Анализ повести «Хаджи-Мурат» (Л.Н. Толстой)

Анализ повести «Хаджи-Мурат» (Л.Н. Толстой) Анализ произведений

Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ повести «Хаджи-Мурат», которую написал Лев Николаевич Толстой. Весь собранный материал непременно пригодится вам, при изучении произведения.

Если окунуться в курс истории, то мы узнаем, что территория России постоянно увеличивалась и расширялась. К великой державе постоянно присоединялись новые земли, народы и культуры. Благодаря этому страна становилась не только сильнее, но и к тому, что появились новые вопросы национального и этнокультурного характера.

Если рассмотреть Кавказ, то этот регион всегда был непрост, поэтому привлекал внимание многих писателей и поэтов свой экзотичностью. Именно на Кавказе можно увидеть, как сочетается первозданная красота с первобытной жестокостью.

Лев Толстой не стал исключением, потому что его так же привлекала тема Кавказа. Ярким примером является повесть «Хаджи-Мурат». Данное произведение затрагивает отношение властей Российской империи с населением Кавказа. Так же в произведении мы узнаем об отношениях, которые царили внутри общества горцев.

История создания

В основу анализируемого произведения «Хаджи-Мурат» легла реальная историческая фигура – аварец Хаджи-Мурат. Это был великий военный вождь, который проявил себя в период с 30-х по 50-е годы. Его отличительными чертами были отвага и воинское мастерство. Так же он запомнился тем, что во время военных действий он неоднократно менял сторону. Он воевал и за Российскую империю, и против неё. Его жизнь оборвалась в тот момент, когда он очередной раз решил перейти на сторону России, а после и вовсе сбежать.

Лев Николаевич в тот период проходил службу на территории Кавказа. Лично ему не довелось встретиться с Хаджи-Муратом, который уже успел стать легендой. Но тем ни менее на Толстого история легендарного аварца произвела неизгладимое впечатление.

Но произведение Лев Николаевич написал не сразу. Ему пришлось пройти осаду Севастополя, добиться известности, пережить серьезный душевный перелом, а так же создать собственное учение. И только в 1896 году, когда автор уже успел прожить и осмыслить свою жизнь, он написал в своем дневнике, что прогуливаясь, он увидел искореженный куст репейника. Тот натолкнул его на воспоминания о легендарном Хаджи-Мурате.

Именно в этот год писатель и начал работать над своим произведением. Полностью завершена повесть была лишь в 1904 году. А в печать повесть попала уже после смерти автора.

Жанр, направление

Повесть «Хаджи-Мурат» Лев Николаевич Толстой создал в реалистичном направлении русской литературы. Мы можем заметить, что автор старается изобразить действительность максимально точно. Глядя на его героев, то, как они себя ведут – мы не можем не заметить дыхание натурализма. Сюжет рассказывает читателю о людях, их жизни, не стараясь что-то изменить или приукрасить.

«Хаджи-Мурат» является исторической повестью. Речь идет о небольшом промежутке времени, в котором участвует небольшое количество лиц. Время и место обозначаются четко, а так же автор использует реальные названия мест и явлений. Благодаря совокупности всего этого, мы можем полностью быть уверенны в достоверности описываемых событий.

За основу сюжета автор взял историю реального человека. Так же в качестве героев романа были взяты известные в истории личности.

Смысл произведения

Начиная со вступления, автор говорит о том, что когда он проходил около вспаханного поля, то его внимание привлек поломанный куст «татарина». И вот, глядя на изувеченный, но все еще цепляющийся за жизнь кустарник, рассказчик невольно вспомнил о Хаджи-Мурате.

1851 год, Кавказ. Наиб вместе с правой рукой Шамиля – Хаджи-Муратом ссорятся с лидером горцев. Эта ссора вынуждает их броситься в бега, чтобы спасти свою жизнь. В плену у Шамиля остается вся немаленькая семья Мурата: его мать, две жены и пять детей. Тогда он принимает решение принять сторону русских, чтобы вместе с ними вернуть свою семью.

Автор рассказывает о том, как протекает жизнь горцев и русских военных в гарнизоне. Хаджа-Мурат встречается с русской армией, которую возглавляет князь Воронцов.

В конечном итоге Воронцов решает написать письмо военному министру, после чего все действия переносятся в Санкт-Петербург. Здесь автор знакомит читателя с Николаем I. Он показывает его полным, развратным и властным человеком, который страдает манией величия. В своем правлении он оказывается тираном.

Император отдает приказ Воронцову, чтобы тот как можно скорее начал наступление на горцев. Воронцов беспрекословно выполняет приказ, но этот набег не дает ничего, кроме того, что к Шамилю примкнули новые сторонники.

А в то время Хаджи-Мурат очень переживает о своей семье, но он начинает понимать, что русские вряд ли захотят помочь ему. Как раз в это время ему приходит письмо от сына Юсуфа. В письме молодой            человек сообщает отцу о том, что Шамиль решил обесчестить жену и мать Мурата. Что же касается молодого человека, то ему пообещали отрубить голову, если наиб не вернется. Тогда Хаджи-Мурат принимает решение самому отправиться и вернуть свою семью, или же там и погибнуть. Он собирает своих людей и решает сбежать от русских. Но в итоге его укрытие было найдено милицией и казаками. Завязался жестокий бой, в котором погиб и сам наиб, и большинство его людей. Его бездыханное тело еще долго рубили ножами и саблями, после чего отрубили голову.

Темы

Если говорить о тематике произведения, то её можно назвать традиционной для Льва Николаевича.

Одной из главных тем произведения, является тема семьи. На примере главного героя мы можем увидеть невероятную любовь и преданность к своим родным и близким. Ради того, чтобы спасти свою семью, Хаджи-Мурат перешел на сторону врага, а в конечном итоге и вовсе отправляется на смерть ради того, чтобы хотя бы попытаться спасти дорогих его сердцу людей.

Еще одна тема произведения – это быт и нравы. Автор старается показать жизнь на Кавказе абсолютно с разных ракурсов. Он не утаивает ни светлых, ни темных сторон. Горцев он показывает суровыми, грубыми, но храбрыми и благородными. Толстой не поддерживал войну, которая шла на Кавказе. Толстой был убежден, что люди, проживающие на Кавказе, имеют полное право самостоятельно решать, как именно им жить.

Тема нравственного выбора – практически во всем произведении Хаджи-Мурату приходится делать сложный выбор: с одной стороны находится его любовь и преданность к своей семье, а с другой – гордость и преданность общему делу. В конечном итоге он дважды выбирает свою семью, не смотря на то, что заплатить ему за это пришлось собственной жизнью.

Проблемы

Одна из самых важных проблем произведения – это война. Лев Николаевич показывает военные действия, как никому ненужную и бессмысленную авантюру. Все дело в том, что ни русские солдаты, ни горцы, не испытывают такой уж сильной ненависти друг к другу, более того, у них для этого нет особого повода. Автор старается показать, что насилие не является выходом из сложившейся проблемы, потому что не решает ее, а усугубляет. Автор хочет показать то, что эта война необходима лишь русскому правительству. Ведь именно ему необходима власть и новые территории, а забота о простом населении отходит на второй план.

Вторая проблема – это проблема самопожертвования. Всех горцев, окружающих Хаджи-Мурата, и самого опасного наиба автор изображает отважными воинами. Кроме отваги их связывают узы боевого братства и личная преданность. Их преданность проявляется максимально в тот момент, когда они готовы пожертвовать своей жизнью ради товарища. Автора очень впечатлил дух горцев, поэтому он с осуждением относится к тем, кто решил воевать против столь благородного народа.

Основная мысль

Если подвести итог всему вышесказанному, то выделим следующее: своим произведением автор представляет читателю лишь одну из зарисовок событий Кавказской войны. В данной зарисовке он старается раскрыть и показать традиции и нравы горцев, а так же познакомить читателя с бытом русских солдат имперской армии.

Смыслом произведения является то, что из-за вторжений русских солдат на территорию Кавказа, начались трагические последствия. Народ был вынужден расколоться на несколько частей и жить в постоянной борьбе и противостоянии.  

Во всем тексте повести можно заметить, что сам Лев Николаевич относится с осуждением к этой войне, потому что не может понять её смысла.

Из этого можно сделать вывод, что главная мысль произведения – это осуждение власти, которая развязала войну, а так же отправила умирать на нее простых людей. Все это происходило лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции и желания.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий