Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».В основе сюжета лежит история, которая произошла с мальчиком-пятиклассником. Учитель математики преподал ему важный жизненный урок.
Главные герои
Мальчик-рассказчик – ученик 5-Б класса.
Харлампий Диогенович – учитель математики, по происхождению грек.
Алик Комаров – болезненный троечник, сосед по парте рассказчика.
Краткое содержание
Рассказчик говорит о том, что все математики, с которыми он встречался в школе и после ее окончания, были слабохарактерными, неряшливыми и гениальными людьми. Но был один математик, который отличался от всех остальных. Звали его Харлампий Диогенович, по происхождению он был греком.
Появился этот математик в новом учебном году. Ему сразу же удалось добиться полнейшей тишины в классе. Даже директор не мог поверить в то, что такое возможно. Он часто заходил в класс, чтобы убедиться, что дети на уроке, а не сбежали на стадион. Потому что стадион находился рядом со школой и не давал ребятам нормально учиться во время больших состязаний.
Но никто не сбегал с уроков Харлампия Диогеновича, более того весь класс затихал, как только он заходил. Иногда эта тишина прерывалась смехом, вызванным самим учителем. Это не нарушало дисциплины, а поддерживало необходимую атмосферу в классе. Учителю математики удавалось спокойно держать весь класс в руках.
У Харлампия Диогеновича была непропорционально большая голова и маленький рост. Он был всегда аккуратно одет и тщательно выбрит. Харлампий Диогенович носил с собой небольшой блокнотик, куда постоянно что-то записывал после опросов. Он отличался от остальных учителей тем, что никогда не кричал, не грозился вызвать родителей и не заставлял заниматься. Во время контрольных работ он никогда не следил за тем, чтобы никто не списывал, а спокойно занимался своими делами. Просто списывать было бесполезно, он сразу узнавал списанную работу и прилюдно высмеивал её.
Главным оружием Харлампия Диогеновича было умение делать человека смешным. Ученик, который нарушает установленные правила – не плохой, а смешной. И смешным мог оказаться каждый, так как у учителя математики не было любимчиков. Такая же участь постигла и рассказчика.
Как-то он не решил задачу, которую задавали домой. В ней нужно было высчитать, сколько километров должен был пролететь артиллерийский снаряд, если изменить его скорость и траекторию полёта. Задача оказалась сильно сложной для рассказчика, он никак не мог её выполнить.
На следующий день он пришёл на час раньше в школу. Его класс учился во вторую смену. Рассказчик узнал, что ещё один его одноклассник не смог решить эту задачу и со спокойной совестью стал играть в футбол до самого звонка.
Начался урок. За партой с рассказчиком сидел тихий и скромный мальчик по имени Адольф Комаров. Но он везде представлялся Аликом, потому что началась война, и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Рассказчик любил разговаривать, а Алик сидеть тихо. Именно поэтому их и посадили вместе, чтобы они оказали друг на друга положительное влияние. Выяснилось, что даже Алик решил эту задачу.
Харлампий Диогенович отметил отсутствующих и спросил, кто дежурный. Дежурного не оказалось, поэтому староста лично стал вытирать доску. Рассказчик надеялся, что что-нибудь помешает учителю начать проверять домашнее задание, поэтому очень обрадовался, когда в класс вошли доктор с медсестрой. Но оказалось, что им нужен 5-А класс, поэтому они ушли.
Рассказчик набрался смелости и попросился пойти показать доктору, где находится 5-А класс. Харлампий Диогенович согласился и отпустил его. В коридоре рассказчик узнал, что им собираются делать прививки на следующем уроке. Неожиданно он соврал, что на следующем уроке они с классом уходят в музей. Тогда доктор решила сделать им прививки сразу же, пока они не ушли. Рассказчик побежал в класс, чтобы никто не подумал, что он причастен к возвращению доктора.
Харлампий Диогенович уступил свой стол для доктора. Началась вакцинация. Делать уколы решили по списку. Когда очередь подходила к Алику Комарову, который сидел за партой с рассказчиком, выяснилось, что он очень боится уколов. Рассказчик пытался его ободрить, ведь он сам болел хронической малярией, поэтому уже привык к многочисленным уколам.
После укола Алику стало плохо, и рассказчик закричал, что нужно вызвать скорую помощь. Харлампий Диогенович гневно на него посмотрел, а медсестра в это время дала потерявшему сознание мальчику понюхать нашатырь. Когда вакцинация закончилась, учитель попросил открыть окно, чтобы проветрить. Времени до конца урока оставалось немного. Обычно в такие промежутки Харлампий Диогенович рассказывал детям что-нибудь поучительное.
Он начал свой рассказ с того, что существует двенадцать подвигов Геракла. Но один молодой человек решил совершить тринадцатый подвиг. Всем сразу стало понятно, что этот тринадцатый подвиг был фальшивым и ненужным, иначе Геракл сам бы его совершил. Харлампий Диогенович продолжил, говоря, что Геракл совершал подвиги, благодаря своей храбрости, а этот юноша совершил подвиг из трусости. После этого учитель попросил рассказчика выйти к доске и поведать им, как он решил задачу, заданную домой. Весь класс с нетерпением наблюдал за происходящим, догадываясь, что именно рассказчик совершил тринадцатый подвиг, но он не мог ничего произнести, кроме словосочетания «артиллерийский снаряд». Харлампий Диогенович с насмешкой поинтересовался, не проглотил ли он этот снаряд и весь класс начал смеяться.
С этих пор рассказчик стал серьёзнее относиться к домашнему заданию и никогда не играл в футбол, если у него оставались нерешённые задачи. Повзрослев, он заметил, что почти все люди бояться оказаться смешными, в особенности женщины и поэты. По его мнению, слишком сильно этого бояться – глупо, но не бояться вовсе – ещё хуже. С возрастом рассказчик понял суть метода Харлампия Диогеновича, он учил детей относиться к себе с чувством юмора.
Конец