«Тоска», краткое содержание оперы по действиям (Джакомо Пуччини)

«Тоска», краткое содержание оперы по действиям (Джакомо Пуччини) Краткое содержание

В данной работе представлено краткое содержание оперы Джакомо Пуччини «Тоска». В качестве основы либретто для этой оперы знаменитый композитор выбрал одноименную пьесу В. Сарду. Эта великая история о любви и предательстве вот уже более века бередит людские сердца.

Главные герои

Флория Тоска – известная певица;

Марио Каварадосси – художник;

Барон Скарпиа – начальник полиции;

Чезаре Анджелотти – бывший консул Римской республики;

Сполетта – полицейский;

Краткое содержание

Действие первое

Действие происходит в Риме в 1800 году. В церковь Сант-Андреа делла Валле вбегает измученный Чезаре Анджелотти в арестанской одежде. Ранее он был консулом Римской республики, а теперь – политический заключенным. Его сестра помогла ему бежать из тюрьмы, велев спрятаться в этой церкви. Она спрятала ключ от двери капеллы у подножия статуи Мадонны.

В это время появляется Ризничий, который сетует на свою работу. После него в боковую дверь входит художник Марио Каварадосси, расписывающий церковь. В изображении Мадонны Ризничий узнаёт незнакомку, которая недавно была в этой церкви. Художник продолжает свою работу, рассуждая о женской красоте, а Ризничий уходит, продолжая возмущаться.

Услышав удаляющиеся шаги Ризничего, Анджелотти подумал, что церковь опустела, и покинул своё укрытие. Вначале он испугался, но узнав, кто перед ним успокоился. Оказывается, Анджелотти и Каварадосси были знакомы. Каварадосси сразу же вызвался помочь ему. Их разговор прервала пришедшая в церковь известная певица Флория Тоска. Анджелотти снова вынужден спрятаться в капелле, но перед тем, как это сделать, он взял с собой корзинку с завтраком, чтобы подкрепиться.

Войдя в церковь, Тоска подозрительно оглядывается по сторонам. Она приревновала своего возлюбленного, услышав за дверью, как он с кем-то шепчется. Но ему удаётся её успокоить. Тоска пришла затем, чтобы договориться о вечернем свидании после её спектакля. Вечером они договорились встретиться, для того чтобы провести ночь в их уединённом домике. Певица уже собиралась уходить, когда заметила, что ей знакомо лицо нарисованной Мадонны. В её образе она узнала маркизу Аттаванти. Ревность вспыхивает с новой силой, но Каварадосси снова удаётся успокоить свою возлюбленную, убедив её в том, что нет никого прекраснее её.

После ухода Тоски Каварадосси сразу же направляется к Анджелотти. Тот рассказывает о том, что его сестра – маркиза Аттаванти оставила ему в капелле женскую одежду, для того чтобы он мог незаметно скрыться. Каварадосси предлагает узнику скрыться у него в домике. Кроме того, у него там есть колодец, в котором можно спрятаться даже при случае обыска. В это время раздаётся пушечный выстрел, извещающий о побеге узника из крепости. Каварадосси вместе с Анджелотти поспешно уходят из церкви.

Как только они покидают церковь, туда вбегает радостный Ризничий. Он хотел сообщить художнику о победе над Наполеоном, но не застал его. Церковь постепенно заполняется народом. Готовится торжественной молебен в честь победы.

Появляется начальник полиции Скарпиа и его жандармы. Скарпиа находит забытый Анджелотти веер с гербом Аттаванти, а затем замечает портрет Мадонны, срисованный с маркизы. Узнав, что автор Каварадосси, он не сомневается в его причастности к побегу Анджелотти.

Этим временем в церковь возвращается огорчённая Тоска. Она хотела сообщить своему возлюбленному, что её вызывают вечером петь во дворец, поэтому им придётся отменить свидание. Скарпиа, встретив её, нарочно всё выдаёт в таком свете, будто у Каварадосси было здесь свидание. Ревнивая Тоска сразу же верит в это. Она хочет лично уличить Каварадосси в измене, поэтому собирается пойти к нему домой. Скарпиа посылает Сполетту проследить за ней. Он радуется тому, что ему удастся достигнуть двух целей одновременно: поймать преступника и влюбить в себя Тоску.

Действие второе

Палаццо Фарнезе. Кабинет Скарпиа. Он ждёт Тоску, и предвкушает победу. Но вернувшийся Сполетта омрачает его радость. Он проследил за Тоской. Она действительно сразу же последовала к Каварадосси, но быстро вышла оттуда. Тогда Сполетта воврвался в его дом, обыскал всё, но так и не нашёл Анджелотти. Каварадосси не скрывал своего презрения к ним, поэтому его арестовали. Скарпиа приказывает его привести, и начинает допрос. Допрос не даёт никаких результатов. Тогда Скарпиа отдаёт приказ пытать художника. Его уводят в застенок.

После своего выступления в кабинет Скарпиа приходит Тоска. Она тоже говорит, что ничего не видела. Но, услышав стоны своего возлюбленного, выдаёт тайну, и для того чтобы его спасти, признаётся, что Анджелотти прячется в колодце его дома. Скарпиа тут же отправляет Сполетту за Анджелотти. В это время входит другой жандарм, и сообщает о том, что Наполеон выиграл битву под Маренго. Это известие придаёт Каварадосси сил, и он не скрывает своей радости. Скарпиа отдаёт приказ увести его, и говорит о его предстоящей казни.

Тоска просит помиловать её возлюбленного. Скарпиа пользуется её отчаянием, и предлагает ей стать его любовницей в обмен на жизнь Каварадосси. В это время входит Сполетта, и рассказывает о том, что при аресте Анджелотти застрелился. Тоска соглашается на предложенные ей условия. Скарпиа в присутствии Тоски отдаёт приказ Сполетте расстрелять Каварадосси холостыми патронами, но уточняет, что расстрелять его надо, как графа Пальмьери.

После ухода Споллеты Скарпиа начинает выписывать Тоске обещанный пропуск, чтобы она могла покинуть Рим со своим возлюбленным. А затем поворачивается и идёт к Тоске, но получает не обещанные объятья, а нож прямо в сердце. Поцелуем Тоска заглушает его крики о помощи.

Действие третье

Площадка на башне тюремного замка Сант-Анджело. Каварадосси дожидается своей казни, и уговаривает тюремщика в обмен на его кольцо, передать последнее письмо Тоске. Внезапно открывается дверь, и она сама входит в каземат. Тоска показывает своему возлюбленному пропуск, и признаётся ему в том, что она убила Скарпиа. Затем она рассказывает, что казнь будет ненастоящей, поэтому, как только он услышит выстрелы, ему нужно будет упасть и притвориться мёртвым. А после ухода солдат они навсегда уедут из Рима.

За Каварадосси приходит тюремщик. Его отводят к стене. Предлагают завязать глаза, но он отказывается. Раздаются выстрелы, Каварадосси падает, как подкошенный. Тоска восторгается его умением притворяться. После того, как ушли солдаты, она выбегает на площадку, и в ужасе обнаруживает, что её возлюбленный мёртв. Её рыдания заглушаются криками жандармов и солдат, обнаруживших тело Скарпии. Они бегут к Тоске, но она не даёт себя схватить, подбегает на край площадки и бросается с парапета вниз.

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий