Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию

памятки для подготовки к итоговому собеседованию Подготовка к итоговому собеседованию

Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию значительна. С памятками школьники сталкиваются регулярно. Многие учителя используют их при объяснении нового материала, при отработке полученных на уроке знаний, при повторении материала. Вспомните, как вы на уроке русского языка или математики разрабатываете алгоритм решения образовательных задач. И памятки действительно являются хорошими помощниками не только для учителей, но и для школьников. При подготовке к итоговому собеседованию также можно продуктивно использовать памятки. 

Что такое памятка?

Памятки считаются визуальным информационным материалом. Это средство визуальной или вербальной передачи информации. Мы называем памятками листок или брошюру, на которой помещена полезная информация:

краткие наставления на какой-либо случай

краткие сведения о чем-либо

сведения о том, что нужно обязательно запомнить

алгоритм выполнения какого-либо школьного задания

Виды памяток

Памятки используются во всех сферах деятельности. Их количество настолько многообразно, что все они объединяются в определенные группы. Условно памятки можно разделить на следующие виды:

  • Памятка-алгоритм

Устанавливает последовательность действий при выполнении упражнения или решении задачи.

  • Памятка-инструкция

Содержит необходимые указания по совершению определенных действий. 

  • Памятка-совет

Дает рекомендации о том, при каких условиях совершаемое действие будет успешным.

  • Памятка-разъяснение

В ней опровергаются устоявшиеся стереотипы и утверждаются новые, доказанные научно.

  • Памятка-стимул

Содержащиеся в ней сведения стимулируют человека на совершение определенных действий. 

При подготовке к итоговому собеседованию целесообразно использовать памятки-алгоритмы, памятки-инструкции и памятки-советы. Приведем конкретные примеры памяток для подготовки к каждому заданию собеседования.

Почему полезны памятки?

Есть ли какая-то польза в этом визуально-графическом материале? Давайте разберемся. 

Памятки представляют собой советы опытных людей, поэтому их польза очевидна. Научиться тому, что другие хорошо знают, можно по памяткам. Прислушиваться к мнению компетентных людей всегда полезно. Памятки, используемые в образовательном процесс, составляются опытными специалистами, которые прекрасно разбираются в теме.

В процессе обучения школьники постоянно сталкиваются с трудностями: какую букву написать, каким членом предложения является слово, как определить часть речи. Случается такое, что трудности возникают и при чтении и пересказе текста, при составлении монолога и участии в диалоге. 

Используя памятки при подготовке к итоговому собеседованию, вы сможете запомнить последовательность выполнения заданий, воспользоваться полезными советами, научиться последовательно формулировать мысли. 

Памятка для подготовки к чтению научно-популярного текста

При подготовке к заданию 1 итогового собеседования можно использовать памятки-алгоритмы, в которых отражена последовательность действий при подготовке к чтению. 

Памятка-алгоритм “Как подготовиться к выразительному чтению текста?”

  1. Вдумчиво прочитать текст и попытаться представить то, о чем в нем говорится.
  2. Определить основную мысль текста и его тему.
  3. Обратить внимание на структуру предложений (простые или сложные, осложненные или неосложненные).
  4. Обратить внимание на знаки препинания внутри предложений и знаки завершения.
  5. Найти в каждом предложении основные слова, на которые падает логическое ударение. 
  6. Определить трудные для воспроизведения слова, подчеркнуть их, при необходимости расставить в словах ударения.
  7. Прочитать текст не спеша, соблюдая все паузы и логические ударения.
  8. Во время чтения не торопиться, выдерживать средний темп чтения.

Памятка-совет “Признаки выразительного чтения текста”

  • Все паузы и логические ударения соответствуют коммуникативному замыслу автора.
  • В зависимости от содержания текста голос меняется, некоторым фрагментам с помощью изменения тональности голоса придается соответствующая смысловая окраска.
  • Каждое слово произносится достаточно громко, четко, прослеживается хорошая дикция.

