Анализ рассказа «Тоска» (А.П. Чехов)

Анализ рассказа «Тоска» (А.П. Чехов) Анализ произведений

«Тоска» — рассказ, который написал Антон Павлович Чехов. Хоть по размеру произведение получилось очень небольшим, но при этом наполнено очень глубоким смыслом. Данный рассказ будет полезно прочитать любому человеку. 

У Антона Павловича в творческом наследии достаточно много небольших рассказов, но при этом все они очень жизненные и остросоциальные. 

Произведения автора не потеряли своей актуальности и по сей день, и все также пользуются спросом, поскольку в них поднимаются вечные истины. Не стал исключением и рассказ «Тоска», о котором пойдет речь далее. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много нового и интересного. 

История создания

Анализируемый рассказ «Тоска» был опубликован в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «Летучие заметки». 

В данный период времени Антону Павловичу исполнилось 26 лет  К этому времени он уже приобрел определенную известность в литературных кругах, благодаря своим небольшим сатирическим произведениям. Они также были опубликованы в «Петербургской газете». В тот период времени автор предпочитал использовать псевдоним «Антоша Чехонте». 

С опресненной уверенностью мы не можем сказать, что зародило идею написания рассказа «Тоска». По мнению биографов, которым доподлинно известно, что буквально за месяц до работы над произведением, Чехов впервые отправился в столицу. Его очень впечатлили холодные сумерки, царящие в Санкт-Петербурге, а также чувству одиночества, которые они навевают неизвестным образом. 

Жанр и направление

Как уже говорилось ранее, «Тоска» — это рассказ. Произведение имеет небольшой объем и повествовательное содержание. Все повествование происходит от третьего лица. 

В рассказе описывается вполне реальная жизнь, да и ситуации, которые в ней происходят, весьма правдоподобны. Для повествования Чехов использует простонародный язык. Все эти признаки говорят о том, что рассказ относится к направлению реализма. Стоит отметить, что все произведения автора относятся именно к реализму, как и большинство приведений других авторов второй половины девятнадцатого века. 

Произошедшая ситуация с Ионой в произведении является весьма реалистичной и обыденной, но все же она заслуживает отдельного внимания. Очень часто в самых обычных и обыденных вещах таится проблема, решение которой является прямой дорогой к истине. 

Смысл названия

Казалось бы, что может быть проще? Но в данном случае в слове «тоска» заложено сразу несколько значений. Первое значение — это банальная скука. Но есть и второе, более глубокое. Оно означает старение духа, томление души, тяжкой грусти. Именно такая тоска не дает спокойно жить главному герою произведения. 

Антону Павловичу удалось в столь небольшом произведении показать глубокие проблемы, которые есть в душе у каждого человека. 

Суть

Наступал вечер. В сумерках кружится снег, который заметает извозчика Иону Потапова и его лошадь. Они уже давно стоят на одном месте. Но тут в сани садится военный, который просит доставить его на Выборгскую. От неожиданности Иона вздрогнул и взмахнул своим кнутом. Народ начинает кричать, что извозчик совершенно не умеет ездить и, более того, не видит куда едет. Военный признает, что народ как сговорился, пытаясь столкнуться с санями или попасть под лошадь. 

Извозчик хочет поделиться с военным своим горем: на днях умер его сын, который долго лежал в больнице, но военному это не интересно и он просто поторапливает Иону. 

Доехав на Выборгскую, Иона высаживает своего пассажира, после чего возвращается к исходному положению. 

Через некоторое время к нему подходят трое молодых людей, которым необходимо добраться до Полицейского моста за двугривенный. Иона отвечает согласием, не смотря на цену. Во время пути двое активно обсуждают вечер у Дукмасовых, а самый низкий из них стоит и постоянно бранится на извозчика, чтоб тот ехал быстрее. Один из пассажиров интересуется, есть ли жена у Ионы. Иона хочет и им рассказать про свое горе, но молодые люди прибывают в пункт назначения и поспешно покидают извозчика. Иона вновь остается один на один со своим горем. Герою очень тяжело, ему необходимо хоть кому-то поведать о своей беде, чтобы человек его выслушал и понял. После этого он отправляется ко двору, так и не заработав даже лошади на овес. Все уже спали, лишь один извозчик проснулся от жажды, с ним то Иона и хочет поговорить по душам. Но тот очень быстро обратно уснул. 

Не в силах больше держать это в себе, Иона отправляется в конюшню, где его лошадь ужинает сеном. Лошадь становится единственным слушателем. Ей Иона рассказывает все, что у него на душе. Отец сетует на то, что смерть ошиблась. Его сын смог бы заработать на овес лошади. Лошадь молча слушает рассказ и Ионы и продолжает жевать сено. 

Композиция и конфликт

У данного рассказа есть эпиграф, который гласит: «Кому повем печаль мою?…». Данные слова являются начальной строкой духовного стихотворения «Плач Иосифа и быль». Таким образом автор хочет расширить проблематику произведения, включив в него христианские мотивы. 

Экспозиция произведения. Автор описывает вечерний снежный город. Благодаря тому, что автор использует реальные названия мест, читателю не составляет труда догадаться, что все происходит в Петербурге. 

Композиция. Здесь в центре находится извозчик — Иона Потапов. Он является неотъемлемой частью города. Но в тоже время на протяжении всего произведения извозчик находится в конфликте с этим городом. Иона дремлет стоя рядом со своей лошадью, их понемногу присыпает снегом. Просыпается мужчина лишь в тот момент, когда к нему обращаются пассажиры. Когда же он довозит их до места назначения, то вновь погружается в сон. 

Автор показывает, насколько Иона связан со своей лошадью. Они словно становятся одним целым, что хорошо становится заметно в те моменты, когда лошадь повторяет даже движения своего хозяина. 

Все повествование происходит от третьего лица, что позволяет читателю наблюдать за всем авторским взглядом. Но в тоже время авто вступает в диалог с читателем. Он обращается к читателю в тот момент, когда рассказывает про одинокого Иону Потапова. 

Автор специально дает произведению данное название, поскольку именно тоска является основной темой произведения. Непроглядная тоска — это то, с чем остается читатель в конце произведения. Автор хочет показать то настроение, с которым может столкнуться каждый. 

Главные герои и их характеристика

Иона Потапов. Старый извозчик, главный герой произведения. Его вполне можно назвать популярным типом литературного героя — «маленьким человеком». 

Иона обладает низким социальным статусом, у него нет никаких особенных качеств или талантов. Он живет тихой и неприметной жизнью, никому не причиняя вреда. Это самый простой дворовой извозчик, который пытается заработать себе и лошади на пропитание. В момент встречи с читателем у Ионы всего одно самое простое желание. — рассказать хоть кому-то о своем большом горе. Этот маленький человек совершенно беззлобен, и даже когда пассажиры начинают грубить ему, он не может ответить им тем же.  Со всеми пассажирами он хочет просто поговорить, и поделиться наболевшим. 

Лошадь Ионы. Также является героем произведения, поскольку без нее рассказ не имел бы той глубины и завершенности, которую так хотел показать Антон Павлович. Это жалкое животное является единственным верным и преданным другом главного героя. Именно она становится тем единственным слушателем, в котором так нуждался Иона. 

Темы

Как говорилось ранее, главной темой произведения является тоска. Автор хочет показать тоску не только, как настроение, а в большей степени как внутренне состояние героя. 

Еще одна немаловажная тема произведения — это отношения между людьми. В рассказе хорошо видно отношение между выше стоящими людьми и маленьким человеком. На их примере автор наглядно демонстрирует всю человеческую сущность. Людям, к которым обращается Иона, не знакомо сострадание по отношению к маленькому человеку. Им проще отмахнуться, нежели выслушать его. 

Тема народа. Данную тему автор раскрывает на примере Ионы — выходце из обычной крестьянской среды. Он отличается трудолюбием и терпением. 

Одновременно с темой народа пересекается тема христианства. Поскольку люди стали равнодушны к проблемам друг друга, они стали несчастными. Необходимо стараться проявлять больше сострадания, сочувствия и человечности по отношению к другим. Возможно тогда люди смогут достичь гармонии и счастья. 

Тема природы. Здесь большую роль играет пейзаж. Чехов детально описывает зиму, сумерки и метель, которые можно назвать моральным и психологическим климатом города, где люди стали равнодушными. 

Тема внутреннего мира. Читатель видит грубого крестьянского мужика, но стоит присмотреться, и мы увидим, что за столь суровым внешним обликом скрывается тонкая и ранимая душа, которая так остро нуждается в сочувствии. Он обладает большим и добрым сердцем, а когда начинает рассуждать о жизни и смерти, то мы видим, что перед нами совсем неглупый человек. 

Проблемы

Главная проблема произведения — проблема одиночества. Чехов специально описывает густонаселенный и шумный город, в котором человек очень одинок. Все заняты своими делами и проблемами, поэтому им совершенно нет дела до окружающих. Вокруг суета многолюдного города, а поделиться своей бедой человеку не с кем. Он остается один на один со своим горем. Единственным живым существом, готовым выслушать его, оказывается лошадь. 

Проблема равнодушия. Автор достаточно подробно и последовательно старается описать данную проблему человечества. Иона не может найти общий язык ни с городом, ни с его жителями. Никто из встреченных им людей, не проявляет никакого интереса к его горю. Все люди равнодушно отмахиваются от извозчика, не считая нужным вступать с ним диалог. 

Проблема боли и тоски. Ощущение покинутости и человеческого безразличия отчетливо видны в данном произведении. Большинство людей относятся к «маленькому человеку» пренебрежительно. Маленькие люди и так не избалованы жизнью, согнуты под ударами судьбы, пугливы, осторожны и очень боятся изменить свою судьбу. Здесь не только читатель, но и сам автор, испытывает по отношению к Ионе сочувствие и сострадание. 

Основная мысль

Главная цель Антона Павловича Чехова — это показать читателю, насколько страшны одиночество и равнодушие окружающих. Он призывает людей проявлять по отношению к друг другу больше участия, сочувствия и сострадания. Мы должны научиться не отмахиваться от людей, а стараться понять их и помочь в трудную минуту. 

От ситуации, в которую попадает главный герой, на самом деле никто не застрахован. Мало того, что у него умирает сын, так еще ему и некому рассказать о своем горе. Ему необходим рядом человек, который просто выслушает его, посочувствует и постарается понять. Сколько таких людей вокруг? Возможно именно они так остро нуждаются в нашей с вами помощи. 

Очень важно проявлять боту по отношению к другим людям, а не жить только своими проблемами. Посеяв добро, пожнешь тоже добро, только в большем количестве. Если мы станем безразличными по отношению к друг другу, то в конечном итоге останемся в одиночестве со своей бедой. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий