Алгоритм выполнения заданий тестовой части в ОГЭ по русскому языку

алгоритм выполнения тестовой части ОГЭ Подготовка к ОГЭ

На этапе подготовки к выпускным экзаменам важно изучить алгоритм выполнения заданий тестовой части в ОГЭ по русскому языку. Знание правильной последовательности выполнения каждого задания упрощает работу на экзамене. 

Задание 2

Целых два года вы постигали тайны синтаксиса. Пришло время продемонстрировать приобретенные знания. В задании требуется указать варианты с верно выписанной основой предложения  или с правильно указанным второстепенным членом предложения (иногда обособленным), или с однородными членами предложения, или с верным указанием на вид придаточного. 

При выполнении этого задания нужно следовать такому порядку:

  • Внимательно прочитать предложенный текст.
  • Ознакомиться с самим заданием, вспомнить значения названных в нем терминов (грамматическая основа, сказуемое, подлежащее, придаточная часть и другие).
  • Найти в указанных предложениях (они в тексте специально пронумерованы) то, о чем говорится в вариантах ответов: грамматическую основу, придаточную часть предложения, или другие синтаксические конструкции.
  • Проанализировать каждый вариант ответа и определить, верный он или нет. Всего в задании предложено 5 вариантов.
  • Количество правильных ответов может быть любым.

Задание 3

Если вы не теряли свою коробочку с запятыми, вам повезло. Самое время в нее заглянуть. Задание предполагает анализ предложения с точки зрения пунктуации: верно расставить указанные знаки препинания на месте соответствующих цифр.

Последовательность действий при выполнении задания:

  • Прочитать предложение полностью.
  • Найти грамматические основы, определить тип предложения (ПП, ССП, СПП, БСП). Если предложение сложное, обозначить границы простых внутри него, поставить знаки препинания.
  • Определить, чем осложнено/осложнены простые предложения (вводные или вставные конструкции, однородные члены предложения, обособленные члены предложения.
  • Обязательно проанализировать каждую синтаксическую конструкцию, вспомнить правила обособления каждой из них.
  • Расставить в предложении все необходимые знаки препинания.
  • Еще раз перечитать задание и выписать цифры, которым соответствует указанный в задании знак препинания (это может быть запятая, тире или двоеточие).

Задание 4

И снова синтаксис. В задании проверяется умение выпускников производить синтаксический анализ словосочетания (определять тип, вид связи слов, перестраивать словосочетание).

Выполняя это задание, нужно следовать такому порядку:

  • Подробно проанализировать предложенное словосочетание, найти главное и зависимое слово (от главного к зависимому можно задать вопрос).
  • Обязательно определите, к какой части речи относится зависимое слово. Это очень важно знать при выполнении задания 4.
  • Главное слово оставляем без изменения, а зависимое превращаем в слово другой части речи. Например, если нужно согласование заменить на управление, тогда прилагательное превращайте в существительное: деревянный – из дерева. Если же управление на согласование, то делайте все наоборот. При замене согласования на примыкание нужно существительное заменить на наречие: без жалости – безжалостно. В обратном случае все делается наоборот: смело – со смелостью.
  • Выпишите получившееся словосочетание  строго в той форме, в которой оно представлено в задании. Например, нужно заменить словосочетание КНИЖНЫЕ ПОЛКИ на согласование. Главное слово ПОЛКИ, его не трогаем. Прилагательное КНИЖНЫЕ заменяем на существительное с предлогом ДЛЯ КНИГ. Выписываем готовый ответ: ПОЛКИ ДЛЯ КНИГ.

Задание 5

Орфографические знания, полученные за годы обучения в школе, проверяются в одном задании. В этом и состоит его сложность: нужно вспоминать и повторять огромное количество правил орфографии. Особенно тяжело тем, кто привык писать интуитивно. Знаю, какую букву написать, но не могу объяснить, почему.

Порядок действий таков:

  • Прочитать первый вариант. Ответить на вопрос: есть ли такое правило? Если нет, перейти к следующему. Если да, анализировать дальше. 
  • Проверить соответствие частей речи. В этом задании могут быть подвохи. Например, все правильно, но указана не та часть речи, к которой относится предложенное слово. В таком случае вариант будет неверным.
  • Определить, верно ли указана морфема.
  • Определить, правильно ли указана форма слова: падеж, число, род, склонение, спряжение, вид и т.д. в зависимости от указанной информации. Это может быть и степень сравнения прилагательного, и краткая или полная форма, и способы словообразования.
  • Выписать ответы, в которых нет ошибок в объяснении написания слова.

Задание 6

Чтобы с ним справиться, нужно терпение ( внимательно прочитать весь текст) и логика (говорится ли в тексте о том, о чем написано в предложенных вариантах). Другими словами, определить, где правда, а где ложь.

Последовательность действий при выполнении задания 6:

  • Прочитать предложенный для анализа текст.
  • Ознакомиться с вариантами ответов.
  • Найти в тексте информацию по каждому из предложенных утверждений.
  • Если утверждение соответствует содержанию текста, выписать цифру, под которой оно расположено в задании.
  • Верных ответов может быть несколько.

Задание 7

Найти среди 5 предложений те, в которых есть обозначенный в задании троп, будет легко любителям поэзии и красноречия. В лирике много различных средств выразительности, делающих ее яркой и эмоциональной. Читайте стихи и тренируйтесь находить в них тропы.

Как выполнять задание:

  • Прочитать формулировку задания.
  • Вспомнить значение указанного в нем тропа.
  • Прочитать внимательно первое предложение, попытаться найти там это средство выразительности.
  • Если его там нет, перейти к следующему варианту.
  • Аналогично проанализировать все предложенные предложения.
  • Правильных вариантов может быть несколько.

Задание 8

Наш язык настолько многогранен, что его лексика делится на много групп по разным факторам: сфера употребления, происхождение, значение и т.д. Повторите программу 5-6 классов, чтобы вспомнить все о лексике русского языка. Именно эти знания понадобятся для выполнения задания 8.

Алгоритм выполнения:

  • Внимательно прочитать задание.
  • Если нужно найти слово или выражение, вспомните, в первую очередь, значение указанного термина (синоним, фразеологизм и т.д).
  • Найдите в тексте указанные в задании предложения (может потребоваться работа с полным текстом).
  • Прочитайте, попытайтесь найти слово. Если вы ищите синоним, антоним, помните, что он должен относиться к такой же части речи, как и названное в задании слово. 
  • Если ищете слово по данному значению, найдите в формулировке ключевое слово. Что нужно искать: предмет, признак, действие, состояние и т. д.
  • Выпишите слово или сочетание слов в той форме, в какой они даны в тексте.

Для всех заданий

  • Если во время выполнения какого-либо задания у вас возникнут трудности, не отчаивайтесь. Пропустите его и приступайте к следующему. После выполнения всех вернитесь к пропущенным и снова подумайте над ним. Бывает, что правильный ответ очевиден, просто из-за волнения или спешки вы этого не заметили.
  • После выполнения всех заданий вернитесь назад и еще раз перепроверьте, верно ли вы записали ответы. Да, это трата времени, ведь хочется поскорее сбежать из аудитории на свободу. Но это действие поможет предотвратить допущенные по невнимательности ошибки. К тому же, как показывает практика, отведенного на ОГЭ по русскому языку времени всегда бывает даже больше, чем достаточно.

Важно!

Самыми трудными считаются задания 3 и 5, т.к. они включают в себя все правила по разделам синтаксис и орфография. При их выполнении нужно быть особенно внимательными, проверять каждое слово, перечитывать несколько раз задания.

Советуем завести специальную тетрадь, в которую по ходу подготовки можно выписывать самые трудные задания, встречающиеся в КИМах в процессе подготовки. Это полезно тем, что визуализация информации, особенно важной, способствует более продуктивному ее запоминанию. Дорогие выпускники! Следуя этому алгоритму, вы уменьшаете шансы допустить ошибку. Но помните: успех зависит лишь от вас. Такие качества как добросовестность, целеустремленность, усидчивость помогут лучше, чем 100 советов. Работайте над собой, достигайте успеха, идите к намеченной цели уверенно! 

Поделиться с друзьями
Любовь Фриму

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Опыт преподавания - 7 лет. На протяжении 5 лет готовлю выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 4.33 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий

  1. Евгения

    Спасибо за подробный разбор. очень полезный материал.

    Ответить