Литеровед предлагает познакомиться с антивоенными произведениями Л. Н. Толстого, объединенными названием «Севастопольские рассказы».
Севастополь в декабре месяце
Произведение состоит из трех отдельных произведений, связанных между собой темой Крымской войны и обороны Севастополя.
Главные герои
Рассказчик – военнослужащий, офицер
Краткое содержание
Произведение начинается с утренней пейзажной зарисовки, тишина которой нарушается «раскатистыми выстрелами».
Повседневные дела сменяют ночное спокойствие. Автор обращается к читателю, описывая свои действия. Он приходит на пристань, выбирает лодку и отправляется на Графскую пристань. Там снуют толпы солдат в серых шинелях, матросы, женщины в пестрых нарядах.
Рассказчик выходит на площадь. Справа расположились баррикады, слева – красивый дом. Рядом с домом стоят солдаты, видны окровавленные носилки. Это «смешение лагерной и городской жизни» создает неприятное впечатление. Автор просит вглядеться в лица людей, чтобы понять главное. Каждый из них выполняет свое дело спокойно и уверенно, «как бы все это происходило где-нибудь в Туле или в Саранске». В этом спокойствии заключается героизм. Если есть сомнения, то нужно прогуляться на бастионы. Там перед глазами предстанут ужасные, грустные, великие, забавные картины.
В здании Собрания расположился госпиталь. Автор говорит о том, что не нужно бояться подойти к раненым. Они рады будут любому общению. Старый солдат ранен в ногу. Он размышляет о том, что не нужно много думать, тогда и больно не будет. «Все больше оттого, что думает человек», — говорит он. Становится совестно отчего-то перед этим человеком.
На полу лежит пухлый, бледный человек. Из-под одеяла виднеется остаток его руки, глаза его закатились кверху, он умирает.
Если нервы крепкие, можно зайти в операционную. Здесь война не с развевающимися знаменами и барабанным боем, здесь война «в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Страдания этих людей помогают ощутить свое ничтожество.
На улице вы можете увидеть похороны. Пройдя церковь и баррикады, попадаешь в город. Здесь трактиры, лавки, красивые женщины и щеголеватые офицеры. Приходят мысли о твердости их духа, силе воли, самоуверенности. В трактире, послушав разговоры моряков и офицеров, воодушевляешься желанием идти на бастионы. Особенно много говорят о четвертом бастионе, о котором сложилось впечатление, что это верная гибель.
Пройдя еще одну баррикаду, выходишь на большую улицу и поднимаешься по ней. Слышится недалекий свист ядер и бомб. При виде опасности внутри раздается подленький голос, говорящий о том, что лучше бы туда не идти. Нужно заставить этот голос молчать и продолжить путь. Уже совсем рядом слышатся звуки пуль, удары ядра. Мелькает мысль, что это и есть четвертый бастион. На самом деле, это Язоновский редут. Здесь сравнительно безопасно.
Пройдя шагов триста, выходишь на батарею. Офицер покажет все, что заинтересует. Он спокоен, когда свертывает цигарку, когда переходит от одного орудия к другому, когда разговаривает. Вы сами, глядя на него, становитесь спокойным, внимательно слушаете его рассказы, задаете вопросы. Вы узнаете, что этот вал, который находится совсем рядом и откуда то и дело прилетают пули, неприятельский.
Офицер, чтобы удовлетворить тщеславие, постреляет немножко. Матросы зарядят пушку. В их облике видны черты, составляющие русскую силу, простота и упрямство. На каждом лице видны не только злоба и страдание, но и сознание достоинства.
Когда мимо пролетает ответный вражеский снаряд, который мог убить, но не убил, «какое-то отрадное, невыразимо приятное чувство, …, овладевает вами».
Все эти картины рождают убеждение, что невозможно взять Севастополь и поколебать силу русского народа. Причина этого кроется в том чувстве, которое лежит «в глубине души каждого, — любовь к родине». Эти люди на передовой – герои. Они возвысились духом и с наслаждением готовятся к смерти за родину.
Заканчивается рассказ красивым вечерним пейзажем.
Севастополь в мае
Главные герои
Михайлов — штабс-капитан, пехотный офицер, честный, смелый человек.
Краткое содержание
Шесть месяцев идут бои под Севастополем. Порох и кровь не помогают решить проблемы между правителями государств. Если вопрос должен решаться именно дракой, то почему бы не выслать от каждой армии по одному воину. Пусть бы один осаждал город, другой – защищал.
Война – это сумасшествие. Люди не такие уж разумные существа, если воюют.
В осажденном Севастополе играет полковая музыка, по бульвару прогуливаются военные, женщины. Пехотный офицер направился к бульвару. По выражению его лица можно говорить о низком интеллекте, рассудительности и честности этого человека.
Он шел и думал о письме, которое получил от своих друзей из Т. губернии. Товарищ, отставной военный, писал о том, как его жена Наташа живо интересуется тем, что происходит в Севастополе. Михайлов с грустью вспоминал о том, как они сиживали когда-то в беседке по вечерам. Его прежний круг был выше нынешнего. Он танцевал на балах, играл в карты с генералами. Постепенно штабс-капитан перешел к мечтам, в которых он сам становился генералом.
Михайлов подошел к павильону. Ему захотелось поговорить с адъютантом, чтобы узнать последние новости. Он не сразу решился это сделать. Причиной тому было деление на аристократов и неаристократов, которое автор считает нелепым. Особенно странным это было перед лицом смерти. Поэтому пехотный офицер несколько раз прошел мимо кружка аристократов, не решаясь подойти. Кружок этот составляли адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов, ротмистр Праскухин.
Калугин был в хорошем расположении и встретил Михайлова с улыбкой и даже подал руку. Они немного поговорили о фронтовых делах. Аристократы заинтересовались женщинами и ушли. Михайлов прошелся с ними и даже забыл о милом письме.
Как только он переступил порог своей квартиры, увидел маленькую комнату, он вспомнил, что идти на целую ночь в орудийный окоп. Он думал о смерти, ему казалось, что его непременно сегодня убьют. Он пожалел, что пошел не в свою очередь. У него есть чувство долга, он не может иначе. Немного успокоившись, он сел писать письмо отцу. Через десять минут с мокрыми от слез глазами, читая молитвы, он стал одеваться. Он поругал Никиту за нерадение и пьянство. Тот разразился фальшивыми рыданиями и кинулся «целовать руки своего барина».
Михайлов благополучно достиг ложементов, выпил водки и, помолившись, решил вздремнуть.
Аристократы, которых штабс-капитан встретил на бульваре, отправились к Калугину на чай. С них сошла высокомерность, здесь они стали «милыми, веселыми и добрыми ребятами». Князь Гальцин сел за фортепьяно, они с Праскухиным спели цыганскую песню. Потом Гальцин высказался о том, что пехотные офицеры не могут быть храбрыми людьми. Калугин же назвал их героями.
В комнату вошел пехотный офицер с донесением. Присутствующие заторопились по своим местам. У Калугина остался только Гальцин, с которым они наблюдали из окна за светящимися взрывами и выстрелами. Гальцин с содроганием думает о том, что ему придется идти туда, где стреляют. Калугин отправляется на бастион верхом.
С передовой несли и вели под руки толпы раненых. Гальцин пошел на перевязочный пункт. Войдя в первую комнату, он тут же развернулся и выбежал вон. «Это было слишком ужасно!»
В большой зале стоял смрад. Горели несколько свечей. Доктор у входа вносил в список пятьсот тридцать второго раненого. Среди них поступил и Нефердов, у которого было ранение в голову.
Калугин по пути встретил много раненых, но не стал обращать на них внимание, так как такое зрелище плохо действует на психику. У него возникло плохое предчувствие, мысли о смерти. Он стал ободрять себя. Спустившись с лошади. Калугин пошел по траншее в гору. Он пригибался, когда его никто не видел. На людях он шел бравой походкой.
Добравшись до места, Калугин выпил вина и закурил. Он вспомнил о проявленной им слабости и удивился. Пришел капитан, который все шесть месяцев командовал одной из самых опасных батарей. Калугин попросил проводить его, но тот отказался. Калугин пошел один.
Праскухин прибежал к месту и встретил Михайлова. В этот момент враг стал стрелять чаще. Пройдя несколько сот шагов, они столкнулись с бодро шагающим Калугиным. Штабс-капитан описал обстановку и они разошлись. Калугин пошел в блиндаж дожидаться генерала. Он подумал, что Михайлов не отличается смелостью.
Через некоторое время стало известно, что ложементы были отбиты. Калугин с бароном Пестом вышел из блиндажа. Юнкер рассказал, как он заколол француза, как был убит ротный.
От Песта Калугин узнал о смерти Праскухина. Оказавшись в своей комнате, он почувствовал себя в безопасности. Лежа в постели он рассказал Гальцину все подробности.
Бомба летела прямо на батарею. Все упали на землю. Праскухин был рядом с Михайловым. Он испугался и зажмурился. «Целый мир чувств, мыслей, надежд, воспоминаний промелькнул в его воображении». Он задумался, кого убьет, вспомнил, что должен Михайлову двенадцать рублей. Ожидание смерти не покидало его. Когда разорвалась бомба, ему показалось, что он только контужен. Он попробовал дотянуться до груди, но не смог. Праскухин страшно застонал, сделал некоторое усилие и вытянулся. Он был убит осколком в грудь.
Михайлов упал на землю, зажмурился и стал твердить слова молитвы. Он был ранен камнем в голову. Когда он очнулся, кто-то взял его за плечи. Его перевязали и повели к медпункту. Михайлов считал, что должен остаться с ротой. Тут он вспомнил Праскухина и пошел проверить, жив ли он. Убедившись, что товарищ убит, он отправился догонять батальон.
На другой день на бульваре опять играла музыка. Офицеры, солдаты, женщины гуляли около павильона. Адъютанты рассуждают о том, кто был в более опасном месте. Встретившись с раненым Михайловым, они посмотрели на него пренебрежительно. Штабс-капитан не последовал за ними, он сел и закурил.
Враждующие стороны выставили белые флаги. Долина была полна смрадных тел. Люди, исповедующие закон христианской любви, упадут на колени перед ликом господа. После этого белые тряпки будут спрятаны, снова засвистят пули и прольется невинная кровь.
Автор размышляет о том, кто злодей, а кто герой. Он приходит к выводу, что «все хороши и все дурны». Ни Калугин, ни Праскухин, ни Михайлов, ни Пест не могут быть героем повести. Прекрасный и любимый автором герой повести – это правда.
Севастополь в августе 1855 года
Главные герои
Михаил Козельцов – поручик, получивший ранение в голову и возвращающийся в действующую армию.
Владимир Козельцов – его младший брат, добровольно приехавший воевать в Севастополь.
Краткое содержание
В конце августа из госпиталя ехал поручик Козельцов. В жизни он делал все, что ему хотелось. Он был умен, талантлив, «любил первенствовать над людьми». Козельцов подъехал к станции в Дуванкой, она была полна народа. Он вошел в комнату, оглянулся и не увидел ни одного знакомого лица. С любопытством он стал прислушиваться к разговорам.
Один офицер признался, что едет в Севастополь по собственному желанию. Другой возмущался по поводу того, что дорога к Севастополю занимает много времени. Он уже все деньги потратил, а до места еще не добрался. Он словно оправдывался, что наводило на мысль о его трусости. Полгода назад он не был трусом, напротив был патриотом. Когда же на пятой станции услышал рассказы об ужасах войны, раскаялся в своем легкомыслии.
Хозяйка спросила, кто хотел борща. Молодой офицер стал будить своего товарища Козельцова, совсем юного, лет семнадцати. Поручик узнал в нем младшего брата и подошел к нему. Он удивился, почему Владимир не в гвардии. Брат рассказал, что получил взыскание за нарушение. Когда же ему предложили в гвардию, он не хотел уже сам. «Как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество», — сказал он. Когда он оказался в непосредственной близости от войны, ему стало страшно. Его поддерживала мысль, что он теперь поедет вместе с братом.
Братья ехали, трясясь в повозке, думали друг о друге и молчали. Они приехали к месту, узнали, где стоит батарея. Им сказали, что Севастополь уже не тот. Нет ни музыки, ни женщин, ни трактиров. Все разрушено бомбами.
Братья договорились идти порознь. Николаев должен был проводить Володю на Корабельную, а старший брат зайдет к нему завтра. Николаев довел юношу до батареи и ушел, «сознание одиночества в опасности» сдавило сердце. Володю мучил стыд за свою трусость, он разочаровался в самом себе. Володю определили в грязную комнату, откуда выгнали какого-то человека, спавшего на кровати.
Старший Козельцов направился к пятому бастиону. Он принял под командование свою прежнюю роту. Солдаты встречают его радостно.
На следующий день бомбардировка возобновляется с новой силой. Володя сближается с сослуживцами. Особенно ему симпатизирует Вланг. На мортирную батарею требуется офицер. Никто не хочет идти по доброй воле, решили тянуть жребий. Он достался Володе. Его ожидали двадцать артиллерийских солдат. Руководство по артиллерийской стрельбе» здесь бесполезно. Володя бодро шагал впереди, сердце его бешено колотилось. Вланг напуган, Володя подчиняется судьбе.
Юноша не чувствует опасности. Он радуется тому, что хорошо исполняет обязанности, что он не трус. В 12 часов начался штурм Малахова кургана.
Во время французского штурма старший Козельцов смертельно ранен. Он не боится смерти и умирает с мыслью о том, что выполнил долг и ему не в чем упрекнуть себя. Он думает о брате и желает ему «такого же счастья».
Но младшего брата ожидала «не такая участь». Володя командует солдатами и не замечает, что попал в окружение. Он не хочет быть похожим на трусливого Вланга, поэтому упустил возможность спастись, когда юнкер звал его за собой. Вланг свалился в траншею, а когда выглянул посмотреть, где же «его обожаемый прапорщик», увидел что-то в шинели лежащее на том месте, где он стоял.
Юнкер присоединился к своей батарее, в которой от двадцати человек осталось восемь. Вспомнив о Володе, он заплакал.
Войско двигалось прочь от того места, которое отстаивало одиннадцать месяцев. «Чувство самосохранения» и желание скорее выбраться отсюда было в душе каждого. Солдаты снимали шапки и крестились. И все же за этим скрывалось и нечто другое. Чувства, похожие на стыд и злобу, сжимали сердце. Они оглядывались и грозили врагам.