«Тринадцатый подвиг Геракла», краткое содержание рассказа (Фазиль Искандер)

«Тринадцатый подвиг Геракла», краткое содержание рассказа (Фазиль Искандер) Краткое содержание

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».В основе сюжета лежит история, которая произошла с мальчиком-пятиклассником. Учитель математики преподал ему важный жизненный урок.

Главные герои

Мальчик-рассказчик – ученик 5-Б класса.

Харлампий Диогенович – учитель математики, по происхождению грек.

Алик Комаров – болезненный троечник, сосед по парте рассказчика.

Краткое содержание

Рассказчик говорит о том, что все математики, с которыми он встречался в школе и после ее окончания, были слабохарактерными, неряшливыми и гениальными людьми. Но был один математик, который отличался от всех остальных. Звали его Харлампий Диогенович, по происхождению он был греком.

Появился этот математик в новом учебном году. Ему сразу же удалось добиться полнейшей тишины в классе. Даже директор не мог поверить в то, что такое возможно. Он часто заходил в класс, чтобы убедиться, что дети на уроке, а не сбежали на стадион. Потому что стадион находился рядом со школой и не давал ребятам нормально учиться во время больших состязаний.

Но никто не сбегал с уроков Харлампия Диогеновича, более того весь класс затихал, как только он заходил. Иногда эта тишина прерывалась смехом, вызванным самим учителем. Это не нарушало дисциплины, а поддерживало необходимую атмосферу в классе. Учителю математики удавалось спокойно держать весь класс в руках. 

У Харлампия Диогеновича была непропорционально большая голова и маленький рост. Он был всегда аккуратно одет и тщательно выбрит. Харлампий Диогенович носил с собой небольшой блокнотик, куда постоянно что-то записывал после опросов. Он отличался от остальных учителей тем, что никогда не кричал, не грозился вызвать родителей и не заставлял заниматься. Во время контрольных работ он никогда не следил за тем, чтобы никто не списывал, а спокойно занимался своими делами. Просто списывать было бесполезно, он сразу узнавал списанную работу и прилюдно высмеивал её.

Главным оружием Харлампия Диогеновича было умение делать человека смешным. Ученик, который нарушает установленные правила – не плохой, а смешной. И смешным мог оказаться каждый, так как у учителя математики не было любимчиков. Такая же участь постигла и рассказчика.

Как-то он не решил задачу, которую задавали домой. В ней нужно было высчитать, сколько километров должен был пролететь артиллерийский снаряд, если изменить его скорость и траекторию полёта. Задача оказалась сильно сложной для рассказчика, он никак не мог её выполнить.

На следующий день он пришёл на час раньше в школу. Его класс учился во вторую смену. Рассказчик узнал, что ещё один его одноклассник не смог решить эту задачу и со спокойной совестью стал играть в футбол до самого звонка.

Начался урок. За партой с рассказчиком сидел тихий и скромный мальчик по имени Адольф Комаров. Но он везде представлялся Аликом, потому что началась война, и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Рассказчик любил разговаривать, а Алик сидеть тихо. Именно поэтому их и посадили вместе, чтобы они оказали друг на друга положительное влияние. Выяснилось, что даже Алик решил эту задачу.

Харлампий Диогенович отметил отсутствующих и спросил, кто дежурный. Дежурного не оказалось, поэтому староста лично стал вытирать доску. Рассказчик надеялся, что что-нибудь помешает учителю начать проверять домашнее задание, поэтому очень обрадовался, когда в класс вошли доктор с медсестрой. Но оказалось, что им нужен 5-А класс, поэтому они ушли.

Рассказчик набрался смелости и попросился пойти показать доктору, где находится 5-А класс. Харлампий Диогенович согласился и отпустил его. В коридоре рассказчик узнал, что им собираются делать прививки на следующем уроке. Неожиданно он соврал, что на следующем уроке они с классом уходят в музей. Тогда доктор решила сделать им прививки сразу же, пока они не ушли. Рассказчик побежал в класс, чтобы никто не подумал, что он причастен к возвращению доктора.

Харлампий Диогенович уступил свой стол для доктора. Началась вакцинация. Делать уколы решили по списку. Когда очередь подходила к Алику Комарову, который сидел за партой с рассказчиком, выяснилось, что он очень боится уколов. Рассказчик пытался его ободрить, ведь он сам болел хронической малярией, поэтому уже привык к многочисленным уколам.

После укола Алику стало плохо, и рассказчик закричал, что нужно вызвать скорую помощь. Харлампий Диогенович гневно на него посмотрел, а медсестра в это время дала потерявшему сознание мальчику понюхать нашатырь. Когда вакцинация закончилась, учитель попросил открыть окно, чтобы проветрить. Времени до конца урока оставалось немного. Обычно в такие промежутки Харлампий Диогенович рассказывал детям что-нибудь поучительное.

Он начал свой рассказ с того, что существует двенадцать подвигов Геракла. Но один молодой человек решил совершить тринадцатый подвиг. Всем сразу стало понятно, что этот тринадцатый подвиг был фальшивым и ненужным, иначе Геракл сам бы его совершил. Харлампий Диогенович продолжил, говоря, что Геракл совершал подвиги, благодаря своей храбрости, а этот юноша совершил подвиг из трусости. После этого учитель попросил рассказчика выйти к доске и поведать им, как он решил задачу, заданную домой. Весь класс с нетерпением наблюдал за происходящим, догадываясь, что именно рассказчик совершил тринадцатый подвиг, но он не мог ничего произнести, кроме словосочетания «артиллерийский снаряд». Харлампий Диогенович с насмешкой поинтересовался, не проглотил ли он этот снаряд и весь класс начал смеяться.

С этих пор рассказчик стал серьёзнее относиться к домашнему заданию и никогда не играл в футбол, если у него оставались нерешённые задачи. Повзрослев, он заметил, что почти все люди бояться оказаться смешными, в особенности женщины и поэты. По его мнению, слишком сильно этого бояться – глупо, но не бояться вовсе – ещё хуже. С возрастом рассказчик понял суть метода Харлампия Диогеновича, он учил детей относиться к себе с чувством юмора.

Конец

Поделиться с друзьями
Алёна Базан

Учитель русского языка и литературы. Моя работа - это не просто профессия, а часть жизни. Люблю творить, пробовать, искать и развиваться. Двигаюсь только вперёд, не останавливаясь на достигнутом. Я считаю, что именно на уроках литературы можно сформировать жизненные ценности учеников и их нравственные идеалы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий