«Кому на Руси жить хорошо» — поэма, написанная Николаем Алексеевичем Некрасовым. Поэт поднимает в произведении вопрос, который не потерял своей актуальности и по сей день. Благодаря этому интерес к поэме не угас и в наше время. Некрасову удалось найти именно ту проблему, которая стала вечной на Руси — это тема подвижничества, добровольного самоотречения во имя спасения Родины. Поэт отмечает, что именно высокая цель делает приносит радость русскому человеку и подтверждает это примером Гриши Добросклонова.
Стоит также отметить, что поэзия всегда занимала особое место в русской литературе. Наши соотечественники внесли огромный вклад в мировое культурное наследие. Одним из таких поэтов был и Николай Алексеевич Некрасов, творчество которого глубоко отзывается в душе каждого человека.
К огромному сожалению, свою поэму «Кому на Руси жить хорошо», он так и не завершил. Но даже при всем этом ее смело можно назвать высшей точкой в творческой жизни писателя. Он сумел вложить в свое произведение весь свой опыт и творческие силы. У большинства читателей имя Некрасова ассоциируется именно с поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много интересного о данном произведении.
История создания
«Кому на Руси жить хорошо» — является одним из последних трудов Николая Алексеевича. Когда писатель начал работать над созданием поэмы, то был серьезно болен. Это и является причиной того, что он так и не успел его закончить. В дальнейшем произведение по крупицам собирали близкие товарищи поэта, которые расположили части произведения в произвольном порядке, не всегда угадывая логику писателя, которого к тому времени сломил смертельный недуг и постоянные боли. Хоть последние годы жизни были очень тяжелыми и мучительными, Некрасову все же удалось дать ответ на главный вопрос: Кому хорошо жить на Руси?
По его мнению, он сам входил в число счастливцев, поскольку на протяжении жизни продолжал преданно и самозабвенно служить интересам народа. Именно это служение народу и давало ему силы в последние годы борьбы со смертельной болезнью.
Работать над произведением он начал в шестидесятых годах девятнадцатого столетия. В этот период времени Российская империя находилась на историческом перепутье, люди были воодушевлены и жаждали перемен.
Тогда Некрасову пришла в голову потрясающая идея — он решил создать поэму, состоящую из 6-8 частей, в которой бы были затронуты все сферы жизни российского общества.
В 1865 году первая часть книги была написана.
Пролог произведения был опубликован в журнале «Современник», но поэту тут же пришлось столкнуться с цензурной травлей. На опубликованную часть произведения тут же набросились реакционные и проправительственные издания. Не отставали и цензурные органы, которые с огромным энтузиазмом принялись редактировать произведение. Некрасов, который и сам был редактором, начал очень много платить чиновникам, чтобы получить возможность выпустить в свет свое произведение.
Поэту приходилось на постоянной основе организовывать обеды, охоту и другие увеселительные мероприятия, которые он оплачивал самостоятельно. Все это делалось для того, чтобы проверяющие закрыли глаза на некоторые моменты и дали возможность его произведению попасть в широкие массы.
Благодаря своим коррупционным уловкам поэту удалось опубликовать не одно произведение, которое вызывало сомнения со стороны цензуры.
Но даже при всех ухищрениях поэта, публикация фрагментов произведения растянулась на четыре года. С каждым днем Николаю Алексеевичу становилось все хуже. Все, что он запланировал сделать, постепенно начало казаться просто невыполнимым.
Когда в 70-х годах были написаны еще несколько частей произведения, поэт понял, что на этом его силы иссякли.
Чтобы работа была закончена по смыслу, он пишет Эпилог произведения — главу «Пир на весь мир». В этой части произведения автор подробным образом описывает образ единственного счастливца на Руси — семинариста Гриши Добросклонова.
Но семерым странникам так и не удалось найти того, кого искали. Финал, который задумал Некрасов, получился весьма символичным: поэма не имеет окончания, путники так и не заметили своего счастливца, поскольку народ только начал привыкать к новым реалиям и еще так и не смог разобраться, где его настоящее счастье.
Именно в этой заключительной части произведения автор выражает свою основную мысль относительно будущего России. Некрасов был уверен, что люди, подобные Добросклонову, смогут помочь его Родине, которая так сильно погрязла в нищете и несправедливости.
Творческая история публикации поэмы «Кому на Руси жить хорошо» очередной раз говорит о том, что проблематика, поднятая Николаем Алексеевичем, реально существовали.
Жанр, направление
Сам автор неоднократно называл свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Подобная формулировка была достаточно точной, поскольку, если говорить о жанровой принадлежности произведения, то это эпическая поэма. В данной книге используется сразу два рода литературы: лирика и эпос.
Если говорить о эпической составляющей произведения, то стоит отметить, что в 1860-х годах в русском обществе происходил переломный момент — люди учились жить в новых условиях после того, как отменили крепостное право. Одновременно с этим коренные преобразования претерпели и другие направления столь привычного жизненного уклада. Именно об этом сложном периоде жизни и говорит Николай Алексеевич в своем произведении, стараясь отобразить действительность без фальши и прикрас.
В произведении прослеживается четкая сюжетная линия и большое количество самобытных героев. Совокупность всего этого говорит о масштабности произведения, которое можно сравнить с романом.
В произведении присутствуют и фольклорные элементы героических песен, которые рассказывают о том, как ратные герои ходили в поход на вражеские страны. Все эти признаки соответствуют эпосу.
Что же касается лирической составляющей произведения, то первым свойством стоит отметить то, что произведение написано в стихотворной форме, что и является главным свойством лирики. В произведении присутствуют авторские отступления, различные средства выразительности.
Направление поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» — реализм. Но и здесь автор вносит некоторые изменения, существенно расширяя границы. Он добавляет фантастические и фольклорные элементы.
Некрасов использует форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья.
Композиция
Главная проблема композиции произведения заключается в том, что Некрасов так и не успел ее закончить. Изначально в планах Некрасова было создать произведение в два раза больше, чем получилось в итоге. Автор дописывал произведение уже в страшных мучениях, но, к сожалению, так и не успел его закончить. Это и является основной причиной сумбурной композиции и множеством ответвлений от сюжетной линии. Стоит вспомнить, что произведение было сформировано и восстановлено по черновикам близкими друзьями поэта, поэтому структура «Кому на Руси жить хорошо?» — это не творческий замысел писателя, а выбор, сделанный его друзьями.
Состояние Некрасова в последнии месяцы жизни было очень тяжелым, поэтому он был не в состоянии четко придерживаться изначальной концепции произведения.
В результате основная часть произведения получилась значительно меньше, чем предполагалось, и занимает всего две части, а кульминация произведения наступает в третей части, финал — в четвертой.
Поэт умер очень внезапно, поэтому даже не успел внести определенный порядок в рукописи.
В связи с этим, композицию произведения «Кому на Руси жить хорошо?», можно сравнить с народным эпосом. Она является уникальной. Композиция произведения была выработана в результате творческого освоения мировой литературы, а не заимствовано с известного образца.
Экспозиция. Встречаются семеро мужиков — герои поэмы.
Завязка произведения — герои дают клятву не возвращаться домой, пока они не смогут найти ответ на свой вопрос.
Основная часть произведения складывается из большого количества отдельных частей. Автор знакомит читателя с солдатом, который счастлив от того, что его не забили, холопом, который гордится тем, что ему позволено доедать из тарелок господ, бабкой, которая счастлива от того, что у нее на огороде уродила репа. Пока поиски настоящего счастья не продвигаются и стоят на месте, мы видим то, как медленно, но уверенно растет народное самосознание. Автор хотел показать это даже больше, нежели заявленное на Руси счастье.
Благодаря вот таким вот случайным эпизодам, автору удается показать общую картину на Руси: нищей, пьяной, но все же подающей надежды, поскольку она продолжает стремиться к лучшей жизни.
Помимо этого, в произведении встречаются несколько достаточно объемных и самостоятельных вставных эпизодов. Некоторые из них автор даже вынес в отдельные главы.
Кульминация. По-настоящему счастливым на Руси человеком автор показывает Гришу Добросклонова, который неустанно борется за народное счастье.
Развязка. Из-за тяжелой болезни Некрасов так и не смог закончить свое великое произведение. Те части произведения, которые он все же успел дописать, были рассортированы и распределены уже его друзьями после кончины автора.
Финальная часть произведения называется «Пир на весь мир». Всю ночь напролет крестьяне поют о старом и новом времени. Гриша Добросклонов поет добрые и полные надежд песни.
О чем произведение?
У семерых мужиков на дороге завязался спор о том, кому на Руси жить хорошо? Вся суть произведения заключается в том, что они ищут ответ на этот вопрос в пути, вступая в разговор с представителями различных сословий. Разговор с каждым из которых становится отдельным сюжетом.
Герои произведения приняли решение отправиться на прогулку, чтобы разрешить свой спор и найти правильный ответ. Но эта затея закончилась ссорой и дракой.
Когда они начали драться в лесу ночью, из гнезда выпал птенчик. Один из мужиков подобрал выпавшего птенца.
Когда герои разместились у костра, то начали мечтать о том, чтоб у них тоже появились крылья и они смогли отправиться в путешествие, чтобы найти ответ на интересующий их вопрос.
Птичка пеночка, птенец которой выпал, оказалась не простой птичкой, а волшебной. Поэтому она, чтобы освободить своего птенца, решает поведать героям как отыскать скатерть-самобранку, благодаря которой у них появится еда и одежда. Путники размыкали заветную скатерть и устроили настоящий пир. Во время пиршества они поклялись докопаться до правды, но до того времени, пока они не отыщут ответ — они не будут возвращаться домой к своим близким.
На своем пути они встретили попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, работника и бывшего дворового, которого разбил паралич, Ермилу Гирина, который славился своей честностью, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, а также Последыша-Утятина со своей семьей, который выжил из ума, холопа Якова и божьего странника Иону Ляпушкина. Примечательным было то, что никто из встреченный ими людей не был счастлив. Наоборот, у каждого из них была своя трагическая Истрия, наполненная страданиями и злоключениями.
Странники добились своей цели лишь повстречав семинариста Гришу Добросклонова. Он был счастлив от того, что самозабвенно служил своей Родине. Благодаря своим добрым песням, ему удается вселить в людей надежду на светлое будущее. На этой ноте и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Писатель планировал написать продолжение произведения, но, к сожалению, не успел. Но у него получилось вселить в народ веру в будущее России.
Темы произведения
Главная тема произведения — это тема свободы. Автор делает акцент на том, что русский человек попросту не знал, что ему делать с внезапной свободой, ему было сложно адаптироваться к новым правилам.
Еще одна проблема произведения — национальный характер. Мы видим, что люди, имеющие различные взгляды, ведут одинаковый образ жизни — пьют, продолжают жить в забытье и вести пустые разговоры. Они привыкли быть рабами и все никак не могут забыть этой привычки. Проблема в том, что они как были нищими, так ими и остались. И вот пока их материальное положение не поднимется хотя бы до уровня бедности, а не нищеты, они не могут побороть в себе эту привычку. Они продолжают жить иллюзиями, не знают, что такое гордость.
Тема счастья также присутствует в произведении. Автор произведения считает, что счастье человека кроется в бескорыстной помощи другим людям. Человек должен чувствовать то, что он нужен обществу, он должен нести добро, любовь и справедливость. Когда мы самозабвенно и бескорыстно творим добрые дела, наша жизнь начинает наполняться смыслом. В образе Гриши Добросклонова мы отчетливо видим то, что можно быть счастливым тем, что ведешь свою страну и народ к светлому и счастливому будущему.
Еще одна тема произведения — это тема Родины. Поэт хоть и показывает Русь как бедную и замученную страну, но в тоже время он подчеркивает, насколько она прекрасна. Это великая страна, которую имеет героическое прошлое и которую ждет большое будущее.
Некрасову жаль свою Родину, поэтому он пытается отдать всего себя на то, чтобы улучшить и исправить ситуацию. Именно Родина и русский народ вдохновлял его на протяжении всей жизни. Все свои чувства и мысли он постарался объединить воедино в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».
То, насколько Некрасов был патриотичен, отчетливо видно в самом конце произведения, когда странникам удается отыскать человека, который живет интересами общества.
Стоит также отметить и тему труда. Именно затрагивая тему труда, Некрасов показывает насколько труд возвышает обычного нищего крестьянина над порочной знатью. Праздность губительна, поскольку способна превратить человека в надменное и самодовольное ничтожество.
У простого и трудолюбивого народа есть очень важные для общества навыки и подлинная добродетель. Без простого работяги не будет России, а вот без самодуров страна вполне способна прожить.
Таким образом Некрасов говорит о том, что ценность каждого из нас определяется тем, какой вклад мы сделали на благо Родины.
Проблемы произведения
В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов поднимает очень важные и острые проблемы того времени.
Главной проблемой можно назвать проблему счастья. Данный вопрос актуален как в социальном, так и в философском плане. Период написания поэмы выпал на момент отмены крепостного права, из-за чего кардинально изменился столь привычный уклад жизни всех слоев населения.
Люди привыкли долгое время находиться в рабстве, поэтому попросту не знает как можно жить свободной жизнью. Люди буквально оказались выброшенными на произвол судьбы, поскольку до этого были не знакомы с независимостью.
Все герои произведения — настоящие русские люди, имеющие соответствующий характер и судьбу. Автору удалось детально описать их жизнь благодаря богатому опыту общения с простым народом. Да и проблемы произведения он черпает из жизни: после отмены крепостного права все сословия столкнулись с неустроенностью и растерянностью. Не были организованы рабочие места или же земельные наделы, где могли бы трудиться вчерашние крепостные. Помещики не имели никаких инструкций или же законов, которые регламентировали бы их общение с наемными рабочими.
Еще одна важная проблема произведения — это проблема алкоголизма. Странники делают вывод, что из-за тяжелой жизни люди просто не в состоянии не пить. алкоголь дает хотя бы временное забытье, необходимое для того, чтобы дальше переносить безысходность и каторжный труд.
Еще одна проблема поэмы — социальное неравенство. Помещики позволяют себе то, что не могут позволить обычные люди. Зачастую их деяния остаются безнаказанными.
Основная мысль
Показывая дорожную стычку семи странников, поэт поэт пытается показать спор, который длится веками. Он затрагивает абсолютно все слои русского общества того времени. Все главные герои произведения были призваны на мужицкий суд. Первый раз в жизни у мужиков появилась возможность судить самостоятельно. Прожив долгое время в рабстве и нищете, они не хотят возмездия. Они хотят одного — разобраться, как жить дальше? Это и является основной мыслью произведения.
Собственное мнение на этот счет поэт передает через песни Гриши Добросклонова:
«И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Еще ты в семействе — раба, но мать уже вольного сына!..»
Хоть реформа, принятая в 1861 году и принесла негативные последствия, но автор свято верит в то, что впереди у России счастливое и светлое будущее. Перемены изначально всегда кажутся сложными, но после них наступает рассвет. Хоть поэт и не успел закончить свое произведение, но он успел высказать самую главную и важную мысль произведения:
«Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»