Анализ произведения «Палата номер 6» (А.П. Чехов)

Анализ произведения «Палата номер 6» (А.П. Чехов) Анализ произведений

Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ произведения «Палата номер 6», которое написал Антон Павлович Чехов. Весь собранный материал непременно станет полезен при изучении произведения.
Антон Павлович Чехов обладал невероятным талантом, который позволял ему в совсем небольших произведениях поднимать огромное количество актуальных проблем общественности. Причем делал он это очень проницательно и реалистично. Не стала исключением и повесть «Палата номер 6».

 В данном произведении автор знакомит читателя с историей, которая задевает душу. Здесь мы видим и размышления автора, которые касаются различных социальных и нравственных тем.

История создания

В основу создания повести «Палата №6» лег протест Антона Павловича против ужасного образа жизни, который вынуждены были вести душевнобольные люди в России. В 1887 году Антон Павлович прочитал «Отчет по осмотру русских психиатрических заведений», который написал врач А.П. Архангельский.

Особенно автор заинтересовался последней частью отчета, в которой шла речь о условиях, в которых содержались душевнобольные. Дело было в том, что больных людей пытались успокоить при помощи битья, а от сама по себе больница больше напоминала тюрьму.

В 1890 году Антон Павлович отправляется на остров Сахалин. Приехав туда, Чехову удалось увидеть весь тот кошмар воочию. Он смог увидеть быт каторжников, а также людей, находящихся в ссылке. Так же он становится свидетелем, насколько отвратительно надзиратели обращаются с заключенными. Чехов буквально вдохнул эту давящую атмосферу, которая была присуща подобным местам. Все те впечатления, которые автор получи на острове, он перенес на бумагу в произведении «Палата №6».

Первое упоминание о произведении звучит в марте 1892 года в переписке Антона Павловича Чехова с журналистом и издателем А.С. Сувориным. Автор делится тем, что начал работать над повестью, в которой нет места любовным отношениям, а в основном преобладают рассуждения. Так же Чехов говорит о том, что выбрал либеральное направление для написания произведения.

Работа была окончена в мае 1892 года, а в печать оно попало уже в ноябре этого же года. Впервые «Палата №6» увидела свет на страницах журнала «Русская мысль».

Жанр, размер

Произведение «Палата №6» правильнее всего будет отнести к повести, поскольку по объему оно получилось значительно больше рассказа, но меньше романа.

Так же характерным отличием является злободневный сюжет, который разворачивается вокруг конкретного героя. Так же отметим, что основной смысл произведения полноценно раскрывается лишь в финальной части произведения.

Автор описывает события, происходящие в настоящее время.

Что же касается направления произведения, то смело можно сказать, что это реализм, который был очень популярен в русской литературе того времени. То, что это реализм, отчетливо видно по ряду признаков: автор объективно изображает жизнь и быт, а также отчетливо выражает и поднимает социальные проблемы. В произведении мы можем отметить типические характеры, речь, конфликтные ситуации, язык, который автор максимально постарался приблизить к живой речи.

Смысл произведения

Главным героем произведения является доктор, которого зовут Андрей Ефимыч Рагин. Автор говорит о нем как о воспитанном, образованном и добром человеке. Но в то же время главный герой является слабохарактерным человеком, который не способен на резкие решения. Он прекрасно понимает, что место его работы пребывает в ужасном состоянии, поэтому его даже тяжело назвать больницей. Но в то же время Андрей Ефимыч не видит никакого смысла что-то делать, чтобы хоть как-то улучшить сложившуюся ситуацию.

К пациентам у него такое же отношение. Если изначально он предпринимает попытки лечить людей, то после приходит к выводу, что это бесполезно. Ведь каждого человека ждет в конечном итоге смерть.

Недалеко от больницы располагается флигель, который находится в очень запущенном состоянии. В нем и была палата № 6. В этом месте проходили лечение душевнобольные люди, судьба которых никого не волновала.

Однажды Рагин зашел во флигель, где у него завязался разговор с пациентом по имени Иван Дмитриевич Громов. Это был молодой образованный человек, которого мучила мания преследования.

Разговор с молодым человеком настолько сильно увлек врача, что тот стал регулярно заглядывать в палату. Это все не смогло утаиться от медицинского персонала, который тут же начал сплетничать о том, что доктор водит странную дружбу с больным из палаты № 6.

Как-то раз с Андреем Ефимычем захотел поговорить глава города. Как позже врач догадался, что его таким образом хотели проверить на адекватность. Спустя неделю после встречи врачу дали понять, что он должен уйти со службы по собственному желанию.

Андрей Ефимыч отправляется в путешествие со своим приятелем Михаилом Аверьяновичем. Когда доктор вернулся домой ему сообщили, что его прежнее место работы занял молодой фельдшер Хоботов, и теперь ему необходимо в срочном порядке освободить больничную квартиру.

Так же в путешествии его товарищ одолжил у него значительную сумму денег, но вернуть её он так и не потрудился. В следствии этого Рагин остался совершенно без денег. После этого он сидит безвылазно дома, за который с трудом может расплатиться и начинает обрастать долгами.

Каждый день к нему наведываются Михаил Аверьяным и Хоботов, которые вконец ему надоедают, поэтому он выгоняет их. Но Хоботов идет на хитрость – ему удается завлечь Андрея Ефимыча в палату №6, где решает его оставить на лечение. В тот же вечер его сильно избивает сторож по имени Никита.

Андрей Ефимыч проводит в палате №6 лишь сутки, после чего умирает от инсульта.

Темы и проблемы

Темы, которые поднимает Антон Павлович в своем произведении, весьма разнообразны.

В первую очередь стоит отметить тему духовной нищеты, которая занимает лидирующее положение в произведении.

Чехов доносит до читателя то, что провинциальный город полностью погряз в мещанстве и обывательщине. Житель, населяющие его, перестали искать какой-либо смысл в жизни, просто проживая день за днем. Людей совершенно перестало волновать саморазвитие: они не хотели развивать ни интеллектуальную, ни духовную сферы.  

В качестве развлечения они предпочитали сплетничать и распускать слухи. Именно во всем этом и погряз этот маленький и скучный городишко, в котором продолжали править устаревшие порядки и ценности.

Андрей Ефимыч был уверен в том, что местные жители полностью разучились вести интеллектуальный разговор, потому что их интересы были далеки от этого. Ярким тому подтверждением является то, что доктор находит единственного интересного собеседника – пациента палаты №6 – душевнобольного человека.

Второй не менее важной темой произведения можно назвать тему одиночества. Она напрямую связана с первой проблемой. Именно одиночество связало Андрея Ефимыча и Ивана Дмитриевича. Они были окружены настолько ограниченными людьми, что им просто не с кем было разделить свои интересы, и поговорить на интересующие темы.

Можно даже сказать, что пациентами палаты №6 они и стали из-за одиночества и замкнутости.

Еще одной темой произведения можно назвать тему жизненного призвания. Наш доктор изначально начал свою карьеру в медицине не потому, что это было его желание, а по настоянию своего отца. На самом деле мечтой Рагина была религия. Он хотел стать священником.

Но он послушался родителей и стал врачом, что не принесло пользы ни ему, ни другим. Герой стал лишь более несчастным, а жизнь его так и не приобрела смысл.

Так же автор поднимает ряд проблем, которые не менее актуальны и важны.

Одной из важных проблем, с которой знакомится читатель с самого начала произведения, это проблема безответственности и несправедливости в обществе. Чехов описывает запущенный флигель и не менее запущенную больницу, где работает медицинский персонал, который наплевательски относится к выполнению своих обязанностей

В то время чиновники растрачивают бюджет на ненужные траты, спонсируют ненужные должности, хотя могли ы эти деньги пустить на благо. Но главная проблема заключается в том, что им наплевать на проблемы простых людей, ради блага которых они не собираются ничего предпринимать. По этой причине людям ничего не остается, как смириться со своей участью и проходить лечение в подобных условиях. 

Еще одной важной проблемой произведения является проблема безразличия. Она напрямую связана с проблемой, описанной выше. Именно безразличие играет основную роль во взаимоотношении. Медицинскому персоналу безразличны проблемы больных, сторож Никита наплевательски относится к больным палаты №6, Михаил Аверьянович так же безразличен к своему товарищу Андрею Ефимычу. Что же касается главного героя, то он так же безразличен и к своей работе, и к пациентам, а и к самому себе и своей жизни.

Во всем их городке царит равнодушие и безразличие. Люди не спешат на помощь друг к другу, их не волнуют проблемы окружающих. Именно такое окружение и отношение и сыграло злую и губительную шутку с главным героем.

Еще одна достаточно важная проблема, которую затрагивает автор в произведении – это проблема самой сути страданий. Нагляднее всего она раскрывается во время споров мжду Рагиным и Громовым. Доктор уверен в том, что здравомыслящий человек никогда не будет страдать, поскольку ему чуждо подобное чувство. Он относится с презрением к страдающим. Иван Дмитриевич с ним в корне не согласен, потому что уверен в том, что испытывать страдание может лишь действительно живой человек, а тот, кто неспособен испытать подобные чувства – давно пропащий.

Когда он говорит об этом – он показывает на одного из пациентов флигеля, который заплыл жиром и ни на что не реагировал. Его даже заботили побои, которые он получал от сторожа Никиты.

Но Иван Дмитриевич был уверен в том, что Андрей Ефимыч так рассуждает лишь потому, что сам никогда не испытывал страданий. Доктор начал понимать Ивана Дмитриевича только в тот момент, когда сам оказался не гостем в палате №6, а её пациентом. Тем же вечером его избивает сторож Никита, и доктор начинает понимать, что значит страдать по-настоящему. Он понял, что все пациенты испытывали такие мучения на протяжении долгого времени. Он же до этого даже не подозревал, что такое боль.

Основная мысль

Главной мыслью произведения можно назвать то, что автор пытался показать читателю к чему может привести безразличие. Начиная с описания города, в котором все было в плачевном состоянии. Вина за это отчасти лежала на жителях этого самого города, которые наплевательски относились к тому месту, где жили. Главная проблема заключалась не в этом маленьком городишке. На его примере Антон Павлович показывал глобальную проблему всей России и россиян.

Чехов пытался с помощью данного произведения призвать людей одуматься и изменить себя, пока не стало окончательно поздно. Пересмотреть нужно было не только отношение к себе, а и к жизни, Родине, окружающим.

На примере главного героя, которого автор показывает очень одиноким, Чехов показывает к чему может привести жестокость, равнодушие и безразличие. Для главного героя все заканчивается смертью.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что главная мысль произведения заключается в том, что общественные, нравственные и духовные проблемы способны затронуть абсолютно любого человека. Поэтому мы не должны их игнорировать, или же оставаться к ним равнодушными. Если мы не будем вести ежедневную борьбу с подобного рода проблемами, то так же, как и Рагин можем оказаться в палате №6.

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Литеровед.ру
Добавить комментарий