«Слепой музыкант», краткое содержание повести (В. Г. Короленко)

«Слепой музыкант», краткое содержание повести (В. Г. Короленко) Краткое содержание

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием повести русского писателя 19 века В. Г. Короленко «Слепой музыкант» о том, как слепой юноша научился понимать  и чувствовать окружающий мир.

Главные герои

Петр Попельский – мальчик, родившийся слепым и ставший великолепным музыкантом.

Максим Яценко – его дядя, который помог найти юноше смысл жизни.

Эвелина Яскульская – возлюбленная Петра.

Краткое содержание

Автор обращается к читателям, вступает в полемику с критиками по поводу инстинктивного влечения к свету, которое он отмечает у героя.  Критики считают, что у слепорожденных оно отсутствует, так как они никогда не видели света. Автор не согласен с этим мнением. Как аргумент он приводит ощущение полета, сопровождающее детство и юность. В повесть вставлен эпизод из жизни, в котором сравниваются два звонаря.

Глава 1

В полночь у помещиков Попельских родился мальчик. Когда он заплакал, мать заметалась, почувствовав недоброе. Через несколько дней Анна Михайловна заметила, что сын не реагирует на свет. Доктор подтвердил догадки матери.

Семья была немногочисленна. У мальчика был отец и дядя Максим. Отец был добродушным и большую часть своего времени посвящал строительству. Дядя был другим. На любезности панов отвечал дерзостями, к мужикам же был снисходителен. Наконец, он уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Он получил тяжелые ранения, немного успокоился, но характер остался упрямым.

Он считал, что племянник несчастнее его. У него нет зрения, потом не будет ног и рук. Он понял, что у мальчика тонкая душевная организация. По его мнению, не нужно опекать мальчика чрезмерно, он должен прикладывать усилия, чтобы у него были «шансы на более полную жизнь».  Мать была умна и прислушалась к брату. Она не бросалась к сыну при первом крике. Мальчик научился ползать свободно, настораживая слух.

Он узнавал мать по походке и другим одному ему известным признакам. Вскоре он научился узнавать и других домочадцев. Он был живым и подвижным ребенком. Постепенно слепота стала налагать отпечаток. Ему исполнилось три года. Настала весна со своим шумом и гамом. Оживление природы тревожило мальчика. Он, словно цветок, поворачивал лицо к солнцу. Обилие звуков, вызывающих множество ощущений, очень сильно действовало на ребенка. Однажды на прогулке он даже потерял сознание.

Дядя Максим был встревожен такими проявлениями. Он читал книги по физиологии, психологии, педагогике. Он наблюдал за племянником и пришел к выводу, что природа, лишив его зрения, наделила его другими способностями и талантами. И дядя решил, что его миссия состоит в том, чтобы развить в мальчике имеющиеся задатки.

После той весенней прогулки ребенок несколько дней пролежал в бреду. Максим понял, что обморок был вызван обилием впечатлений. Мальчик начал задавать вопросы, мать и Максим старались подробно рассказывать обо всем, что его интересовало.

Глава 2

Голова мальчика обогащалась новыми впечатлениями. Его душа постоянно бессознательно стремилась к свету. Природа постепенно открывалась ему. Однажды его привели на утес. Он с замиранием сердца слушал, как шумела внизу река, как катились вниз камни. Звуки были главным «выражением внешнего мира».

В четыре года Петрик свободно передвигался по дому. Кто не знал о его недостатке, не мог предположить, что он не видит. По двору он ходил с палочкой.

Было лето. По вечерам перед сном мальчиком стало овладевать какое-то особенное состояние, которое утром он не мог объяснить. Все звуки, доносящиеся с улицы, сливались «в одну стройную гармонию» и навевали чудесные грезы. Он сказал об этом матери. В один из вечеров она решила остаться с ним, думая, что его волнуют сны. Мальчик попросил ее уйти, потому что оно ее боится. Он говорил о сонных грезах как о чем-то живом.

Удивленная мать вышла и вдруг услышала звуки свирели. Играл конюх Иохим. Она отметила хорошую игру и тонкость чувства.

Иохим действительно хорошо играл на скрипке, дудке, свирели. Все ему было подвластно. Однажды вечером он играл на дудке в конюшне. Иохим настолько увлекся мелодией, что потерял связь с окружающим миром. Вдруг он почувствовал, как кто-то легко пробежал пальцами по его лицу. Он приподнялся и увидел стоящего рядом с ним панича.

С тех пор Петрусь каждый вечер приходил в конюшню послушать Иохима. Он был счастлив в эти минуты. Анна Михайловна испытала подобие ревности к конюху. Она вспомнила, что когда-то сама училась музыке. Она попросила мужа выписать ей из города пианино.

Через три недели инструмент доставили. Анна Михайловна была уверена в своей победе над нехитрой дудкой. Петрусь с дядей Максимом сели на кушетку. Анна Михайловна заиграла пьесу, которую знала в совершенстве. Вдруг она услышала, как Максим стучит палкой об пол. Она повернулась, Петрусь был в состоянии близком к обмороку. Венский инструмент не смог победить украинскую дудку.

Анна Михайловна, поплакав, смирилась. С этого дня она старалась постичь тайну чистой поэзии, которой обладал Иохим. Спустя время началось своеобразное состязание между дудкой и пианино. Анна Михайловна наигрывала тихие, грустные мелодии, которые были сродни музыке Иохима. Мальчик и конюх иногда останавливались и прислушивались к этим звукам. Постепенно остановки становились чаще.

Наконец настал день, когда Петрусь, движимый любопытством, вошел в гостиную. Он коснулся клавиш, долго прислушивался к исчезнувшему звуку.

Петрусь слушал песни, которые пел Иохим. Его чувствительная душа откликнулась на песенные образы.

Глава 3

Благодаря Максиму, который завел особый порядок для мальчика, он не был беспомощным. Он убирал свою комнату, делал гимнастику, ездил верхом. К нему приходили в гости дети. Влияние слепоты на характер Петрика было ослаблено.

По соседству поселилась семья Ясульских. Петя случайно во время прогулки познакомился с их дочерью Эвелиной. Сначала он прогнал ее, потому что девочка нарушила его одиночество. Следующая встреча оказалась более удачной. Между детьми завязался разговор. Эвелина узнала, что ее новый знакомый слеп.

На следующий день она пришла к мальчику в гости. Они стали дружить.

Часть 4

Эвелина очень понравилась родителям Пети. Она стала желанной гостьей в их доме.

В характере Петра стали появляться черты, о которых не догадывался даже Максим. Он испугался этого, даже стал препятствовать каким-то духовным поискам. Он думал, что инвалиду будет проще в привычном, устоявшемся мире. Анна Михайловна поняла, что препятствовать этому невозможно.

Однажды подросток рассказал, что во сне видел мать и дядю Максима.

Глава 5

Прошли годы, ничего не изменившие  усадьбе Попельских. Петр вырос подобно тепличному цветку, который ограждали от всяких вредных влияний. Мать видела застывшую душу сына, но боялась нарушить.

Попельский-отец мало думал о будущем сына. Он привык, что все происходит само собой. Эвелина стала красивой девушкой, она, конечно, думала о будущем, но не проявляла признаков нетерпения по этому поводу.

Только неугомонный Максим не мирился  с этой тишиной и благодатью. Он позвал в гости своего давнего товарища Ставрученко. Тот приехал с сыновьями-студентами. Молодые люди много говорили, обсуждая разные вопросы.

После отъезда гостей Петр почувствовал тягостную тишину усадьбы. Максим был рад тому, что мир юноши стал расширяться. Он хотел, чтобы Петр жил полной жизнью, с потрясениями и душевными переворотами.

Через две недели Ставрученко приехали в том же составе. Сыновья больше внимания уделяли Эвелине, Петр оставался в стороне. Это ранило юношу, и он ушел к заброшенной мельнице, где и нашла его Эвелина.

Молодые люди объяснились. Из друга детства Эвелина превратилась в другую незнакомую девушку. Он вслушивался в ее голос, в котором зазвучали новые нотки.

Они вернулись к гостям. Петр подошел к фортепиано. После того, как он слегка коснулся клавиш, он положил на них руки и, прислушиваясь, задумался о чем-то. Потом он заиграл, весь отдавшись плавным аккордам.

Когда смолкли последние звуки, все заговорили, предрекая большое будущее музыканту. Он понял, что тоже сможет что-то делать в жизни. Это наполнило его счастьем.

Глава6

Осенью Попельские поехали к Ставрученко. Все вместе они посетили монастырь, где Петр встретился со слепым звонарем. Он рассказал ему о послушнике Романе, который потерял зрение в детском возрасте. Он немного завидовал ему, потому что он видел свет, мать. Она к нему приходит во сне.

С этого времени юношу стали терзать мысли о смысле жизни. Ему казалось, что он всем в тягость. Настроение Петра постоянно менялось. Грусть сменялась раздражительностью, оживление – подавленностью. Он стал груб с Эвелиной.

Весной они поехали поклониться чудотворной иконе. У церкви нищие пели заунывную песню. Петр, справившись с собой, подал милостыню.

Летом Петр уехал с дядей в Киев, якобы брать уроки музыки. На деле Петр странствовал со слепцами, собирая милостыню. Осенью он вернулся домой. Народ говорил, что он ходил «в Почаев по обету» за исцелением. Петр не прозрел, но душа его стала другой.

Глава 7

Петр и Эвелина поженились. У них родился сын. Отец очень волновался, что ребенок унаследует его слепоту.

Доктор осмотрел малыша и определил, что ребенок видит. Радости отца не было предела. Ему показалось, что он видит солнце, небо, мельницу, людей. Радостный, он сжал руки матери и сказал, что видел их всех. Пошатнувшись, Петр потерял сознание.

Эпилог

Прошло три года. Многочисленная публика собралась на концерт слепого музыканта. Максим слушал его игру и мысль о том, что Петр прозрел, появилась у него в голове. Он видел не глазами, а душой. «Он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных», — думал старик.

Поделиться с друзьями
Лариса Зотова

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий