Анализ произведения «Пиковая дама» (А.С. Пушкин)

Анализ произведения «Пиковая дама» (А.С. Пушкин) Анализ произведений

«Пиковая дама» — повесть Александра Сергеевича Пушкина, которая по праву считается одним из самых интригующих и оригинальных произведений. Александру Сергеевичу удалось не только красиво описать известную всем историю, он также вложил в нее все свою изобретательность как автора. Автору удалось очень мастерски спрятать в прозе не потерявший и до наших дней посылов, что настоящее счастье заключается далеко не в деньгах и удаче. Сюжет произведения балансирует на грани романтизма и реализма, реальности и вымысла, мистики и повседневности. Финальная часть произведения и вовсе ставит читателя перед выбором: Герман действительно становится жертвой колдовства, или же его рассудок помешался на фоне нервного напряжения? Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы узнаете много нового и интересного о данном произведении. 

История создания

Александр Сергеевич Пушкин написал повесть «Пиковая дама» в 1833 году в Нижегородской области. Очень часто ее называют одним из самых мистических произведений автора. Написано произведение на основе реального события, которое произошло с князем Голицыным, которому удалось отыграть карточный долг по трем картам, которые ему подсказала его бабушка Н.П. Голицына. Так уж исторически сложилось, что наши люди всегда с особой любовью относилась к суевериям, и даже элита не оставалась в стороне. Не остался в стороне и Пушкин, поэтому и в его произведении появился подобный сюжет. 

Историю, которая легла в основу произведения, писателю поведал его товарищ С.Г. Голицын. Его бабушка на самом деле проживала в Париже и была знакома с весьма известным аферистом по имени Сен-Жермен. Именно он и поведал ей карточный секрет. Все остальное в произведении было придумано Александром Сергеевичем Пушкиным. 

Жанр, направление

«Пиковая дама» — это повесть. Но с этим были не согласны многие литературные критики, среди которых был и Белинский. Они настаивали на том, что данное произведение весьма компактно, в нем всего лишь одна сюжетная линия, а количество действующих лиц ограничено, следовательно — это рассказ. 

Что же касается направления произведения, то правильнее всего будет его отнести к мистическому реализму, но во времена Пушкина такого понятия попросту не существовало. Современники были уверены, что в ней присутствуют черты как романтизма, так и реализма. В лице Германна мы видим некую пародию на романтического героя. Герою довелось столкнуться с сверхъестественным миром, получить доступ к тайнам бытия, но при этом он начинает использовать их очень реалистично — для банального обогащения. 

Александр Сергеевич с насмешкой относится к образам молодых людей того времени, к которым мы привыкли. Он решил показать, как себя повел бы реальный герой в подобной ситуации. 

То, что автор обращается к теме мистики, стилистика описания сновидений, а также весьма неоднозначный финал произведения указывают на то, что Пушкин использует романтические каноны при написании произведения. 

Что же касается реализма, то он в основном проявляется в описании быта, нравов дворянского общества и поведении действующих лиц. Поведение героев вполне соответствует реальности. Например, графиня во всю пользуется тем, что ее воспитанница от нее зависит; Томский начинает распускать слухи о полной ереси; у Германна одна конкретная цель — приобретение капитала; Лиза приглашает на интимное свидание практически незнакомого ей человека. Все это напоминает случаи из реальной жизни. 

Композиция

Данное произведение можно разделить на шесть частей и достаточно короткого заключения. В каждой из этой частей есть эпиграф, благодаря которому читателю намного проще понять точку зрения автора, а также он настраивает читателя на определенное восприятие. 

Первая часть произведения — это завязка сюжета. 

В третьей части мы видим кульминацию происходящего. 

Шестая же часть является развязкой. 

Суть произведения

Александр Сергеевич рассказывает читателю о том, как однажды за карточной игрой внук старой княгини Томской рассказал присутствующим анекдот о трех картах, которые знала лишь его бабушка, которые всегда выигрывают. Эта история показалась очень занимательной молодому офицеру Германну, который задался целью узнать, что же это за карты. 

После этого случая Германн начинает очень часто приходить в дом к графини, размышляя о своих дальнейших действиях. Как-то раз он увидел у окна воспитанницу графини — Елизавету Ивановну. Молодой человек начинает проявлять повышенное внимание девушке, а в последствии и вовсе назначает ей свидание ночью в ее комнате. 

Оказавшись в доме графини, Германн пытается выяснить у хозяйки эти заветные три карты, для этого он даже использует пистолет, чтобы запугать женщину. Но его план не увенчался успехом, поскольку женщина умерла прямо на его руках, но свою тайну так и не выдала. Когда Германн отправился на похорон женщины, то ему показалось, что она подмигнула ему из гроба. Этой же ночью женщина приходит к Германну то ли во сне, то ли наяву. Она раскрывает ему свою тайну и называет заветные карты: тройка, семерка, туз. Но при этом она поставила молодому человеку условие, чтобы он ставил не больше одной карты в день и непременно женился на Елизавете Ивановне. 

Но Германн так и не исполнил вторую просьбу женщины. Дважды выиграв, поставив тройку и семерку, он хотел поставить в третий раз туза, но вместо него на столе появилась Пиковая дама, которая подмигнула ему. Германн проиграл все свои деньги и в последствии сошел с ума. 

Интересным моментом произведения является тот факт, читатель сам выбирает смысл финала. То ли княгиня и вправду обладала магическими способностями и таким образом отомстила молодому человеку за то, что он ослушался ее. Или же герой действительно сошел с ума еще в тот момент, когда у него появилась навязчивая идея завладеть тайной трех карт, а все дальнейшие события являются результатом его умственного расстройства. 

Характеристика главных героев

Германн. Молодой человек, весьма приятный внешне, романтик. Никогда не играл в карты, но при этом ему очень нравилось наблюдать за игрой других людей. До определенного момента относится к картам равнодушно, не собираясь отдавать последнее, в погоне за мнимым богатством. История про три карты кардинально меняет его взгляды на игру. До этого момента молодой человек отличался педантичностью, сдержанностью и бережливостью, то в конце произведения превращается в алчного, вероломного и жестокого человека.  Жажда денег раскрыла в нем скрытые пороки, которым удалось перечеркнуть все положительные качества героя. 

Анна Федотовна. Старая графиня, которая была слишком избалована светской жизнью. Жить, в силу возраста, ей оставалось совсем не долго. Достаточно строго относится к своей воспитаннице, но при этом не забывает о ее будущем. Образ Пиковой дамы, который приходит или является Германну в корне отличается от той графини, которая была при жизни. Пиковая дама мстительна, таинственна и категорична. Когда Германн согласился с ней на сделку, он практически пошел на сделку с дьяволом. Молодой человек даже не предполагал, что ему тайну трех карт ему прийдется заплатить своей душой, но дама об этом прекрасно знала. Именно поэтому она требует, чтобы Германн женился на ее воспитаннице. При этом дама знает, что молодой человек нарушит свое обещание, поскольку в нем не осталось и следа от честности и благородства. Из этого можно сделать вывод о ее коварстве и лицемерии, что так характерно для потусторонних сил. Пиковую даму можно назвать символом легкой добычи, что так часто кружит людям голову. Люди начинают терять человеческий облик, поскольку в них пропадает человечность и добродетель. Ими начинает руководить сплошная жажда наживы. 

Елизавета. Скромная и стеснительная молодая девушка. Воспитанница старой графини. В свое сторону от покровительницы она слышит лишь постоянные упреки и прихоти. Девушка отличается добротой и наивностью, мечтает о любви и понимании, но на ее пути встречается лишь обман и жестокость. 

Томский. Князь, родственник старой графини. Благодаря его истории, Германн узнает о тайне трех карт и теряет голову. 

Темы

Главная тема произведения — тема судьбы. Главный вопрос, который задает Пушкин — может ли человек управлять своей судьбой, имея тайные знания? Скорее всего ответ будет отрицательный. Мы это отчетливо видим на примере главного героя, который рискнул поиграть с судьбой, а в итоге остался ни с чем. Более того, герой был жестоко наказан за свой дерзкий поступок. 

Автор считает, что люди не должны играть в опасные игры с судьбой, поскольку она им не подвластна. 

Еще одна тема произведения — это тема справедливости. Каждого героя настигает расплата за их поступки. Германн, которого буквально поглотила жажда легкой наживы, все проигрывает в карты и сходит с ума. Даже Елизавета терпит все издевательства и упреки старой графини лишь ради материальных благ, но никак не из чистых помыслов. Это приводит к тому, что в душе девушки зарождается зло. Когда у девушки появляется собственная воспитанница, она начинает себя вести точно так же, как вела себя старая графиня. 

Тема мистики. Начиная описывать мистическую силу карт, автор буквально погружает читателя в мир иллюзии. Даже в конце произведения Пушкин оставляет почву для размышлений: все происходящее действительно было мистикой, или же просто результатом больного воображения главного героя. Автору удается до самого конца произведения удержать интригу, тем самым давая возможность читателю думать, что персонаж действительно был наказан судьбой. 

Проблемы

Проблема алчности выходит на первый план, поскольку именно она разрушает внутренний мир главного героя. Он мечтает о богатстве, и именно эта жажда денег толкает его на совершение ужасных поступков. Молодой человек начинает обманывать, лицемерить, угрожать и убивать. Молодой человек сам не заметил, как пошел на сделку с Дьяволом. Ради того, чтобы достичь желаемого, молодой человек готов абсолютно на все. Монологи, которые происходят внутри героя, до преступления и после, кардинально отличаются. Мы отчетливо видим процесс очерствения его души, а также то помрачение его рассудка. 

Проблема лицемерия и двуличия. Еще одна немаловажная проблема, которую поднимает Пушкин в данном произведении. Изначально мы видим Германна, как скромного труженика, который с презрением относится к риску. Но в последствии он готов проиграть абсолютно все, но у него больше нет денег. Молодой человек все время старается пустить пыль в глаза и казаться намного богаче и значительнее, чем он есть на самом деле. Все это приводит к тому, что он превращается в лицемерного и скрытного человека. В погоне за призрачной мечтой и желанием казаться тем, кем он не является, герой ставит на кон свое будущее. 

Проблема равнодушия. Герои произведения совершенно не интересуются судьбой своих ближних, что приводит к полному одиночеству. Людьми правят лишь меркантильные цели, благодаря которым они и держатся вместе. Лизе совершенно безразлична судьба графини, а графине — судьба ее воспитанницы. Германну же и вовсе безразлична судьба обеих. 

Основная мысль

Главная мысль, которую хотел передать Александр Сергеевич Пушкин в своем произведени «Пиковая дама», заключается в том, что стоит ли призрачное везение неоправданного риска? После того, как повезло однажды, человек начинает все больше и больше втягиваться в игру, после чего ему уже очень сложно избавиться от этой зависимости из-за жажды азарта. 

Еще один посыл, который преследовал автор — это ироническое воплощение типичного романтического героя, которого он не зря делает именно немцем. Ведь именно в Германии появился романтизм, а к нему Пушкин всегда относился критически. Он с иронией относился даже к «Руслану и Людмиле», в котором были использованы далекие от реальности каноны. Пушкину не нравилось то, что данное направление было оторвано от действительности. 

Критике подвергается в первую очередь романтический герой произведения. Германн, хоть и искренне верит в мистическую силу трех карт, продолжает оставаться таким же мещанином, которым руководят банальные ценности. Все волшебство молодой человек направляет лишь на достижение собственных алчных целей. Главная мысль произведения — это то, что никакие внешние романтические атрибуты, будь то мистика или азарт, не смогут освободить героя от влияния материального мира. Они лишь могут послужить оправданием для его безнравственности, дадут возможность совершать преступления. Вся суть романтического героя заключается в противостоянии с обществом. 

Автор видит опасность в немецком культе индивидуализма, поскольку он способен вселить веру в превосходство личности над социумом. 

В финальной части произведения Пушкин доказывает это, показывая, что общество оказалось выше Германна, который осмелился нарушить его законы. Автор говорит о том, что за совершенным преступлением обязательно последует наказание. Раскрыв тайну трех карт, Германн не смог совладать с собой, поэтому лишился рассудка. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий