими воротами.

Победа Нилы над Прахастой

На следующий день Равана отправил в бой самого опытного своего полководца Прахасту. Когда его войско вышло из ворот Ланки, солнце померкло, и начался кровавый дождь. Нила не побоялся выступить против него. Под ударами стрел приблизился он к колеснице Прахасты, и первым ударом убил его коней, а вторым ударом сломал лук полководца Раваны. Прахаста схватил палицу, и спрыгнул с колесницы. Но недолго длился его бой с Нилой. Нила схватил огромную скалу, и кинул её на голову Прахасты. Прахаста замертво упал на землю.

Равана на поле боя

Узнав о гибели ещё одного своего военачальника, Равана разгневался, и решил лично отправиться на поле боя. Никто не мог противостоять ему, тогда Лакшмана вызвался сразиться с ним. Рама позволил своему брату выступить против повелителя ракшасов. Перед ним убить Равану попытались Хануман и Нила, но им самим чудом удалось выжить в схватке с ним.

Схватка была ожесточённой. Равана пронзил Лакшману копьём, но и сам сильно пострадал в бою. Хануман вовремя успел забрать раненого Лакшману с поля боя. Разгневанный Рама сам отправился навстречу Раване, и тяжело ранил его. Но не захотел Рама победить нечестным образом, поэтому отпустил обессиленного Равану обратно в крепость. Он решил сразиться с ним в другой раз, когда Равана будет достойным противником.

Пробуждение Кумбхакарны

Брахма предсказал Раване гибель от руки смертного. Равана начал догадываться, что Рама и был этим смертным. Последним шансом спастись для него было могущество его младшего брата Кумбхакарны, погруженного богами в вечный сон. Поэтому Равана велел разбудить его.

Проснувшись, Кумбхакарна пообещал уничтожить каждого, кто представлял опасность для его брата. В этот же день войско ракшас выступило вслед за новым полководцем.

Победа Рамы над Кумбхакарной

Кумбхакарна даже не дрогнул от ударов, наносимых ему обезьянами. Деревья и скалы, ударяясь об него, рассыпались в прах. Словно лесной пожар пожирал он обезьянье войско. Вне себя от испуга обезьяны стали разбегаться с поля боя. Ангаде удалось остановить только самых храбрых воинов. Но вскоре и их ряды поредели, а сам Анганда получил сильное ранение.

Затем остановить Кумбхакарну стал пытаться Сугрива, однако лишился чувств из-за сильного удара, и был пленён врагом. Но не успел Кумхакарна донести Сугриву в Ланку, царь обезьян вырвался, и перед своим побегом откусил ему нос и уши. Разгневанный Кумбхакарна бросился обратно на поле боя, и был там убит Рамой.

Победа Лакшманы над Индраджитом

Утром следующего дня на поле боя появился сын Раваны, сопровождаемый войском ракшасов. Хануман с обезьянами хотел напасть на него, но увидел в его колеснице Ситу. Тем не менее, битва всё-таки началась, потому что Индраджит схватил Ситу за волосы и пообещал убить её на глазах у Рамы. И он действительно убил её, а затем скрылся. Рама был вне себя от горя, когда услышал эту страшную весть. Но Вибхишана не дал скорби поглотить его. По его напутствию лучшие воины Рамы отправились в лесную чащу, для того чтобы помешать жертвоприношению Индраджита, желающего стать непобедимым. В итоге Лакшмана убил Индраджита.

Гибель Раваны

Советники сообщили Раване о гибели его сына. В гневе он захотел убить настоящую Ситу, ведь Индраджит убил на поле боя призрак. Один из советников пожалел несчастную царевну, и уговорил своего повелителя обрушить свой гнев на Раму.

Равана отправился на поле боя со своими последними военачальниками. После их гибели он в гневе бросился в самую гущу боя на своей колеснице. Не в силах одолеть Раму, он прибегнул к заколдованному оружию. Но и при помощи него не мог Равана победить сына Дашаратхи. Тогда в гневе он метнул копье прямо в грудь Лакшмане, но его удалось вернуть к жизни.

Когда Рама и Равана вновь сошлись в поединке, сами боги решили помочь Раме. И Раме, наконец, удалось снести голову Раване. Но на её месте выросла новая голова, а потом ещё одна, и так до бесконечности. Так продолжалось семь дней и семь ночей, а потом Рама, следуя совету богов, пронзил грудь Раваны стрелой Брахмы, который предрёк ему смерть. Так он победил повелителя ракшасов.

Испытание Ситы

Рама, как и обещал, сделал Вибхишану новым царём ракшас. Затем к нему привели Ситу, но Рама отрёкся от неё, сказав, что не сможет принять жену, которая так долго жила в доме другого мужчины. Убитая горем Сита попросила приготовить ей погребальный костёр, и бесстрашно вошла в огонь на глазах у всего народа. Когда пламя полностью поглотило её, из огня вышел бог огня Агни, и он нёс на руках невредимую Ситу. Он засвидетельствовал о том, что грех не коснулся дочь Джанаки. Тогда Рама признался, что сам он ни секунды не сомневался в верности своей жены, но ему нужно было доказать это всему народу. Теперь никто не мог сказать плохого о Сите.

Возвращение из изгнания

Вибхишана пообещал исполнить любое желание Рамы. Рама попросил его сделать так, чтобы они, как можно скорее оказались в Айдохье. Тогда Вибхишана подарил ему колесницу, которая двигалась по воздуху. И спустя четырнадцать лет Рама вернулся домой.

Выяснилось, что Бхарата поместил на трон сандалии Рамы, а сам правил страной из обители отшельника. Он сразу же передал власть Раме. Наконец, Рама с Ситой воссели на золотом троне. Даже боги возрадовались этому.

Книга седьмая. Последняя

Рама мудро правил Айдохью, но чужие сплетни о неверности Ситы не давали ему покоя. Тогда он решил отправить её в изгнание, не зная о том, что Сита носит под сердцем его ребёнка. Сита нашла себе пристанище в обители всемудрого Вальмики. Спустя некоторое время она родила двух близнецов: Кушу и Лаву.

Вальмики написал «Рамаяну», и обучал близнецов этой песни, с нетерпением дожидаясь возможности предстать с ними перед правителем Айдохьи. И вот наступил долгожданный день. Рама встретился со своими сыновьями. Он сразу же послал за Ситой, сказав, что никогда не сомневался в её невинности. Прекрасная Сита явилась во дворец и поклялась, что всегда была верна своему мужу. В подтверждение этой клятвы она попросила Мать Землю раскрыть объятия, и принять её в своё лоно. Так и произошло.

Рама тосковал по вновь утраченной возлюбленной, и по его приказу из золота отлили её статую. Со временем он передал царство сыновьям и стал подвижником. Так он жил до тех пор, пока смерть не избавила его от телесного облика. После этого он вознёсся на небо, и, наконец, воссоединился с Ситой.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий