«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского, который считается главным русским драматургом середины девятнадцатого века. Пьеса «Гроза» стала одним из основных драматургических произведений того времени. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много нового и интересного о данном произведении.
История создания
Большую роль в создании данного произведения сыграла поездка Островского по Волге, после которой он и вдохновился для написания «Грозы». Там ему довелось увидеть патриархальный уклад, процветающий в провинциальных городах Центральной России и Поволжья. Мир провинции раскрылся перед писателем во всей своей красе, поэтому он решил показать его и другим жителям крупных городов, чтобы они хоть на минуту задумались о том, как живут другие люди внутри той же России. Работать над произведением автор начал в 1859 году, и в этом же году произведение было закончено.
Прототипом главной героини произведения, Катерины, становится актриса Косицкая, с хотой Островский имел достаточно близкую связь. Косицкая на тот момент была замужем, да и сам Островский был скреплен узами брака. Но это не помешало им любить друг друга, и первой, кто исполнил роль Катерины, стала именно Косицкая.
Пьеса получилась невероятно реалистичной, и доказала это сама жизнь. Месяц спустя, как произведение было готово, в Костроме разыгрывается «клыковское дело». Александра Павловна Клыкова бросается в реку из-за того, что ее постоянно ущемляет свекровь, а так же из-за своей тайной любви к другому мужчине. Муж Александры Павловны был слабовольным и бесхарактерным, поэтому не мог заступиться за свою супругу даже перед своей матерью.
Смысл названия
Назвав произведение «Гроза», автор хотел показать не только стихийное буйство, а крах и очищение застоявшейся атмосферы в провинциальном городе, где в полной мере правили средневековые порядки, установленные Кабаниной и Диким. В этом и заключается основной смысл названия произведения. Когда умирает во время грозы Катерина, заканчивается и терпение у большого количества людей. Например, Тихон восстал против постоянной тирании своей матери, Варвара решилась сбежать, а Кулигин и вовсе обвиняет жителей города в произошедшей трагедии.
О грозе во время похорон начинает говорить Тихон: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Он имеет в виду ту самую угнетающую атмосферу, что царила в его доме благодаря деспотичной матери. На что Дикой ему отвечает, что гроза посылается в наказание. Он считает, что гроза — это кара за все содеянные грехи, поэтому очень опасается того, что ему придется расплачиваться за собственное несправедливое отношение к народу. Его взгляды полностью разделяет и Кабаниха.
Катерина также в громе и молнии видит наказание за собственный грех, который не дает ей покоя. Островский в своей пьеса пытается показать праведный Божий гнев.
Лишь один Кулигин в разыгравшемся природном буйстве видит лишь вспышку электричества, но его передовые взгляды общество пока не готово принять.
Жанр, направление
По мнению самого автора анализируемое произведение является драмой. Данному жанру присущ тяжелый, серьезный сюжет, зачастую охватывающий бытовые проблемы, приближенный к реальности. По мнению некоторых рецензентов — это бытовая трагедия.
Что же касается направления произведения, то данная пьеса относится к реализму. Автор весьма реалистично описывает нравы, повадки и бытовые аспекты жизни населения провинциальных городов приволжья.
Композиция
В основу сюжета лег классический любовный треугольник. Если же говорить о композиции произведения, то она имеет классический вид.
Экспозиция. Автор знакомит читателя с основными действующими лицами.
Завязка. В данной части произведения зарождается конфликт. Тихон уезжает, в это время его мать начинает постоянно наставлять и поучать свою невестку.
Развязка. Варвара организует встречу Бориса и Катерины.
Кульминация. В данной части произведения конфликт достигает своего максимума. На небе сгущаются тучи и начинаются раскаты грома, все жители города находятся в ожидании небесной кары. После разговоров о гиене огненной Катерина понимает свою вину и кается перед всеми.
Финал. В данной части произведения все сюжетные линии приходят к своему логическому завершению. Катерина осталась одна и бросается в омут, Варвара решается сбежать, а Тихон винит свою мать во всем произошедшем.
Конфликт
В данном произведении присутствует сразу несколько конфликтов.
Первый конфликт представляет собой противоборство Кабанихи и Дикого с такими жертвами, как Катерина, Тихон, Борис и другие. Данный конфликт связан с противоборством двух мировоззрений: старым и новым.
Еще один конфликт произведения, который нельзя не отметить, происходит в душе Катерины и является внутренним.
В произведении ярко представлен социальный конфликт, из которого вытекают и все предыдущие. Данное произведение начинается с брака между обедневшей дворянкой и купцом. В тот период времени это была весьма распространенная тенденция. Постепенно правящее сословие аристократов начинало терять власть, при этом, естественно, беднея и разоряясь из-за привычки к праздному образу жизни, расточительности, а также коммерческой безграмотности. В это же время купцы начинают набирать обороты благодаря своей беспринципности, упорству, деловой хватке. Дворяне не хотели разориться и потерять былые блага, поэтому нашли выход из сложившейся ситуации: они выдавали замуж своих образованных и интеллигентных дочерей замуж за грубых, неотесанных, невежественных, но при этом богатых купеческих сыновей. Таким браком становится союз Катерины и Тихона, который изначально был обречен.
Суть
Катерина принадлежала к дворянскому роду, поэтому и была воспитана в лучших традициях аристократизма. Родители настояли на том, чтобы девушка вышла замуж за невежественного и мягкотелого Тихона — выходца из богатого купеческого рода. Мать Тихона очень деспотичная женщина, которая привыкла жить по своим законам. Она начинает притеснять Катерину и навязывать девушке свои нелепые порядки. Например, Катерина должна была рыдать напоказ перед отъездом своего супруга, постоянно унижаться перед ним на публике. Катерине удается найти сочувствие и поддержку у дочери Кабанихи, Варвары. Та научила молодую женщину скрывать собственные чувства и мысли, в тайне приобретая радости жизни. Когда Тихон уехал, Катерина влюбилась и начала встречаться с Борисом, который приходился Дикому племянником. Катерина не хочет скрывать свои чувства, а хочет уехать вместе с любимым в Сибирь. Но Борис боится рисковать и взять с собой Катерину, поэтому им приходится расстаться.
Катерина рассказывает все своему мужу и Кабанихе, за что получает суровое наказание. Женщина не выдерживает мук совести и домашнего гнета, поэтому бросается в Волгу. После этого начинает бунтовать молодое поколение общества: Тихон говорит, что во всем случившемся виновата его мать, а Варвара осмеливается сбежать с Кудряшом.
В данном произведении автор умудряется соединить все плюсы и минусы крепостнической России 19 века. На примере отдельно взятого городка, автор показывает упрощенную мотеле российского общества того времени. Он хочет донести тот факт, что устаревшие взгляды должны остаться в прошлом, поскольку они только мешают развитию как отдельных городов, так и всей России.
Главные герои и их характеристика
Катерина — молодая, интеллигентная женщина. Дворянка, которая выросла в любви, понимании, заботе и внимании. С ранних лет она привыкла свободно выражать свои мысли. После того, как она вышла замуж, ей пришлось столкнуться с жестокостью, грубостью и постоянными унижениями. Изначально женщина старается смириться с данным отношением и постараться полюбить Тихона и его семью, но из этого ничего не выходит. Все нутро девушки противится этому. После этого она пытается прибегнуть к лицемерию, решившись на тайную жизнь. Но и эта затея была обречена на провал, поскольку Катерина по натуре была прямой, совестливой и честной женщиной. В конечном итоге она не придумала ничего лучше, чем пойти на бунт, покаявшись в одном грехе, но совершив еще больший — самоубийство.
Кулигин — в данном герое выражается позиция автора, тем самым внося в архаичный мир толику прогресса. Мужчина является механиком-самоучкой. Имеет хорошее образование, умен, чем в корне отличается от обитателей Калинова.
Дикой — типичный самодур, богатый купец. В своих оскорблениях не щадит никого, даже своих родственников. Слуги Дикого постоянно также сталкивались с постоянной жестокостью со стороны хозяина. Всем было доподлинно известно, что угодить Дикому просто нереально.
Кабаниха — богатая купчиха, вдова. Женщина постоянно настаивала на соблюдении традиций предков, которым следовала и сама. Является явным воплощением патриархального уклада жизни.
Тихон — сын Кабанихи. По своей натуре слабый и безвольный человек. Любит свою супругу, но не может найти силы и смелость, чтобы защитить ее перед собственной матерью. Тихон не является поклонником старых традиций и порядков, но не считает нужным бороться с системой.
Варвара — дочь Кабанихи. Добивается своего, прибегнув к обману, тем самым живет двойную жизнь. Днем — это прилежная девушка, которая формально подчиняется правилам, а ночью она проводит время с Кудряшом. Несмотря на всю лживость, хитрость и изворотливость, девушка обладает веселым и авантюрным характером. Она с большой добротой и отзывчивостью относится к Катерине, а к своему любимому проявляет нежность и заботу.
Темы
Темы, которые поднимает автор в данном произведении, не утратили своей актуальности и по сей день.
Тема быта и нрава. Изначально создается впечатление, что жители Калинова — это благообразные провинциальные люди, которые привыкли жить согласно патриархальному устою. Но как позже становится видно, их благообразность — это ни что иное, как сплошное лицемерие. В городке процветает жадность, пьянство, блуд и взаимная ненависть. Жители города изо всех сил стараются поддерживать лишь внешнее благополучие, под которым скрывается реальное положение дел.
Тема любви. Автор уверен в том, что на столь великое и благородное чувство способны лишь чистые искренние люди, как Катерина. Любовь наполняет жизнь смыслом, и окрыляет людей. Именно об этом так мечтает героиня пьесы. Но, в тоже время, Островский демонстрирует, что чувства способны привести человека к настоящему краху. В насквозь прогнившем и мелочном мире не осталось места для искренних эмоций.
Тема семьи. В пьесе осуждается классическая купеческая семья. Островский с осуждением относится к бракам, заключенным не по любви, а по договоренности. В таких семьях супруги скрывают свои настоящие чувства, а полностью подчиняются воле своих родителей. Параллельно с этим автор осуждает и безраздельную власть старшего поколения в патриархальных семьях. Ее он демонстрирует как некое самодурство выживших из ума озлобленны стариков.
Тема совести. Катерина становится жертвой собственной совести, которая не обставляет ей никакого шанса. Катерина не может простить саму себя за порочную связь с Борисом. Героиня решается на самоубийство не только из-за притеснений в доме Кабанихи, а по большей части из-за того, что она осознает всю справедливость упреков и побоев. Женщина истязает себя гораздо больше за совершенный поступок, нежели это делает Кабаниха и Тихон. Тот факт, что ее любимый Борис отступил, еще больше убеждает Катерину в том, что ее любовь была греховной и навсегда останется на ее совести.
Тема счастья. Все молодые герои произведения стараются отыскать свое собственное счастье. Для Катерины истинное счастье заключается в любви и свободе духа, для Варвары — в своеволии исподтишка и свободе мысли, для Тихона счастье — это кабаки и веселые компании, для Бориса — его связь с Катериной и чувство собственного превосходства над жителями Калинова. А вот для Кабанихи и Дикого счастье заключается лишь в деньгах и власти.
Тема свободы. Данная тема также объединяет всех молодых героев пьесы. Они устали от старого патриархального мира, который очень напоминает золотую клетку. Катерина мечтает о полной независимости, ради которых женщина готова пойти на кардинальные меры. Варвара старится обрести свободу благодаря своей хитрости и уступкам. Для Тихона независимость выглядит буквально: для того, чтобы почувствовать себя независимым и свободным он сбегает из дома в деловые поездки. Борис мечтает о свободе, но не готов для этого чем-то жертвовать, именно это и становится причиной, почему он отказывается сбежать с Катериной. Для него деньги играют большую роль, поэтому он даже не может представить себе независимость без них.
Тема веры. В данной теме тоже есть явное разделение: Островский показывает веру показную и веру настоящую. Большая часть населения Калинова считают себя верующими, но только вот настоящая вера у них отсутствует. Они совершают грехи, но стараются держать это в тайне. На людях их поведение кардинально меняется. Настоящая вера есть у Катерины, которая очень долго не может решиться на грех, а после содеянного — муки совести не дают ей жить дальше. Женщина старается следовать заповедям, но не для других, а по-настоящему. Именно поэтому Островский делает акцент, что никто не имеет права судить Катерину за содеянное.
Тема прогресса. В данном произведении Островский поднимает тему научного прогресса и то, как ему непросто пришлось выживать в глубинке России. Когда Кулигин старается привить и внедрить что-то новое, то непременно сталкивается с грубым невежеством местных обывателей.
Проблемы
Проблема совести. Данная проблема является основной в произведении. Главная героиня пьесы кардинально отличается от всех жителей города из-за собственной чистоты и нравственности. Но именно ее нравственность и сыграла с ней злую шутку. Совершив грех и изменив своему мужу, Катерина не может простить себе этого. В то время как подобный поступок в калинов является абсолютно обыденным. Героиню постоянно терзают муки совести, поэтому она кается перед недостойными ее людьми, но сталкивается с насмешками. Мы видим, что порицают женщину настоящие грешники, которые совершают подобные поступки буквально ежедневно.
Проблема ханжества и консерватизма. Население привыкло жить по старым порядкам, при этом продолжают вести двойную жизнь: на словах они полностью поддерживают Домострой, а на самом деле поступают совершенно иначе. Жители не хотят менять привычный устой жизни, боятся перемен, хотя они просто необходимы.
Проблема невежества. Данная проблема тесно связана со страхом перемен. Дикой является ярким примером глупости и упрямства в собственном невежестве. Ему не интересно, что происходит в мире, поскольку он предпочитает довольствоваться поверхностными и неточными сведениям, которые получает преимущественно из сплетен и слухов. Данна черта не дает никакой возможности обществу развиваться.
Проблема нравственности. Каждый из читателей по-разному относится к поступку Катерины. Некоторые оправдывают ее поступок, другие же относятся с осуждением. Что же касается Островского, то он оправдывает главную героиню произведения, поскольку понимает, что ее чувства к Борису были чистыми и настоящими, чего нельзя сказать о ее браке.
Проблема правды и лжи. У всех жителей маленького городка есть свои грехи, которые они стараются скрыть благодаря лицемерию и ханжеству. Катерина единственная, кто набрался смелости признаться в собственном грехе, но за это она получила лишь лицемерное осуждение своего поступка, который среди населения давно стал обыденным. Но жертва Катерины была не напрасна, поскольку именно ей удалось изменить взгляды и порядки хотя бы в одной семье.
Основная мысль
Островский уверен в том, что стремление к свободе является естественным желанием, независимо от неудач, которые встречаются на жизненном пути. Разрушительным для страны является самодурство и ханжество, которые способны разрушить таланты.
За собственную независимость, тягу к знаниям, красоте и духовности необходимо бороться, поскольку, в противном случае, старые порядки так и останутся во главе, не давая возможности развиваться новому поколению. Данная позиция отчетливо прослеживается в позиции Кулигина, который является своеобразным голосом самого автора.
Автор четко обозначает собственную позицию.