Анализ поэмы «Божественная комедия» (Данте Алигьери)

Анализ поэмы «Божественная комедия» (Данте Алигьери) Анализ произведений

«Божественная комедия» — произведение, которое написал Данте Алигьери в период с 1308 по 1321 годы, а узнать его особенности нам поможет полный анализ поэмы. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много интересного и поучительного, относительно данного произведения.

История создания

Данте Алигьери большую часть своей жизни провел во Флоренции. Там он занимался наукой, писал литературные труды, а так же принимал активное участие в политической жизни. В тот период времени в его родном городе шла борьба между двумя партиями – Гибеллинов, которые были уверены в необходимости присоединения Флоренции к Священной Римской Империи, и Гвельфов, которые считали, что власть императора должна быть ограничена, в то время как власть Папы Римского должна быть усилена максимально. Данте Алигьери больше склонялся к взглядам Гвельфов. Это сыграло с ним злую шутку, потому что однажды, когда Гибеллины заняли ведущие позиции, его изгнали из города.

Из-за этого писателю пришлось всю оставшуюся жизнь провести в странствиях, без возможности вернуться в родной город. За эти годы писателем было создано большое количество лирических произведений, в которых он ведет рассуждения о жизни. Он очень устал от всего происходящего, поэтому начинает подводить итоги прожитых лет. В это непростой период жизни автор начинает работать над своим знаменитым произведением – поэмой «Божественная комедия». Начало произведения было положено еще в 1306 году. Автор продолжал трудиться над поэмой до 1321 года. Данте Алигьери умер именно в год окончания своего бессмертного произведения, из-за малярии.

История написания произведения напрямую связана с личной жизнью писателя. Он был уже не молод, когда его сердце покорила юная Беатриче. Именно она и стала музой автора, но так и не успела стать его супругой, поскольку умерла от чумы. Для Данте это становится настоящей трагедией, ведь он так и не смог полюбить никого другого. Он настолько полюбил молодую женщину, что с нетерпением ждал собственной смерти, чтобы хоть на небесах быть вместе со своей возлюбленной. Даже в своей поэме он отводит отдельное место для своей любимой женщины.

Жанр и направление произведения

«Божественная комедия» — это поэма. Что касается характера произведения, то здесь он лирико-эпический. Автору удалось соединить в одном произведении цельный сюжет с внутренними переживаниями и рассуждениями лирического героя.

То, что в названии присутствует слово «комедия», совершенно не отражает сам жанр произведения. Все дело было в том, что произведение было написано не на латинском языке, и, опираясь на существующие каноны, Данте не мог назвать его трагедией. 

Данте Алигьери творил на столкновении двух эпох. Если посмотреть, то его поэма вполне соответствует Средневековью, но в ней уже начинают появляться черты Возрождения. Автор показывает параллельно с христианством древнегреческое искусство, которое в Средние века подвергалось гонению. Автор использует в качестве проводника древнеримского поэта Вергилия. Написано произведение размером, который являлся визитной карточкой древнегреческого поэта Гомера. Благодаря этому, произведение имеет черты двух эпох и разных мировоззрений.

Происхождение названия произведения

Достаточно интересно и название произведения. Когда автор работал над названием произведения, то в первую очередь он опирался на нормы своего времени. В тот период все поэмы разделялись строго на две категории: трагедии и комедии. В трагедиях речь шла о серьезных философских вопросах, в то время комедии могли описывать более приземленные жизненные события.

По смысловой нагрузке произведение было бы правильнее отнести к трагедии, но все дело в том, что трагедией можно было назвать лишь поэму, которая была написана на латинском языке. «Божественную комедию» Данте написал на итальянском языке, который было принято считать языком комедий. Поэтому, чтобы не нарушать общепринятые нормы, Данте называет свое произведение «Комедия».

Такое название произведение носило достаточно продолжительное время. Уже после смерти Данте, талантливый писатель Джованни Боккаччо добавил к названию слово «Божественна». Именно под этим названием произведение и вошло в историю.

Композиция

Композиционно анализируемое произведение делится на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Сюжет складывается из путешествия по этим местам.

В первой части произведения автор описывает, как лирический герой передвигается по кругам Ада. С каждым кругом напряжение все больше возрастает. Автор подробно описывает каждый круг, который намного страшнее предыдущего. Но тем ни менее, лирический герой продолжает спускать все ниже и ниже.

Во второй части произведения лирический герой, который достиг дна, начинает подниматься в гору, которая состоит из подножья и семи кругов, уходящих в небо. Лирический герой начинает свой подъем, наблюдая, что с каждым кругом становится светлее, а души все чище.

Когда лирический герой достигает самой вершины горы, то начинается третья часть произведения – «Рай». В данной части произведения автор показывает читателю идеальный и счастливый мир, который так же делится на десять частей. Именно благодаря этому, у героя появляется возможность разгадать главную тайну Вселенной.

Смысл произведения

С первых строк произведения, автор знакомит читателя с лирическим героем. Ему исполнилось тридцать пять лет, после чего, волчицы и пантеры. На помощь ему приходит дух древнеримского поэта Вергилия, который спасает его от смерти.

Вергилий рассказывает лирическому герою, что послала его покойная возлюбленная героя – Беатриче. Она попросила, чтобы тот провел её любимого в Рай, но через Ад и Чистилище.

Оказавшись около врат ада, лирический герой видит, что их украшает надпись: «Оставь надежду, всяк сюда входящий». После этого он попадает на первый и самый большой круг ада. В этом кругу заключаются: некрещеные младенцы; язычники – добродетели, каким был и сам Вергилий; христиане, которые за весь свой жизненный промежуток не смогли совершить ни добрых, ни злых дел. Так же здесь находились ангелы, которых изгнали из Рая за то, что во время сражения Бога и Дьявола, они предпочли остаться в стороне. Все, кто обитал на этом кругу, были обречены на вечную скорбь.

Второй круг ада населяли души прелюбодеев, души которых постоянно бились о скалы, и были истерзаны ураганом.

Третий круг Ада показывает гниение заживо обжор и чревоугодников.

На четвертом кругу находятся скупцы и расточители, которые обречены постоянно переносить тяжести с одного места на другое.

Пятый круг показывает людей в гневе, которые дерутся в грязи.

Шестой круг Ада заключает в себе предателей христианства и лжеучителей. Автор там же располагает кардиналов, королей и Римских пап.

На седьмом кругу Ада находятся те, кто совершил насилие над ближними, над собой или же над божественным.

Восьмой круг населяют обманщики, которым уготованы самые различные пытки.

Когда же лирический герой вместе с Вергилием попадает на девятый круг Ада, то перед ними предстает обитель самого Сатаны. Здесь повсюду лед, который истязает предателей и клятвопреступников. Что же касается Сатаны, то он не переставая пожирает Иуду, Брута и Кассия.

Лишь достигнув самого дна, Вергилий показывает герою дверь, ведущую в Чистилище. Перед тем, как начать подниматься, ангел нанес на лоб лирическому герою семь символов, которые соответствуют семь смертных грехов. С каждым кругом, который преодолевает лирический герой, один из символов стирают.

Первый круг показывает гордецов, которые передвигаются ползком, а шею их украшают тяжелые камни.

На втором кругу герой встречается с завистниками, облаченными в рванье. Зрения они лишены.

На третьем круге очищаются гневные души, при помощи дыма.

Четвертый круг населяют праздные души, которые здесь должны постоянно что-то делать.

На пятом кругу находятся корыстолюбцы.

Шестой круг борется с чревоугодниками, которые здесь вынуждены голодать.

Что же касается седьмого круга, то там находятся похотливые души, которые проходят очищение через пламя.

Когда лирический герой проходит все этапы очищения от земных грехов, то он прощается с Вергилием и отправляется в Царство Божие. Там ему удается встретиться со своей возлюбленной Беатриче.

На первом небе обитали праведники, которые нарушили обеты, на втором – находились правители-реформаторы, а так же невиновно пострадавшие, на третьем небе были по-настоящему влюбленные, на четвертом – расположились величайшие ученые и мыслители. Достигнув пятого неба, лирический герой видит величайших защитников веры, на шестом – самые справедливые правители, на седьмом – располагались великие теологи и богословы, на восьмом небе находились апостолы Христа, на девятом небе обитали ангелы и святые. На десятом небе он достигает вершины блаженства, где смог увидеть самое сердце мироздания. Именно там наш лирический герой понимает, что всей Вселенной движет именно любовь.

Темы

В данном произведении представлено достаточно большое количество тем и проблем.

Первой темой является жизненный путь человека. Сюжет произведения основывается на человеческой жизни. Лирический герой однажды сбился с жизненного пути. Он одинок и совершенно не знает, что ему делать дальше.

В качестве ада поэт показывает падение человеческой души, отчаяние и моральное разложение. Но оказавшись на самом дне человеческих пороков, человек попадает в Чистилище, где у него появляется возможность очиститься от всех земных грехов. И лишь когда человек попадает в Рай, о нем можно сказать, что он полностью переродился и познал истину. Его постоянными спутниками и проводниками оказывается искусство, которое выступает в лице Вергилия, и Беатриче, которая символизирует любовь.

Второй темой произведения является религия. Религия является основой построения всего сюжета. Поэт считал христианскую веру основой всего мирского, поэтому лишь настоящие христиане в поэме достойны того, чтобы находиться в раю. Иноверцы же не имеют возможности покинуть Ад. Но самое интересное то, что проводником лирического героя становится  не христианин, а язычник Вергилий. Таким образом, автор старается подчеркнуть то, что красота и искусство стоит выше религиозных догматов.

Третья тема произведения – это тема искусства. Автор показывает искусство в лице Вергилия, который становится проводником лирического героя. Вергилий проводит его по всем кругам Ада и Чистилища. Этим примером поэт пытается показать то, что именно искусство способно помочь человеку не упасть во тьму, после чего помогает очистить душу от пороков и прийти к божественному началу.

Еще одна тема произведения – это любовь. Любовь автор показывает в образе Беатриче – возлюбленной лирического героя. С ней герою удается встретиться только после того, как он переступил ворота Рая. Благодаря любви ему удается стать на путь познания и просвещения. Благодаря своей любви к Богу и человечеству, помогает ему достичь озарения. Лирический герой так же приходит к выводу, что сумел пройти Ад и Чистилище лишь благодаря любви. Он считает, что любовь является основой и движет всей Вселенной.

Проблемы произведения

В поэме так же встречается ряд проблем, которые автор выносит на обозрение. Одна из главных проблем – это нравственные пороки человечества. В своей поэме автор в мельчайших подробностях рассматривает основные пороки человечества. С основными грехами мы знакомимся в тот момент, когда лирический герой в сопровождении Вергилия проходит через все круги Ада. Здесь стоит отметить, что Данте весьма жестко относился к человеческим порокам, потому что у него в ад попадают не только грешники, но и люди, которые не смогли реализоваться в жизни. Так же Данте показывает то, что самым тяжким и страшным грехом он считает предательство.

Сам поэт так же чувствовал, что его предали в тот момент, когда изгнали из родного города. По этой причине автор предателям отводит в поэме самую жестокую участь.

Еще одна проблема, которую Данте поднимает в «Божественной комедии» — это божественное правосудие. Тем самым автор пытается донести читателю то, что в конечном итоге каждый из нас получит по своим заслугам. Данте уверен в том, что все мы грешны. Но лишь самые достойные смогут избежать кары.

Основная мысль

«Божественная комедия» — это совокупность христианской мифологии и мировоззрения. С помощью своего произведения, Данте старается донести до читателя истинные и ложные ценности, а так же наглядно показать, как изменяется и возрождается человеческая душа благодаря красоте. Это и является основной мыслью произведения.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий