Анализ поэмы «Реквием» (А.А. Ахматова)

Анализ поэмы «Реквием» (А.А. Ахматова) Анализ произведений

«Реквием» — поэма, которую написала Анна Андреевна Ахматова, а узнать ее основные моменты и особенности вам поможет полный анализ произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете сократить время на изучение произведения, а так же узнать интересные особенности.

История создания

Анна Андреевна Ахматова начала трудиться над своим произведением еще в 1934 году. Изначально у поэтессы был план написать цикл стихотворений, которые бы связывала одна тема, но так сложилось, что все написанные произведения были объединены в единую поэму «Реквием».

Самым плодотворным периодом был промежуток с 1938 по 1940 годы. Однако, завершить поэму поэтессе удалось лишь в 1960 годах. В печать произведение попало лишь в 1987 году. Так случилось из-за того, что идеология произведения совершенно не совпадала с идеологией власти.

В основу написания анализируемой поэмы легла личная история Анны Андреевны. Бывшего супруга Николая Гумилева расстреляли, а сына – Льва Гумилева – осудили. Так же арестуют и Николая Пунина, который стал супругом поэтессы в 1922 году. После всего этого в 1946 году Анна Андреевна вместе с писателем Зощенко попадает в опалу.

Анализируемая поэма была известна лишь узкому кругу людей, которым поэтесса сама читала её. После прочтения она непременно сжигала рукопись, чтобы не попасть в немилость к власти. Опубликована поэма была заграницей, но Анна Андреевна отрицала свое авторство, поскольку переживала за свою семью.

Лев Гумилев имел с матерью очень напряженные отношения, потому что распространение поэмы отражалось на его жизни.

Жанр, размер

Произведение «Реквием» относится к модернизму. Именно модернизму свойственно искать новые литературные формы, с помощью которых автор старается подчеркнуть свою уникальность и индивидуальность. Если рассматривать течение модернизма, то творчество Анны Андреевны относилось к акмеизму.

Поэму «Реквием» правильнее будет отнести к эпической поэме, поскольку произведение получилось достаточно объемным. В нем присутствует пролог, основная часть и эпилог. Для написания поэтесса использует несколько стихотворных размеров. Так же в нем присутствует несколько настроений и тонов повествования, благодаря этому определяется динамичность.

Смысл названия

У католиков словом «реквием» называлась служба по усопшим. Если вспомнить «каноны» акмеизма, то стоит отметить, что Ахматова использовала данное слово не как символ. Давая подобное название своему произведению, поэтесса хотела подчеркнуть то, что на бумаге она заключает искренние и личные душевные переживания. Она вложила в текст все: и горечь потери, и личные чувства, тревоги. Благодаря этому, читатель по-новому смотрит на смысл произведения, и более вдумчиво относится к его содержанию. В название поэтесса заключает весь траур по жертвам репрессий.

Композиция произведения

Достаточно необычная история создания произведения не могла не отразиться и в композиции. Каждую из частей поэтесса писала в разный период времени. Это отразилось и в тексте, потому что каждая часть является отдельным лирическим произведением, которое имеет собственный идейно-тематический комплекс. Так же каждая часть произведения написана различным стихотворным размером.

 В поэме можно выделить семь основных частей:

Первая часть включает в себя первые две главы произведения и является своего рода прологом. В данных главах автор показывает читателю образ и настроение царящей в то время эпохи. Ей вполне удается точно передать атмосферу России того времени.

Далее поэтесса делится с читателем своей личной трагедией. Она рассказывает о личных страданиях, которые ей пришлось пережить после ареста сына. Она безутешна, и предрекает смерть сына.

Следующая часть рассказывает о приговоре, который вынесли её сыну. Для женщины известие о ссылке сына становится собственным приговором.

Глава, которая называется «К смерти» — это обращение матери к смерти. Она мечтает, чтобы та освободила её от мучений и страданий, выпавших на её долю.

Девятая глава рассказывает читателю о том, как мать последний раз видит своего сына. Она устала бороться, поэтому теперь она полностью отдалась своей безумной утрате.

Часть «Распятие» — это своего рода параллель, которую героиня проводит между собственной утратой и библейским распятием, которое стало огромным горем для Богородицы, когда она утратила своего сына Иисуса Христа.

«Эпилог» рассказывает о том, что история лирической героини – это всего лишь малая часть тех историй из жизни, которые пришлось пережить народу.

Главным конфликтом произведения становится конфликт личности и государства. Лирическая героиня понимает, что она одна пытается бороться с жестокой машиной государства. Она бессильна против неё, и не может дать никакого отпора.

Смысл произведения

Анализируемая поэма «Реквием» является автобиографичной, но в то же время она затрагивает и другие сломанные судьбы народа. На своем примере поэтесса попыталась показать исповедь всех людей, которых коснулась тяжелая участь.

В основном все события произведения происходят около тюремных стен. Героиня рассказывает о том, что её сын арестован. Она начинает обивать все пороги, потому что безумно боится смерти своего сына. Целых семнадцать месяцев она живет в этом бесконечном кошмаре.

Лирическая героиня придается воспоминаниям, когда в ее беззаботной юности она даже не могла предположить, что ей уготовила судьба, и с какими проблемами придется столкнуться. Она уверена в том, что скоро её сына не станет, но тут ей сообщают приговор – ссылка. Для женщины данный приговор становится собственным приговором.

Она умоляет смерть, чтобы та не откладывала свой визит к ней. Прощаясь с сыном навсегда, женщина видит его «страшные глаза». Она не знает, что ждет их дальше.

Женщина вспоминает Богородицу, которой так же пришлось потерять своего ребенка. Именно этот священный образ и становится образом целой эпохи.

Лирическая героиня сравнивает свою жизнь с судьбами  других людей, которые столкнулись с таким же горем. Она хочет, чтобы на том месте, где она и еще множество людей простояли триста часов, воздвигли памятник.

Темы

В анализируемой поэме поэтесса поднимает достаточно большое количество различных тем.

Первая из них – это тема материнской любви. Анне Андреевне удается показать настоящий образ матери. Она до безумия любит своего ребенка, стараясь заботиться и оберегать его. Она не могла пройти мимо беды, в которую попал её сын, поэтому стойко стоит в бесконечных очередях. В ней ещё теплится надежда на то, что она сможет защитить свое дитя. Материнская любовь – это и есть главная тема произведения.

Так же поэтесса затрагивает тему Родины. Она показывает читателям огромную любовь и сострадание к родной земле. Даже после всего того, что выпало на долю поэтессы, она ни в коем случае не обвиняет в этом Россию. Ей очень жаль свою Родину, поэтому к ней она проявляет сочувствие. Лирическая героиня уверена в том, что Россия так же столкнулась с несправедливостью, как и её родной сын.

В произведении присутствует и тема сострадания. Лирическая героиня не уходит в себя, чтобы пережить все то горе, которое выпало на её плечи. Её положение нельзя назвать простым, но она продолжает испытывать сострадание и сочувствие к чужой беде и боли. Тема сострадания становится ведущей в данном произведении.

Еще одна тема, которую поднимает поэтесс, это тема памяти. Героиня не только испытывает сострадание к таким же, как и она, несчастным людям, которые незаслуженно пострадали и лишились семьи, но и не в состоянии отделить память о своем личном горе от памяти о горе огромного количества других людей. Именно им всем она хочет посвятить памятник. Всем тем, кто, так же как и она, провел немыслимое количество часов в тюремных очередях.

В произведении присутствует и тема народного страдания. Она становится основной темой всего произведения «Реквием». На примере обезумевшей от горя матери, поэтесса старается передать плач всего народа, кто пострадал так же, как и она. На примере  длинной очереди, в которой её довелось провести очень много времени, она показывает всю массовость и масштабность проблемы.

Тема времени так же присутствует в произведении. Поэтессе удается передать весь характер исторической эпохи через страдания лирической героини.

Проблемы

Главной проблемой поэмы «Реквием» является проблема исторической памяти жертв репрессий. Среди этих жертв оказалась и Анна Андреевна Ахматова. Несмотря на все горе и тяжести, которые довелось пережить поэтессе, она хотела защитить и сохранить правду, какой бы горькой она не была. Поэтесса была очень умной и обеспеченной женщиной, которая вполне могла эмигрировать из России. Она знала, что рано или поздно СССР коснутся гонения. Но она не покидает родное государство, потому что верит в будущее России. Ей кажется, что страна сможет выстоять и превратится в процветающее государство.

Даже после всего случившегося, поэтесса не винит Россию. Она старается вести летопись всех событий, страданий, с которыми пришлось столкнуться народу, чтобы в дальнейшем избежать повторения подобных событий.

Еще одна проблема в произведении – это проблема несправедливости и бесправия. Эта проблема поднимается не только на страницах данного произведения, но и становится основной в молодом государстве  СССР. Данная проблема коснулась огромного количества людей, а так же многих сфер деятельности. Люди были испуганы, поэтому не могли трезво посмотреть в глаза правде и действительности.

Основная мысль произведения

Поэма «Реквием» становится именно тем самым памятником, о котором поэтесса пишет в своем произведении. Она хотела, чтобы это произведение стало постоянным напоминаниям людям о том страшном времени и репрессиях, чтобы в дальнейшем эти ошибки не были повторены.

Она полностью раскрывает свою душу перед читателем, исповедуясь за весь народ, который пытался бороться с несправедливостью. Это является одновременно и смыслом произведения и целью его написания. Анна Андреевна хотела оставить этот страшный след, пронизанный болью и страданиями, чтобы он никогда не предался забвению.

Своим примером поэтесса так же показывает необходимость сострадания ко всем людям, не зависимо от их статуса. Она говорит о том, что превыше всего должны оставаться доброта и понимание, потому что именно на них и строится мир.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий