«Тройка» — произведение Николая Алексеевича Некрасова, которого не зря называют автором русской гражданской лирики. Больше всего автору удалось раскрыть собственный потенциал именно при написании лиро-эпических творений, которые насквозь пронизаны народным горем. Не для кого не секрет, что Некрасов выступал как борец против крепостнической системы. Данное произведение является одним из ярких примеров проявления его литературной борьбы. В анализируемом произведении речь идет о трудной крестьянской жизни, а также о тяжелой судьбе русской женщины. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вам будет намного проще познакомиться с проблемами и темами данного произведения.
История создания
Анализируемое стихотворение «Тройка» Николай Алексеевич написал в 1848 году. В данный период времени Некрасов вместе с Панаевым берут некую сумму денег в долг и приобретают журнал «Современник». Данный период был достаточно сложным для Некрасова, поскольку он лишь начинал подниматься, поэтому похвастаться хорошим материальным положением он не мог. В 1840 году автор выпускает свой первый литературный сборник под названием «Мечты и звуки», но его труды не вызвали восторга у читателя, а также были жестко раскритикованы Белинским. В конечном итоге автор сам уничтожил этот сборник.
Но на этот раз успех был на стороне автора, и его «Тройка» пришлась по нраву публике, получила всеобщее признание. Можно сказать, что именно благодаря «Тройке» автор получил свою популярность. Данное стихотворение Некрасов посвятил обычному крепостному народу, а именно русским женщинам, которые проживали в селах и деревнях. Своим творением автор пытается донести до высшего сословия всю трагичность положения народа. Он понимает, что высшее сословие в состоянии повлиять на судьбы народа, поэтому лелеет надежду, что мир изменится в лучшую сторону.
Стоит вспомнить, что на дворе стоял 19-й век, и недовольство людей крепостническими устоями креп с каждым днем, но Некрасов не побоялся создать по-настоящему злободневные творения. Николая Алексеевича можно смело назвать романистом, публицистом, а также соиздателем самых популярных в тот период журналов «Современник» и «Отечественные записки».
Жанр, направление, размер
Анализируемое произведение «Тройка» является пророчеством крестьянской судьбы, которую невозможно никак изменить. Также его можно назвать предостережением крестьянской девушке, которая придается мечтам. Она на мгновение забывает, кем она является на самом деле, поэтому, как любая девушка, мечтает о прекрасном женихе и счастливом будущем. Очень жаль, что ее мечты так и останутся мечтами, поскольку им не судьба исполниться.
Автор пишет данное произведение в духе реализма и посвящает судьбе простой русской женщины. Он даже не пытается приукрасить жизнь. Данное произведение относится к гражданской лирике — одному из любимых жанров автора, который он использует в большом количестве своих произведений.
Что же касается размера стихотворения, то оно написано трехстопным анапестом. Благодаря данному размеру стихотворение удалось наложить на музыку, в последствии чего оно стало весьма известным романсом, особенно его первая часть.
Во всем произведении автор использует перекрестную рифмовку, исключением становится лишь четвертая часть, где Некрасов использует смежную. Мужские и женские рифмы поэт умело балансирует, поэтому получается, что они весьма гармонично перекликаются друг с другом.
Композиция
В стихотворении «Тройка» Николай Алексеевич использует кольцевую композицию, которая встречается достаточно редко. Это придает дополнительную уникальность анализируемому стихотворению. Композиционно анализируемое произведение можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, стихотворение делится на две части. В первую часть входят 1-5 строфы. В них автор ярко описывает невинность и красоту девушки, которая пытается догнать тройку. Также речь идет о мечтах и надеждах героини в настоящее время.
Во вторую часть произведения вошли 6-12 строфы. Здесь мы уже видим размышления и переживания о будущем крестьянской девушки. В данных размышлениях судьба героини показана очень реалистично. Некрасов использует для описания будущей жизни и облика лишь серые и унылые краски.
С другой стороны анализируемое произведение можно разделить на четыре части.
В первой части речь идет о внезапном появлении тройки, а также о мечтах героини о будущем.
Во второй части произведения автор описывает миловидность, невинность и красоту девушки, что может дать перспективу для дальнейшего счастья.
Третья часть произведения является явью, о которую разбиваются все мечты.
Четвертая, заключительная часть произведения, является призывом автора к крестьянке, чтобы она постаралась оставить бесперспективные мечты.
Образы и символы
В данном произведении в роли лирического героя предстает сам автор, который обращается к простой крестьянской девушке. Обращение героя звучит весьма печально, поскольку он искренне переживает не только за настоящее героини, но и за ее будущее. В его тоне отчетливо видно понимание и внимание к героине.
Лирический герой с восхищением говорит о невероятной красоте девушки, ее молодости, но в тоже время он пророчит ей тяжелую и горькую жизнь. В стихотворении отчетливо чувствуется, что герою очень тяжело говорить о будущем этой невероятной красавицы, но он просто не в силах промолчать. Он обязан сказать горькую правду хотя бы потому, чтобы девушка не пыталась так отчаянно угнаться за тройкой, и не питала ложных надежд на то счастье, которого у нее никогда не будет. Да, проезжающий мимо корнет засмотрелся на красавицу, но он все равно проедет мимо, и буквально через минуту забудет об этой случайной встрече.
Лирический герой делает это не со зла, а чтобы девушка не успела разочароваться в своих ложных надеждах и пустых мечтах, поскольку тогда ей будет намного сложнее принять свою настоящую горькую судьбу.
Крестьянская девушка — главная героиня произведения, именно на ней и сосредоточен весь сюжет. Автор говорит о ней, как о небывалой красоты восточной девушке, которая способна одним лишь взглядом покорить сердце любого. Даже корнет, который проезжал мимо, не смог не остановить свой взгляд на невероятной красоты девушке. Автор описывает ее резвой, живой и прекрасной, но в тоже время он подчеркивает и то, что все это временно. Пройдет совсем немного времени, девушка выйдет замуж за нелюбимого человека, что станет для нее настоящей погибелью. Совсем скоро от ее красоты не останется и следа, она постареет и, так и не узнав настоящего счастья, преждевременно уйдет в могилу. Губительную роль в жизни девушки сыграет муж, который постоянно будет пить водку и бить жену, а также свекровь, которая в свое время также стала жертвой обстоятельств и теперь будет измываться над невесткой.
Темы и проблемы
В данном произведении очень ярко раскрыта злободневная проблематика и весьма насыщенная тематика.
Главной темой произведения является тяжелая судьба русских женщин, а особенно крепостных крестьянок. В стихотворении «Тройка» судьбу главной героини можно разделить на две части. Будучи незамужней она мечтает о огромной любви и счастье, ее переполняют иллюзии, она красива и легка, но когда она сковывает себя узами брака, ее жизнь превращается в постоянную рутину, где даже дети не приносят никакого счастья.
Основной проблемой можно назвать то, насколько несправедливо устроено общество. Крепостная крестьянка изначально обречена на ежедневный тяжелый труд, отсутствие семейного счастья, вечную нужду, тоску и печаль. У героини отсутствует выбор, поскольку она относится совершенно к другому сословию, из которого нет никакого выхода. Как бы она не была красива, но из-за ее происхождения дальнейшая дорога для нее закрыта.
В стихотворении «Тройка» присутствуют и второстепенные темы и проблемы.
Тема красоты показывает то, что окружающие относятся безразлично к красоте. Общество стало примитивным, поэтому оно попросту не в состоянии по-настоящему оценить красоту героини.
Тема сословной любви также присутствует в произведении. Людей перестали волновать настоящие чувства и искренняя любовь. Брак рассматривали лишь со стороны выгоды и прибыли.
Главный конфликт анализируемого произведения происходит между мечтой и реальностью. Изначально автор погружает читателя в мажорную гамму чувств, помогает проникнуться к главной героине, показывает ее красоту и молодость. Но постепенно ситуация становится угнетающей. Читатель переживает за героиню, пытается ее поддержать, и вместе с ней отказывается поверить в суровую реальность.
Средства художественной выразительности
Самым основным средством выразительности в анализируемом стихотворении является стилистическая фигура «обращение». Оно встречается в строках на протяжении всего стихотворения. Также автор активно использует эпитеты, например: «лукавый глазок», «жизнь полна и легка», «работа черная», «тупое терпение», «угасшая сила», «тоскливая тревога», «бешеная тройка». Автор в большинстве использует негативные, страдальческие эпитеты, от которых так и веет безысходностью.
В произведении также используются сравнения, которые в основном встречаются при описании невероятной красоты девушки: «волосы черные, как ночь», «чернобровая дикарка».
В анализируемом стихотворении встречается еще и большое количество олицетворений: «сердечко забило тревогу», «лицо вспыхнуло», «вьется алая лента», «взгляд…разорит на подарки,…кинет любовь».
Благодаря фразеологизму «в три погибель гнуть» автору удается передать всю степень деспотичности, с которой в будущем свекровь будет мучить невестку.
Основная мысль
Основной мыслью произведения «Тройка» можно назвать то, что крепостное право является самым настоящем ничем России, от которого исходит лишь горе и страдания. Люди лишены свободы, вынуждены жить в ужасных условиях, постоянно испытывая материальную нужду. Из-за сложившихся обстоятельств жизнь становится попросту невыносимой и ее продолжительность резко сократилась. Во всех этих бедах виновата несправедливая система, из-за которой страдало огромное количество ни в чем неповинных людей.
Но самое страшное даже не это, а то, что крепостные не имели никакой возможности самостоятельно изменить данную ситуацию в лучшую сторону. Единственный выход, который мог бы что-то изменить — это революция. Но данное решение также не было идеальным, поскольку могло повлечь за собой гибель людей от рук господ. Люди были вынуждены выбирать жизнь, какой бы она не была тяжелой и мучительной.
Автор в корне не согласен с существующей системой, поскольку убежден в том, что ни в коем случае нельзя закрепощать человека в рамки, а его жизнь рассматривать лишь как средство для достижения собственной цели. Крепостные люди должны были иметь такое же право на счастье и свободу, как и высшее общество. В первую очередь должны были учитываться личные качества каждого человека, а потом уже его происхождение.
Николай Алексеевич очень сильно переживал за судьбу простого народа. Он хоть и не призывает прямо к активным действиям, но дает читателю повод задуматься и сделать собственные выводы. Своим произведением он хочет заставить читателя проявить сочувствие и наконец-то услышать столь незащищенную ячейку общества. Это и является главной и основной мыслью произведения.