Анализ поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Анализ поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь) Анализ произведений

Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ поэмы «Мертвые души», которую написал Николай Васильевич Гоголь. Данный материал будет полезен при изучении анализируемого произведения.

Поэму «Мертвые души» очень многие ассоциируют с мистическими явлениями. Стоит отметить, что подобная ассоциация появилась не на пустом месте. В творчестве Николая Васильевича достаточно большое количество произведений, которые воплотили в себя пересечение элементов сверхъестественного с реальностью. Что же касается второго тома «Мертвых душ», то по поводу его уничтожения и по сей день ведутся споры. Первый том произведения стал своего рода пособием о жизни русского дворянства 1830-х годов. Автор поведал читателям обо всех грехах помещиков и чиновников.

Использование ярких, запоминающихся образов, которые автор наполняет глубокими размышлениями, а так же использование тонкой сатиры – совокупность всего этого помогает читателю проникнуться спецификой эпохи, а так же лучше понять особенность того времени.

История создания

Первые писатели, которые приходят на ум из русской литературы – это Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь. Но существует еще один малоизвестный факт, что именно Александр Сергеевич подсказал Гоголю темы «Ревизора» и «Мертвых душ». Своя начало это история брала от того момента, когда беглые крестьяне, которые не имели никаких документов, брали себе имена умерших людей. Из-за этого в городе не регистрировалась ни одна смерть.

Гоголю очень понравилась эта идея, поэтому он начал над ней работать. Начало работы над произведением датировано 7 октября 1835 года. Гоголь даже отправил весточку Пушкину, в которой говорил о начале работы над романом.

Изначально Николай Васильевич хотел создать произведение, подобное «Божественной комедии» Данте. Первый том представлял собой ад, второй – чистилище, а третий – рай. Но планам Гоголя не суждено было сбыться. Существует две версии, почему он не воплотил задуманное в реальность.

Первая версия говорит о том, что Николай Васильевич был верующим человеком. Поэтому после того, как его духовник посоветовал избавиться от «Мертвых душ», Николай Васильевич сжег произведение. Но так случилось, что первый том произведения уже успел распространиться в массы, поэтому Гоголю не удалось уничтожить все экземпляры. Но второй том писатель сжег.

Что же касается второй версии, то в ней говориться, что первую часть произведения автор написал на одном дыхании, и остался доволен. А вот вторая часть писалась не так легко, натянуто. Автор был не доволен результатом своих трудов, поэтому сжег его без сожаления.

Жанр, направление

Основной вопрос возникает – почему произведение «Мертвые души» принято считать поэмой? Но ответ лежит на поверхности – это было желание самого Николая Васильевича. Если же посмотреть на структуру произведения, язык, количество персонажей, то становится видно, что «Мертвые души» являются эпическим произведением, а точнее – романом.

Существует мнение, что таким образом Гоголь хотел подчеркнуть жанровую особенность. Николай Васильевич показывает равенство между эпическим и лирическим началами.

Еще существует менее распространенная версия, что Николай Васильевич делает отсылку к Пушкину, или же ставит «Мертвые души» в противовес «Евгению Онегину». Ведь «Евгений Онегин» именуется романом, хотя по всем признакам является поэмой.

Что же касается литературного направления, то здесь все гораздо проще. Это реализм, свидетельством чего можно назвать то, что автор скрупулезно описывает дворянский уклад, поместья и помещиков.

Смысл названия

Николай Васильевич Гоголь назвал свое творение «Мертвые души», использовав самый известный оксюморон в русском языке. Ведь мы привыкли к тому, что душа бессмертна. Чичиков же решил построить все свои махинации именно на мертвых душах.

Из этого можно сделать вывод, что свое название поэма получила благодаря помещикам, которые охотно продавали или же дарили души. Данные люди были давно мертвы, но не физически, а в духовном плане.

Гоголь считал, что именно такие люди и являются обитателями ада, а добиться рая они могут только тогда, когда полностью искупят свои грехи.  Лишь в третьем томе говорилось о том, что они получали возможность стать «живыми».

Композиция

Изюминка композиции «Мертвых душ» заключается в кольцевой динамике.

В самом начале автор рассказывает о том, как Чичиков приехал в город NN, внутри которого начинает перемещаться. Постепенно герой обрастает необходимыми знакомствами, а так же воплощает в жизнь задуманную аферу. Далее Чичиков прибывает на бал, после чего покидает город, тем самым замыкая круг.

Так же автор показывает то, что все знакомства Чичикова происходят в порядке убывания. Начинается все с наименее «мертвой души» — души Манилова, а заканчивается душой Плюшкина, который давно погряз в долгах и проблемах.

Что же касается повести о капитане Копейкине, которую автор её умело вплетает в десятую главу, то она рассказывает о взаимовлиянии человека и государства.

А вот о самой биографии Чичикова Николай Васильевич рассказывает лишь в самой последней главе, уже после того, как он уезжает из города.

Суть произведения

Главный герой произведения – Павел Иванович Чичиков. Он приезжает в город, преследуя цель купить у помещиков мертвые души. Делает он это для того, чтобы заложить их в опекунский совет, и за каждого из них получить по двести рублей. На самом деле, он просто очень сильно мечтал стать богатым, поэтому не брезговал никакими способами.

Когда главный герой прибыл в город, то умудрился очаровать всех государственных служащих, с кем ему довелось познакомиться. В этом ему сильно помогли его манеры. Ни у кого даже не закралось мысли о том, что за этим всем может стоять бесчестная идея и обман.

С самого начала все складывается так, как и было задумано. Помещики очень хотели познакомиться с Чичиковым, поэтому с большой радостью продавали, а иногда даже дарили ему мертвые души. Все они был рады видеть в дальнейшем Чичикова гостем в их городе.

Но бал, который Чичиков посетил перед своим отъездом, чуть не сыграл с ним злую шутку и не лишил репутации. Его махинация была на грани срыва. Слухи о том, что он занимается мошенничеством, стали стремительно распространяться среди людей. Но Чичикову удается покинуть город до этого.

Темы проблемы

Главная тема, которую Николай Васильевич поднимает в своем произведении, это тема исторического пути России. Автор показывает читателю то, насколько несовершенный бюрократический аппарат, который привел к настоящему положению дел.

Когда произведение впервые увидело свет, на Гоголя обрушился шквал упреков в отсутствии патриотизма, а так же за то, что он выставил Россию в неудобном свете. Николай Васильевич был готов к этому, поэтому в одном из отступлений в начале седьмой главы, дает ответ скептикам.

Он пытается донести, что настоящий патриотизм заключается не в том, чтобы не замечать и не показывать недостатки своей родины, а в том, чтобы изучать их, анализировать и стараться с ними бороться.

Еще одна тема произведения – это взаимосвязь власти и народа. Данную проблему автор освещает при помощи антитезы помещики – крестьяне. Крестьяне являются нравственным идеалом самого Николая Васильевича. Да, у данного слоя населения отсутствует образование и воспитание, но у них есть намного больше – настоящие, живые чувства и эмоции. Автор верит, что лишь они способны изменить и преобразовать Россию того времени. Этих людей постоянно угнетали, но при этом они не перестали быть деятельными. Что же касается помещиков, то никто не посягает на их свободу, но при этом они ничего не хотят делать или менять. Именно на этом и делает акцент Николай Васильевич.  

Феномен русской души – это еще одна тема, которую поднимает автор в своем произведении. Независимо от всех проблем, о которых говорит Гоголь в своем произведении, наши люди остаются такими же талантливыми и с большой душой.

Даже в тех помещиках, о которых говорит Гоголь, просматривается русская душа. Например, Коробочка, которая была очень заботливой и хлебосольной, или же Манилов, который отличался добросердечностью и открытостью. Можно так же отметить Собакевича, который был хозяйственным и деловитым, или Ноздрев – веселый и полный энергии человек. Изменения коснулись и Плюшкина, когда ему довелось вспомнить о дружбе.

Автор старается показать, что русская душа – уникальна. Даже в самых худших представителях данной национальности, в тот или иной момент проявляются достоинства и способности.

Еще одна тема произведения – это тема семьи. Из-за того, что главный герой вырос в неполноценной и холодной семье, сам он был переполнен порокам, хотя и не был лишен таланта. Тот же Плюшкин, когда потерял свою надежду и опору – жену, превратился в недоверчивого и жадного человека. Поэтому можно сказать, что тема семьи является одной из главных тем произведения.

Что же касается проблем, то и без них не обошлось в произведении. Главной из них считается проблема омертвения русской души. Это хорошо видно на примере помещиков, о которых идет речь в первом томе произведения. Души всех героев, с которыми нас знакомит автор, мертвы, но совершенно по-разному. Это приводит к тому, что совокупность всех их характеров, которые по отдельности совершенно незначительны для общества, приводит к социальному и нравственному кризису.

Гоголь хочет показать, что каждый человек, который имеет хоть какое-то влияние, способен изменить ситуацию в своем городе.

Поднимаются так же проблемы взяточничества, казнокрадства, подхалимства и невежества. Все эти качества приводят к омертвению душ.

Основная мысль

Основная мысль произведения сосредоточена в седьмой главе, а именно в отрывке, где Чичиков пытается «оживить» те души, которые он приобрел. Он начинает представлять, какими были эти люди раньше. Герой начинает думать о судьбе всех людей, к которым ранее он относился как к товару. В этот момент мы можем увидеть впервые проблеск его души.

Из этого можно сделать вывод, что теория Чичикова о возможности очищения души имеет право на существование. Если это действительно так, то у мертвых душ появился шанс на нравственное возрождение.

Гоголь искренне верил в то, что Россию ждет великое и счастливое будущее, которого можно добиться благодаря очищению и нравственному воскресению народа.

Так же автор показал всю чистоту и силу, которая была внутри крестьян. На протяжении всего произведения отчетливо видно, с каким уважением Гоголь относится к работникам, крестьянам, хотя они и не являются предметом его освещения. В первую очередь писатель хочет показать махинации, совершенные Чичиковым, а так же все прогнившее чиновничество. Гоголь высмеивает и осуждает мертвые души, тем самым направляя читателя, народ и страну в нужное русло.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий