Критерии оценки ОГЭ 2020 по русскому языку: таблица с баллами

критерии оценки огэ Подготовка к ОГЭ

В статье представлены в удобной форме критерии оценки ОГЭ 2020 по русскому языку: таблица с баллами. Ежегодно на сайте ФИПИ обновляется вся информация, касающаяся выпускных экзаменов. Там же публикуются и критерии оценивания по всем предметам. Они представлены в форме таблиц, чтобы информация была более компактной и доступной всем выпускникам.

Мы подробно проанализировали критерии оценивания работы и готовы раскрыть вам все тонкости этой процедуры.

Таблица с баллами по русскому языку

В таблице представлено количество баллов, которое можно набрать при выполнении определенного вида задания в ОГЭ.

№ заданияСодержаниеКоличество баллов
Задание 1Сжатое изложение по прослушанному тексту7
Задания 2-8Задания с выбором ответов из предложенных вариантов и с формулировкой собственного ответа7 (по 1 баллу за верно выполненное задание)
Задание 9Сочинение-рассуждение на одну из выбранных тем9
ГрамотностьУчитывается количество ошибок в сумме за изложение и сочинение10
ИТОГО 33

Теперь перейдем непосредственно к заданиям и расскажем, как можно получить максимальный балл за каждое из них.

Оценивание изложения

Это задание является творческим и проверяет умение выпускников понимать и передавать своими словами содержание прослушанного два раза текста. Текст представляет собой аудиозапись продолжительностью около двух минут. Количество слов в исходном тексте обычно составляет  около 150 слов с предлогами и союзами. В основном тексты представлены рассуждением на морально-нравственную тему и могут перекликаться по тематике с заданием 9.3 (сочинением). Темп чтения не быстрый, диктор говорит громко и разборчиво. Благодаря этому его содержание запомнить не так сложно. Главное, на что нужно обратить внимание перед прослушиванием, это общий смысл текста, его тема. Предлагаем рассмотреть критерии оценки 1 задания.

КритерийСодержаниеБаллы (максимум)
Содержание полученного при изложении текстаВ вашем изложении должен быть передан основной смысл исходного текста. Писать нужно своими словами, не пытайтесь запомнить конкретные фразы из аудиозаписи. Ваша задача – передать суть прослушанного.2
Применение сжатия при написании изложенияПод сжатием подразумевается исключение ненужных подробностей, упрощение слишком объемных синтаксических конструкций и обобщение подробностей. В работе можно использовать как один способ, так и три. При этом упрощение, обобщение или исключение должно присутствовать в каждом абзаце работы (их всегда три).3
Смысловое оформление работыТо, что вы услышите и успеете записать на черновик, нужно собрать в логически правильный и понятный текст. При этом нужно правильно разделить свое творение на абзацы. Обычно между абзацами диктор делает более длительные паузы. При первом прослушивании их нужно определить и дальше уже строить свой текст на основе такого деления.2
ИТОГО 7

Оценивание тестовой части

Тестовая часть представлена 7 заданиями, проверяющими полученные за период обучения навыки грамматического анализа текста. Рассмотрим подробнее каждое из них.

ЗаданиеСодержаниеБалл
Задание 2. Синтаксический анализ текстаВ задании представлен  небольшой текст, который требуется проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций.1
Задание 3. Пунктуационный анализ текстаТребуется повести пунктуационный анализ предложенного текста: определить, где нужен обозначенный в задании знак препинания (запятая, тире, двоеточие), а где нет.1
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетанияЗадание проверяет умение анализировать словосочетание с точки зрения синтаксиса: определять главное и зависимое слов, вид связи слов, умение перестраивать словосочетание.1
Задание 5. Орфографический анализДанное задание требует отличное знание всех правил орфографии, которые изучались на протяжении всего периода обучения в школе.1
Задание 6. Анализ содержания текстаЧтобы выполнить это задание, нужно внимательно прочитать текст и понять его содержание. Из предложенных утверждений нужно выбрать те, которые соответствуют тексту.1
Задание 7. Анализ средств выразительностиТребуется определить предложения, в которых используется указанное в задании средство выразительности речи.1
Задание 8. Лексический анализ текстаВ этом задании нужно найти в тексте указанное в задании слово. Это может быть как троп, так и синоним, антоним. Или же в задании указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях.1
ИТОГО 7

Оценивание сочинения

Задание 9 тоже носит творческий характер и требует умения выражать свои мысли и строить рассуждение. В задании 9 есть три варианта сочинения, и выпускник может выбрать абсолютно любое. Критерии оценки каждого немного отличаются друг от друга, однако имеют одинаковую структуру. Мы обобщили их и представили в одной таблице, чтобы у вас сложилось общее представление об оценке сочинения-рассуждения.

