«Горе от ума» — пьеса Александра Сергеевича Грибоедова, которая является сатирическим произведением котором высмеиваются нравы аристократического общества Москвы во времена крепостного права. Стоит отметить, что на написание произведения Грибоедова натолкнула пьеса Мольера «Мизантроп». Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще понять смысл комедии «Горе от ума», выделить основную мысль и сделать правильные выводы.
История создания
История создания данного произведения начинается за пределами России. Первую работу над пьесой Грибоедов начал в Тифлисе по окончанию дипломатической миссии в Персии. Изначально материалами для создания произведения становятся беседы писателя с Евгенией Греховой, хорошей знакомой, с которой они обсуждали жизнь московских дворян. Грибоедов был успешным дипломатом, которому удалось построить потрясающую карьеру, но его постоянно одолевают мысли о создании комедии. Свои труды он продолжает уже в Москве. Там ему писать становится намного проще, поскольку он уже опирается не на рассказы знакомой, а на собственный опыт общения с дворянским сословием.
Изначально писателя вдохновило творчество французского драматурга Мольера, который высмеивал и обличал пороки французского общества в своих произведениях.
«Горе от ума» сыграло очень важную роль в русской литературе. Подтверждением тому является факт, что многие писатели позже делали отсылки на его произведение. Лев Николаевич Толстой в своем бессмертном романе «Война и мир» вводит героя из «Горе от ума» — князя Федора, которого так осуждало фамусовское общество. В произведении к нему направляется Пьер Безухов, который разделяет взгляды декабристов.
К огромному сожалению при жизни автора пьеса так и не была поставлена, поскольку ее не пропустила.
Когда же, наконец-то, пьеса была поставлена, то многие актрисы не хотели играть роль Софьи, поскольку им она казалась неприличной. Больше всего их смущало ночное свидание с Молчалиным.
Первый человек, кто услышал пьесу, был никто иной как Иван Крылов. Он тогда сделал вывод, что если бы кто-то из авторов в его время осмелился написать нечто подобное, то тут же отправился бы в ссылку.
Стоит рассказать еще про один интересный случай, который произошел с самим Александром Сергеевичем Грибоедовым. Как-то раз писатель находился на одном из московских вечеров. Он достаточно долго слушал возмущения присутствующих, и в конечном итоге не выдержал. Он высказал присутствующим все, что он о них думает. Тогда один из присутствующих гостей выкрикнул, что Грибоедов сошел с ума. Данная фраза молниеносно облетела всех, поэтому уже на следующий день к Грибоедову приехал его товарищи, чтобы справиться о его состоянии. Грибоедов был вне себя от негодования, поэтому воскликнул:
«-Я им докажу, что я в своем уме,- продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. -Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша».
Здесь отчетливо видно, как Грибоедов относился к собственной пьесе «Горе от ума».
Особенность комедии
Театр можно смело назвать самым консервативным видом искусства. В тот момент, когда в литературе развивался романтизм и реализм, то в театре во всю процветал классицизм. Что же касается пьесы «Горе от ума», то в ней умело сочетаются все три направления. Пьеса по форме является классицистическим произведением, при этом в ней используются реалистичные диалоги и проблемы, относящиеся к реалиям девятнадцатого века, которые сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом — характерное противопоставление для романтизма.
Грибоедов сумел умело соединить в единое целое противоречивые компоненты благодаря своему блестящему образованию, частым путешествиям по всему миру, а также прочтению литературы на других языках. Это помогло ему узнать о новых литературных влияниях раньше, чем это сделали другие драматурги. Еще ему сыграло на руку то, что он не находился среди писателей, поэтому его сознание не успело затуманится огромным количеством стереотипов, мешающих авторам экспериментировать в творчестве.
Жанр
Сам автор считал свое произведение комедией, но стоит отметить, что в произведении имеют место быть трагические и драматические моменты, поэтому нельзя с уверенность сказать, что данное произведение полностью относится к комедийному жанру. Финал пьесы трагичен, поэтому на сегодняшний день пьеса считается драмой. Поскольку в 19 веке подобного определения не было, поэтому «Горе от ума» называли «высокой комедией». Произведение получилось неоднозначным и нетипичным, поэтому вырывалась из имеющихся на тот момент театральных и литературных клише. Это послужило причиной того, что она была невероятно высоко оценена как современниками, так и нынешнем поколением читателей.
Конфликт, композиция, проблематика
В пьесе «Горе от ума» можно выделить два типа конфликта: частный, который касается любовной драмы, и общественный, в котором противопоставляются старое и новое время, «фамусовское общество» и Чацкого.
Одним из строгих канонов классицизма является единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов.
В данном произведении эта связь уже не кажется такой явной, читатель уже не ощущает никаких значимых действий: герои произведения не совершают никаких ярких поступков, ведут разговоры, все действие очень однообразно. Но стоит отметить, что автор использовал достаточно интересный прием — все самое драматичное и динамичное происходит именно в диалогах героев.
Главной особенностью композиции является то, что автор выстроил ее по канонам классицизма, а количество актов с ней не совпадает.
Обычно, в комедиях 18- начале 19 веков писатели старались обличить какой-то конкретный порок, то Грибоедов высмеивает весь консервативный уклад жизни, который практически состоял из пороков. Он обличает такие реалии Российской империи, как: невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократию.
На примере Фамусов автор демострирует пуританскую мораль и беспринципность в делах, на примере Скалозуба — тупой военный карьеризм, на примере Молчалина — угодливость и лицимерие.
Также Грибоедов активно использует эпизодические персонажи, благодаря которым читатель имеет возможность познакомиться со всеми представителями «фамусовского общества». Из увиденного можно сделать вывод, что невероятная сплоченность ни что иное, как результат солидарности порочных людей.
Смысл названия
Главный герой произведения умен, но это ему не приносит ничего, кроме страданий. Женщина, которую он так любит, делает выбор в сторону глупого, но при этом покорного Молчалин. А в обществе к нему относятся как к помешанному. Именно ум мешает Чацкому найти свое место в обществе и на службе, из-за этого он испытывает одиночество. Этот смысл и хотел воплотить автор в своем произведении, поэтому и дает ему такое название.
Названием пьесы Грибоедов обличает двойные стандарты московского дворянства. Люди в обществе стараются казаться умными, но при этом они всеми силами противятся разуму, считая его враждебной силой.
Главные герои и их характеристика
Чацкий. Молодой дворянин, сирота, любит Софью Фамусову. Является положительным героем в произведении. С ранних лет воспитывался в семье Фамусов до самого совершеннолетия, после живет отдельно. Имеет острый ум и проницательность, благороден, с высокими помыслами. С осуждением относится к взглядам Фамусова, и как следствие — всего дворянского общества. Безгранично любит Родину и народ. Ему неприятно отношение иностранцев ко всему русскому. Искренне любит Софью Фамусову, но когда узнает, что она влюблена в глупого и ничтожного Молчалина, разочаруется в возлюбленной и в обществе. Уезжает из Москвы.
Фамусов. Богатый столичный помещик, вдовец, аристократ, имеет дочь Софью. Придерживается старинного уклада жизни. Основными качествами его характера является раболепство и чинопочитание. Очень зависим от общественного мнения, касающегося его самого и его семьи. Никогда не соглашается с Чацкий в спорах и жизненных принципах. Хочет, чтобы Софья вышла замуж за Скалозуба. Заигрывает со служанкой.
Софья. Девушка 17 лет, дочь Фамусова. Умна, самостоятельна, воспитанна и образованна в лучших традициях дворянского общества Москвы. Так и не смогла рассмотреть настоящее и искреннее чувство Чацкого, любит Молчалина. Прекрасно играет на фортепиано и зачитывается французскими романами. Решительная девушка, обладающая сильным характером, умело манипулирует отцом.
Молчалин. Секретарь Фамусова, молодой человек из бедной семьи. При этом обладает мелкой и подлой душонкой. Постоянно лицемерит, не имеет никаких принципов, лизоблюд. Очень расчетливый и трусливый молодой человек. Родом из очень бедной семьи, но очень хочет оказаться в «высшем» обществе. Волочится за служанкой Лизой. Буквально боготворит Татьяну Юрьевну, которая является законодательницей мнений.
Скалозуб. Богатый, молодой мужчина. Полковник, дворянин. Не отличается особым умом, холост и при этом обладает неплохим состоянием. Дослужился до звания полковника, но мечтает стать генералом. Для него вся жизнь проходит в армии. Имеет широкую известность в московских кругах.
Суть произведения
Андрей Чацкий — молодой человек, долго проживающий в Западной Европе, решает вернуться на Родину в Россию. Приехав в Москву, он тут же отправляется в дом богатого дворянина Фамусова, где прошло его детство. С самого начала у Чацкого зарождается конфликт с Павлом Афанасьевичем и его дочерью, Софьей, на которой герой планировал жениться. Но намеренья Чацкого не совпадают с желанием Фамусова выдать свою дочь замуж за богатого офицера Скалозуба. Девушка же влюблена в личного секретаря своего отца Молчалина.
У Чацкого возникают противоречия практически со всеми окружающими, и это приводит к тому, что на балу в доме Фамусовых, с подачи Софьи, его начинают считать сумасшедшим.
По окончанию бала Софья узнает о том, что Молчалин лишь использовал влюбленность девушки, чтобы построить собственную карьеру В это же время об их романе узнают Александр и Павел Афанасьевич. Все произошедшее до глубины души оскорбляет Чацкого, поэтому он покидает Москву.
Темы и проблемы
Темы и проблемы, которые Грибоедов поднимает в своем произведении, не потеряли своей актуальности и по сей день.
Спор поколений. Автор наглядно показывает начало преображения русского дворянства. Он считает, что новое дворянство совершенно не похоже на своих предшественников. Грибоедов уверен в том, что новое поколение, которое воспитывалось в духе просвещения и гуманизма, непременно вступит в жестокое противоречие с реакционерами. В данное время автор не видит столь радикальных перемен, но он искренне верит, что прогрессивный лагерь в перспективе обязательно победит.
Нравы дворянства. Грибоедову удалось показать дворянство в самом непримечательном виде. Он без прикрас показывает ее лживость, пошлость и лицемерие. Автор считает, что дворяне, которые входят в доминирующее в России фамусовское общество, являются никем иным, как эгоистичными паразитами, которых волнует лишь удовлетворение собственных потребностей и амбиций.
Тема лишнего человека. На примере главного героя Чацкого, который оказался изгоем в России из-за того, что был слишком благороден и хорош. Но в тоже время автор говорит о том, что Чацкий не единственный, не изгой. К огромному счастью он не разочаровался окончательно в собственных мыслях и идеях, поэтому у него есть шанс вернуться и победить устоявшееся, закоренелое и порочное фамусовское общество.
Тема семьи. Грибоедов показывает дворянскую семью неким рассадником лжи и взаимной неприязни. Глава семейства Фамусов совершенно не интересуется своей дочерью. Единственное, что его волнует, это как ее удачно выдать замуж. Когда отец семейства узнает о ее романе с Молчалиным, единственное, что начинает его беспокоить — это собственная репутация. Что же касается девушки, то она не испытывает к отцу никаких чувств, стараясь максимально от него отдалиться.
Развитие страны. На протяжении всей пьесы мы видим, что некоторые из героев рассказывают о том, что их родственники и знакомые отвергли светскую жизнь, при этом полностью посвятив себя науке и саморазвитию. Таким образом автор хотел показать те самые перемены, которые назревали в обществе. Подобным переменам не мог помешать никто: ни Фамусов, ни Скалозуб, ни другие.
Тема мечты. Грибоедов уверен в том, что мечтать способны лишь искренние и открытые люди. Например, Софья постоянно мечтала о большой, светлой и искренней любви, а главный герой Чацкий мечтал построить новый мир, который будет на порядок лучше предыдущего. Но, в тоже время, автор говорит о том, что если мечты не подписанные реальностью, способны привести человека к провалу. Софья, мечтавшая о любви, поддается на чары Молчалина, при этом Чацкий был публично признан невменяемым.
Тема образования. В пьесе мы видим, что образованные люди представлены объектом для подражания. Автор их наделяет самыми лучшими качествами. В это же время людей, которые высмеивают науку, он безжалостно высмеивает.
Тема судьбы. Главный герой искренне верит в то, что именно Софья — его судьба. Но столкнувшись с жизненными реалиями, его мечты превратились в прах.
Тема традиций. Ярых традиционалистов автор показывает нелепыми и недалекими людьми. Собственное нежелание двигаться вперед они стараются оправдать традициями.
Тема любви. Автор всеми силами призывает людей, чтобы они с особой осторожностью поддавались любви. Влюбившись, человек теряет над собой контроль, поэтому вполне способен повторить ошибки Софьи и Чацкого.
Тема крепостного права. Хорошим примером является девушка Лиза, что во времена крепостного права простые люди воспринимались не более как инструмент или игрушка для забавы. В монологе Чацкого мы отчетливо видим то, как он обличает жестокость дворян, подчеркивая при этом полное бесправие крестьян. Он наглядно демонстрирует то, что бедные люди для значимой аристократии значат не более, чем животные. Они находятся примерно на одной ступени социальной лестницы.
Идеалы декабристов. В пьесе воплотились практически все идеалы тайного общества Декабристов. Именно они выступали за отмену или же послабление крепостного права, а также хотели, чтобы общество России стало демократичным. Грибоедов высмеивает дворян-крепостников и традиционалистов, при этом он идеализирует человека-борца, который заинтересован в том, чтобы его страна развивалась и прогрессировала.
Проблема языка. Грибоедов также затрагивает тему искажения русского языка, которое было вызвано невежеством дворянского сословия. Народ активно старался заменить родной язык на помесь французского с нижегородским.
Основная мысль
Главная задача Грибоедова заключалась в том, чтобы показать конфликт между устаревшими взглядами фамусовского общества, которое давно погрязло в самодурстве, невежестве, пошлости, грубости, эгоизме и лицемерии, и новой России, которую представляет Чацкий, где в первую очередь ценят ум, благородство, честность и открытость. Автор хотел обличить все пороки, которые за много лет превратились в норму российского общества, и в тоже время показать людям что выход есть — это путь перемен.
Грибоедов подчеркивает, что борьба не будет простой, но не стоит опускать руки. Надежда на победу есть, и что у людей, подобных Чацкому, есть шанс победить фамусовское общество. Грибоедов говорит о том, что этому миру необходимы перемены, нужен прогресс, за который стоит побороться.