Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ поэмы «Облако в штанах», которую написал Владимир Владимирович Маяковский. Мы собрали весь необходимый материал, который будет полезен при подготовке к уроку.
Все творчество Владимира Владимировича пронизано идеями и новшествами, которые автору удается создать внутри традиционного литературного процесса. Он является основоположником нового течения – футуризма. Многие авторы до Маяковского, и после него пытались творить в данном направлении, но никому из них не удалось добиться те успехов, которых добился Владимир Владимирович.
Из этого можно сделать вывод, что своим творчеством и нововведениями Маяковскому удалось добиться бессмертия для своих трудов.
История создания
Поэма, которой Владимир Владимирович дал название «Облако в штанах», была написана в период с 1914 по 1915 года. Своего рода вдохновением становится турне, в которое он отправился в 1913 году вместе с Бурлюком и Каменским. После этого путешествия Маяковский все свои эмоции и впечатления, полученные в поездке, изложил на бумаге.
Изначально поэма называлась «Тринадцатый апостол». Но это название не прижилось по той причине, что в то время у Маяковского еще не было имиджа антирелигиозного фанатика.
Жанр, направление, размер
Произведение «Облако в штанах» — это поэма. В анализируемой поэме преобладает исключительное жанровое своеобразие, но в то же время соблюдается хрестоматийная роль. Автор излагает синтез чувств, которые сам создает, как продукт духовной деятельности. Причиной всему этому становится влияние сильного образа и чувства.
Жанровым своеобразием поэмы «Облако в штанах» является закономерное явление в направлении литературы, в котором творил Владимир Владимирович. Главной особенностью футуризма является неприязнь ко всем установленным рамкам, которые своим давлением способны влиять на человеческий разум, искажая и деформируя его. В произведениях Маяковского преобладает свобода мысли, ума и идей.
Для написания произведения автор использует свою знаменитую «лесенку», которая стала его визитной карточкой. Так же стоит отметить, что в произведении используется огромное количество окказионализмов, благодаря которым формируется уникальная структура произведения.
Композиция
Анализируемое произведение считается тетраптихом, поскольку делится на четыре равновесных части. Почему автор разделил свое произведение именно так ответить достаточно сложно. В то же время существует мнение, что все части произведения соответствуют отмеченными психологами пяти стадиям принятия неизбежного. Исключением является лишь последняя стадия – смирения.
Читатель отчетливо видит, как многострадальный герой переживает все четыре стадии: гнев, отрицание, торг и депрессию. Отсутствует лишь стадия смирения. Но это легко объяснить тем, что Маяковский не хотел, чтобы его лирический герой мирился с происходящим, поскольку тот является наивным максималистом.
Смысл названия
Название «Облако в штанах» — это очень интересный оксюморон, который включает в себя два образа. С одной стороны автор рисует некий образ, который является легким, воздушным и свободным – облаком. С другой стороны мы видим штаны, которые еще с первобытного мира ассоциируются с людским грехопадением, похотью и ограниченностью. Благодаря этому автору удается создать образ мужчины – облака в штанах. Таким образом, автор хотел показать человека, который был чист, аккуратен, лишен всякого греха. В то же время этот человек постоянно стыдится себя, стремиться к приторности, которая так хорошо соответствует рамкам, принятым в обществе.
Смысл поэмы
Поэма «Облако в штанах» состоит из предисловия и четырех частей. Сильными сторонами Владимира Владимировича являлись эпатаж и пафос, благодаря которым он смело входил куда угодно. Это качество отражалось не только в повседневной жизни, но и в литературной деятельности.
Данное произведение не является исключением, поэтому автор традиционно начинает свое произведение с обещания «дразнить нашу мысль об окровавленный сердца лоскут».
Первая часть
В первой части произведения мы знакомимся с лирическим героем. Автор описывает его как пылкого и красивого двадцатидвухлетнего молодого человека. Так же читатель узнает возлюбленную юноши. Это была весьма неосмотрительная особа, которая со страхом относилась к автомобильным гудкам, но в то же время смело признается молодому человеку, что отправляется под венец, не испугавшись его праведного гнева.
Но очень зря девушка не боялась его леденящего спокойствия. Лирический герой разочаровывается в любви как таковой, после предательства его возлюбленной. Окружающие не видят гнева юноши, но он убийственный для человека, который абсолютно все подвергает сомнению, кроме собственной совершенной любви, которая только что превратилась в прах.
Вторая часть
Поэт начинает рассказывать о муках творчества. Было время, когда он был сильно наивен. В то время он был уверен, что писать – это очень просто. Прошло время, и он отказался от чтения книг, потому что знал, как много сил и труда было приложено для их написания.
Он недоволен искусством, потому что оно превратилось в банальное удовлетворение амбиций тех, чье существование незаслуженно превратилось в культ.
Это был культ лжи, за которым не было никакой пользы. Он приходит к выводу, что банальные и ежедневные проблемы намного страшнее фантазии Гёте. Этим своим суждением он подчеркивает, что отвлеченные рассуждения великих авторов перед решением глобальных проблем становятся просто беспомощными.
Третья часть
Поэт начинает рассуждать о жизни, о том режиме, что царит вокруг, при этом он совершенно не пытается скрыть свои истинные чувства и мысли.
Он с презрением относится к поэту Северянину, который так похож на большинство его современников, главной задачей у которых стоит изящество строк. Лирический герой в корне не согласен с этим, потому что сам привык выражать свои мысли четко, ясно, хоть порой и в грубой форме. Правда не всегда мягкая, поэтому преподносить её следует такой, какая она есть.
Так же можно заметить призыв к революционным действиям, чтобы избавиться от царящего режима.
Четвертая часть
Лирического героя не покидают мысли о Марии. Он постоянно вспоминает о ней, потому что ему очень сильно её не хватает.
Он просит, чтобы она не обращала внимания на его измены, поскольку для него они ничего совершенно не значат. Его сердце и душа открыто лишь для неё одной, поэтому он клятвенно обещает беречь её.
Но девушка не прониклась к его словам, взаимности он от неё не дождался. Тогда герой решил обратиться к Богу, чтобы тот дал ему ответы на все вопросы. Но и от небес он не услышал ничего, кроме молчания.
Темы произведения
Автор поднимает сразу несколько тем в анализируемом произведении.
Тема любви – одна из самых важных тем, которые поднимает Владимир Владимирович в своем творчестве. Не стало исключением и «Облако в штанах». Автор показал любовь не только, как чувство, благодаря которому хочется жить, но и как чувство, которое причиняет боль и страдания, из-за своей взбалмошности, а иногда и из-за неразделенности. Именно такую любовь и показывает автор в своей поэме, глее главный герой мечется и страдает.
Еще одна тема произведения – это тема искусства. Данная тема вызывает особенный интерес, поскольку Владимир Маяковский выдвигал новые этнические и культурные идеи. Он первый начал проповедовать совсем неактуальный в России прагматизм.
В анализируемом произведении лирический герой не освящает глубокие философские проблемы, в то время, когда явные угрозы целостности общества находятся прямо перед глазами.
Маяковский так же поднимает тему маргинализма. Её явное проявление отчетливо заметно в третьей части произведения. Читатель видит, что лирического героя не устраивает существующий политический строй, при этом он отмечает, что общество просто не способно правильно развиваться, основываясь на угнетение и эгоизм.
Лирический герой старается противопоставить себя окружающей серой массе, которых он считает глупыми и бесперспективными.
Еще одна интересная тема, которую затронул автор, это тема религии. Для него данная тема очень нехарактерна. Но делает Маяковский это затем, чтобы наглядно продемонстрировать, что церковь – это ненужный нарост, образованный на теле современного общества.
Еще одна тема произведения – это тема революции. На примере лирического героя, который возненавидел мир из-за его несправедливых условий. Именно окружение сделало его таким, какой он есть. Лирический герой обращается к обществу, требуя сплотиться, и войти в новую эпоху.
Но главная тема поэмы – это тема разочарования. В первую очередь мы видим, как сильно может разочаровать человек, который был ближе всех. Именно разочарование в конкретном человеке может привести к разочарованию во всем мире, недостатки которого стали так очевидны.
Проблемы
В произведении можно выделить четыре основные проблемы, которые поднял автор. «Облако в штанах» — это политическое произведение. Явным признаком этого является центральная проблема произведения – страдание свободного человека от капиталистического мира, который обрекает его жить в неволе. Лирический герой говорит о своих современниках, что они обречены испытывать муки от окружающего мира, потому что не видит никакого смысла в их существовании.
Еще одна проблема произведения – это роль искусства в жизни общества. Он с жалостью наблюдает то, что искусство обесценилось, превратилось лишь в прихоть богатых людей. Настоящая красота все реже встречается в искусстве, а настоящие и важные проблемы – еще реже.
Основу произведения составляет проблема эмоциональной качки. Маяковский не зря уделяет ей так много внимания: отличительной особенностью Владимира Владимировича всегда была импульсивность и вспыльчивость, поэтому он очень внимательно относился к вопросу контроля своего эмоционального состояния. Это хорошо проглядывается на примере лирического героя произведения. Автор показывает читателю, что минутная слабость может привести к непоправимым последствиям.
Так же автор поднимает проблему религиозного толка. Наш герой устал от ударов судьбы, которыми она его щедро награждает. И когда к нему приходит понимание, что он один в своей борьбе. Даже в этот момент он не видит перед собой фигуру с нимбом.
Основная мысль
Основная идея поэмы заключена в утверждении, которое Маяковский сформулировал следующим образом:
«… мельчайшая пылинка живого ценнее всего, что я сделаю и сделал».
В целом поэму можно считать гимном разочарования: в конце произведения романтический герой полностью теряет свой привычный мир, оставляя вокруг себя лишь «выжженную землю» из чистого рассудка. Но существование в таких «нечеловеческих» условиях – единственно приемлемое для героя.