«Собор Парижской Богоматери» — роман, который написал Виктор Гюго -один из лучших писателей Франции. Роман был опубликован в 1831 году и смело заслушивает место лучшего произведения автора.
Не зря говорят, что 19-й век стал знаковым не только для русской литературы, но также и для западноевропейской, в которой в данный период также родилось большое количество литературных памятников, которые навсегда вошли в историю человечества.
Одним из известнейших творцов того времени стал и французский писатель Виктор Гюго. Прославился автор благодаря своему бессмертному роману «Собор Парижской Богоматери». Данное произведение возымело невероятный эффект, поэтому до сих пор неразрывно связано с культурным образом Франции.
Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал и провела анализ данного произведения.
История создания
Роман «Собор Парижской Богоматери» является своего рода ответом на духовный кризис, который происходил во Франции в начале девятнадцатого века. Несколько революций и кровавых войн отложили отпечаток на французском обществе, которое с каждым днем становилось все более и более жестоким и разобщенным. Народ все больше проявлял равнодушие абсолютно ко всему, что не касалось материальной выгоды. В тот период времени Собор Парижской Богоматери переживал не самое свое лучшее время и находился в весьма плачевном состоянии. Когда империя пала, Собором никто не занимался и поговаривали даже об его сносе. Для автора это было равносильно падению всего французского народа.
Тогда он захотел обратить внимание общественности на то, что собор вот-вот разрушится. Для этого он не придумал ничего лучше, как заставить народ проявить интерес к истории и пробудить национальную гордость. В 1828 году Виктор Гюго начинает трудиться над своим произведением. В свет готовый текст романа вышел уже в 1831 году.
В предисловии романа автор говорит о том, что сама идея написания произведения пришла к нему в тот момент, когда он прогуливался по собору и обратил внимание на надпись «Рок», которая украшала одну из уцелевших стен. Данная надпись была начертана средневековой вязью. Виктор Гюго обратил на нее внимание из-за мрачного смысла, который она несла. В его голове сразу появилась картина того человека, который ее оставил, что и стало зарождением будущего романа.
Еще одним источником вдохновения стал исторический роман известного английского романиста Валера Скотта «Квентин Дорвард». Когда он занимался литературным анализом данного произведения, то и сам увлекся темой старины.
Когда роман вышел во Франции, то тут же образовалось общественное движение, выступавшее за сохранение и реставрацию архитектурных памятников.
Когда Виктор Гюго работал над произведением, издатель его постоянно поторапливал. Но в начале революции тетрадь с рукописью была утеряна. Тогда Гюго попросил издателя дать ему отсрочку, а сам заперся дома и безвылазно работал над произведением.
Жанр, направление
В романе «Собор Парижской Богоматери» сочетаются сразу несколько литературных направлений. В образе несчастно влюбленной девушки отчетливо прослеживается сентиментализм, поскольку автор идеализирует ее образ. Отчетливо видны и нотки романтизма, благодаря титаническим образам главных герое. Благодаря своим моральным качествам они существенно возвышаются по сравнению с порочным обществом.
Присутствует в произведении и реализм, который приносит в историю больше неоднозначности. Автор скрупулёзно работает над образами героев, сумев соединить воедино положительные и отрицательные черты. При этом всем Гюго удается передать всю натуралистичность и суровость окружающего мира.
Если же говорить о жанровой принадлежности, то данное произведение относится к историческому роману.
В произведении охвачен достаточно большой промежуток времени, а также используется большое количество действующих лиц. Речь в произведении идет о масштабных и значимых событиях.
В самом романе автор использует большое количество реальных мест и исторических персоналий, благодаря которым роман получился еще более реалистичным и достоверным.
Композиция, конфликт
Особенностью композиции «Собора Парижской Богоматери» является то, что Гюго постоянно старается переключить внимание читателя с одного персонажа на другой. Благодаря этому читателю удается намного лучше понять персонажей, проникнуться их душевным состоянием, разобраться с мотивацией. Еще одним полюсом данного приема является то, что у читателя появляется возможность посмотреть на общество Франции с совершенно разных сторон, как глазами самого Гюго, так и горбуна, и архидиакона.
В романе можно выделить два основных конфликта.
Первым конфликтом является любовный четырехугольник, в который вошли: Эсмеральда, Феб, Клод и Квазимодо. Здесь автору удается продемонстрировать все темные и светлые стороны человеческой души, показать по-настоящему сильные и глубокие чувства, а также примитивную похоть.
Что же касается второго конфликта, то там сами герои являются лишь частью. Он нарастает внутри всего выходящего из темного средневековья французского общества. Именно в этом обществе начинает постепенно нарастать воля людей к свободе и справедливости.
Суть произведения
Действие романа «Собор Парижской Богоматери» происходят в Париже в 1482 году. Все происходит во время празднования средневекового «Дня шутов» и помолвки знатных королевских особ. Все это читатель моет наблюдать со стороны молодого драматурга Пьера Гренгуара. С самого начала произведения Виктор Гюго знакомит читателя со всеми главными героями романа: мы знакомимся с отвратительным горбуном звонарем Квазимодо, со строгим архидиаконом Клодом Фролло, очаровательной цыганкой танцовщицей Эсмеральдой и капитаном королевских особ Фебом де Штопором.
В ночное время драматург наблюдает то, как Квазимодо и его таинственный подельник хотят похитить Эсмеральду, но на помощь девушке приходит капитан Феб. В последствии Гренгуар попадает в руки к нищим, но ему на помощь приходит Эсмеральда. Девушка стала его женой на четыре года. После этого драматурга можно назвать не только наблюдателем, но и активным участником всего происходящего.
Спустя некоторое время был назначен суд над горбуном. Квазимодо был привязан к позорному столбу н площади города, после чего подвергли жестоким унижениям. Ему не давали пить, но в это время появилась прекрасная Эсмеральда, которая напоила Квазимодо из фляги. После этого толпа стала значительно мягче, и экзекуция была окончена.
Таким образом образовался любовный четырехугольник: Квазимодо влюблен в прекрасную цыганку, но при этом он даже не подозревал, что эту женину любит его воспитатель Клод Фролло, который в свое время выступал подельником горбуна. Но Эсмеральда любит своего спасителя Феба. Девушка уверена, что именно он является ее судьбой, но в тоже время сам мужчина не питает к ней столь сильные чувства.
Как-то раз Эсмеральда в тайне встречается с де Штопором, но за ним по пятам следует архидиакон, который в приступе ревности кинулся на Феба и ранил его. Цыганка была арестована и подвержена пыткам. во время пыток девушка признается во всем, даже соглашается с обвинением в колдовстве и призыве дьявола. В ночь на кануне казни к девушке приходит Клод, который говорит ей, что сможет ее спасти]6 если она будет с ним. Но даже под страхом смерти Эсмеральда не может бросить своего любимого капитана.
Когда началась процедура казни, Феб равнодушно наблюдает за происходящим. Но тут в действие вступает Квазимодо, который ворвался на эшафот и унес Эсмеральду в Собор Парижской Богоматери. Там, условно обычаю, девушку никто не имел права тронуть. Квазимодо начинает заботиться об Эсмеральде, защищать ее. Дошло до того, что он даже поднял руку на своего приемного отца Фролло. Но Эсмеральду нисколько не трогает забота Квазимодо: она по-прежнему испытывает по отношению к нему лишь страх и отвращение. Она все так же любит своего капитана Феба.
Проходит время и цыганку собираются спасти нищие Парижа, которые начинают штурмом брать собор, таким образом пытаясь освободить Эсмеральду и спрятать ее в городе. Но им мешает Квазимодо, которому показалось, что нищие хотят принести вред его любимой девушке.
Тогда Людовик 9 отдает приказ подавить бунт, после чего около собора начинается кровавый бой.
В это время Фролло вместе с Гренгуаром ночью выводят Эмеральду из стен собора. Клод признается девушке в любви, но та отвечает ему отказом. Это очень взбесило архидиакона и он оставил Эсмеральда на попечение затворницы Роландовой башни. Сам же в это время отправился за стражей, чтобы потом передать им лично Эмеральду.
Так получилось, что Пакетта испытывает к цыганам настоящую ненависть, поскольку когда-то они украли у нее ребенка. Но тут выясняется, что Эсмеральда и есть та самая дочь затворницы. Мать хочет спасти свое дитя, поэтому прячет Эсмеральзу в своем убежище. Но девушка увидела капитана и закричала, чем выдала себя. Девушку схватили, а Паккета, которая хотела ее защитить, к несчастью, погибла.
С высоты собора Фролло и Квазимодо наблюдают за тем, как казнят Эсмеральду.
Во время исполнения приговора Фролло начал смеяться, но что Квазимодо молча столкнул его вниз. Фролло пытается спастись, удержавшись за водосточную трубу, а Квазимодо в это время смотрит как в петле умирает его возлюбленная. С последними судорогами девушки упал и Фролло, который разбился насмерть.
Спустя время в склепе Монфокона, где находились тела всех повешенных, был найден скелет Эсмеральды, который крепко обнимал Квазимодо. Когда тела пытались разъединить, то тело горбуна рассыпалось в прах.
Главные герои и их характеристика
Эсмеральда. Молодая девушка, француженка, которую похитили и воспитали цыгане. Имеет не только очаровательную внешность, но и добрую душу. Всегда готова прийти на помощь даже совершенно незнакомому человеку. Искренне верит в судьбу. При этом Эсмеральда очень плохо разбирается в людях, руководствуется в первую очередь собственными чувствами, а не разумом. Безумно любит капитана Феба, за что и поплатилась ценой собственной жизни.
Квазимодо. Уродливый и глухой горбун, звонарь. В свое время его бросили в соборе, где его приютил и воспитал архидиакон Фролло. Квазимодо относится к нему с большим почтением. Имея грубую и нелюдимую внешность, но при этом у Квазимодо очень тонкая и нежная душа. За всю жизнь он ни от кого не видел доброты, лишь Эсмеральда проявляет к нему заботу и милосердие. Квазимодо влюбляется в девушку. В конечном итоге герой теряет свою любовь и, полный отчаяния, убивает своего приемного отца Фролло. Тем самым горбун лишается всех тех людей, которых любил по-настоящему.
Клод Фролло. Строгий и мрачный архидиакон. Внешне достаточно сдержанный и сухой, но способен проявить доброту и сострадание. В свое время он не отвернулся от брошенного Квазимодо, а вырастил и и воспитал горбуна. Свою жизнь посвящает служению Богу. Старается во всем себя ограничивать, но постепенно начинает ощущать внутреннюю пустоту. Это приводит к тому, что он обращается к оккультизму и алхимии. Эсмеральде удается пробудить в нем те самые чувства, которые он так старался сдерживать. Это приводит к тому, что чувства Фролло приобретают разрушительный характер. Когда девушка отвечает ему отказом, он начинает ее буквально ненавидеть. Более того, именно Фролло обрек возлюбленную на смерть и смеясь наблюдал за ее казнью. За это был убит своим воспитанником Квазимодо.
Феб де Шатопер. Капитан королевских стрелков. Красивый и храбрый мужчина. За внешней привлекательностью умело скрывает эгоизм, глупость и пустоту. Не способен испытывать какие-либо чувства, кроме жажды собственного обогащения.
Темы
Тема любви. Автор уверен в том, что именно любовь обладает огромной силой. Лишь любовь способна раскрыть в человеке новые и потаенные качества. Когда человек влюблен, он способен совершать как самые лучшие поступки, так и самые ужасные преступления.
Тема красоты. Виктор Гюго считает, что не стоит доверять внешней красоте, поскольку очень часто она может оказаться обманчивой. В первую очередь следует обращать внимание на поступки человека — они как нельзя лучше говорят о нем. Например, уродливый внешне Квазимодо оказывается одним из самых добрых, искренних и чистых персонажей. И, наоборот, внешне прекрасный Феб внутренне ничего из себя не представляет.
Тема веры. В качестве примера Виктор Гюго использует героя Клода Фролло. Таким образом он хочет показать, что для некоторых вера — это всего лишь способ отгородиться от самого себя, чтобы самому не встретиться со своими же недостатками. Но для него это не является выходом, поскольку природа все равно взяла свое, проявившись в еще более страшных формах.
Тема быта и нравов Парижа. В столице Франции жизнь очень противоречива. Автору удается изобразить народ максимально правдоподобно, поэтому изначально у читателя складывается негативное впечатление из-за человеческой грубости, необразованности и ограниченности. Постепенно Виктор Гюго показывает и светлые черты народа, которые умеют искренне сочувствовать и даже готовы на настоящий подвиг ради справедливости.
Тема свободы. Хоть народ Франции и находится под гнетом господствующих элит, но продолжают стремиться к свободе. Когда наступает день шутов, люди сбрасывают маску лицемерия и показывают свое настоящее отношение к хозяевам. Они сметают приличия и традиции. Хоть разгневанная толпа и кажется разрушительной, но при этом выдвигает вполне справедливые требования.
Тема национального самосознания. В данный период времени французское общество находилось как раз в переходном периоде между рабством и первыми проявлениями самосознания. Люди начинают сопротивляться тем, кто еще недавно полностью помыкал ими. Именно неприступный собор и становится тем самым символом их гнева.
Проблемы
Проблема безнравственности. Виктор Гюго показывает в каком моральном упадке находятся все слои общества: это и нищие, и сам король. Таким образом автор старается показать читателю атмосферу, которую ему довелось наблюдать во Франции в девятнадцатом веке.
Проблема добра и зла. На протяжении всего произведения читатель может наблюдать борьбу добра со злом. Данная борьба происходит в глубине человеческой души. Практически все персонажи произведения сочетают в себе как положительные, так и отрицательные качества. Автору удается показать то, что добрые и злые поступки настолько тесно переплетаются, что граница между ними практически стирается.
Проблема нищеты. Гюго наглядно демонстрирует нищету, которая царит среди населения. Автор не скупится на описания, потому подробно описывает грязные трущобы, нищих и обездоленных горожан, и при этом показывает купающихся в роскоши аристократов.
Проблема предубеждений. Для наглядного примера автор использует образ Эсмеральды и Квазимодо. Здесь читатель отчетливо видит, что люди даже не стараются понять тех, кто хоть как-то отличается от большинства.
Проблема неравенства. Общество лишено единства. Здесь принято ненавидеть за веру, количество денег, цвет кожи, а также за род деятельности. Люди не хотят принимать что-либо, что хоть как-то отличается от них. Это приводит к тому, что элита с презрением относится к собственному народу, в то время, как простой народ отвечает им тем же.
Основная мысль
Основной мыслью анализируемого произведения можно назвать параллель между прошлым и настоящим Франции. Используя описание средневекового Парижа, автор хочет показать читателю свою страну, как идет ее именно он: разоренную, униженную и слабую.
Пытаясь провести параллель между Францией позднего средневековья и Францией девятнадцатого века, он искренне верит в то, что простой народ, который начнет бороться за свою свободу и равенство, сможет рассеять мрак средневековой тирании.
Параллельно автор показывает то, насколько неоднозначна человеческая жизнь и то, как в ней происходит внутренняя борьба и единство. Он старается показать то, что настоящая любовь может прийти в нашу жизнь с совершенно неожиданной стороны, поэтому человек не должен искать ее в богатстве и красоте. Чаще всего любовь приходит далеко не в самом прекрасном виде, но притом обладает такой невероятной силой, что способна снести все на своем пути. Это и является основной мыслью романа «Собор Парижской Богоматери».