В данной статье представлена демоверсия ОГЭ по русскому языку — ответы и разбор заданий. Демонстрационный вариант является образцом того, как будет выглядеть КИМ на реальном экзамене. Именно на основе демоверсии создаются все тренировочные материалы по русскому языку, опубликованные на электронных ресурсах и в сборниках, которые можно купить в книжном ларьке. Вместе с демоверсией специалисты разрабатывают также спецификацию и кодификатор по каждому предмету. Давайте разберемся, зачем они нужны.
- Кодификатор содержит все темы, которые могут встретиться выпускникам в заданиях.
- В спецификации представлена структура КИМ и правила записи ответов, количество баллов за каждое задание, изменения в структуре КИМ, раздел теории к каждому заданию, систему оценивания письменных заданий.
- В самой демоверсии представлен образец заданий, критерии оценивания каждого задания, особенности проверки работы экспертами.
Чтобы изучить эти документы, нужно зайти на официальный сайт учреждения, входящего в структуру Рособрнадзора и занимающегося непосредственно оценкой качества образования — ФИПИ. Обратимся к демоверсии и разберем подробно каждое задание.
Задание 1
Текст, предназначенный для изложения, носит повествовательный характер. В нем 179 слов. Его нужно сократить, не упустив главную информацию. Помните, что важно передать смысл, а не восстановить по памяти услышанные слова.
В тексте можно выделить следующие микротемы:
1 абзац | По пути из Архангельска по окрестным селам я исследовал их деревянную архитектуру, однако мне посчастливилось познакомиться с народной жизнью. |
2 абзац | В одном из сел, которое я посетил в праздничный день, я увидел народное гулянье. |
3 абзац | Праздник запомнился скромностью, красотой, и теплотой местных жителей. |
Задание 2
В задании требуется указать варианты с верно выделенной грамматической основой. Варианты ответов:
Вариант ответа | Пояснение | Результат |
Появление стало | В предложении присутствует составное именное сказуемое, а в варианте ответа указан лишь вспомогательный глагол. Правильно будет «появление стало вершиной». | — |
Проблема возникновения жизни | В предложении есть сказуемое «н решена», в варианте ответа указано только подлежащее. Правильно будет «проблема не решена». | — |
Следы жизни обнаружены | Слово «жизни» в данном предложении является дополнением и не входит в состав грамматической основы. Правильно будет « следы обнаружены». | — |
Имелись атмосфера (и) гидросфера | «Атмосфера» и «гидросфера» являются однородными подлежащими, согласованными со сказуемым в числе. | + |
Они безжизненны | Слово «безжизненны» выступает в роли составного именного сказуемого с нулевой связкой (можно сказать «есть безжизненны»). | + |
Верный ответ: 45
Задание 3
В предложении нужно расставить запятые.
Цифра | Пояснение | Результат |
1 | Запятая нужна, она разделяет части СПП (союзное слово которых). | + |
2 | Запятая не нужна, предлог «среди» входит в состав придаточной части, т.к. относится к слову «которых». | — |
3-4 | Цифрами 3 и 4 выделено обособленное определение, выраженное причастным оборотом и находящееся после главного слова. Под цифрой 4 запятая совмещает функцию знака препинания между однородными членами, связанными интонацией. | + |
5-6 | Также выделен причастный оборот, стоящий после определяемого слова. Под цифрой 6 запятая совмещает функцию знака препинания между однородными членами, связанными интонацией. | + |
7-8 | Обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Под цифрой 8 запятая совмещает функцию знака препинания между частями СПП. | + |
9 | Причастный оборот, завершающий предложение. Его место в предложении объясняет отсутствие второй запятой (ее роль совмещает точка). | + |
Верный ответ: 13456789
Задание 4
Нужно преобразовать словосочетание со связью управление в согласование. Находим главное слово в словосочетании – цель. Его оставляем без изменения. Существительное «жизни», являющееся зависимым, превращаем в прилагательное: цель какая? – жизненная. Выписываем полученное словосочетание в той же форме, в которой оно дано в задании.
Верный ответ: жизненная цель.
Задание 5
Орфографический анализ слов:
Слово | Пояснение | Результат |
Расценивать | Пример соответствует правилу написания приставок на –з, -с. | + |
Подведены | Правило сформулировано верно, однако указанное слово является не прилагательным, а причастием. | — |
Расстилаться | Написание гласной в корне –стил-/-стел- зависит от наличия суффикса А. | — |
Задач | Слово имеет форму единственного числа родительного падежа. | — |
По-английски | Пример соответствует правилу правописания наречий. | + |
Задание 6
Найти верные утверждения:
Вариант ответа | Пояснение | Результат |
1 | Место действия указано правильно (предложение 46). | + |
2 | Обстоятельства указаны верно (предложения 38-42). | + |
3 | Лодка была обстреляна своими (предложение 39). | — |
4 | Обстоятельства названы верно (предложение 51). | + |
5 | Рассказчик не видел в лице мальчика страха, тот отважно греб, не обращая внимание на падающие снаряды. | — |
Верный ответ: 124
Задание 7
Необходимо отметить предложения, содержащие эпитеты:
Вариант ответа | Пояснение | Результат |
1 | Эпитетом является слово «страшные», Это прилагательное употреблено в переносном значении. | + |
2 | В предложении нет средств выразительности. | — |
3 | В предложении отсутствует эпитет. | — |
4 | В предложении несколько эпитетов: смертельным, заклятой, черная. | + |
5 | Прилагательных в переносном значении в данном предложении нет. Слово «зенитных» употреблено в прямом значении. | — |
Верный ответ: 14
Задание 8
Требуется подобрать синоним к слову:
Дано слово ЯЛИК. Оно употреблено в предложении 16. По контексту мы можем определить его значение: средство передвижения по воде.
Вспоминаем, что такое синоним. Синонимами называют сходные по лексическому значению слова, которые пишутся и произносятся по-разному.
В тексте слов с таким же значением несколько:
- лодка (предложения 4, 8);
- шлюпка (предложение 27);
- судно (предложение 30).
Любой вариант может быть правильным.
Верный ответ: лодка / судно / шлюпка.
Задание 9
Сочинение 9.1
Текст содержит много различных знаков препинания. Можно остановить внимание на восклицательных знаках, или на многоточии. Но в задании есть намек на многоточие, поэтому писать нужно именно об этом знаке препинания.
Тезис | Аргумент 1 | Аргумент 2 | Вывод |
Указать роль многоточий в тексте | В предложении 32 с помощью многоточия показаны переживания рассказчика за жизнь мальчика-перевозчика. | В предложении 38 многоточия говорят о чувствах, которые испытывает командир батареи, осознающий свою вину в гибели людей. | С помощью знаков препинания можно показать эмоции и чувства героев. |
Сочинение 9.2
Интерпретация предложенного фрагмента из текста, подкрепленная примерами:
Тезис | Аргумент 1 | Аргумент 2 | Вывод |
Рассказчик недоумевал, почему мальчик так спокойно управляет лодкой, которая стала могилой для его отца. Но он не испытывает страха, находясь в таких же условиях. | Спокойствие при появлении громкого звука и первых ударов (предложения 22-24). | Спокойствие во время осколочного дождя (предложения 29-30). | Мальчик остается смелым и спокойным в любых ситуациях. |
Сочинение 9.3
Ответ на вопрос морально-нравственного характера:
Тезис | Аргумент 1 | Аргумент 2 | Вывод |
Смелым можно назвать того человека, который проявляет решительность в опасной ситуации и смело идет до конца. Смелость порой воспитывается жизнью. | Матвей Капитоныч демонстрирует смелость во время переправления людей на другой берег, не боится осколочного дождя и не бросает весел. | Примером смелого человека является Василий Теркин из одноименной поэмы А. Т. Твардовского. Он не побоялся переплыть холодную реку, чтобы сообщить своим важную информацию. | Смелым может быть только сильный духом человек. |
Мы не даем вам готовые сочинения и изложение, а предлагаем лишь ту информацию, которая поможет сформулировать мысли самостоятельно и разложить их по полочкам в своей голове. Попробуйте с использованием предложенных таблиц написать самостоятельно эти творческие работы. Мы уверены, что у вас все получится. Если же в процессе написания возникнут трудности, мы готовы помочь. Пишите нам, задавайте волнующие вас вопросы. Для нас важно не просто дать вам готовую информацию, а научить, помочь. Помните, мы поможем дойти к намеченной цели легко и интересно!