Оно оценивается по следующим критериям:

КритерийСодержаниеБаллы (максимум)
ТезисНе зависимо от того, как сформулировано задание, от вас требуется одно: четкое выполнение указанных в нем рекомендаций. В 9.1 следует провести лингвистический анализ текста с расшифровкой термина и указанием его роли, в 9.2 ответить на поставленный в задании вопрос по содержанию текста, 9.3 нужно расшифровать и прокомментировать предложенное понятие2
АргументыКаждый тезис требует подтверждения. При доказательстве сформулированных в первом абзаце мыслей не забудьте подкрепить их примерами, желательно обращаться к тексту.3
ЛогичностьНаписанный вами текст должен быть понятен и не содержать логических неточностей. Не забудьте об абзацах.2
КомпозицияВ работе должны присутствовать все структурные компоненты текста типа рассуждения2
ИТОГО 9

Оценивание грамотности

Грамотность является важным и во многом решающим критерием при проверке работы. Если вы претендуете на высокий балл, обязательно уделите внимание правилам грамматики и речевому оформлению работы. Критерии оценки грамотности выглядят так:

КритерийТребованияБаллы (максимум)
Орфографическое оформлениеПо всем критериям максимальный балл выставляется при отсутствии каких-либо ошибок. В критериях 1 и 3 допускается один негрубый недочет, в критериях 2 и 4 позволительно ошибиться два раза.2
Пунктуационное оформление2
Грамматическое оформление2
Речевое оформление2
Фактическое содержание2
ИТОГО10

Шкала перевода баллов в оценки

Важно знать, сколько баллов нужно набрать на ту отметку, к которой ты стремишься. Эти знания помогут понять, где есть шанс подтянуться, на какие задания сделать упор, что повторить перед экзаменом. Обязательно обратите внимание на комментарии к отметкам 4 и 5. Даже общее количество баллов, набранных за всю работу и подходящих для получения хорошей или отличной отметки, не всегда является гарантией ее получения. Дело в том, что в этой ситуации большую роль играет грамотность. Не добрать баллы по критериям грамотности – значит не получить соответствующую им отметку. При этом учитываются только баллы по критериям ГК1 – ГК4. Фактическая точность не идет в подсчет.

Отметка2345
Сумма баллов за работу0 – 14 б.15 – 22 б.23 – 28 б. (по критериям грамотности должно быть не меньше 4 баллов)29 – 33 б. (по критериям грамотности должно быть не меньше 6 баллов)

Количество баллов для поступления в профильные классы

Тем, кто мечтает продолжить обучение в 10-х классах, необходимо также задуматься и о следующем: в такие классы принимают с определенным количеством баллов по профильным предметам (предметам, которые изучаются углубленно). По русскому языку минимальным порогом, открывающим дорогу выпускника, является 26 баллов на ОГЭ. 

Использование маршрутного листа

Неоднократное обращение к предложенным нами таблицам поможет вам правильно сориентировать направление подготовки и укажет на ваши слабые места. Именно когда до экзамена остались считанные дни, нужно еще раз проанализировать степень подготовленности к тому или иному заданию. Мы рекомендуем на протяжении всего учебного года заносить результаты работы в маршрутные листы. Это поможет увидеть, какое задание требует большего внимания, и восполнить пробелы в знаниях.

Предлагаем вам образец такого маршрутного листа:

№ заданияСодержаниеДата тренировкиДата тренировкиДата тренировкиДата тренировки
3.097.0912.0923.09
1Изложение3 балла6 баллов5 баллов4 балла
2Синтаксический анализ текста+++
3Пунктуационный анализ текста
4Синтаксический анализ словосочетания++
5Орфографический анализ+
6Анализ содержания текста+
7Анализ средств выразительности++++
8Лексический анализ текста++++
9Сочинение5 баллов6 баллов8 баллов9 баллов

Из данного маршрутного листа видно, что особого внимания требуют задания № 3, 5 и 6. Также видна динамика в задании 9: с каждой тренировкой количество баллов за работу увеличивается. Это значит, что работа ведется в верном направлении.

Не поленитесь и начните вести маршрутный лист прямо сегодня. Вы сами убедитесь в его пользе. К тому же вы сможет контролировать свою подготовку и видеть свои слабые места. Желаем вам удачи и продуктивной подготовки!

Поделиться с друзьями
Любовь Фриму

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Опыт преподавания - 7 лет. На протяжении 5 лет готовлю выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 4 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий