Анализ произведения «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (Э. Гофман)

Анализ произведения «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (Э. Гофман) Анализ произведений

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» — это сказка, которую написал Эрнст Гофман, на чьих творениях выросло не одно поколение. Более того, сказки до сих пор пользуются огромной популярностью как среди детей, так и среди взрослых. Это и не удивительно, поскольку в них поднимаются очень важные и актуальные проблемы. Эрнст Гофман оставил нам достаточно внушительное литературное наследие. Его перу пренадлежат такие произведения, как: «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Последнее произведение изучают даже в университетах, поскольку данное произведение является образчиком европейской литературы первой половины 19 столетия. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много нового и интересного. 

История создания

Эрнст Гофман написал данное произведение в первой половине 19 столетия, а именно в 1819 году незадолго до своей смерти. При жизни произведения Гофмана не пользовались популярностью и большого дохода автору не приносили, по этой причине ему приходилось работать на государственной службе. Работа ему совершенно не нравилась. 

Автор страдал из-за того, что не имел возможности воплотить в жизнь все свои литературные идеи, поэтому у него появились пагубные привычки. Поскольку Гофман страдал от одиночества, писательская деятельность была единственной отдушиной в его жизни. 

В произведениях Гофман высмеивает то, как было устроено немецкое общество в то время, а также он не проходит мимо пороков, которым подвластно большинство людей. Автор презирает мещанство, поэтому его страдания лишь увеличиваются, поскольку он был вынужден жить в подобной реальности. В последние годы жизни Гофмана измучила депрессия, алкоголь и постоянная бессонница. В данном произведении отчетливо отражается его унылое и угнетенное состояние. 

Жанр, направление

Если говорить о жанровой принадлежности произведения, то правильнее всего будет отнести его к сказке, поскольку здесь присутствуют вымышленные персонажи, противостояние добра и зла, но в итоге мы наблюдаем счастливый конец. 

Но стоит отметить, что в основу произведения легли реальные события. Умелое смешение двух жанров, выдуманного и настоящего, поспособствовало появлению нового жанра — повести-сказки. Размер произведения превышает рассказ, но не дотягивает до романа. 

В данном произведении отчетливо видны черты романтизма. Автор умело противопоставляет два мира: сказочный, который состоит из добра и счастья, и реальный — мир полный пороков. Главный герой произведения противостоит обществу, в котором царит бездуховность и обыденность. Его отвергли, но при этом он сумел сохранить гордость. Он тщетно пытается отыскать собственное место в этом мире. Главному герою удается победить это общество и выйти победителем. 

Суть

Как-то раз добрая фея, по имени Розабельверде, повстречала на своем пути женщину с уродливым ребенком. Фее стало жаль малыша, поэтому она решала заколдовать мальчика. Она подарила ему несколько золотых волосков, которые обладали волшебными свойствами. Волоски были способны полностью скрыть уродство ребенка и сделать его в глазах окружающих очень красивым и талантливым. 

С того времени прошло много лет. Власти страны, которых очень вдохновили идеи Просвещения, начали с презрением относиться к магическим существам и ополчились на них. Они начали отпиливать рога единорогам, при этом запрягая животное в телегу. К феям их отношение тоже очень сильно изменилось: они либо вовсе выгоняли их, либо запрещали пользоваться магией. 

Читатель переносится в маленький городок Керпес, где учится меланхоличный и очень талантливый поэт, которого зовут Бальтазар. Он был искренне влюблен в девушку, которую звали Кандида. 

Но идиллия рухнула с приездом в в город господина Циннобера. Это был горбатый кривоногий коротышка, который в придачу обладал отвратительным характером. Но никто в городе, кроме Бальтазара и его товарища Фабиана, этого не видел. Все искренне считают, что приехавший Циннобер очень красив и талантлив. К нему везде относятся с почетом, обожают его, а также приписывают ему достижения других людей. Возлюбленная Бальтазара забывает о своем избраннике и влюбляется в Циннобера. 

Товарищам повезло и они встретили мага Проспера Альпануса. Тот им объяснил, что Циннобара заколдовали. Тогда маг встретился с той самой феей Розабельвердой, которая призналась ему, что Циннобер — это никто иной, как тот уродливый ребенок, которого она много лет назад пожалела и заколдовала. Настоящее его имя Цахес. 

Все колдовство содержалось в трех золотых волосках, которые росли на голове Цахеса. Тогда товарищи вырвали их и сожгли, тем самым сняв заклятие. Морок спал, и горожане увидели истинное лицо Цахеса. Они обрушили на уродливого карлика весь свой гнев, от которого он пытался спрятаться в кувшине, где и умер. Фее Розабельверде становится жаль его, поэтому она вернула уже мертвому Техасу его красоту. 

Сказка заканчивается свадьбой Балтазара и Кандиды. Герои счастливы. 

Темы

Тема любви. Данная тема представлена на примере любви Бальтазара и Кандиды. Их чувства полны нежности и искренности. Когда Кандида попадает под чары Циннобера, то ее любимый ради ее спасения вступает в схватку с уродливым карликом и со всем обществом. В тоже время автор подчеркивает, что девушка не столь развита, как ее возлюбленный. Она моментально поддалась чарам Циннобера и забыла про своего жениха. В конце сказки автор показывает, что поженившись, герои начинают жить жизнь обычных обывателей, в которой нет места магии и приключениям. Таким образом автор дает понять, что любовь не всегда является благом. 

Тема мистики также поднимается в произведении. Автор демонстрирует противостояние идей Просвещения, которые присущи невежественным обывателям, глупым чиновникам и профессорам-карьеристам и мира магии, который, по мнению автора, намного лучше окружающей действительности. 

Гофман наглядно демонстрирует обратную сторону мира прогресса, таким образом демонстрируя то, что общество, которое предпочло разум, а не чувства, очень быстро начинает черстветь. В таком обществе на первый план выходят деньги и власть, а добро и Стина начинают теряться. 

Тема отзывчивости. Фея не смогла пройти мимо уродливого ребенка и проявила доброту по отношению к нему, но только вот эта доброта не принесла никакой пользы, а наоборот, обернулась злом. Из этого ребенка вырос злой и наглый, эгоистичный обманщик. Его совершенно не интересует судьба других людей. 

Проблемы

Проблема общественных изъянов. Главный герой сказки пытается противостоять невежественным бюрократам. Поскольку сам писатель был вынужден работать чиновником, у него была возможность лично наблюдать не самые лучшие стороны немецкого общества. Он был свидетелем чинопочитания, культа богатства, невежества и карьеризма. Эти все качества писателю были неприятны и даже местами отвратительны, поэтому он старался бороться с этим хотя бы в своем творчестве. 

Проблема несправедливости. Самое страшное в данной проблеме то, что простые обыватели даже не понимают того, что события, происходящие с ними, являются несправедливыми. Они настолько сильно погрязли в бытовых проблемах, работе и желанию разбогатеть, что утратили способность отличить правду от лжи. 

Проблема тирании государства. События, описанные в данном произведении, происходят в атмосфере тотального уничтожения волшебных сил. Герои, обладающие мистическими способностями, вынуждены столкнуться с травлей со стороны людей из-за банальной зависти, что не обделены подобными качествами. 

Основная мысль

На первый взгляд детская сказка, раскрывает проблему противопоставления идеализма и материализма. Это и становится основной мыслью произведения «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». Автор показывает читателю то, что мир реальности полностью подчинен холодному расчету. В этом мире нет ничего хорошего, он погряз в пошлости и корысти. Гофман призывает читателя отвлечься от мирских забот, а больше времени посвятить мыслям о высоком, любованию природой, а также думать самостоятельно, а не жить, опираясь на навязанные нормы. 

Гофман с презрением относится к жадности, карьеризму и гордыне. На наглядном и ярком примере он демонстрирует то, что обладая деньгами и властью, любой мошенник и самозванец способен обмануть простой народ. Своими действиями он приносит людям лишь зло, но все это он проворачивает таким образом, что люди продолжают относиться к нему с восхищением и превозносить его. Это и является главной мыслью произведения. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий