Анализ повести «Невский проспект» (Н. В. Гоголь)

Анализ повести «Невский проспект» (Н. В. Гоголь) Анализ произведений

«Невский проспект» — повесть, которую написал Николай Васильевич Гоголь. Период жизни в Петербурге не прошел незамеченным и оставил глубокий отпечаток на творчестве Николая Васильевича. Его очень впечатлила Северная Пальмира, которой он посвятил сразу несколько произведений. В их числе и повесть «Невский проспект». В анализируемом произведении он постарался передать все нравы и особенности Петербурга, а так же в излюбленной сатирической манере разоблачил человеческие пороки. 

У Николая Васильевича достаточно много произведений, которые так нравятся читателям за тонкий юмор. Автор умело переплетает гротеск, абсурд и сатиру в своих произведениях, что читатель с юмором относится к реальности. 

Но «Невский проспект» — это совершенно другое произведение. Автор не использует в нем комические эффекты, а также не высмеивает человеческую глупость, которая так веселит читателя. В центре сюжета он изображает трагическую фигуру художника и комическую — поручика. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете как можно лучше узнать все тонкости и особенности анализируемого произведения. 

История создания

В 1831 году Николай Васильевич принял решение написать произведение, в котором центральным героем выступал такой удивительный и величественный Санкт-Петербург. Автор делает некоторые наброски, в которых описывает город, который так сильно волновал его. К Петербургу он питал особую и неподдельную любовь. Ему очень нравилось гулять по мощенным улицам Петербурга, где он мог часами наблюдать за тем, как кипит жизнь столицы. Также он не обходил вниманием и местных жителей, нравы которых также были весьма своеобразными. Словно губка, Николай Васильевич впитывал и запоминал случайно услышанные разговоры, сцены бытового характера. Все это в последствии стало частью его произведения. 

Повесть «Невский проспект» была закончена в октябре 1834 года, у буквально через месяц она уже была опубликована в литературном сборнике «Арабески». 

Интересным фактом является то, что с 1830 по 1833 годы Гоголь на постоянной основе посещал занятия в Академии художеств, на которые ходил как вольноприходящий студент. В этот период времени у него была уникальная возможность пообщаться с большим количеством живописцев, некоторые из которых уже имели известность. 

Ему очень нравилось данное общество, которое собралось на курсе. 

Мы не можем знать доподлинно, был ли у художника Пискарева прототип в реальной жизни, или его образ был собирательным. Но то, что посещение курсов отложило свой отпечаток на писателе, мы можем сказать с уверенностью. Данный период жизни нашел отголосок в повести «Невский проспект». 

Анализируемая повесть вошла в цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя, в которых он невероятно тонко описывает такую многоликую и разнообразную жизнь Северной Пальмиры, не стесняясь раскрывать ее тайны и темные стороны.  

Жанр, направление

Если говорить о жанровой разновидности произведения «Невский проспект», то это повесть. В произведении присутствует лишь одна сюжетная линия, в которой принимает участи небольшое количество героев. По объему и размаху событий произведение также соответствует характеристике повести. 

Поскольку главная идея произведения — обличительная, то мы можем сказать, что произведение принадлежит литературному направлению социально-критический реализм. 

В анализируемом произведении автор затрагивает тему маленьких людей, которых очень много встречается на проспекте. Это и гувернантки, и канцелярские рабочие, нищие и булочники. Все эти люди, которых показывает автор в своем произведении, не имеют никакого веса в обществе. Они навсегда обречены на нищенское существование. 

Композиция

Анализируя повесть «Невский проспект», нельзя не отметить весьма необычное композиционное построение. Давая общую картину жизни Петербурга, которая наполнена порками, страстями и соблазнами, Николай Васильевич раскрывает ее через описание Невского проспекта. Также в повествовании присутствуют и авторские общения. Судьба главных героев произведения показана сквозь призму общего движения жизни города. 

Писатель очень подробно описывает Невский проспект, используя при этом всевозможные художественные средства. Он специально описывает его в разное время суток, что дает ему возможность очень точно характеризовать социальную структуру всего Петербурга. 

Композиция построена весьма традиционно и включает в себя следующие части:

1. Завязка. В завязке мы видим встречу двух друзей. Каждый из них самостоятельно выбирает свой жизненный путь и занимается поиском собственного «идеала». 

2. Развитие событий. В этой части произведения мы видим сопоставление двух героев, которые находятся в идентичных условиях. В то время, как художник тщетно пытается спасти пропавшую душу, поручик не упускает момента приударить за замужней женщиной. 

3. Кульминация произведения. Здесь также мы можем наблюдать два события: первое — когда художник делает предложение руки и сердца падшей девушке, но получает отказ; и второе — когда супруг возлюбленной поручика выпорол неудачного любовника. 

4. Развязка. как и в предыдущих частях, мы наблюдаем две картины: поруганную честь поручика Пирогова и похороны молодого художника Пискарева, на которые так никто и не пришел. 

5. Эпилог. Автор описывает Невский проспект, на котором все по-прежнему эфемерно и лживо.

Смысл названия

Главный смысл названия произведения заключается в том, что самое сердце столь прекрасного города Санкт-Петербурга — это именно Невский проспект. Таким образом, сквозь призму взаимоотношений людей на этом самом проспекте, который столь прекрасен внешне, автор отображает жизнь всего города. 

Суть произведения

Сюжет произведения развивается вокруг двух историй молодых людей, знакомых между собой. Одна история жизни — это история молодого и талантливого художника Пискарева. Молодой человек однажды повстречал красивую незнакомку, за которой тут же последовал до ее дома. Когда девушка заметила, что за ней следует незнакомец, то она совершенно не испугалась, а, наоборот, дала молодому человеку знак, чтобы он продолжал следовать за ней в дом. Сложно представить шок молодого человека, когда он понял, что попал в дом терпимости. 

Здесь читатель может наблюдать явный внутренний конфликт, когда молодой человек просто не в силах мириться с действительностью. Он служит прекрасному, и в прекрасной незнакомке он видит лишь красоту, подобную произведению искусства. У него даже в мыслях нет опошлить ее радостями плотских утех. Пискарев не может и не хочет смириться с тем, что столь прекрасная девушка ведет столь низменный и грязный образ жизни. Когда молодой художник сбежал с этого места, то несколько дней провел в очень тяжелом психическом состоянии. 

Тогда он принимает решение, что спасет понравившуюся ему девушку, женившись на ней. Параллельно с этим автор показывает возлюбленную художника, как малолетнюю, невоспитанную и глупую девушку, которая явно не может быть парой возвышенному художнику. Но Писарев невероятно влюблен, поэтому не собирается отступать от задуманного. Он честно признает то, что у него денег и девушке тоже прийдется работать. 

К сожалению, он не в состоянии был предложить ей ничего, кроме свой огромной и чистой любви, а также своего честного и незапятнанного имени. Но девушка не оценила порыв его души, а лишь подняла его на смех. 

Возможно, если бы у молодого человека были деньги, ему бы удалось забрать девушку из дома терпимости и таким образом спасти ее, но денег у Пискарева не было. Он был одним из тысяч маленьких людей, которые были не в состоянии что-то изменить. 

Не стоит забывать о том, что хоть Пискарева и был беден, но у него были перспективы в виде его таланта. Но он не захотел принять и понять ту жестокую реальность, с которой ему довелось столкнуться, поэтому он находит выход только в самоубийстве. 

Другая история — история поручика Пирогова, которого не так давно повысили по службе. Это был молодой мужчина, который не имел высокого чина, богатого внутреннего мира, да и талантами особыми он не обладал. В женщинах он видел лишь источник собственного удовольствия и выгоды. Он, как и Пискарев, отправляется за приглянувшейся ему незнакомкой, но цели его далеки от возвышенных. 

Понравившаяся ему женщина оказалась супругой немца. Но Пирогова это ничуть не остановило и не смутило. Он начинает с ней активно флиртовать, но когда он пришел к ней, то застал его супруга, который дал ему по заслугам. Даже этот инцидент ничуть не смутил Пирогова, он не начал раскаиваться из-за того, что хотел закрутить роман с замужней женщиной, и забыл о произошедшем уже в этот же вечер. В отличии от Пискарева его совершенно не интересуют поиски прекрасного, а больше тянет на совершение греха. 

Темы

Главная тема произведения — это судьба «маленького человека» в большом городе. Автор показывает ярко выраженный социальный контраст, который вызывает в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой жизненной реальностью. 

Автор раскрывает тему нравственности. На примере семнадцатилетней девушки, в которую влюбился художник, будучи еще совсем ребенком, уже успела полностью погрызть в пучине порока и разврата. Девушка не заинтересована в том, чтобы стать примерной супругой и в корне поменять свою жизнь, поэтому отвергает предложение Пискарева. 

Еще одним ярким примером является поручик Пирогов, которого совершенно не смущает то, что очаровательная блондинка скована узами брака. Чтобы удовлетворить собственное желание, он без зазрения совести готов совратить понравившуюся ему женщину. 

Еще одна тема произведения — тема одиночества. Автор раскрывает ее на примере художника Пискарева. Хоть он и живет в огромном и многолюдном городе, аре каждый день по улицам проходят тысячи людей, молодой человек продолжает оставаться один на один с собственными проблемами. Он одинок, поэтому когда он больше не находит в себе сил, чтобы справиться с собственными душевными терзаниями, он приходит к выводу добровольно уйти из жизни. Окружающие люди узнали о его смерти далеко не сразу, а лишь спустя несколько дней. На похороны к молодому художнику никто так и не пришел. 

Тема равнодушия также занимает особое место в произведении. Оно становится настоящей катастрофой, поскольку люди стали равнодушными даже к своему ближайшему окружению. Человек уже не представляет никакой ценности в этом мире. 

Все дело в том, что тонкие и романтичные натуры, которые заняты постоянным поиском идеалов, столкнувшись с реалиями жизни, попросту не могут с ними справиться. Чаще всего за красивой оберткой скрывается безобразная душа, а самые светлые и чистые порывы разбиваются о фальшей и равнодушие. 

Таким образом писатель пытается донести главную мысль повести — неизбежное противостояние иллюзий и реальности, когда чистая и светлая душа вынуждена столкнуться с пагубной силой обмана. 

Проблемы

Проблемы, которые затрагивает Николай Васильевич, также не менее интересны и актуальны. 

Одна из проблем произведения — это проблема маленького человека. Художник Писарев пытается устроить бунт против несправедливости и порочности, которая царит в социуме. Но, к сожалению, он оказывается бессилен в этой борьбе. Причиной тому становится его собственная слабость и ничтожность, поэтому он попросту не в силах противостоять проблемам общества. Ему не удалось спасти молодую девушку, потому что она сама не хотела быть спасенной. Когда он в полной мере осознал свое бессилие, он принял решение уйти добровольно из жизни. Таким образом он сам признал собственное поражение. 

Еще одна немаловажная проблема произведения — разврат и порочность. Хорошим примером опять таки является молодая проститутка, которая отказывается принимать помощь художника Пискарева. Её полностью устраивает ее жизнь, которая постоянно протекает в пьяном угаре и разврате. Девушке нравится то, что она зарабатывает, продавая свою красоту. Невозможно помочь тому, кто просто не нуждается в этой помощи. 

Проблема пошлости и мещанства также занимает важное место в произведении. Герой Пирогов является явным олицетворением обывательского образа мыслей. Ему не интересно углубляться во все тонкости жизни, он привык довольствоваться лишь поверхностями благами, которые заключаются в комфорте и достатке. Его не интересует ничего, что не касается его собственной персоны. На судьбу и жизнь других людей ему абсолютно все равно. Поэтому исполнения своих желаний он пытается добиться любым путем. 

Проблема мечты и реальности — еще одна важная проблема произведения. Писарев принимает решение уйти из жизни по рицине того, что он понимает, что его идеал не имеет ничего общего с реальностью. А жить в посредственном, лишенном возвышенности мире он не хочет. Когда его светлые помыслы и иллюзии разбиваются о суровую реальность, он решает покинуть этот мир. 

Основная мысль

Главная цель Николая Васильевича Гоголя заключалась в обличении двуличия, царящего на улицах Петербурга. Он пытается показать читателю, что за внешним лоском не всегда кроется прекрасное. В повести «Невский проспект» Гоголь показывает именно тот случай, когда за внешней красотой нет ничего кроме пустоты, порока и равнодушия. 

Город прекрасен внешне, но стоит углубиться, и мы видим, что главная его проблема — это полное равнодушие к людям. Да и сами жители города относятся холодно друг к другу, не проявляя должного понимания и теплоты. 

Гоголь наглядно показывает две стороны одного и того же города. Он показывает его многогранность и обман, таким образом стараясь предостеречь читателя от совершения роковой ошибки. Не стоит слепо верить картинке и стараться угнаться за призрачным фантомом. 

Любой внешний лоск может оказаться обманом, а в эти сети может попасть абсолютно любой маленький человек. Для того, чтобы бороться с несовершенством окружающего мира, необходимо обладать жестким характером, иметь огромную силу воли, поскольку если эти качества отсутствуют, то не стоит даже пытаться начинать свою бесполезную борьбу. Глупо размахивать картонным мечом, стараясь навредить противнику. Но даже такое глупое и бесперспективное, в чем-то отчаянное противостояние намного лучше и содержательнее, нежели пустое и ничтожное самодовольство Пирогова. Это и является основной мыслью повести «Невский проспект». 

Чему учит произведение?

Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Хамелеон» пытается донести до читателя необходимость следования законам, и ни в коем случае не пытаться использовать законодательство для собственной выгоды. Это и является моралью произведения. На примере нравственных уроков, описанных в рассказе, писатель хочет призвать людей быть более принципиальными и делать выбор самостоятельно, не основываясь на чье-то мнение. 

Антон Павлович негативно относится к любому проявлению чинопочитания, а также к глупому желанию угодить вышестоящему руководству. Особенно в ситуациях, когда это желание идет в разрез с общественным законодательством. Еще один поучительный момент произведения — это пример Хрюкни, который из-за беспросветного пьянства и жесткого обращения к животным сам буквально превратился в животное. 

Сатира произведения

На примере Очумелова автор высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие. Чехов создает сатиру при помощи антитезы: для того, чтобы заострить внимание на переменах, происходящих в поведении Очумелова, он описывает, как тот то снимает, то надевает пальто. Также контраст хорошо заметен в отношении Очумелова к своему подчиненному и генералу. С одним он обходится жестко, а перед генералом начинает заискивать и преклонятся. Подобное поведение лишь подчеркивает двуличность натуры героя. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий