«Двенадцать» — поэма, которую написал Александр Александрович Блок в 1918 году, сразу после окончания революционных событий в России. Свое название она получила благодаря авторскому отношению к смене действующей власти, но так и осталось загадкой — какое именно отношение хочет продемонстрировать автор. По мнению одних — эта ода была посвящена переменам, по мнению других — данное произведение — своеобразный осуждающий реквием для страны. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много интересных фактов о данном произведении.
История создания
Идея создания данного произведения пришла в голову Блока совершенно спонтанно. Когда закончилась Октябрьская революция, спустя два месяца, Александр Александрович взялся за перо. К этому времени прошел практически год с момента тех самых кровавых событий февральской революции, благодаря которым монархия потерпела крах. При написании поэмы Блок был полностью поглощен революционной песней. Но из этого нельзя делать вывод, что поэма «Двенадцать» — это революционные стихи. Наоборот, данное произведение наполнено жизнью, и как нельзя лучше передает внутренний мир автора, его мысли и чувства, которые его одолевали в те февральские дни. Хорошим подтверждением является и тот факт, что Блок сумел написать и откорректировать произведение всего за месяц. 3 марта 1918 года поэма «Двенадцать» была опубликована в газете «Знамя труда».
Интересным фактом является то, что после написания поэмы Блок признался, что это лучшее его произведение. А в своем дневнике автор даже называет себя гением.
Если же говорить о самой поэме, то она стала такой же революционной, как и ее содержание. Хвала революции была не принята ни коммунистами, ни близким окружением поэта. У людей не укладывался в голове тот факт, что интеллигент, дворянин посмел воспевать красную чуму, а еще и замарал образ Христа. Автору пришлось столкнуться с критикой и гневными выпадами, которые буквально окружали его со всех сторон. Что же касается революционеров, то и они не стали воспевать поэму. Они углядели в содержании произведения некий поклеп на идейных борцов, которые отстаивали справедливость.
Единственный человек, кто продолжал восхищаться данным произведением, оставался сам Блок. Это длилось не долго, и к окончанию своей жизни поэт сам уже совершенно не так относился к собственному детищу. Блок так и не смог получить визу для выезда за границу, где ему было необходимо лечение, поэтому он прокленает поэму, а после и вовсе порывается сжечь все экземпляры.
Жанр, направление, размер
Произведение «Двенадцать» — это поэма. Этот вывод можно сделать исходя из того, что отличительными чертами данного жанра является: стихотворная форма произведения, наличие ярких героев, а также исторические реалии. За основу произведения автор берет весьма важное и значимое событие — революцию. Еще одна отличительная черта произведения — это наличие авторского мнения, а здесь оно представлено в избытке.
Так же стоит отметить, что произведение включило в себя сразу несколько форм народного эпоса. Здесь есть и частушки, и марш, что отчетливо видно в размере стихотворных строк.
Само написание произведения — неоднородно. В пределах одной строфы фигурирует и анапест, и хорей.
Что же касается направления произведения, то и здесь нельзя однозначно ответить на вопрос. В поэме «Двенадцать» присутствует и реализм, поскольку отображаются реальные исторические события, и символизм — автор через цвета передает настроение произведения.
Единственное, что можно сказать со стопроцентной уверенностью, это то, что Блок — закоренелый модернист, который постоянно вырабатывает новые формы, уходя от творческого наследия коллег по перу. И ему это блестяще удается, поскольку его стиль даже отдаленно не напоминает ни произведения Пушкина, ни Некрасова, ни Фета, ни Тютчева. Александру Блоку удается создать совершенно новое и ни на что не похожее произведение.
Именно поэтому современникам так сложно понять, что же имел ввиду автор? Перед нами сатира на революцию или же слава ей? Поэт сумел одновременно показать и жестокость красноармейцев, и надежду на то, что с новыми вождями страну ждет счастливое будущее.
Поскольку Блок столкнулся с всеобщим непониманием, ему пришлось прокомментировать написанное. Он объяснил недовольным читателям, что всего лишь отдался стихии, совершенно не оценивая ее порывы.
Композиция
Данная поэма состоит из двенадцати глав, в каждой из которых представлен отдельный фрагмент, сложив которые, читатель может увидеть, во что превратился той кровавой зимой Петроград.
Экспозиция раскрывается уже в первой главе произведения. Автор старается погрузить читателя в то время, дает возможность прочувствовать атмосферу, чтобы последующие события не в водили никого в шок. Все вокруг проклинают новый режим. Все те, кто привык к старому, разрушенному миру находятся в полном недоумении и уверены в том, что Россия погибнет от рук большевиков. В этот момент появляются красноармейцы, которые начинают всех запугивать.
Завязка начинается со второй главы произведения. Герои произведения начинают вспоминать Ваньку, который был раньше другом, а потом стал предателем, и Катьку — девушку одного из двенадцати, которая также оказалась предательницей. Ваньку и Катьку вспоминают с осуждением, понимая, что их власть дает возможность отомстить обидчикам.
Развязка действия заключается в том, что автор рассказывает читателю историю этих людей, и про все те испытания, которые выпали на их долю. Читателю становится понятно, почему они так хотят отомстить обидчикам.
Кульминация произведения начинается в шестой главе в тот момент, когда отряд находит Ваньку и Катьку и открывает огонь на поражение. Катька погибла, а вот Ваньке удалось сбежать.
Развязка занимает все последующие главы. Читать наблюдает внутренний конфликт бывшего жениха Катьки и причины, почему он принял решение служить революции.
Эпилог — двенадцатая глава произведения. В ней автор говорит о том, что убийц ведет за собой Иисус Христос.
Смысл названия
Произведение получило название «12» в честь того самого отряда, который занимался революционными судилищами на улицах города. Если обратить внимание на мемуары журналистов, которые воочию видели переворот, то мы узнаем, что отряды красноармейцев, которые патрулировали улицы, состоял именно из двенадцати человек.
Если посмотреть черновики Александра Блока, то можно сказать, что смысл названия берет еще одно начало — это поэма Некрасова об атамане Кудеяре и его двенадцати разбойниках. Поэта вдохновляли герои произведения, которые также вершили суд, охваченные справедливым порывом. Очень долгое время эти люди были вынуждены находиться в положении рабов у тех, кому теперь они начали мстить.
Есть еще одно значение названия — символическое. Александр Блок дал такое название поэме, поскольку вкладывал в нее религиозные аллюзии. В окружение Христа входили двенадцать апостолов. Спустя время, и в России, в третьем Риме, снова появляется Иисус, которого окружают двенадцать учеников. Таким образом, Блок старается связать два важных исторических события единым святым значением для человечества. Поэт искренне верил в то, что именно с России возьмет свое начало мировая революция, которая сможет свергнуть старый мир, в котором процветало рабство, и на земле настанет царствие Божие.
Герои Блока безлики, потому что он делает из них некий монолит, который состоит из 12 героев. По отдельности каждый из них не представляет никакого интереса, но стоит им соединиться, как они превращаются в силу революционной стихии, которая поднялась во имя свободы. Таким образом Блок демонстрирует тот единый порыв, который охватил страну. Он старается угадать будущее советской идеологии, в основе которой лежит коллективизация духа.
Суть произведения
В промозглом Петрограде, который успела полностью разорить революция, становится очень неспокойно. По этой причине улицы города вынуждены патрулировать 12 человек. Им встречаются люди разных сословий: старая бабка, купчиха, разоренный буржуй, жандарм, содержанка и многие другие. Они поступают с представителями далеко нелюбезно, по той причине, что не так давно эти люди были виновниками беззаконий. Кульминация наступает в тот момент, когда они встречают своего бывшего товарища, который предал их, и Катьку — его любовницу, которая также является предательницей. Девушку убивают, а Петруха — ее бывший парень, сожалеет об этом. Но в это время товарищи поспешили напомнить ему о неуместности его страданий, поэтому он быстро возвращается в строй.
Впереди отряда виднеется «Иисус Христос», который ведет людей к новому будущему, а позади — шелудивый пес, который символизирует старое время.
Если говорить о сути произведения, то она заключается в неоднозначности революции. Не стоит думать, что революция — это только смерть, кровь и разочарование. Ведь на руинах старого строя есть возможность построить нечто светлое и прекрасное. Александр Блок искренне верит в то, что так оно и будет.
Главные герои и их характеристика
Двенадцать — отряд красноармейцев, которые занимаются патрулированием улиц города. Они и являются главными героями произведения.
В состав патруля входят бывшие солдаты, представители бедных семей, В которых всем членам семьи приходилось с утра до вечера трудиться на мануфактурах, получая за это сущие гроши. Поэт специально делает своих героев безликими, таким образом стараясь придать их совокупности символический подтекст. Он показывает своих героев не людьми, а революционной силой, стихией, которая охватила всю страну. В их образе мы видим всю народную ярость, которая копилась в душе годами, а теперь смогла вырваться наружу. Они бедны и слепы, поэтому не имеют своей индивидуальности. Для них строй — привычная среда обитания. Вся их жизнь проходила в коллективе: изначально это была жизнь в углах, после они надевали одинаковую униформу, в которой трудились на заводе, после ее сменяла солдатская форма и рутинный казарменный быт, который не имел ни начала ни конца.
Никто даже не думал рассмотреть в этих людях личностей, поэтому они ими так и не смогли стать. Маргинальное клеймо осталось с ними на всю жизнь, которое было поставлено им с самого рождения теми людьми, которые пользовались их рабским положением и за их счет обогащались. Но теперь пришел час расплаты, и тем, кто поставил данное клеймо, прийдется ответить за все свои злодеяния. Обиженные и угнетенные люди поднялись и восстали, а гнев их был похож на тот небесный, который снизошел на грешную землю судилищу, которое предрекали апостолы.
Иисус Христос. Для лучшего понимания данного образа служит фраза: «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». Поэт считает, что разрушение прогнившего мира является благим делом. Когда-то Иисус также выступал в роли революционера, который пошел против старого мира. Именно это и стало причиной, что автор считает его предводителем мучеников за судьбу человечества. Он повел за собой борцов за лучшую жизнь, против алчности. Подобно Христу люди восстали, чтобы изменить этот мир в лучшую сторону.
Петруха. Один из двенадцати мстителей, бывший возлюбленный Катьки, которого она предала. Именно за это он и мстит девушке. На примере данного героя Блок наглядно демонстрирует переход от человека прошлого к человеку будущего. Петруха еще не смог до конца определиться, поэтому его часто одолевают сомнения прошлого. Он по прежнему верит в Бога, не может привыкнуть к убийствам, до конца не стал частью коллектива, поэтому сталкивается с упреками со стороны отряда за свою мягкотелость. Он продолжает все еще любить свою Катьку, поэтому очень тяжело переживает ее убийство. Но в тоже время поэт показывает, насколько просто заставить выходца из простолюдин стать безликой частью механизма чужой системы. Как только его товарищи начинают упрекать и высмеивать, так он тут же начинает подстраиваться под большинство. Потому что только вместе, будучи единым целым, они обретают силу, способную вершить революцию.
Ванька. Бывший товарищ красноармейцев, который оказывается предателем. Образ героя можно сравнить с образом Иуды, который продает своих товарищей, выбрав роль жандарма и начав прислуживать ненавистной власти. Ему, как и Иуде, удается избежать наказания за совершенный грех. Он убегает как последний трус, бросив Катьку одну на растерзание толпы. Этим эпизодом Блок также проводит параллель между собственным произведением и библейскими преданиями. Иуде вновь удается выйти сухим из воды, но на этот раз ненадолго, поскольку сам Иисус снисходит, чтобы свершить суд над предателем.
Катька. Бывшая возлюбленная Петрухи. В период времени, когда Петруха рискует своей жизнью на роите, девушка становится содержанкой богатых господ. Когда же наступают совсем лихие времена, то она соглашается и на простого жандарма. В образе Катьки поэт показывает блудницу, в которую Иисус предлагал бросать камни лишь тем, кто был безгрешен. Вмешавшись, он спасает девушку, но в данном произведении на помощь Катке никто не приходит. В данном поступке также можно отыскать логику — для таких, как Катька, нет места в новых реалиях. Падшие женщины, которых развратили и погубили богатые мужчины, не должны следовать в новое будущее, а должны остаться в старом времени. Смерть Катьки также символична — это не только начало нового этапа в развитии общества, но и очищение души и тела самой девушки. Именно своей кровью она смывает весь позор, и получает шанс возродиться непорочной.
Буржуй. Человек, который предрекает гибель России. этим образом Александр Блок изображает старое время, которое рухнуло под силой и натиском нового. Автор показывает буржуя слабым, поскольку он остался один, поскольку все то, что он успел награбить — пропало. Ему не остается ничего иного, как жаловаться на жизнь. Это логично, поскольку люди обозлились на него самого и на тот период времени, когда он находился «у руля».
Данный образ напрямую связан с образом бродячего пса, с которым они стали родственными душами. Буржуй остается вместе с старым псом, с которым они становятся пережитками прошлого. Им некуда больше идти, поскольку их старое пристанище разрушено. Пес начинает выть, а человек возмущаться новой властью.
Старуха. С данной героиней мы знакомимся в первой главе произведения. Она сетует на то, что необходимо тратить ткань на транспаранты. Данная героиня является символизирует меркантильность и ограниченность уходящего времени. Люди нового времени не жалеют тряпки ради идеи, они больше ценят дух, нежели материальные блага.
Темы
Главная тема произведения — это революция 1917 года. Александр Блок старается раскрыть революционные события с разных сторон. Он показывает как разрушительную силу, так и приятные моменты. Революционные события поставили страну с ног на голову, люди изменили свои ценности, и начали совершенно по-другому относиться друг к другу. Не всем новые изменения пришлись по душе, но большинство людей отнеслись к нововведениям благосклонно.
Еще одна тема произведения — это тема религии. Блок считает, что все изменения, которые происходят в стране, происходят с помощью Божьей. Подтверждением тому является тот факт, что «двенадцать», отправляясь на «мировую революцию», просят благословения. В самом конце поэмы мы видим, что именно Иисус Христос опекает красноармейцев и ведет их вперед. Но вера — это опора старой власти, поэтому люди начинают показательно отрекаться от веры, срывают кресты, которые являются символом мученичества. Из этого можно сделать вывод, что вера остается, но приобретает совершенно другую форму. Она основывается на том, что народ начинает верить в свои силы и светлое будущее, а не в идолов старого мира.
Также важной темой поэмы является тема мести. Месть показана с той стороны, когда она превращается в разрушительную силу, приводящую к смерти. Примером тому является Петруха, который находит в себе силы и убивает бывшую возлюбленную Катьку. Он лишает девушку жизни, таким образом стараясь отомстить за ее предательство.
Стоит также сказать о теме смены ориентиров, которую сложно отделить от темы революции. Автор ее также раскрывает на примере Петрухи. Герой полностью меняет собственное мировоззрение, чтобы соответствовать эпохе. Ему пришлось научиться жестокости, чтобы не выглядеть слабаком в глазах своих товарищей. Любая революция — это время перемен, которые происходят не только внутри страны, но и в душе каждого человека. В этот период рушится все старое, и на его месте строится новое.
Не стоит забывать и о теме любви. В былые времена люди продавали свою любовь, чтобы обеспечить себя. В новом же мире нет места пороку и разврату. Поэтому, чтобы войти в новый мир, необходимо избавиться от всего того, что было так любимо и почитаем в старом.
Александр Блок раскрывает и тему народа, причем делает это со всех сторон. Он говорит о том, что будущее строится на простых рабочих людях, а вот тем, кто их угнетал и использовал — нет места в будущем. Главные жертвы перемен — это люди, прислуживающие элите.
Проблемы
Проблематика поэмы «Двенадцать» очень запутана и многогранна.
Главной проблемой произведения можно назвать проблему жестокости. Двенадцать чинят расправу над Катькой и хладнокровно убивают ее. В Петрограде происходят страшные события, а жители пребывают в постоянном страхе. Для достижения высших целей революционеры готовы пойти на все — даже на убийство. Для них существует лишь мировая революция и ее идеи, поэтому они готовы идти даже по головам, сея хаос и страх.
Еще одна проблема произведения — это разрушение прежних ценностей. В новом мире нет места ни для чего старого, пережитого временем. В него достойны пройти лишь те, кто готов отказаться от собственных ориентиров ради того, чтобы построить социалистическое общество. Люди напрочь забыли о моральных принципах и нравственности. Более того, они готовы убить своего бывшего товарища, если того требует их мораль.
Нищета — также немаловажная проблема, которую поднимает Александр Блок. Автор не скупиться в описании, когда речь идет о России. Он показывает ее читателю запущенной и грязной, внутри которой царит разруха. Описывая зиму, он говорит о сильных морозах и вьюге.
Проблема социальной несправедливости приводит к тому, что народ, невидящий ничего кроме бедности и бесправия, восстал и готов жестоко расправиться с теми, кто его угнетал на протяжении многих лет.
Еще одна проблема, представленная в поэме, это проблема нигилизма. У героев произведения больше нет авторитетов и принципов — старых они лишились, а новые не успели создать. Из-за этого они заплутали в собственной жизни и ничего не могут разобрать и увидеть. Люди больше не хотят идти туда, куда шли, но податься им больше некуда.
Основная мысль произведения
В данной поэме Александр Блок рассказывает о реальных событиях, свидетелем которых он являлся. Речь идет о суровой зиме 1918 года, когда на улицах города горели костры, улицы постоянно патрулировали красногвардейцы, при этом автор использует разговорную речь того времени.
Основной мыслью произведения является то, что Блок выражает собственные взгляды на эти исторические события, раскрывая сущность цивилизации и культуры, используя язык символов. Блоку удалось воплотить эмоции человека, воочию видевшего революционные события, определившие историю России. Но вот какими были на самом деле эти эмоции, ответить гораздо сложнее. Основную эмоциональную нагрузку несет финальная часть произведения, но трактовать ее можно совершенно по-разному. Чаще всего встречаются два варианта трактовки финала:
- Главой всей процессии является Иисус Христос, которого можно назвать первым революционером, пошедшему наперекор традициям. Точно так же, как когда-то и христианство, новое общество требовало жертв. Роль инквизиторов берут на себя те самые «двенадцать». Автор говорит о том, что мирным путем, лишенным насилия, невозможно изменить мир и его устои.
- По второй версии — во главе процессии стоит Антихрист, который является последним вестником апокалипсиса. Он ведет людей ложным путем, который закончится гибелью как духовной, так и физической. В революции нет ничего хорошего, а привести она может только лишь к краху всего мира. Следствием революции является братоубийственная война и полная разруха в слаженном и благоустроенном мире. «Двенадцать» — является разрушительной силой революции, которая сметает абсолютно все на своем пути.