Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин)

Анализ повести «Выстрел» (А.С. Пушкин) Анализ произведений

«Выстрел» — повесть, которую написал Александр Сергеевич Пушкин — один из самых величайших писателей русской литературы. С его произведениями знаком каждый, поскольку даже в наши дни они являются примером красоты и разнообразия русского языка. С самых ранних лет мы зачитывались его сказками, романами, рассказами, а также учили его бессмертные стихотворения наизусть. Произведения Александра Сергеевича способны покорить не только интереснейшим сюжетом — они заставляют читателя задуматься, из них можно вынести мораль. Одним из самых знаменитых творений Пушкина является сборник «Повести Белкина», в который вошло пять новелл, среди которых и данное произведение «Выстрел». Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много всего нового и интересного. 

История создания

Сборник «Повести Белкина», в состав которого вошло и данное произведение «Выстрел», был написан в самый продуктивный период творчества Александра Сергеевича — Болдинскую осень в 1830 году. В данный период времени Пушкин вел затворнический образ жизни в имении Большое Болдино. Причиной тому стал карантин из-за распространяющейся холеры. Писатель на тот момент времени активно готовился к свадьбе с Натальей Гончаровой, что также повлияло на его творческий порыв.  При создании данного цикла, автор, в первую очередь, руководствовался точностью и краткостью. 

Если обратиться к дневникам и черновикам писателя, то становится ясно, что изначально произведение должно было состоять лишь из первой главы. Пушкин написал ее 12 октября и она заканчивалась словами «окончание потеряно». Такой прием автор использовал для того, чтобы сохранить тайну развязки, давая читателю возможность самостоятельно ее додумать. Но через два дня писатель пишет продолжение «Выстрела»  

Как говорят современники, да и сам автор это не отрицал, повесть носит полностью автобиографический характер. Данное произведение связано с дуэлью, которая произошла между Пушкиным и офицером Зубовым, которая случилась в 1822 году в Кишиневе. Это была очень интересная дуэль. На нее Александр Сергеевич явился с черешней, которую начал демонстративно есть, пока его соперник стрелял. 

С самого начала произведение не вошло в сборник, поскольку Пушкин собирался издать его отдельной книгой. Но, позже он передумал, и при первом издании она занимает четвертое место среди пяти рассказов. 

Жанр, направление

Определить жанр «Выстрела» не так уж и просто, по той причине, что определение автора не совпадает с определением критиков. Если посмотреть с одной стороны, то Александр Сергеевич назвал свою книгу «Повести Белкина», из чего можно сделать вывод, что «Выстрел» — это повесть. Но по мнению некоторых филологов, правильнее будет отнести ее к новелле. Но все же правильным будет считать данное произведение повестью, поскольку именно так его определял автор. 

Глядя на само название, уже становится понятно о чем будет идти речь в произведении. Выстрел начинает преследовать читателей с самых первых строк произведения: стены в комнате Сильвио изрешечены следами от выстрелов, он стреляет каждое утро в карту. Стоит также вспомнить, что диалог графа с рассказчиком начинается с того, что офицер обращает внимание на простреленную картину. Автору удалось связать название произведения не только с основным событием, вокруг которого и строится весь сюжет. Пушкин провел данный смысл буквально через всю повесть. 

Если говорить о направлении, то безусловно это реализм. Все герои произведения и события прочнее жизненны, а также вполне реалистичны для среды вращения писателя. Но стоит отметить и черты романтизма в данном произведении. Главный герой произведения весьма типичен для романтического мировоззрения, поскольку в первую очередь он ценит честь и гордость, а также живет эмоциями. 

Композиция

Произведение состоит из двух глав, в которых описываются события, произошедшие   с разницей в пять лет. Все повествование происходит от первого лица — офицера. Именно ему довелось стать свидетелем того, как развивались отношения двух людей на протяжении нескольких лет. Стоит отметить необычность композиции, поскольку рассказчик не является свидетелем происходящих событий, а узнает их от непосредственных участников. 

Изначально в произведении присутствует некий эффект загадочности. Рассказчик косвенно говорит читателю о том, что причиной поведения его знакомого, который в последствии принимал участие в дуэли, кроется некая история. Данную историю читатель узнает лишь в конце главы. В этот момент история обрывается, а ее продолжение мы узнаем лишь через несколько лет, когда рассказчик познакомился со вторы участником дуэли — графом. 

Автор изначально показывает героя со стороны, что читатель даже не в силах понять, кем он является на самом деле. Лишь благодаря случайному диалогу с ним, становится известна его реальная роль в сюжетной линии. 

Суть

Изначально повествование ведет подполковник И.Л.П.. далее повествование переходит к отставному гусару Сильвио, а еще позже — к графу. Подполковник рассказывает нам о жизни армейского офицера, которая настолько циклична, что никак не может удивить простого солдата. 

Среди всех знакомых героя стоит отметить некого Сильвио, который был метким стрелком, а вся его жизнь была погружена в тайну. Никто не мог точно сказать, откуда он черпает свой доход, и каково его состояние. При всем при этом он обладал великолепной коллекцией пистолетов, а стены в его доме походили на решето от пулевых отверстий. Сильвио был весьма щедр, не скупился ни на еду, ни на выпивку. 

Как-то раз, когда гости собрались у Сильвио, они начали просить хозяина прометать им банк, хоть Сильвио этого очень не любил. Поддавшись на уговоры, он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

И.Л.П. очень разозлило спокойствие товарища, но, как позже стало понятно, Сильвио было необходимо свести счеты с одним человеком — будущим графом. Будущий граф в прошлом умудрился потеснить гусара при помощи собственного очарования, ума и красоты. Это все привело к тому, что они стали соперниками. Сильвио грубо обратился к своему заклятому недругу, чем спровоцировал его, и тот дал ему пощечину. Это привело к тому, что недруги назначили дуэль. 

Когда началась дуэль, графу выпала честь стрелять первому. Своим выстрелом он пробивает фуражку гусара. когда же пришел черед стрелять Сильвио, то граф начинает вести себя более чем бесцеремонно — он ест черешни и выплевывает косточки. Подобное поведение невероятно разозлило Сильвио, поэтому он решает перенести дуэль на другой раз. То, чем закончилась данная история, И.Л.П. удается узнать намного позже от самого графа, который как оказалось, был соседом рассказчика. 

Сильвио является к графу и грозится убить его. Своим поступком он хотел напугать графа, но никак не убивать. Он хотел доказать ему, что превосходит его, и чтоб тот в будущем относился к условиям дуэли с большей почтительностью, потому что придет время — и ему необходимо будет ответить за свое поведение. Скорее всего тут повлияла просьба супруги графа — Марии. 

Читатель наглядно видит то, как герой трансформируется. Уже не осталось и следа от романтика, поскольку он превратился в самого настоящего реалиста, который предпочитает трезво смотреть на вещи и смело стремится к своей цели — любыми путями поставить обидчика на место. В конце «Выстрела» мы узнаем, что Сильвио погиб в сражении под Скулянами. 

Главные герои и их характеристика

В данном произведении всего трое главных героев: подполковник, граф и отставной гусар. Они же являются и рассказчиками. 

Главный герой произведения — Сильвио. Он упорно ждет момента, чтобы отомстить графу за оскорбление. Для этого Сильвио регулярно тренируется стрелять. Прозрение у него наступает лишь в тот момент, когда он попадает на территорию поместья графа. Графу снова выпала честь стрелять первым, и он пулей пробивает картину, которая висела над головой гостя. Сильвио понимает, что его желание было пошлым и низким. Осознав это, Сильвио обновляется нравственно. В момент выстрела происходит прозрение и у графа — он осознает, что был неправ, а месть — не является той самой целью, к которой нужно стремиться. 

Подполковник в этой истории выступает своего рода наблюдателем за жизнью двух конкурентов. 

Темы и проблемы

В данном произведении были затронуты темы благородства, сострадания и отмщения. 

Главная тема произведения — тема мести, а также ее преодоление через осознание важности жизни человека. 

Еще одна немаловажная тема произведения — отстаивание собственной чести и восстановление доброго имени в глазах окружающих ценой убийства. Александр Сергеевич ясно дает понять, что даже честь не стоит того, чтобы лишать человека жизни. 

Главная мысль

Основная мысль произведения «Выстрел» заключается в том, чтобы донести до читателя важность гуманизма в жизни человека. Люди должны сделать правильный выбор в пользу великодушия, а не зацикливаться на мести. Только великодушие способно освободить душу от обиды. Сильвио тратит лучшие годы своей жизни, мечтая отомстить своему противнику. Он так ждал того момента, когда сможет выстрелить, но когда это время настало, он вдруг понял, что он не вправе убить человека. 

Основная мысль произведения заключается в утверждении вечных идеалов, таких как: любовь, верность и доброта. Благодаря этим чувствам графу удалось понять, что жизнь — это самое ценное. До этого он часто любил поиграть с жизнью, то после женитьбы он понял, что самое важное — это сохранить то, что имеешь, ради тех, кому ты дорог. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий