Анализ повести «Нос» (Н.В. Гоголь)

Анализ повести «Нос» (Н.В. Гоголь) Анализ произведений

«Нос» — повесть Николая Васильевича Гоголя, которая занимает далеко не последнее место в русской литературе девятнадцатого века. Практически все произведения писателя являются ценным свидетельством о том, как протекала жизнь в Российской империи в девятнадцатом веке. Также автор затрагивает тему того, в каком направлении были направлены мысли русской интеллигенции. 

Произведение «Нос» не стало исключением, поскольку в этой сатирической повести писатель отображает то, как выглядела жизнь в Санкт-Петербурге. Команда Литеровед.ру собрала весь материал на данную тему, благодаря которому вы сможете узнать интересные моменты создания повести «Нос». 

История создания

Сама идея написания повести «Нос» пришла в голову писателя после того, как он достаточно долгое время прожил в Санкт-Петербурге 30-х годов. Сам Николай Васильевич до этого проживал в Полтавской губернии, поэтому перебравшись в столицу он был разочарован. Ему не нравилась постоянная суета и то, что люди к друг другу относились абсолютно равнодушно. Плюс ко всему добавилась неудача Николая Васильевича на актёрском поприще. Совокупность этих факторов сформировало у писателя мнение, что Санкт-Петербург — злой и жестокий город. 

Произведение «Нос» Николай Васильевич начал писать в самом начале 30-х годов.  Данная повесть вошла в сборник «Петербургских повестей». Сюжет произведения базировался на популярном в тот период времени анекдоте, который был переведен с французского языка, о пропавшем носе. Данная история имела огромную популярность, и, как следствие, пересказывалась друг другу в различных вариантах. Первый раз мотив носа, который мешал полноценно жить, появился у писателя в незаконченном произведении «Фонарь умирал» в 1832 году. 

Произведение было написано под влиянием всех переживаний, с которыми столкнулся Николай Васильевич в Санкт-Петербурге. Датируется произведение 1835 годом. С публикацией Николаю Васильевичу помогал сам Александр Сергеевич Пушкин, и уже в 1836 году повесть была опубликована на страницах журнала «Современник». Интересным фактом является то, что журнал «Московский наблюдатель» официально отказался от рукописи Гоголя, обосновав это тем, что произведение получилось плохим, пошлым и тривиальным. «Нос» не понравился не только редакторам данного издания, но и цензуре. Поэтому писателю пришлось переписать некоторые сцены из произведения под строгим контролем проверяющей организации. 

Одним из примеров является то, что встреча Носа с владельцами должна была произойти не в казанском соборе, как в оригинале, а в Гостином дворе. 

Также, изначально писатель объясняет фантастические события из произведения тем, что герой просто увидел сон, но в последствии он отказывается от этого объяснения. 

Направление и жанр

К тому моменту, как была опубликована повесть «Нос», Николай Васильевич уже успел прославиться благодаря своему сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этом сборнике писатель решил обратиться к теме мистики. Но стоит отметить, что сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» в основном основывался на народных суевериях, то в сборнике «Петербургских повестей» писатель сочетает мотивы сверхъестественного с острыми социальными проблемами. Таким образом, Николаю Васильевичу удалось сформировать совершенно новое направление для русской литературы — фантастический реализм. 

Почему же Николай Васильевич решил прибегнуть к подобному писательскому методу? Все дело в том, что Гоголь на протяжении своего творческого пути неоднократно сталкивался с общественными диссонансами, но, как творец, он мог лишь обозначить их в своих творениях, обращаясь к читателю с призывом обратить на них внимание. 

Поэтому, обратившись к фантастическому, Гоголю удалось придать еще большей драматичности картине современного мира. 

В дальнейшем подобный прием использовал в своем творчестве Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, Михаил Булгаков и многие другие. 

Читая произведения Гоголя, у нас может сложиться впечатление, что все описанное происходило на самом деле. 

Жанр произведения «Нос» — это повесть. Повествование включает в себя небольшой промежуток времени, также автор задействует очень малое количество персонажей. Но, в тоже время, в сюжете используется огромное количество подробностей и деталей, автор использует реальные названия мест. Совокупность этого лишь усиливает эффект погружения в атмосферу произведения, и усиливает веру в реальность происходящего. 

Композиция

Николай Васильевич делит повесть «Нос» на три части, используя при этом классический метод: в произведении есть экспозиция и завязка, кульминация и развязка. Весь сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логику некоторых событий объяснить очень сложно. 

  1. В первой части мы видим характеристику персонажей, автор детально описывает их быт. Отправной точкой повествования становится следующее: обнаружение носа, намерение избавиться от него, а также освобождение от бремени, которое оказалось ложным. 
  2. Во второй части произведения мы знакомимся с майором Ковалевым. В этой части произведения тоже присутствует завязка (в тот момент, когда была обнаружена пропажа), развитие событий (попытка вернуть нос) и итог — возвращение носа. 
  3. Третья часть произведения представляет собой лаконичный и яркий аккорд, который ставит финальную точку в произведении. 

Суть произведения

В самом начале произведения писатель рассказывает нам о том, как цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в батоне хлеба нос своего клиента — коллежского асессора Ковалева. Цирюльник пугается и не хочет, чтобы у него начались проблемы. Поэтому он принимает решение выбросить свою неприятную находку в Неву. 

В этот же день пропажу обнаружил и сам Ковалев. Когда он вышел на улицу, то наткнулся там на собственный нос, который теперь уже жил собственной жизнью. Он облачился в мундир статского советника и во всю колесил по Санкт-Петербургу. В планы носа совершенно не входило возвращаться обратно, поэтому он использует первую же удачную возможность и скрывается от своего хозяина. 

Ковалев немедленно отправляется в редакцию газеты, чтобы подать заявление. Но чиновник не спешит принимать у него заявление. Причиной тому выступает острое нежелание привлекать газету к скандалу и тем самым портить ее репутацию. Ковалев вынужден остаться ни с чем. 

Не проявил сострадания к проблеме Ковалева и частный детектив. Находясь в плохом настроении он даже не стал слушать Ковалева. 

Ковалев находится в полном отчаянии и возвращается домой. Он считает, что его жизни пришел конец. Но спасение побаловало, откуда его не ждали — полицейский вернул нос владельцу. Нос хотел уехать в Ригу по поддельному паспорту. 

Но и тут все стало не совсем гладко — нос наотрез отказался вернуться на свое место. Не смог в данной ситуации даже врач, который, как выяснилось, лишь брал деньги за прием, при этом никогда и никому не помогая. 

Ковалев начал искать виновного в сложившейся ситуации и пришел к выводу, что виновницей является Александра Подточена, которая любыми путями хотела его женить на собственной дочери. Но эти подозрения оказались беспочвенны. 

В конечном итоге и Ковалев, и его нос оказались под пристальным вниманием со стороны всех сплетников города. Спустя некоторое время нос все же прирос обратно к лицу хозяина, чем очень порадовал Ковалева. После этого жизнь героя наладилась. 

Темы

Темы, которые поднимает Николай Васильевич в повести «Нос», весьма своенравны. 

Город Санкт-Петербург автор показывает суетливым и беспокойным местом, в котором постоянно что-то случается. Жители города постоянно находятся в спешке, поэтому совершенно не обращают внимание на происходящее вокруг. Они всегда стараются подчиняться правилам и законам, какими бы абсурдными те не казались. у людей совершенно нет времени на размышления, поскольку практически все свое время они посвящают работе. 

Главный герой произведения не становится исключением. Он приехал, чтобы получить повышение, но вынужден был столкнуться с безразличием, холодностью и цинизмом. 

Главный герой — представитель «маленьких людей». Приехав в большой Петербург, Ковалев очень быстро ощутил на себе жестокое давление столицы, которое лишь подчеркивало его полную беспомощность. 

Ковалеву не остается ничего другого, как смириться с судьбой, поскольку чин носа не позволил ему преодолеть робость, чтобы вернуть строптивца на законное место. Именно из-за его слабости и нерешительности, мы можем говорить о нем, как о маленьком человеке. 

Еще одна тема произведения — это тема реального и фантастического. Автор использует одно большое допущение фантастического в виде носа, который он наделяет всеми человеческими качествами. Еще Гоголь показывает ту абсурдную реакцию, которая складывается у людей на часть тела, которая отделилась, ожила и начала жить собственной жизнью. Во всем остальном же писатель старается показать окружающую действительность такой, какой она является на самом деле. 

Быт и нравы Российской империи — еще одна тема произведения. Автор показывает бюрократизм, подчеркивает равнодушие, заостряет внимание на мелочности, не упускает возможности отметить чинопочитание, а также мещанство. Во всем этом он мог убедиться лично за то время, пока жил в Петербурге. 

Тема влияния карьеры на личность человека также была затронута Николаем Васильевичем. Не скрывая собственной неприязни, он описывает российских чиновников. Автор с уверенностью говорит о том, что карьера чиновника способна опустошить человека. Продвижение по карьерной лестнице способно сделать человека мелочным и жалким. Еще недавно человек был сильной личностью, но со временем он превратился в маленький и жалкий винтик, который работает в огромной машине под названием «Государство». 

Ни один из героев, к кому обращается Ковалев за помощью, не захотели разбираться в его проблеме. Им это было не интересно, поскольку они лишь создавали видимость работы, выполняя ряд формальностей. 

Проблемы

Проблемы, которые описывает автор в своем произведении, не потеряли своей актуальности и по сей день. 

Одна из проблем произведения — это проблема чинопочитания. Для более наглядного примера автор показывает самого главного героя, который оробел перед собственным носом, поскольку тот был одет в мундир статского советника. Эти примером автор старается показать то, что чинопочитание в России буквально перешло все границы. 

Мундиру удается приобрести невероятную власть, благодаря которой ему удается ввести в заблуждение всех окружающих. Даже какой-то нос, облачившись в мундир, способен стать уважаемым и значимым. 

Еще одна проблема произведения — это проблема пьянства. Здесь автор использует пример Яковлева, показывая, что пьянство — это удел лишь опустившихся людей, поэтому всегда следует рядом с трусостью и неряшливостью. 

Проблема раболепства также имеет место быть. Жителей Петербурга Николай Васильевич показывает подавленными личностями, которые слепо подчиняются предписаниям и беспрекословно повинуются вышестоящим лишь из-за статуса, при этом полностью игнорируют собственные убеждения. 

Проблема невежества. Гоголь говорит о людях, которые живут, довольствуясь самыми низкими потребностями. Они совершенно не думают о высоком, полностью оградив себя рамками, поставленными обществом и государством. 

Еще одна проблема произведения — это проблема внутренней пустоты. Автор изображает внутренний мир обывателей пустым и убогим. Они превратились в эгоистичное и ленивое общество, интересы которого ограничены стабильным заработком и внутренним умиротворением. Они настолько погрузились в собственный мир, что совершенно не обращают внимание на проблемы окружающих людей. Они равнодушны ко всему, что их не касается. 

Проблема бюрократии — еще одна важная проблема произведения. Автор достаточно часто поднимает данную проблему в собственных произведениях. Николай Васильевич изображает чиновников, которые совершенно не выполняют свой долг — не оказывают помощь людям и не управляют страной. Свое время они тратят лишь на построение собственной беззаботной жизни, стараясь не совершать никаких действий, чтобы не насести вред себе. 

Бюрократия настолько стала неотъемлемой частью жизни людей, что даже нос был разоблачен не из-за своего внешнего вида, а из-за того, что пытался выехать поддельному паспорту. 

Не обходит стороной Гоголь и пошлость, которая прочно поселилась в душах петербуржцев. Писатель показывает то, что места для искренней любви и привязанности просто не осталось. Люди руководствуются исключительно расчетом, а также собственным желанием удовлетворить свои потребности. 

Главная мысль

В произведении «Нос» Николай Васильевич показывает типичных обывателей того времени. На примере мелких чиновников, лавочников, газетчиков и других, ничем не выдающихся людей, он показывает грубость, пошлость, алчность и духовную немощность. Именно эти качества писатель старается осветить в большинстве своих произведений. 

Главной мыслью повести «Нос» является обсуждение пороков общественности при помощи гротеска и фантастического допущения. 

Гоголь считает, что именно в столице сосредоточены самые худшие качества российского общества того времени. Они настолько прочно вошли в действительность и стали повседневными, что жизнь без них теперь даже сложно представить. 

Автор старается продемонстрировать то, что людей буквально поглотил формализм и бюрократия, что они оценивают человека, в первую очередь, по его мундиру. 

Чему учит?

Николай Васильевич с презрением и осуждением относится к грубости, пошлости, коррупции, равнодушию и мелочности. Он призывает людей задуматься о том, что мы становимся слепыми, начиная гнаться за материальными благами и выгодными знакомствами. Он показывает больное общество, предостерегая читателя от подобных ошибок. 

В повести «Нос» звучит явная мораль, которая призывает нас мыслить шире, и полагаться на собственное мнение, а не слепо верить установленным стереотипам. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий