Анализ произведения «Чайка» (А.П. Чехов)

Анализ произведения «Чайка» (А.П. Чехов) Анализ произведений

«Чайка» — пьеса Антона Павловича Чехова, работа над которой велась в период с 1895 по 1896 годы, а узнать подробности вам поможет полный анализ произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много чего интересного о данном произведении.

Драматургия Чехова всегда отличалось особенной важностью и самобытностью. Все его творчество пропитано особой чуткостью, проницательностью. У автора прекрасно получалось заглянуть в самые потаенные уголки человеческой души. Совокупность всех этих качеств не смогла остаться незамеченной, поэтому до сих пор пьесы Антона Павловича пользуются огромным спросом и в наши дни.

Произведение «Чайка» занимает особое место в творчестве автора. Самое интересное, что пьеса нашла своего читателя и славу, хотя изначально его и не смогли оценить по достоинству.

История создания

История написания произведения «Чайка» не так проста, как может показаться на первый взгляд. Поэтому рассмотрим несколько интересных фактов, которые способствовали появлению этого великого произведения.

Первые строки произведения были написаны в 1895 году. В этот момент Антон Павлович находился в своей семейной усадьбе в Мелехово. Это становится очевидным по той причине, что место действия очень напоминает пейзажи дачи великого писателя.

Когда же Антон Павлович создавал своих героев, то в большинстве отталкивался от биографии своих современников. Можно заметить моменты из жизни великого художника Левитана, писательницы Авиловой, а так же хорошей знакомой писателя – Мизиновой.

Что же касается самого автора, то его отражение можно заметить сразу в трех героях произведения. Его черты встречаются в образе Тригорина, Треплева и Дорна.

Направление, жанр

Что касается направления произведения, то «Чайка» относится к реалистичному направлению. Автор умело и достоверно отображает в пьесе окружающую действительность. Он очень органично описывает всех персонажей, действия, а так же их диалоги.

А вот с жанром произведения все не так просто. Это так же является особенностью, характерной Антону Павловичу Чехову. Лично автор считал свое творение комедией, а вот остальные люди видели в ней больше трагедию. Поэтому сейчас считают, что анализируемое произведение «Чайка» является трагикомедией. И это правильно, потому что в произведении сочетаются как элементы трагедии, так и комедии.

В повествовании присутствуют и забавные, смешные ситуации, и искрометные диалоги. Но это все лишь маскирует весь трагизм ситуации и тех событий, что там происходили. Все эти события в конечном итоге приводят к трагедии.

Антона Павловича не зря считают одним из основоположников модернистского направления. Это касалось театрального искусства. Интересной особенностью считается то, что речь героев направлена не на публику. Разговор происходит глубоко в себе, поэтому создается впечатление бессвязности диалогов.

Композиция, конфликт

Автор использует классическую композицию, а произведение делится на четыре части (действия).

В первом действии мы наблюдаем экспозицию. Именно в ней Чехов раскрывает предысторию, а так же знакомит с основными действующими персонажами.

Вторая часть произведения – завязка. Начинает формироваться основной конфликт произведения.

В третьей части произведения разворачивается кульминация, а конфликт настигает своего пика.

Финал произведения происходит в четвертой части. Здесь мы видим разрешение конфликта, а так же все сюжетные линии достигают логического завершения.

Главной особенностью конфликта, о котором нам рассказывает Антон Павлович Чехов в пьесе «Чайка», является то, что на первый взгляд конфликт и вовсе отсутствует. Между персонажами идет спор, периодически они ссорятся между собой, но это никак не сказывается на их отношениях. На протяжении всего произведения герои ведут борьбу сами с собой. Они пытаются побороть свои сомнения и желания.

Все же, главным конфликтом произведения можно назвать столкновение мечты Нины и суровой реальности. Она была бездарна, но продолжала надеяться на высокое чувство с Тригориным.

Смысл названия

Автор использует в качестве названия главный символ произведения – чайку. Если заглянуть в мировую литературу, то чайка – это символ свободы и мечты. Образ чайки очень соответствует главной героине произведения – Нине. А трагедия в конце произведения лишь подчеркивает смысл названия. В данном случае образ чайки становится символом разрушенных надежд, желаний, а так же человеческого одиночества. Мы видим человека, который потерялся и не может найти себя в этом мире.

Дав своей пьесе подобное название, автор словно хочет подчеркнуть и выделить трагизм пьесы. Антон Павлович показывает, что происходит на самом деле с мечтой, когда она сталкивается с жестокой реальностью.

Смысл произведения

Рассказ начинает Петр Сорин, который находится практически одной ногой в могиле. Племянник Петра Сорина Константин Треплев проживает там же, и ведет литературную деятельность. Но удачи на этом поприще он не добился.

Объединив усилия вместе с Ниной Заречной, которая была дочерью помещика, они планируют представить новое произведение матери и её близким.

В тот момент, когда должна была состояться премьера произведения, вместе с матерью Константина, приехал и писатель Тригорин, который уже заработал себе известность и популярность.

Когда Константин начал презентацию пьесы, то услышал от зрителей насмешливые комментарии, которые вывели его из себя. Его возмутило подобное поведение настолько, что он тут же прервал представление.

Нина Заречная лелеет мечту стать великой актрисой. Она начинает активно общаться с Тригориным, которого считает гением. В то же время её чувства к Треплеву сходят на нет. Для Константина это становится ещё большим ударом. Спустя неделю, Константин даже решает наложить на себя руки. В то же время Нина отправляется в Москву, чтобы там построить карьеру актрисы. Вместе с ней отправляются Треплева и Тригорин.

Чуть позже до нас доходит информация, что Нина Заречная родила от Тригорина, карьера актрисы у неё так и не получилась. Даже когда Константин признался ей в любви, она не захотела связывать с ним свою жизнь. Он все так же мечтает стать актрисой. Треплев же уничтожает все свои труды, после чего кончает жизнь самоубийством.

Темы

В анализируемом произведении автор поднимает сразу несколько важных тем.

Первая и самая важная тема произведения – это искусство. Он показывает людей, который решили посвятить свою жизнь искусству, несчастными, но в то же время очень эгоистичными. Чехов уверен в том, что настоящее искусство является очень сложным процессом, поэтому подходит далеко не каждому человеку. Если уже решил связать свою жизнь с искусством, то ему придется пожертвовать и семьей, и любовью, а иногда и самим собой.

Еще одна тема произведения  — это талант. Автор был уверен в том, что талант является основой искусства. Если же человек обделен талантом, но очень хочет творить, то вряд ли он сможет чего-то добиться на поприще искусства. Его попытки могут навредить ему самому. Талант – это то, с чем мы рождаемся, либо же лишены его навсегда.

Антон Павлович не прошел мимо и темы любви. Автор изображает любовь весьма опасным чувством, которая чаще всего приносит лишь боль и страдания. Но в то же время она стоит всех страданий, поскольку способна подарить минуты счастья даже самым холодным и эгоистичным людям, как Треплева.

Так же в произведении поднимается тема отцов и детей. Антон Павлович решил показать на примере Треплева и матери ту огромную пропасть, которая лежала между поколениями. Так же автор демонстрирует то равнодушие, которое царит в творческой семье, где каждый больше углублен в свои собственные мысли и проблемы.

Проблемы

Проблемы, который Антон Павлович поднимает в пьесе «Чайка», так же очен важны и актуальны.

Первая проблема – это непонимание в семье. Мы видим непонимание, которое возникает между Аркадиной и Треплевым. Сын все время осуждает свою мать, в то время как она относится к нему с пренебрежением. Подобное поведение негативно сказывается на их душевном состоянии.  

Подобное непонимание царит и в семье Нины. Её родители так же не могут понять девушку, поэтому она не видит от них никакой поддержки. Девушка от родителей слышит лишь запреты и наказания, из-за которых она не в состоянии реализовать свой потенциал.

Так же Антон Павлович поднимает проблему семейного деспотизма. Взять хотя бы ту же Аркадину, которая относится очень жестко к своему окружению, стараясь руководить ими. Она неприемлет никакую свободу мысли и старается задушить её на корню. Более того, женщина считает, что лишь ее взгляды правильные относительно искусства. Она постоянно насмехается над своим сыном и постоянно упрекает его невесту.

Отец Нины так же очень жестоко поступает со своей дочерью, когда отказывается от неё в тот момент, когда ей было очень тяжело.

Еще одна проблема произведения – это разрушение идеалов. Это хорошо видно на примере Заречной и Треплева, которые очень долгие годы живут в вымышленном мире. Но, когда им пришлось столкнуться с реальным миром, все их надежды рухнули в тот же миг. Они получили лишь разочарование, причем как в своих мечтах, мире, так и в самих себе. Данная проблема и становится главной в пьесе «Чайка».

Столкновение мечты с реальностью – еще одна важная проблема, которую рассматривает Антон Павлович. Он показал то, что не показывали другие авторы. Мечта не только может предавать силы и окрылять, но делать человека слепым. Все те же Заречная и Треплев всю свою сознательную жизнь жили мечтой, что в итоге привело их к полному разочарованию.

Ещё одной проблемой произведения можно выделить тщеславие. Все мы привыкли судить о таланте человека лишь по его славе. Люди любят и ценят творческую личность лишь в то время, когда эта личность известна и популярна. Даже Нина влюбляется не в самого Тригорина, а в его известность и популярность.

Символы

В произведении «Чайка», как и других пьесах Антона Павловича, используется огромное количество символов.

Главным символом произведения является подстреленная чайка, с которой начинает себя сравнивать Заречная. Чайка является символом свободы, возвышенности. Но всем этим качествам пришлось столкнуться с суровой реальностью.

В качестве символов автор так же использует говорящие фамилии. Фамилия Треплева – показывает нестабильное психологическое состояние человека, который устал и разочаровался во всем. Он уже давно перестал самостоятельно следовать по своему жизненному пути, поскольку судьба постоянно продолжает его испытывать и трепать.

Так же говорящая фамилия у Заречной, которая сама по себе была возвышенной, мечтательной.

Фамилия Тригорина говорит о его неудовлетворенностью жизнью, судьбой, а так же подчеркивает все то горе и несчастья, которые он принес другим людям.

Основная мысль

Антон Павлович Чехов своим произведением «Чайка» пытался донести читателю те проблемы, с которыми пришлось столкнуться русской интеллигенции в конце девятнадцатого века. Все дело было в том, что они слишком уж погрязли в мещанстве и равнодушии, став своего рода балластом в существующем обществе.

В анализируемом произведении автор показывает обратную сторону жизни людей искусства, которые стали кумирами многих. В то же время они превратились в рабов, которые полностью зависят от успеха и признания.

В то же время, они не могут быть счастливы в личной жизни, потому что не видят ничего, кроме себя самих и собственного успеха. Мы очень редко задумываемся о том, что на самом деле прячется за красивой картинкой, которую принято показывать зрителю.

Та же Нина полностью отдалась искусству и публике, но получила лишь критику. В этом и заключается сложное положение творческих личностей – они полностью зависят от народного признания.

Чехов призывает людей, чтобы они начали здраво смотреть на жизнь, а не растрачивать себя впустую.

Главная мысль произведения – это здравая оценка своих возможностей и потенциала. Не стоит гнаться за тем, чем ты не обладаешь. Нина становится именно тем человеком, который в погоне за блеском и лоском артистов, совершенно не задумывалась над тем, какой ценой это все далось. Реальность стала совершенно не такой, как ожидала девушка, поэтому в итоге она заплатила очень большую цену за свои мечты.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий