Одно из привычных для выпускников заданий на итоговом собеседовании — задание 1: чтение текста.
С чтением текста школьники сталкиваются каждый день. Прочитать параграф по истории или географии, рассказ по литературе или теорему по физике — привычное школьное задание. Да и к тому же читать многие умеют еще до школы.
Но современный цифровой мир отстраняет детей от книг. Многие погружаются в виртуальный мир и забывают о вечных ценностях. Чтение уже не является семейной традицией. В связи с этим Российское Министерство Просвещения решило проверить, умеют ли школьники читать.
- Какие могут быть тексты?
- Структура текстов
- Оценивание чтения
- Интонация
- Темп чтения
- Советы при подготовке к заданию
- Совет 1. Проверить технику чтения
- Совет 2. Читать каждый день
- Совет 3. Читать вслух
- Совет 4. Проводить артикуляционные упражнения
- Совет 5. Использовать игровые методы
- Совет 6. Произносить скороговорки
- На собеседовании
- Алгоритм выполнения задания 1 (чтение текста):
Какие могут быть тексты?
Для чтения на итоговом собеседовании предлагается несложный повествовательный текст. Текст посвящен какому-либо выдающемуся деятелю науки или культуры. Также центральным объектом текста может стать известное архитектурное сооружение, какое-либо важное открытие или жизненное явление.
Вот примерные темы текстов:
- О великом полководце Суворове;
- О Московском Кремле;
- О книгах в жизни А.С. Пушкина;
- О деревянной церкви на острове Кижи;
- О талантливой и юной художнице Наде Рушевой;
- Об истории Олимпийских игр;
- О гражданском подвиге Епистинии Федоровны Степановой.
Создатели заданий для итогового собеседования преследовали цель не только проверить у школьников умение читать. Тексты выполняют и воспитательную функцию. Предлагая текст о выдающемся человеке или архитектурном памятнике, разработчики заданий стремились расширить кругозор школьников, показать пример сильных и талантливых личностей.
Тексты не являются пересказом общеизвестных фактов из биографии или истории. Обычно они содержат интересные подробности, которые легко запоминаются. Например, все хорошо знакомы с биографией Пушкина. Его жизнь от рождения и до смерти известна каждому второму школьнику. А вот как он относился к самым обычным вещам, например, к чтению книг, практически никто не знает. Или же Александр Васильевич Суворов, известный полководец. Его заслуги известны многим. А как он добился этого? Легко ли ему было идти к намеченной цели? Понимаете, в чем изюминка предлагаемых для чтения текстов? Они, на самом деле, интересны и поучительны.
Структура текстов
Предложенный для чтения текст состоит примерно из 150-200 слов. Для удобства чтения он разбит на небольшие абзацы. Перед текстом помещается изображение, которое сразу дает понять, о чем текст.
Например, если вы видите на картинке изображение человека, значит в тексте представлены сведения из его биографии. Если же изображено архитектурное сооружение или какой-либо предмет, то вы познакомитесь с его историей.
Оценивание чтения
Чтение текста оценивается по двум критериям:
- Интонационное оформление
- Темп чтения
Интонация
Первый критерий проверяет умение не просто видеть знаки препинания в тексте, но и умение делать соответствующие паузы и менять тон голоса. Если вы видите в предложении запятую, нужно сделать небольшую паузу. Точка говорит о чуть большей паузе, примерно 2 секунды. Наличие в предложении вводных конструкций предполагает их убыстренное чтение. Обращение также нужно выделить особой, звательной интонацией. Не забывайте о вопросительных и восклицательных знаках препинания в конце предложения.
Темп чтения
Очень важен при чтении текста темп. Текст нужно читать умеренно, неторопливо, четко произнося каждое слово. Не следует торопиться, тараторить, стараться прочитать быстрее. Отведенного времени вполне достаточно для прочтения всего текста.
Но также не следует читать по слогам. Это тоже будет ошибкой. Произносить слова нужно отчетливо, но не как неопытный второклассник. Читайте естественно.
Советы при подготовке к заданию
Трудности могут возникнуть, как только вы начнете готовиться к заданию. Возможно, они были и раньше. Просто вы не придавали им значения. Но это не беда. Следуя нужным советам, вы добьетесь нужного результата.
Совет 1. Проверить технику чтения
Норма чтения для обучающегося 9 класса — не менее 150 слов в минуту. Начните с проверки своей техники чтения. Используйте средний по сложности текст и таймер. Если вы не дотягиваете до нормы, значит стоит задуматься. А лучше всего начать действовать.
Совет 2. Читать каждый день
Систематическое ежедневное чтение способствует улучшению этого навыка. Читать нужно хотя бы по одной странице в день.
Совет 3. Читать вслух
На итоговом собеседовании вам придется читать вслух. Иногда это становится проблемой, ведь преимущественно мы читаем про себя. И собственный голос часто пугает и сбивает с толку. Привыкните к своему голосу, читая хотя бы в полголоса.
Совет 4. Проводить артикуляционные упражнения
Как известно, звуки образуются в результате комплекса движений определенных артикуляционных органов. Проводите ежедневно упражнения для языка, губ, щек и нижней челюсти. Это поможет выработать четкое и правильное произношение звуков. Советуем проводить артикуляционную зарядку перед зеркалом, чтобы контролировать процесс наглядно.
Совет 5. Использовать игровые методы
Учиться играя намного интереснее. Если не можете усадить себя за чтение книги, используйте такие интересные методы:
- Таблица Шульте
Обычная таблица размером 5 на 5 квадратов, в которую вписаны числа в произвольной последовательности. Размер может быть и большим, но лучше начать именно с такого. Нужно как можно быстро и последовательно найти все числа в таблице. Это позволит расширить угол зрения, научит читать быстро.
Также такой метод помогает научиться читать последовательно, не перепрыгивать через слова, к которым потом придется возвращаться.
- Лесенка слов
Улучшить скорость чтения можно с помощью лесенки слов. Суть метода заключается в том, чтобы с каждой новой строчкой увеличивать количество слов:
Ветер
Ветер гуляет
Ветер гуляет по крышам
Ветер гуляет по крышам домов
Такие лесенки помогают тренировать дыхание. Уметь правильно дышать во время чтения важно. Это позволит произносить длинные фразы как единое целое и избегать паузы там, где она не нужна.
- Ударение в словах
Когда мы видим слово с поставленным в нем ударением, то психологически не можем прочитать его по слогам. Лучше начать с простых слов, например домино’. Затем можно переходить к более сложным: велосипе’д. Стикеры со словами можно размещать везде, где они будут часто в поле зрения. Чем больше, тем лучше. Периодически стикеры нужно менять, записывая на них новые слова. Так вы научитесь читать длинные слова не по слогам.
Совет 6. Произносить скороговорки
Суть скороговорок в том, что они учат «скоро» говорить. Их польза очевидна: скороговорки помогают улучшить дикцию и учат говорить красиво. К тому же это еще и интересно. Скороговорки бывают такими забавными, что могут стать частью игры в компании друзей. И упражняться можно в любом месте.
На собеседовании
Как вести себя в день собеседования? Оказавшись в аудитории и получив первое задание, приступайте к подготовке. На подготовку дается 2 минуты. И это время нужно распределить правильно. Следуйте предложенному алгоритму.
Алгоритм выполнения задания 1 (чтение текста):
- Прочитать текст вдумчиво первый раз. Именно вдумчиво, уделив внимание каждому слову. Это позволит избежать искажения слов при чтении. Понимая смысл прочитанного, вы не сможете заменить слово в тексте на другое п и
- Во время первого прочтения подчеркнуть слова, вызывающие трудности в произношении. Зачем это делать? Чтобы во время контрольного чтения уделить им внимание и прочитать правильно.
- Поставить ударения в проблемных словах. Часто таким проблемным словом становится фамилия героя текста. Даже если вы уверены, что знаете, как правильно произносить слово, не поленитесь поставить ударение. Во время ответа зачастую одолевает волнение, и буквы сливаются. Лучше оставить для себя пометки в тексте. Тем более это не запрещается. Собеседник выдаст вам ручку специально для подготовки к ответам.
- Прочитать отдельно каждое трудновыговариваемое слово. Лучше, если время позволяет, сделать это несколько раз. Так оно точнее отложится в голове.
- Прочитать текст второй раз, уделив особое внимание проблемным словам. Читайте текст полушепотом, не про себя. Это настроит на ответ.
Такой алгоритм поможет исключить ошибки в постановке ударения, неправильное произношение отдельных звуков и искажения слов.
Читать — это всегда интересно. Чтение делает человека умнее, грамотнее и мудрее. С каждой новой прочитанной книгой человек открывает для себя новые законы мироздания, учится жить по чести и становится культурнее.
Учитесь вдумчивому чтению. Ведь это поможет и при выполнении задания 2 на итоговом собеседовании.