Памятка для подготовки к пересказу текста

Памятка-инструкция “Как пересказать прочитанный текст”

  • В первую очередь прочитайте цитату, указанную в карточке с заданием. Затем только приступайте к работе с текстом.
  • Читая текст вслух и при подготовке к заданию 1 постарайтесь запомнить его основное содержание. 
  • Чтобы пересказать прочитанный текст, нужно определить в нем смысловые части, микротемы.
  • Рекомендуется составить краткий тезисный или вопросный план прочитанного текста, количество пунктов которого будет соответствовать количеству микротем текста. 
  • Во время пересказа используйте записи, сделанные на черновике. Только не читайте их, а применяйте в качестве ориентира при изложении прочитанного.

Памятка алгоритм в виде схемы “Как включить цитату в пересказ?”

Роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию

Памятка для подготовки к монологическому высказыванию

Монологическое высказывание является третьим заданием в итоговом собеседовании для 9 класса. Оно предполагает три альтернативных задания на выбор обучающихся: составить описание, повествование или рассуждение.

Памятка-алгоритм для подготовки к монологическому высказыванию

  1. Ознакомьтесь с предложенными для выполнения задания темами. 
  2. Выберите ту тему, на которую Вам легко будет составить монолог.
  3. Озвучьте выбранную тему собеседнику.
  4. Используя выданную для подготовки карточку-помощницу, готовьтесь к ответу в течение 1 минуты.
  5. По истечении времени назовите еще раз номер задания и тему монолога.
  6. Громко и четко опишите фотографию, расскажите о случае из жизни или приведите рассуждение на поставленный вопрос в зависимости от выбранной темы. 
  7. Во время ответа используйте информацию, находящуюся на выданной карточке.
  8. После окончания монолога сообщите об этом учителю-собеседнику.
  9. Сдайте карточку-помощницу собеседнику или отложите в сторону. 

Памятка-рекомендация “Речевые клише для монолога”

На фотографии изображено…

Смотря на фотографию, я вижу…

Главными героями снимка являются…

На переднем плане изображен…

На заднем плане виднеется…

Герои находятся в доме, на природе, в школе и т.д.

Я могу предположить, что …

Очевидно, что события происходят…

Одежда героев говорит о том, что…

Фотографу удалось передать…

Примерный план монолога (памятка-инструкция)

  1. Небольшое введение в форме одного предложения. Можно сказать, что перед Вами интересный снимок, или что Вам предложили описать фотографию).
  2. Описание места действия событий и указание времени действия (время года, время суток).
  3. Описание участников фотографии:

одежда

возраст

пол

  • Занятия участников снимка (играют, беседуют, занимаются творчеством и т.д.).
  • Общее настроение участников фотографии, атмосфера.
  • Небольшое заключение в форме одного предложения. Можно сказать о том, понравилась фотография или нет, какие воспоминания она навеяла).

Памятка для подготовки к диалогу

Это задание не предусматривает подготовки, поэтому времени на раздумья будет немного. Памятки, с которыми проводилась предварительная работа, станут хорошими помощниками в составлении правильных ответов на вопросы собеседника.

Памятка-алгоритм “Как отвечать на вопросы собеседника?”

  1. Внимательно прослушать вопрос собеседника.
  2. Если вопрос непонятен, попросить разъяснить его суть, задать встречный вопрос.
  3. Ответ на вопрос начать с того, что использовать перестроенный в повествовательное предложение вопрос. Это будет тезисом.
  4. Подтвердить свои мысли аргументами, объяснить, почему вы так думаете. Можно использовать слова поэтому, потому что, поскольку.
  5. Закончить ответ и ждать реакции собеседника.
  6. Аналогично отвечать на каждый вопрос учителя.

Как видите, мы не только рассказали вам про роль памяток при подготовке к итоговому собеседованию, но и разработали различные памятки для вашего удобства. Вы смело можете их использовать при самостоятельной подготовке к зачету. Но помните, что они являются лишь средством достижения результата. Лишь правильное их использование может привести к хорошему результату. 

Поделиться с друзьями
Любовь Фриму

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Опыт преподавания - 7 лет. На протяжении 5 лет готовлю выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

Оцените автора
( 9 оценок, среднее 4.44 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий