Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием рассказа А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире». В произведении отражён личный опыт автора, который несколько лет работал машинистом поезда. Тема рассказа – одиночество талантливого человека, вынужденного преодолевать множество испытаний из-за своей гордыни.
Главные герои
Александр Васильевич Мальцев – главный герой, опытный машинист, любящий всем сердцем своё дело.
Константин – рассказчик, помощник Мальцева, ответственный и порядочный человек.
Краткое содержание
Глава I
Александр Васильевич Мальцев считается лучшим паровозным машинистом в Толубеевском депо. Несмотря на то, что ему было всего тридцать лет, он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Поэтому неудивительно, что именно его назначили машинистом на новый мощный пассажирский паровоз.
Ранее помощником у Мальцева работал пожилой деповский слесарь Фёдор Петрович Драбанов, но в скором времени он сдал экзамен и ушёл работать машинистом на отдельный паровоз. Вместо Драбанова помощником у Мальцева стал рассказчик. Звали его Константином.
Константин был доволен своим назначением. Он давно хотел поработать в бригаде первоклассного механика, чтобы научиться у него искусству вождения скоростных поездов. А сам Мальцев отнёсся к смене помощника равнодушно. Он всегда внимательно наблюдал за тем, как Костя выполняет свои обязанности, но каждый раз перепроверял лично состояние машины, словно не доверял своему помощнику.
Константин во время движения парохода наблюдал не только за приборами, а и за самим Мальцевым. Он вёл состав с уверенностью великого мастера, ничто не могло ускользнуть из его внимания.
Обычно бригада Александра Васильевича работала молча, приказы он отдавал тоже без слов. К примеру, он стучал ключом по котлу, обращая внимание на то, что необходимо исправить в работе машины. Костя понимал все указания своего начальника, но тот по-прежнему относился к нему безразлично. Оказалось, что Мальцев относился к окружающим равнодушно, потому что чувствовал своё превосходство. Он был уверен, что никто не сможет лучше, чем он управлять паровозом. По его мнению, никто не способен чувствовать машину так же, как он.
Глава II
Константин работал помощником у Мальцева уже около года. В июле Мальцев совершил свою последнюю поездку в качестве машиниста курьерского поезда. Состав прибыл к ним на четыре часа позже, и диспетчер попросил Александра Васильевича сократить это опоздание, насколько возможно. Мальцев пообещал сделать всё возможное.
Выйдя в степь, Мальцев довёл скорость хода поезда до девяноста километров. Вдруг на горизонте появилась огромная туча, которую пронзали множество молний. Александр Васильевич невольно залюбовался этой картиной.
Вскоре Мальцев и его помощник заметили пыльный вихрь, который несся им навстречу. Тогда стало понятно, что и грозовую тучу буря несёт прямо на них. Через некоторое время свет потемнел вокруг паровоза, даже с включенным прожектором видимости практически не было. Скорость пришлось снизить до шестидесяти километров. Мало того, что ничего не было видно, стало ещё и трудно дышать. Внезапно Костю ослепил резкий синий свет, оказалось, что в них чуть не попала молния. Все заметили эту молнию, кроме Александра Васильевича. Далее они попали в ливень, а потом всё закончилось, и наступила спокойная ночь.
Константин заметил, что Мальцев стал хуже управлять паровозом. Скорость, то снижалась, то увеличивалась. Костя подумал, что его начальник просто устал, поэтому стал сам внимательно смотреть вперёд – на путь и сигналы. Во время того, как он пытался поднять упавшее напряжение, впереди появился непонятное «туманное облако красного света». Костя не понял, что это такое, но понял, что необходимо сделать. Только благодаря ему удалось остановить паровоз, и не дать произойти ужасной трагедии. Оказалось, что им навстречу ехал другой паровоз.
После произошедшего Мальцев признался, что он ослеп и поручил Константину вести дальше поезд самостоятельно. На следующий день Костя сдал паровоз в депо и доложил начальнику о происшествии. Чуть позже выяснилось, что Александр Васильевич снова начал видеть.
Глава III
Вскоре началось следствие, Мальцева отдали под суд. Следователь вызвал Константина для дачи показаний. Костя сказал то, что думал. По его мнению, Мальцев ослеп от удара электромагнитной волны, которая идёт перед молнией. Именно поэтому он уже не видел самой молнии. Но следователя этот аргумент не убедил, потому что даже если так и было на самом деле, почему ослепший Мальцев не передал управление поездом в другие руки, а повёз сотни людей на верную гибель.
После следователя Костя пошёл домой к Александру Васильевичу. Он поинтересовался у своего начальника, почему он не поручил управление поезду ему, после того, как ослеп. Оказывается, Мальцев не понял, что он ослеп, потому что продолжал видеть дорогу впереди поезда. Он настолько привык к одним и тем же картинам за окном, что продолжал их видеть в своём воображении, будто на самом деле. Александр Васильевич рассказал об этом следователю, но следователя интересовали только факты, а не фантазии подсудимого.
Глава IV
Мальцев сел в тюрьму. Костя остался на должности помощника, только уже у другого машиниста. Он скучал по своему прежнему начальнику.
Зимой Костя поехал в гости к своему брату, который учился в университете в областном городе. Там он узнал, что в этом университете есть установка Тесла для создания искусственной молнии.
Косте пришла в голову идея. Вернувшись домой, он написал письмо следователю с просьбой испытать заключённого Мальцева на предмет действия на него электрических разрядов. Следователь долго не отвечал, но затем сообщил, что областной прокурор согласился на этот эксперимент. Через несколько дней Костю вызвали повесткой. Следователь сообщил ему, что после проведённого эксперимента Мальцева освободят, но теперь он снова ослеп. Кроме того, вторая травма, скорее всего, восстановлению не подлежит. Следователь винил себя в том, что согласился на подобную проверку, которая принесла несчастье человеку, но Костя успокоил его, сказав, что лучше быть слепым на свободе, чем зрячим, но несправедливо лишённым свободы.
Глава V
Следующим летом Константин сдал экзамен и стал машинистом. Теперь он ездил на отдельном поезде. Практически каждый раз, когда он подавал паровоз под состав, он видел Мальцева сидящего на скамейке. Облокотившись рукою на трость, он провожал слепыми глазами паровозы. Костя всё время пытался как-то утешить своего бывшего начальника, но тот не мог терпеть жалость по отношению к себе, поэтому каждый раз прогонял его прочь.
Однажды Константин предложил взять Александра Васильевича с собой в рейс, если он будет сидеть тихо и ничего не трогать. Бывший машинист сразу же согласился. На следующий день Костя помог Мальцеву подняться в кабину поезда, посадил его на своё место, и помог ему управлять машиной, положив свои руки поверх его рук. На спокойных участках Костя совсем отходил от Мальцева и смотрел на дорогу с места помощника.
Обратная дорога прошла так же благополучно. Поезд возвращался вовремя, но на последнем перегоне, когда светил жёлтый светофор, Костя не стал притормаживать и продолжил ехать на всех парах. Мальцев сидел спокойно, но его бывший помощник замер в ожидании. Вдруг Александр Васильевич отдал приказ закрыть пар, а затем встал с места и сам протянул руку к регулятору. Он признался, что видит жёлтый свет светофора, и заплакал от счастья.
Мальцев самостоятельно довёл поезд до Толубеева. А после работы Костя пошёл вместе с ним к нему домой, и провёл там весь вечер и всю ночь. Он побоялся оставить вновь прозревшего человека «без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».