Анализ пьесы «Три сестры» (А.П. Чехов)

Анализ пьесы «Три сестры» (А.П. Чехов) Анализ произведений

«Три сестры» — пьеса, которую написал Антон Павлович Чехов. Большинство произведений уже зрелого периода оставляют достаточно тягостное впечатление. Это и не удивительно, поскольку в них автор повествует о безрезультатных поисках смысла жизни, о том, как жизнь стала пошлой, а также он тоскует и ждет, что, возможно, в будущем произойдет некий переломный момент. 

Автору удается достаточно точно изобразить искания русской интеллигенции на рубеже 19-20 веков. 

Анализируемое произведение «Три сестры» не является исключением в жизненности. Оно полностью соответствует эпохе, но, в тоже время, в нем поднимаются проблемы вечности. 

История создания

Сюжет будущего произведения начал зарождаться в мыслях писателя в 1889 году. В тот период времени он очень много ездил по всей территории России. Некоторые отрывки и фрагменты, которые позже легли в основу произведения, были написаны в его записной книжке. 

«…Действие происходит в провинциальном городе вроде Перми», — писал Чехов в послании М. Горькому. Как предполагают, Пермь упомянута не случайно: в этом городе Чехов был в 1890 году. Пермские краеведы считают, что город в его пьесе вполне узнаваем; с другой стороны, настроения провинциальной интеллигенции, отражённые в «Трёх сёстрах», были характерны для всей России рубежа XIX—XX веков»

На основании этих записей, можно сделать вывод, что прототипами трех сестер пермских горожанок стали сестры Циммерман. Поскольку именно их заслугой считается основание первой частной школы в городе. 

Существует и другая версия, исходя из которой в анализируемой пьесе отразился промежуток времени, когда Антон Павлович пребывал в городе Воскресенск. На то время в данном городе была расположена артиллерийская бригада. По этой версии именно артиллерийский поручик Егоров становится прототипом героя Тузенбаха.

Написание данного произведения давалось автору достаточно тяжело. Автор очень часто жалуется своим товарищам, что написанное накануне ему не нравится. 

Еще одной трудностью становится то, что автору было непросто показывать три совершенно разных характера женщин, которые происходили из одной семьи и среды.  

Как Чехов не старался, первая презентация его пьесы не возымела никакого успеха. Произведение посчитали «сырым». Это очень сильно разозлило автора. 

Жанр и направление

Если говорить о направлении, то «Три сестры» являются реализмом. Антон Павлович старается с максимальной точностью показать окружающую действительность. 

Образы, которые он создает, насквозь пропитаны натурализмом. Все действия персонажей вполне органичны и достоверны. Благодаря этому, у читателя складывается впечатление, что все описанное в произведении происходило на самом деле. 

Но, стоит отметить, что в анализируемой пьесе присутствуют и черты модернизма, который являлся новинкой в культуре 20 века. 

Пьеса «Три сестры» имеет определенные сходства со стилистикой Театра Абсурда. Данное направление также являлось новым в драматической культуре данного периода. 

Автор ставит перед собой цель создать атмосферу бессмысленности и непонимания в русской провинции, где жизнь не могла похвастаться ни развлечениями, ни разнообразием. 

Данное ощущение создается благодаря репликам героев, которые они обращают в пустоту и ответа так и не получают. Эти он хочет показать, что люди вынуждены вести монолог сами с собой, так и не получив никакого понимания от других. 

Автор намеренно не использует столь привычные в театре того времени драматические хода и фабулы. 

По этой причине мы не имеем возможности выделить в произведении кульминацию, поскольку все действие протекает весьма монотонно. Таким образом Чехов хотел максимально приблизить действие к реальности. У читателя создается впечатление, что перед ним не какой-то конкретный сюжет, а обычный отрывок из его жизни. 

По жанровой принадлежности данное произведение относится к драме. Пьеса «Три сестры» была написана для показа на сцене. Как уже говорилось ранее, сюжет произведения имеет максимальное сходство с реальным бытом и повседневной жизнью. 

Интересным фактом является то, что Антон Павлович считал свое произведение комедией и не мог понять, почему люди на премьере начинали плакать. 

Конфликт произведения

Герои произведения стараются жить новой жизнью, абстрагируясь от мещанства их города. Но их попытки не увенчиваются успехом, поскольку сил на перемены не так уж и много, а со всех сторон заедают бытовые проблемы. У людей не остается ничего иного, как сожалеть об утраченных возможностях. 

Автор так и не дает ответа на мучавший вопрос: как жить? И что дальше делать? Писатель считает, что каждый человек должен найти свой собственный ответ. 

Основные проблемы, поднятые в данном произведении, в основном касаются личности и ее свободы. Чехов уверен, что человек собственноручно загоняет себя в определенные рамки в виде общественных условностей. 

У сестер была возможность переехать в Москву, тем самым постараться изменить свою жизнь в лучшую сторону. Но они предпочли скинуть груз ответственности на брата, отца, мужа — да на кого угодно, лишь бы не нести ее самим. 

Андрей также собственноручно создал себе проблемы, женившись на Наталье, которая отличалась пошлостью и наглостью. Это было сделано также для того, чтобы скинуть с себя груз ответственности. 

На этих примерах мы отчетливо видим, что герои сами понемногу накапливали и создавали себе проблемы. 

Причиной тому стала не только их инфантильность и пассивность, но и удручающая мещанская атмосфера, которая царила в провинциальном городке. 

Суть произведения

Все действия произведения разворачиваются в небольшом городке. В центре внимания некий интеллигент Прозоров и три его сестры: Ольга, Мария и Ирина. Ольга трудится учителем, хоть и ненавидит школу, у Марии брак оказывается не таким счастливым, как она засчитывала, а Ирина просто не в силах отыскать смысл в этой жизни, поэтому мечтает быстрее приступить к работе. 

Трех сестер объединяет одно желание: поскорее покинуть этот город и перебраться в Москву. Они уверены, что в Москве их проблемы бесследно пропадут. Первое действие заканчивается началом отношений Андрея Прохорова и Натальи Ивановой. 

Через некоторое время Андрей и Наталья женятся. Андрей забросил научную деятельность и начал работать секретарем в земской управе. 

У сестер счастье все так и не предвидится. Ирина трудится телеграфисткой, но эта работа не только не дает ей морального удовлетворения, а и ухудшает душевное состояние. 

Все прекрасно лишь у Натальи, которой легко дается управлять Прозоровым.  По немногую женщина устанавливает в доме свою полную власть. Но сестер все так же тешит надежда, что они в скором времени переберутся жить в Москву. 

Через некоторое время Наталье удается полностью взять бразды правления в доме в свои руки, подминает Прозорова, а также диктует всем обитателям дома свои правила. Андрей закладывает дом. Сестры все больше и больше впадают в меланхоличное состояние. 

Мария постепенно начинает изменять своему супругу. Ирина продолжает свои отчаянные метания, при этом ненавидя свою работу да и жизнь в целом. мечты сестер все также связаны с переездом в Москву. 

Проходит время, в жизни особо ничего не меняется. В семье Натальи и Андрея, который относится к своей супруге с презрением, рождается ребенок. Ольга занимает пост начальника гимназии. Мария продолжает жить с мужем, которого не любит. А Ирина принимает решение выйти замуж за офицера Тузенбаха. Таким образом она хочет изменить свою постылую жизнь. Но, к великому несчастью, Тузенбах был убит во время дуэли. 

Данная пьеса заканчивается тем, что три сестры все также лелеют мысль переезда в Москву и рассуждают о смысле жизни. 

Главные герои и их характеристика

Андрей Сергеевич Прозоров. Глава семейства. В прошлом ученый. Женившись, превращается в подкаблучника, который во всем слушается свою супругу и стремительно деградирует. Бросает науку и начинает работать чиновником. Со временем начинает ненавидеть свою супругу, пить и играть. 

Наталья Иванова. Изначально невеста, а после супруга Андрея Сергеевича Прозоров. Изначально мы видим перед собой миловидную девушку, которая искренне любит своего мужа. Став официальной супругой кардинально меняется, берет в доме всю власть в свои руки. Отличается грубостью, меркантильностью и безжалостностью. Женщину не волнует абсолютно никто, кроме себя самой. 

Ольга Прозорова. Старшая сестра. Молодая женщина 28 лет. Очень интеллигентная, работает в гимназии. Ненавидит свою работу и детей. Постоянно жалуется на головную боль. Сама по себе меланхолик, не отличается решительностью, при этом всегда спокойная и терпеливая. Очень часто идет на уступки. Женщине проще смириться с сложившейся ситуацией, чем постараться ее изменить. 

Мария Кулыгина. Средняя сестра. Женщине всего двадцать пять лет. В браке несчастлива, поскольку не любит своего мужа. Умеет хорошо играть на фортепьяно, но среди горожан нет тех, кто был бы способен по достоинству оценить ее игру. Из-за этого женщина бросает свое занятие. Изменяет своему мужу с офицером Вершининым. Данным отношениям приходит конец в тот момент, как только военные покидают город. Женщина очень эмоциональна, мечтает о большой любви и искусстве. Марию можно назвать тонкой натурой. Супруг героине по натуре слаб и ограничен, именно это и становится причиной недопонимания в семье. 

Ирина Прозорова. Младшая сестра. Совсем молодая девушка 18 лет. Изначально, мечтает поскорее выйти на работу, чтобы приносить пользу. Но, со временем, девушка понимает, что работа не приносит ей никакого облегчения, а лишь добавляет беспокойство. Со временем характер девушки очень сильно испортился. Она с презрением относится к своей работе, постоянно срывается и страдает. Что-бы ее жизнь хоть как-то изменилась, она даже решается выйти замуж за совершенно нелюбимого ей человека — Тузенбаха. Но так складывается, что барон погибает во время дуэли, чем рушит планы девушки. 

Темы

Тема маленького человека. Антон Павлович последовал примеру своих собратьев по перу, и показывает в своей пьесе ничем непримечательных, обычных людей: учителей, чиновников, офицеров и многих других. Но стоит отметить кардинальное отличие: автор никак не сочувствует «маленькому человеку», а, наоборот, относится к нему с презрением. Автор хочет наглядно продемонстрировать, насколько люди мелочны и ограничены. Несмотря на то, что у них есть достаточно неплохое образование, они продолжают растрачивать свою жизнь впустую, выбрав мещанский образ жизни. 

Тема надежды. Является чуть ли не основной темой произведения. Три сестры на протяжении всего сюжета продолжают жить надеждой, что рано или поздно они смогут переехать жить в Москву. Там, по их мнению, все их проблемы разрешаться сами собой. 

Автор даже не старается показать мечту девушек прекрасной. Наоборот, он с долей язвительности говорит о пустых мечтах сестер, которых полностью не устраивает их жизнь, но при этом они даже не пытаются что-то предпринять, чтобы она изменилась в лучшую сторону. Девушки продолжают жить пустой надеждой. 

Тема свободы. Мы можем наблюдать, что все герои произведения в той или иной степени зависят от повседневной рутины. Это не прибавляет им счастья, поскольку они продолжают рваться к свободе, но при этом совершенно не знают, как этого можно добиться. Унылый быт повседневности все больше и больше затягивает их. 

Проблема провинциальной жизни. Антон Павлович в основном полагается на собственные воспоминания, поэтому провинциальная жизнь в его произведении видится в унылых и мрачных красках. там нет ничего нового, ничего не происходит. Какими бы не были талантливыми жители провинции, под давлением быта, они начинам дают деградировать и опускаться, превращаясь в самых обычных обывателей. 

Тема семьи. Автор показывает нам семейную жизнь, как что-то тяжелое и неприятное. Ни один из браков в его произведении нельзя назвать счастливым. Более того, если обратить внимание на Прозорова, то его начало семейной жизни становится началом его деградации. 

Тема любви. Здесь также стоит отметить, что автор говорит о любви, как о чувстве, которое не приносит абсолютно ничего хорошего, а лишь создает дополнительные проблемы. Когда Прозоров влюбляется в Наталью, то это приводит лишь к его конфликту с сестрами. Барон Тузенбах вовсе лишается жизни во время дуэли. 

Проблемы

Проблема отчаяния. Во всем произведении отчетливо чувствуется отчаяние, безнадежность и безысходность. Автору удается показать всю тщетность человеческой жизни, а также то, насколько люди слабы и порочны. 

Проблема одиночества. Все герои произведения по-своему одиноки. Да, на первый взгляд у них есть друзья, товарищи, знакомые, с которыми они проводят достаточно много времени. Но при этом они не получают внутреннего удовлетворения и остаются одинокими. Проводя время в компании, люди не ощущают внутреннего единодушия и гармонии, которая непременно складывается между близкими людьми. Люди хотят казаться благожелательными, но на самом деле остаются злыми, равнодушными эгоистами. 

Проблема смысла жизни. Автор стремится показать людей, которые не приносят своим существованием абсолютно никакой пользы. Даже сами герои неоднократно задаются вопросом, зачем они вообще живут? Но этот вопрос так и не находит ответа. 

Проблема пошлости и рутины. Антон Павлович показывает провинциальную жизнь русской интеллигенции унылой, неинтересной и отталкивающей. Все люди давно устали, стали мрачными, их давно подавила рутина и повседневные хлопоты. Вот так и протекает их жизнь в унынии. 

Основная мысль

Антон Павлович Чехов знакомит читателя с русской интеллигенцией в том свете, в котором он сам видит ее. Писатель уверен, что русское общество переживает кризис. Люди, за которыми должны следовать другие, оказываются слабыми и неспособными обеспечить даже собственную жизнь. 

Таким образом, автор хочет показать, что ни происхождение, ни высокие помыслы и желания, ни надежды не смогут помочь добиться желаемого и сделать человека счастливым. Только реальные действия могут помочь человеку в реализации его планов. 

Когда человек начинает лишь мечтать и надеяться на вымышленные проекты, то он лишь еще больше закапывает собственное дарование личности. 

Автор задает огромное количество вопросов, касающихся счастья, смысла жизни, природы человека и многого другого. Но при этом всем, автор приходит к достаточно пессимистичным выводам. 

Главная мысль произведения заключается в том, что ни семь, ни работа не смогут сделать человека счастливым и наполнить его жизнь смыслом, если внутри у него пусто. 

Большинство людей становятся рабами места рождения, привычек и устоев, поэтому не могут достичь желанного счастья. Вся их проблема в том, что они ждут счастья даром, ничего при этом не делая.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий