Анализ повести «Чучело» (В.К. Железников)

Анализ повести Анализ произведений

«Чучело» — повесть Владимира Карповича Железникова, которая способна вызвать самые противоречивые чувства у читателя. Читая произведение, мы с легкостью можем увидеть в героях произведения самих себя, своих друзей и одноклассников. Писателю удалось невероятно точно передать чувства и поведение детей, которые зачастую встречаются в детских коллективах. 

Когда писатель создавал свое произведение, то он, в первую очередь, хотел показать то, насколько дети порой бывают бесчувственны и жестоки по отношению к своим, более незащищенным сверстникам. 

Подрастающее поколение очень часто самоутверждается путем аморальных методов, оскорбляя других людей, у которых нет возможности дать отпор подобным действиям. Именно о такой «кукле для битья» и идет речь в анализируемом произведении «Чучело». Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще разобраться во всех тонкостях произведения. 

История создания

Повесть «Чучело» Владимир Карпович Железников написал в 1981 году. В основу данного произведения легла реальная история, которая произошла с племянницей писателя, которая подвергалась жестокой и безжалостной травли со стороны своих одноклассников на протяжении полугода. В произведении писатель показал лишь несколько дней из жизни своей главной героини Лены Бессольцевой. 

Первоначальное название пьесы звучало как «Бойкот». Как говорил сам автор, он хотел понять в данной истории, сумеет ли одинокий и ранимый человек выстоять против агрессивно настроенного окружения. Писатель позже принял решение показать в произведении всю картину повседневной жизни школьников и попытаться объяснить, откуда в совсем еще детях появляется подобная жестокость и бесчеловечность. 

Жанр, направление

Анализируемое произведение является повестью, поскольку для рассказа оно имеет слишком большой размер, а для романа — слишком короткое. 

Что же касается жанровой направленности, то это бытовая проза, в которой отображается драма детских взаимоотношений, жестокость и бесчувственность подрастающего поколения. Автор представляет весьма напряженные и драматические взаимоотношения, которые сложились в детском коллективе. Это было достаточно характерное направление в тот период времени развития советской литературы. 

Большая часть персонажей и событий, о которых идет речь в анализируемом произведении, реалистичны и имеют реальные прототипы. 

Литературное направление произведения — реализм. 

Композиция и конфликт

Повесть «Чучело» состоит из 14 глав, в каждой из которых описывается несколько дней из жизни Лены Бессольцевой, которой на момент повествования исполнилось 12 лет. 

В завязке произведения рассказывается о том, как девочка пришла в новую школу, после чего начинает развиваться действие — Лена знакомится со своими одноклассниками, общается с ними. 

Кульминация произведения происходит в тот момент, когда класс принимает решение сбежать с уроков. О шалости узнает учитель от лучшего ученика Димы Сомова, но Лена решает взять всю вину перед классом на себя. 

Развязка наступает в тот момент, когда дети узнают правду. Дети раскаиваются, но Лена вместе со своим дедушкой принимают решение уехать. 

Основной конфликт произведения состоит в травле Лены ее же одноклассниками за поступок, который она не совершала. Помимо этого автор показывает конфликт, который происходит между Леной и ее одноклассником Димой Сомовым, которого девочка искренне считает своим другом. Лишь постепенно она начинает осознавать, что именно Дима ее предает. 

Смысл названия

Назвав повесть «Чучело», писатель старается показать то, как может отнестись жестокий коллектив к непонятному им человеку, хотя этот человек является добрым, светлым и отзывчивым. Данную кличку девочка получила не только из-за своей внешности — она была очень худой, высокого роста, уши у нее торчали, а волосы были светлые и пушистые). На самом деле была еще одна причина, по которой девочка получила это прозвище. Обычно чучело используют для того, чтобы отпугивать птиц. Так и Лена напугала детей своим признанием, после чего они решили перестать заниматься теми вещами, которые совершали тайком. 

Все то, что так активно пытались скрыть от посторонних глаз, стало известным. Именно участь Лены навсегда отбила желание героев от бойкотов и других насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки, а также остальных последствий травли. 

Смысл названия повести «Чучело» заключается в том, чтобы показать, кем может оказаться в глазах большинства тот, кто на самом деле намного лучше и чище остальных. Именно такое «чучело» способно найти в себе силы и мужество, поступать благородно и быть не таким, как все. 

Суть произведения

В один маленький город переехала девочка Лена Бессольцева. Ей было всего двенадцать лет. Она перебралась жить к своему дедушке, который был очень добрым и мягким, одиноким человеком. Звали дедушку Николай Николаевич Бессольцев. У дедушки было очень интересное занятие — он искал и собирал картины, которые когда-то написал его дед — крепостной и никому неизвестный художник. Для дедушки это становится основным занятием в жизни, которое доставляет ему удовольствие. 

Но все резко меняется с приездом Лены — именно внучка становится новой отдушиной, утешением, радостью и смыслом для дедушки. 

Когда девочка пришла в новую школу, то одноклассники приняли ее с насмешкой из-за ее высокого роста и нелепой внешности. Но девочку это ничуть не огорчало, потому что она была рада общению с новым ребятами. 

Она очень подружилась с мальчиком, которого звали Дима Сомов. Это был самый популярный мальчик в классе, поэтому их дружба повлекла за собой новые насмешки и недоброжелательство. 

Как-то раз у Димы завязался конфликт с одноклассником по имени Валька. Все дело было в том, что Валька ловил и сдавал на живодерню бродячих собак. Диме начал угрожать и запугивать старший брат Вальки. В тот момент Лена изо всех сил поддерживала своего друга Диму и не переставала восхищаться его смелостью и отвагой. 

Накануне осенних каникул классу сказали, что на каникулах они все поедут в Москву. Тогда Дима предложил одноклассникам самим заработать деньги на поездку — оказывать помощь жителям и предприятиям, помогать работать на городах и во дворах. Большинство одноклассников поддержали эту идею, поэтому быстро приступили к выполнению задуманного. Они очень быстро заработали необходимую для поездки сумму, и начали с нетерпением ждать заветного путешествия. 

Когда был последний учебный день, одноклассники приняли решение сбежать с урока и отправиться в кино. Но произошло следующее: Дима признался Маргарите Ивановне в том, что они совершили. Но у мальчика не хватило смелости рассказать об этом своему классу. 

За то, что класс убежал с урока их сурово наказали — ни о какой поездке в Москву больше не могло быть и речи. Дети были очень возмущены. Тогда они начали выяснять, кто же именно рассказал об их поступке. Но мальчик не спешил признаваться в содеянном, поэтому его вину берет на себя Лена. 

Тогда заводила класса Миронова, которую прозвали Железной Кнопкой, предложила устроить девочке настоящий бойкот. Дети с радостью поддержали эту идею. Единственный, кто осмелился возразить классу — это Васильев, которого давно в классе травили. Что же касается Димы, то он предпочел нейтральную сторону. 

С Леной все перестали общаться, при этом каждый норовил ее оскорбить или унизить, девочку обстреляли горохом и побили. В глубине души Лена продолжала надеяться, что рано или поздно Дима расскажет ребятам правду.  Он неоднократно обещал так и сделать, но все никак не мог набраться смелости. 

Валька украл платье девочки, после чего весь класс устроил жесткое представление. Они изготовили настоящее чучело из этого платья и подожгли его. Более того, дети вынудили и Диму принять участие в этой жестокой расправе. Он не смог противостоять им и ни чем не помог бедной Лене. 

Дедушка начал замечать, что с девочкой происходит что-то плохое. Он хочет помочь бедной внучке, поэтому просит ее все ему рассказать. Девочка постепенно вводит дедушку в курс дел и рассказывает ему о случившимся. Девочка больше не хочет оставаться в этом городе. 

Как-то раз к ним домой пришел тот самый мальчик-изгой Васильев, который тогда единственный не захотел принимать участие в травле. Он просит Лену, чтобы она не боялась одноклассников и никуда не уезжала. 

Тогда Лена приняла решение пойти на крайние меры — она побрилась наголо и пришла к Диме Сомова, когда весь класс радостно отмечал его День рождения. Девочка рассказывает правду в лицо каждому из своих одноклассников и уходит, оставив своих одноклассников в состоянии шока. 

Спустя время дедушка принимает решение оставить свой дом вместе с картинами в общественное пользование города, и уехать вместе со своей внучкой. К этому моменту времени уже весь класс знает правду благодаря Лене и еще двум ребятам, которые слышали, как Дима признавался во всем учительнице. 

Тогда класс активно переключился на травлю Димы. Лена, перед тем как уехать, приходит вместе с дедушкой в школу. Учительница рассказывает классу о том, какое пожертвование городу сделал дедушка Лены. 

Класс был в шоке от услышанного. Их удивил и поступок Николая Николаевича, а также то, что Лена наотрез отказалась учавствовать в травле Димы. Благодаря этому дети смотрят на Лену совершенно с другой стороны, они искренне любят ее и очень раскаиваются в своем поведении. 

Темы

Темы, которые поднимает писатель в своем произведении, как нельзя лучше отражают всю сложность и динамику мира подростков, раскрывая все недостатки и достоинства. 

Основной темой произведения является конфликт, который происходит в детском коллективе. Они с жестокостью отнеслись к новенькой девочке, которая отличалась от них. Автор не спешит делать выводы и старается оценить мотивы каждого ребенка, при этом он приходит к выводу, что дети просто стали заложниками взрослых противоречий. Например, Рыжий очень мечтал о поездке в Москву, где он смог бы встретиться со своим отцом. Поэтому когда он лишился этой возможности, то с особой жестокостью начинает преследовать бедную Лену. Этот мальчик не был злым или жестоким, он просто был одиноким ребенком, который так сильно нуждался в обществе своего отца, который по какой-то причине был не рядом с ним. 

Еще одна тема произведения — это тема справедливости. В произведении затрагивается конфликт, который произошел между Мироновой, Железной Кнопкой и их одноклассниками и близкими людьми. дети не до конца понимают слово «справедливость», поэтому стараются найти ее в мести. Таким образом они окончательно путаются сами и порождают произвол. 

На первый взгляд благие цели в итоге привели к весьма плачевным последствиям. Автор специально акцентирует внимание, что в лексиконе детей присутствуют совсем не детские слова, такие как: предатель, суд, шпион. Таким образом он хочет подчеркнуть то, что дети живут в весьма враждебной атмосфере, в которой изначально заложены ложные установки. 

Тама учителя — еще одна тема, представленная в произведении. Речь идет о конфликте, который произошел из-за того, что сорвалась столь желанная поездка в Москву. Дети были переполнены презрением и обидой. В это же время учитель, из-за которого в коллективе зародилась негативная атмосфера, не стала решать проблему, а просто уехала заниматься своими личными проблемами. Служебный долг у нее отошел на второй план. Женщина с головой ушла в предстоящую свадьбу, поэтому она даже не пытается понять Лену, которая обратилась к ней за помощью, но вынуждена была уйти ни с чем. 

Отдельно стоит заострить внимание на теме семьи, которую автор раскрывает весьма интересно. В отношениях дедушки с Леной, порой присутствуют моменты конфликтности. Это происходит из-за того, что дедушка не знает и не понимает того, что происходит в жизни его внучки. Его мысли полностью направлены на картины, и на людей, которых давно нет в живых. Он настолько увлечен своим занятием, что практически не обращает внимание на то, что происходит в его семье. 

В конце произведения дедушка решает расстаться со всем этим, потому что очень сильно раскаивается. Он настолько сильно увлекся прошлым, что чуть не упустил настоящее. 

Также стоит отметить конфликт, который происходит у Лены с самой собой. Девочка считает себя виноватой в том, что невольно, поддерживала свой класс, когда они насмехались над ее дедушкой. Также Леночке неловко от того, что она сама стыдилась своего дедушку перед своими одноклассниками. 

Еще одна тема произведения — тема искусства. Дедушка практически все свое время посвящает тому, что собирает картины, ради которых отапливает весь дом, тратя на это достаточно много дров и денег. 

Одноклассники Лены не понимают странного мужчину, который плохо одевается и занимается непонятными им вещами. Но дедушку это ничуть не волнует — он стойко готов терпеть лишения, лишь бы собрать и сохранить творческое наследие своего предка. 

Проблемы

Проблемы, которые поднимаются в повести «Чучело», не потеряли своей актуальности и по сей день. 

Главной проблемой писатель показывает детскую жестокость, которая способна просто уничтожить личность. В противовес этому автор ставит проблему стремления выживания в коллективе, при этом не потеряв своей доброты и честности, продолжая неустанную борьбу за собственное право быть личностью. 

Еще одна проблема произведения — это проблема взаимоотношений между Леной и Димой Сомовым. Здесь мы тоже видим совершенно противоположные качества: малодушие и храбрость, верность и предательство, благородство и низость. Лена очень быстро привязалась к мальчику, но ошиблась в своих чувствах. В тоже время Дима Сомов потерял верного и преданного друга из-за собственной трусости. 

В случае Димы мы видим проявление еще одной проблемы — проблема благородства. Мальчик изо всех сил хочет быть благородным, но при этом он не хочет совершенно ничем жертвовать и терпеть неудобства. Он хочет остаться в стороне конфликта и попросту сбежать от действительности, когда на самом деле он должен был просто изменить собственное поведение. 

Присутствует в детском коллективе проблема неправильного трактования принципов. Дети весьма радикально и беспринципно относятся к человеку, который оступился и совершил ошибку. Например, Железная Кнопка уверенна в собственной правоте и в том, то она является настоящим борцом за правду. 

С проблемой непонимания мы сталкиваемся в отношениях дедушки и Лены, когда они только начинают общаться. Дедушка настолько ушел с головой в поиск картин, их содержание, что далеко не сразу обращает внимание на то, что происходит с его собственной внучкой. В дальнейшем дедушке приходится приложить немалые усилия, чтобы вывести собственную внучку на откровенность. 

Основная мысль

Основная мысль произведения «Чучело» — это то, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком и не терять свои самые лучшие качества. Писатель пытается донести до читателя мысль, что всегда необходимо стараться рассмотреть и понять в любом коллективе того, кто отличается от других, а не набрасываться на него с кулаками. 

Еще одна важная мысль повести — это то, что именно взрослые несут ответственность за жестокость среди детей. Никто из взрослых не поспешил вмешаться в конфликт и справить ситуацию, не стал на защиту Лены, а их учитель, которая в первую очередь должна была принять меры, и вовсе отмахнулась от происходящего, поскольку была полностью увлечена своей личной жизнью. 

Автор пытается показать на контрасте то, что в красивом старинном городе, где расположен прекрасный и знаменитый дом Бессольцевых, где старый солдат занят тем, что старается собрать свое духовное наследие, происходят страшные вещи. В этом городе подрастающее поколение превращается в наглых, циничных, бессердечных и безжалостных детей. Детей, которые не хотят замечать и ценить ничего святого и истинного. Как так могло получиться и кто виноват в этом? Именно этим вопросом и задается В. Железников, и заставляет задуматься об этом каждого читателя. 

Чему учит произведение?

В первую очередь повесть Железникова учит читателя добру, состраданию, любви и жертвенности. Девочка Лена жертвует собой и своим честным именем, чтобы спасти своего одноклассника Диму. Произведения учит в любой ситуации отстаивать свои взгляды, самого себя и никогда не выбирать между добром и злом, чтобы заслужить право на уважение окружающих и самого себя. 

Автор призывает также ценит и уважать тех, кто отличается от нас. Именно у них мы можем научиться честности, искренности, милосердию. 

Произведение «Чучело» призывает нас не спешить делать выводы и отворачиваться от тех, кого не понимает и не принимает большинство, чтобы в дальнейшем не пришлось раскаиваться. Это и является главной мыслью и моралью повести «Чучело». 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий