Анализ повести «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)

Анализ повести «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн) Анализ произведений

«Гранатовый браслет» — повесть, которую написал Александр Иванович Куприн, а Константин Георгиевич Паустовский называл «благоуханным» произведением о любви. Ее даже иногда сравнивают с сонатой Бетховена. Произведению удалось покорить читателя не только захватывающим сюжетом, но и глубокими образами, а также интересной интерпретацией темы любви. 

Произведения Куприна легко узнаваемы и их очень любят читатели в любом возрасте. Отличительная черта творчества Куприна — это документальность, поскольку в основу большинства произведений легла реальная история из жизни, либо же реальная история натолкнула автора на создание очередного произведения. Именно так и произошло с «Гранатовым браслетом». 

История создания

Как уже говорилось ранее, написание повести было связано с реальными событиями. Дело в том, что Александр Иванович был хорошим приятелем семьи губернатора Любимова. И вот однажды, когда они просматривали семейный альбом семьи Любимовых, он узнал об одной интереснейшей любовной истории. В жену губернатора был влюблен один чиновник-телеграфист. Она же собирала все его послания и делала к ним зарисовки. Как-то раз влюбленный мужчина прислал ей подарок — позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яйца. 

Автор начал работать над повестью в 1910 году. Этому факту есть доказательства в виде писем писателя, которые он писал своим коллегам по перу. Изначально предполагалось, что данное произведение будет рассказом. Но Куприн настолько увлекся историей, которую услышал от губернатора, что произведение получилось значительно большего объема. Автор очень быстро написал повесть — на все про все у него ушло три месяца. О том, как продвигается его работа, он писал Батюшкову. Куприн признается в одном из писем в том, что он столкнулся с трудностями в области музыки. Но автору очень нравилось его произведение, поэтому ему было жаль что-либо с ним делать. 

Впервые произведение было опубликовано в 1911 году на страницах журнала «Земля». 

Направление и жанр

Если говорить о направлении повести «Гранатовый браслет», то это — реализм. Куприн хотел как можно более достоверно показать окружающую действительность. Ему удалось сделать своих персонажей и их действия максимально живыми и естественными. Также автор прибегает к использованию большого количества деталей, которые лишь усиливают веру читателя в происходящее. Читателю даже начинает казаться, что все то, о чем говорит автор, происходило на самом деле. 

Что же касается жанра произведения, то, безусловно, это повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя небольшое количество действующих лиц. Но параллельно с этим в тексте используется большое количество различных деталей. Автор использует названия реальных мест, чем еще больше погружает читателя в написанное. 

Композиция, конфликт

В начале произведения — экспозиция. Именно в этой части мы знакомимся с семейством Шеиных. 

Последующая часть произведения — завязка. Здесь княгиня Вера получает письмо и браслет от своего воздыхателя. 

Кульминация — автор переносит читателя в жилище Желтков, где нам становится известно о его большой и искренней любви. 

Развязка рассказывает читателю о самоубийстве героя. В тоже время Вера нашла его предсмертное письмо. 

Финальная часть произведения приводит сюжетную линию к ее логическому завершению. Вера полностью осознает, что произошло и пытается смириться с этим. 

Что же касается конфликта произведения, то его особенностью можно назвать то, что он получился неоднозначным и неочевидным. В произведении присутствует любовный треугольник, но в нем нет острого противостояния. Все персонажи произведения относятся друг у другу с уважением и проявляют понимание. Никого из героев нельзя однозначно назвать положительным или отрицательным персонажем, поскольку у каждого присутствуют как плохие, так и хорошие стороны.  

Сюжет

Повесть «Гранатовый браслет» начинается с того, что все готовятся к празднику. Вере Николаевне приходит подарок от неизвестного ей человека. В роли подарка женщине прислали браслет, в котором были вставлены пять гранатов. К подарку прилагалось и послание, в котором говорилось, что данный драгоценный камень способен наделить обладательницу даром предвидения. 

Вера рассказывает своему супругу о подарке и демонстрирует ему подаренный браслет. Далее читатель узнает, что подарил подарок княгине мелкий чиновник по фамилии Желтков. Первый раз он увидел женщину достаточно давно в цирке, но по прошествии большого количества времени так и не смог забыть понравившуюся ему женщину. Он не в состоянии ничего поделать со своими чувствами, и даже угрозы брата Веры его не пугают. 

Желтков понимает, что своим поведением доставляет женщине проблемы, а он не хочет, чтоб его любимая женщина мучилась. Тогда он принимает решение уйти из жизни, чтобы своим поведением не навлекать позор на женщину. 

В конце произведения Вера Николаевна понимает, насколько сильными были чувства Желткова. 

Смысл названия

В качестве названия Александр Иванович использует подарок, который Вера получила от Желткова — гранатовый браслет. На самом деле этот самый браслет был одной из немногих ценностей небогатого Желткова. Этот браслет являлся семейной реликвией чиновника, поэтому это был не просто подарок, а частичка души влюбленного человека. Он хотел показать, что его чувства такие же сильные и настоящие, время над ними не властно, как и над подаренным браслетом, сменившим не одно поколение. 

Куприн не случайно дает такое название своему детищу. Таким образом он хочет выразить основную мысль повести «Гранатовый браслет» — настоящую, искреннюю любовь, символом которой и становится браслет. С давних времен гранат являлся символом любви, верности и страсти, поэтому при помощи данного камня Желтков выражает свои истинные чувства к Вере. 

Главные герои и их характеристика

Желтков. Мелкий чиновник, который трудится в контрольной палате. Автор даже не говорит читателю, как зовут Желткова, он лишь указывает инициалы в конце писем. Герой является именно таким, каким рисует его читатель в своем воображении: занимает низкую должность, худощавого телосложения, имеет бледную кожу, нервно одергивает пиджак. У Желткова голубые глаза и нежные черты лица. Возраст — около тридцати лет, денег особых он не имеет, скромный, порядочный и благородный человек. Последнее качество отметил даже супруг главной героини. 

Со слов пожилой хозяйки, у которой на протяжении восьми лет жил Желтков, он был замечательным собеседником и стал ей словно родным человеком. 

Мужчина никогда не тешил себя ложными надеждами о том, что такая женщина, как Вера Николаевна проявит к нему ответные чувства. На протяжении семи лет он искренне и безответно любил ее. Он знал о своей возлюбленной все: где она живет, чем занимается, как любит проводить время, во что любит одеваться. Его не интересовало ничего, кроме этой женщины. 

Вера Николаевна Шеина. Высокая, статная женщина, с лицом гордой аристократки.Обладает строгим, но при этом достаточно простым, спокойным характером. Вежлива, учтива, проявляет любезность по отношению ко всем.  Жена князя Василия Шеина более шести лет, вместе с супругом входят в высшее общество, продолжают устраивать балы и приемы, независимо от финансовых трудностей. 

У женщины есть сестра — Анна Николаевна Фриессе. Женщины совершенно непохожи внешне. Если Вера Николаевна пошла в мать, то ее сестра была копией отца — узкие монгольские глаза, женственные черты лица и кокетливая мимика. Также разнились они и характерами: у Анны Николаевны был легкомысленный и веселый характер, но при этом весьма противоречивый. Супруг Анны Николаевны — Густав Иванович, богатый, но при это не отличающийся особым умом мужчина. Очень любит свою супругу, постоянно старается быть рядом со своей любимой, создается впечатление, что они поженились только вчера — он все также любит и боготворит свою женщину. Анна Николаевна же к своему мужу относится с презрением, но ему остается верна. У них двое детей: сын и дочь. 

Генерал Аносов. Крестный отец Анны Николаевны. Мужчина обладал тучным телосложением, высоким ростом, характер имел добродушный и терпеливый. Имеет определенные проблемы со слухом, краснолиц, но при этом имеет ясные глаза. За годы службы заслужил уважение, справедливый и отважный человек с чистой совестью. 

Князь Василий Львович Шеин. Супруг Веры Николаевны. Автор не так детально описывает его внешность, поэтому нам известно лишь то, что у мужчины большая голова и светлые волосы. Имеет мягкий, чуткий и жалостливый характер. С большим понимание относится к чувствам Желткова. Есть сестра, вдова. Он приглашает ее на торжество. 

Темы

Тема любви. Куприн считает любовь очень опасным чувством, которое способно довести человека до самого печального финала. Но в это же время автор старается показать и величие любви, и то, какой огромной силой она обладает. Любовь способна преобразить человека до неузнаваемости. На примере Желткова это отчетливо видно: из мелкого чиновника он превращается в самоотверженного, сильного и искреннего человека, которому читатель просто не в состоянии не сопереживать. Трагическое чувство Желткова можно сравнить с сонатой Бетховена. 

Тема музыки. Александр Иванович с большим трепетом относится к музыке, поскольку считает, что она в состоянии помочь человеку даже в самой безвыходной ситуации. Благодаря языку музыки Желтков удается донести Вере Николаевне глубину своих чувств, и именно музыка помогает героине справится с одолевающим чувством вины и принять ситуацию. 

Тема семьи. Автор изображает семью с долей иронии, показывая, что там нет никакой страсти. Для супругов на первом месте комфорт, а любовь уже отходит на второй план. Но при этом Куприн все же не столь категоричен к семейной жизни, поскольку говорит о том, что Вера не изменяет своему супругу и по-своему даже любит его. 

Тема надежды. Автор показывает то, что мир погряз в жестокости, где очень часто человек остается непонятым и вынужден страдать. Когда у Желткова пропадает всякая надежда, он просто решает уйти из этого мира. Вера также находится на грани отчаяния, но музыка и любовь Желткова дарят ей надежду и возвращают к жизни. 

Проблемы

Проблема неразделенной любви. Автор показывает читателю проблему, которая появляется при неразделенной и безответной любви. Когда человек любит безответно, его душа страдает и иссушается, что в последствии приводит к разочарованию и отчаянию. Столь высокое и прекрасное чувство способно довести человека до трагического финала. 

Проблема отчаяния. Куприн говорит о том, что с отчаянием необходимо бороться. Но в тоже время он показывает, что, к сожалению, не все люди обладают достаточным количеством сил, чтобы побороть отчаяние и не опустить руки. Таким человеком является Желтков, которому не хватило сил справиться с ситуацией. Что же касается княгини Шеиной, то женщине удалось собраться с силами и вернуть былое душевное равновесие. 

Проблема общественного мнения. Не стоит недооценивать роль влияния общественного мнения на человеческую судьбу. Именно боязнь общественного мнения наталкивает Веру и ее брата на жестокий ответ Желткову, что и становится причиной трагического финала. Не стоит бояться общественного порицания, а иногда стоит просто не обращать внимания на общественное мнение, дабы избежать плачевных последствий. 

Основная мысль

Данное произведение рассказывает читателю одну историю несчастной любви. Автору удается продемонстрировать противоречие, которое может возникнуть в столь прекрасном, но в тоже время опасном чувстве. Без любви душа человека окутана холодом, но полюбив, человек начинает гореть в прекрасном, но опасном пламени любви. Куприн уверен, что без любви человек не может жить. 

Основная мысль произведения заключается в том, что такая сумасбродная, нелогичная и сумасшедшая любовь способна воплотить в жизнь идеал красоты и гармонии. 

Встреча Желткова и Веры произошла подобно яркой вспышке, которая навсегда изменила жизнь. Именно такие чувства вспоминаются через годы, о них пишут романы, и рассказывают в стихотворениях. За такую любовь умирают. 

Автор не оставляет в стороне и российское общество того времени. Он делает акцент на холодности и формализме, которые царят в умах людей. Люди не умеют ценить ничего, кроме обывательского благополучия. Они не позволяют себе жить по-настоящему, не позволяют себе с головой окунуться в страсть из-за банального страха. Автор говорит о том, что признаками настоящего счастья являются далеко не материальные блага, спокойствие и комфорт. По-настоящему человек живет лишь тогда, когда любит искренне, горячо и страстно. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий