Анализ баллады «Светлана» (В. А. Жуковский)

Анализ баллады «Светлана» (В. А. Жуковский) Анализ произведений

«Светлана» — баллада, которую написал Василий Андреевич Жуковский. Данное произведение можно смело назвать одним из лучших примеров раннего русского романтизма. Баллада стала настоящим отражением национальной ментальности, поскольку в тексте автор использует различные фольклорные элементы, такие как: гадания, народные сказки, а также обрядовые песни. 

Баллада «Светлана» настолько пришлась по душе читателям, благодаря яркому отражению ментальности, что сложно даже представить, что это перевод немецкой баллады. 

Среди произведений автора данное произведение можно назвать одним из лучших, а в литературном обществе «Арзамас» Жуковского даже прозвали «Светлана». 

Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще разобраться во всех нюансах и тонкостях анализируемого произведения.  

История создания

Еще в самом начале своей творческой карьеры Василий Андреевич Жуковский достаточно часто подражал английским и немецким поэтам. Он был свято уверен в том, что его землякам еще есть чему поучиться у совких коллег с Запада. Он и сам старался перенять у них опыт. Но в тоже время, он всегда в своих произведениях подчеркивал и уделял особое внимание русскому менталитету. В результате этого, даже переводные произведения имели невероятную самобытность и лишь отдаленно напоминали первоисточник. 

В 1773 году Готфрид Бюргер написал свою балладу «Леонора», благодаря чему стал основоположником данного жанра в Германии. Василий Андреевич заинтересовался данным произведением, поэтому решил сделать ее перевод в трех вариантах. Первые два варианта были больше направлены на национальную адаптацию произведения. Данный факт бросается в глаза даже в изменении имени главной героини. Изначально, в 1808 году Василий Андреевич называет ее Людмилой, а уже в 1812 году — Светлана. 

Во втором варианте Жуковский перерабатывает и сам сюжет на русский мотив. 

Окончательный вариант был создан Жуковским в 1831 году. Автор постарался максимально приблизить его к оригиналу баллады «Леонора». 

Василий Андреевич Жуковский посвятил балладу «Светлана» своей племяннице и крестнице А.А. Протасовой. Данный презент стал подарком на свадьбу, поскольку девушка в это время выходила замуж за близкого товарища Жуковского — А. Воейкова. 

Жанр и направление

Общеизвестным фактом является то, что баллада — это ни что иное, как стихотворное произведение, за основу которого взят остродраматический сюжет, или же необычайная ситуация. Баллада появилась еще в средние века  это и не удивительно, поскольку в балладах часто встречаются народные предания и древние легенды. Баллада соединила в себе песенное повествование с рассказом. 

Очень сложно представить эпоху романтизма без жанра баллады, в которой повествование излагается напевным слогом, а с героями произведения случаются сверхъестественные события. 

Что же касается направления произведения, то можно смело сказать, что это романтизм. На переднем плане мы видим конфликт, который является отличительной чертой романтизма. Автор передает конфликт через борьбу вымышленного мира с реальным. Автор выражает чувства главной героини через пейзажи, которые также становятся действующими героями произведения. 

В произведении используются и другие элементы сюжета, которые также присущи романтизму: сон, гадания, русский фольклор. Жуковский всеми путями старается сделать историю более русской, но в тоже время автор решает не лишать ее одного из главных мотивов немецкого народного творчества, когда мертвец крадет невесту. 

Соотношение реального и фантастического в балладе становится очень интересным и необычным моментом. Мы видим здесь моменты реальности, такие как: гадание, сон и встреча с возлюбленным в конце. Но в тоже время реальное порождает фантастическое, это: мертвый жених, гроб в избушке, ворон и голубь, путешествие на лошадях и другое. 

Стоит также отметить, что фантастическое в балладе имеет и другой смысл: вере удалось спасти главную героиню. 

Из этого можно сделать вывод, что фантастическое способно не только губить человеческую душу, но и защитить ее. 

Фантастическое в «Светлане» относится сразу к двум культурам. От русской культуры произведение получило тему крещенских гаданий, а от немецкой культуры — восставшего из гроба жениха. 

В балладе используется большое количество русского фольклора. Автор показывает ворона — как вестника смерти, а изображение избушки сразу мысленно переносит нас к Бабе-Яге, чей дом находится на границе мира мертвых и живых. 

Изображение голубя символизирует Святого Духа, который как Ангел спас Светлану от мрачного ада. Утреннее пенье петуха смогло развеять ночные чары. 

Еще один типичный прием для романтизма — это мотивация сном. Видение поставило перед главной героиней непростой выбор: поверить в то, что Бог сможет помочь ее возлюбленному вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в Его силе. 

Композиция

Автор строит композицию произведения на антитезе — противопоставляет сон и реальность. Данное противостояние обусловлено содержанием, поскольку действительность в произведении противостоит иллюзии, вера — суеверию, а правда — обману. 

Жуковский хочет при помощи контраста показать необходимость выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой и правдой. Главная героиня делает правильный выбор, благодаря чему возвращается в реальный мир, где ее ждет огромное счастье. 

О чем?

Во многом сюжет произведения имеет сходство с сюжетом предшествующей ему «Людмилы». Автор в них старается напомнить читателю о подзабытом для народа мотиве, когда молодая девушка ждет своего любимого с войны. 

Светлана очень грустит о своем возлюбленном и скучает. Ведь уже прошел год, как от него не было никакой весточки. Тогда девушка принимает решение погадать в крещенский вечер у зеркала. Она смотрит в зеркало и неожиданно начинает слышать голос своего жениха, который начинает звать ее в церковь, для того, чтобы они наконец-то смогли связать себя узами брака. Девушка непременно соглашается. 

Весь путь превращается в сплошное испытание. Светлана постоянно чувствует опасность рядом с собой: то крик ворона, то видит гроб. Все это является предзнаменованием несчастья. 

В тот момент, когда сани остановились около какой-то избушки, лошади и возлюбленный исчезли. Девушка отправляется в дом, в котором обнаруживает гроб. Из гроба поднимается ее любимый, который протягивает к ней свои руки. Таким образом он хочет навсегда скрепить их союз. От несчастья девушку спас голубь, который закрыл ее от мертвеца. 

Сильно испугавшись, Светлана проснулась и поняла, что все увиденное — просто страшный сон. Но это ничуть не успокаивает ее, поскольку девушка считает это все страшным предзнаменованием. Но в конечном итоге история заканчивается хорошо — возлюбленный вернулся живым и здоровым. 

Главные герои и характеристика

В повествовании можно выделить лишь одну главную героиню. Остальные образы, которые присутствуют в произведении, находятся в своего рода дымке еще не до конца рассеявшегося сна. По этой причине сложно описать их черты характера, поскольку они играют роль, больше схожую с декорациями в пьесе. 

Изначально, автор показывает Светлану печальной и тревожной, поскольку она уже давно ничего не знает о своем возлюбленном. Она не может вести такую же беспечную и беззаботную жизнь, как ее подруги, поэтому все девичьи забавы отходят для нее на второй план. Целый год девушка неустанно молится и надеется, что беда минует их дом. В один из крещенских вечеров она не выдерживает и решает погадать. 

Автор характеризует героиню с положительной стороны, но не делает ее идеальной. В поведении героини присутствует одна деталь, которая в корне отличает ее от оригинала и других вариантов перевода. Когда Светлана узнает о гибели своего возлюбленного, она не начинает винить Всевышнего, а продолжает неустанно молиться. 

Увидев во сне страшное видение, девушка очень пугается, но не опускает руки и не впадает в отчаяние. Она готова принять это страшное известие, но ни в коем случае не винит Бога в этом. 

Именно благодаря своей преданности и стойкости, девушка получает самую большую награду — ее возлюбленный вернулся домой живой и невредимый. 

Совсем немного автор описывает возлюбленного Светланы. Из этого краткого описания можно сделать вывод, что он является человеком слова, верный и честный мужчина. 

Темы произведения

Тема любви является основной темой произведения и пронизывает балладу насквозь. Более того, именно любовь управляет сюжетом, поскольку в определенный момент она даже заставляет православную девушку прибегнуть к гаданию. 

Именно любовь дает Светлане силы для ожидания своего любимого, не дает потерять веру и надежду. Может быть именно своей любовью девушке удается уберечь своего возлюбленного от гибели и ран. 

Молодым людям пришлось пережить и преодолеть огромное испытание — разлуку, благодаря которой их связь стала только крепче. Впереди у молодых людей свадьба и долгие годы счастливой совместной жизни. 

Тема веры также занимает особое место в произведении. Светлана искренне верит в Бога, и то, что ее молитвы способны уберечь любимого от гибели. 

Именно вере удается спасти девушку от адских объятий мертвеца, чего не удалось героине из оригинального текста баллады. 

Тема гаданий — еще одна тема произведения. Данную тему автор раскрывает весьма оригинальным способом. Девушка не увидела свое видение в зеркале, а все происходящее ей лишь приснилось. 

Также гадающий должен снять с себя крест, поскольку по-другому ему не сможет открыться потусторонний мир, но Светлана остается со своим крестом и не отпускает его. Что говорит о том, что девушка не могла гадать в полной мере, поскольку даже осмелившись на мистический обряд, она не перестает молиться. 

Проблемы

Проблемы, которые поднимает Жуковский в своем произведении, не потеряли своей актуальности и по сей день. 

Одна из проблем, которую поднимает автор, это проблема восприятия и принятия человеком своей судьбы. На примере Светланы он показывает, что даже огромное горе можно преодолеть достойно и кротко. Девушка смиренно продолжает молить Бога о спасении своего возлюбленного, и ни в коем случае не винит его. 

Еще одна проблема баллады — суеверия. Люди активно верят в предания и приметы, ритуалы и сны, при этом они в упор не замечают реальной жизни, где существует система морально-нравственных норм, которая выстроена благодаря подлинной религиозности. 

Главная мысль

Известным фактом является то, что Жуковский имел три варианта перевода баллады Бюргера. Так почему же именно вариант «Светланы» стал таким популярным еще при жизни автора и не теряет своей популярности и по сей день?

Баллада «Светлана» очень понравилась читателям. В первую очередь это произошло из-за того, что автор не скупится на детали национального колорита, благодаря чему народ воспринимал произведение как исконно русское и прекрасно понимал его. 

Автор описывает различные приметы, распространенные гадания, а также рассказывает о преданиях и известных песнях, использует мотивы русских сказок и легенд. 

Секрет успеха произведения, возможно, также зависит и от самой идеи и способа ее выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, человеку приходится очень сложно, поскольку его постоянно одолевают сомнения. Поэтому главным путем к обретению внутренней гармонии является именно вера. 

Отдельно стоит отметить, что православным читателям очень понравилось окончание произведения, в котором говорится, что девушка благодаря вере в Бога смогла спастись от злых сил. Это и является главной мыслью произведения: настоящая и искренняя вера способна уберечь человека от зла и принести счастливую жизнь. 

Василий Андреевич пытается донести до читателя мысль, что уже нет необходимости верить снам, гаданиям и суевериям. Стоит верить лишь в то, что происходит на самом деле и продолжать верить и надеяться, даже когда кажется, что это конец. 

Главный смысл произведения Жуковский заключает в словах: 

«Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробуждение». 

Вариант произведения, который имеет счастливый конец, для читателя был более привлекательным. Именно благодаря такому финалу автору удалось донести читателям собственную авторскую позицию, которая заключалась в том, что человек должен всегда стремится к просветлению. На примере главной героини мы можем отчетливо видеть какие блага способна принести искренняя вера. 

Чему учит?

В первую очередь баллада «Светлана» учит настоящей и искренней вере, преданности, терпеливости и стойкости. Главная героиня невероятно предана своему любимому человеку и Богу, которого не забывает даже в самые сложные моменты. Однажды нарушив закон божий, девушка попадает в беду. Но она вовремя берет себя в руки и не забывает Всевышнего, поэтому спасает себя и своего любимого. 

Автор призывает читателя почитать Бога и ни в коем случае никогда не отказываться от своей веры. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий