Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)

Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой) Анализ произведений

«Кавказский пленник» — рассказ Льва Николаевича Толстого, речь в котором идет о Кавказской войне, которая происходила в период с 1817 по 1864 годы. Данное историческое событие описывалось во многих произведениях поэтов и писателей. Не стал исключением и Лев Николаевич. В данном произведении речь идет о русском офицере, который попал в плен к кавказцам. Все дело в том, что Лев Николаевич и сам принимал участие в данных боевых действиях, и находился в самом эпицентре происходящего. Благодаря этому рассказ «Кавказский пленник» буквально пропитан реальными и достоверными описаниями. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много нового и интересного о данном произведении.

История создания

Впервые произведение увидело свет на страницах второго номера журнала «Заря» в 1872 году. Если говорить о сюжет те произведения, то некоторые моменты были взяты из реального случая, который произошел с Львом Николаевичем в то время, когда он проходил службу на Кавказе в 1853 году. Толстой вместе со своим товарищем и однополчанином, чеченцем по имени Садо, оказались в опасности. Их нагнал противник и собирался взять в плен. В тот момент в Льва Николаевича был сильный и быстрый скакун, на котором он легко мог уйти от погони, но он не мог оставить товарища в беде. Садо имел при себе ружье, но у него не было патронов. Но он не поддался панике и продолжил целиться в своего врага, таким образом стараясь запугать противника. В тоже время кавказцы не хотели убивать русских солдат, поскольку они нужны были им живыми. Таким образом товарищи смогли близко подойти к крепости, а там уже им на подмогу подоспели казаки. 

Также за основу произведения автор взял «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф.Ф. Торнау. В своих мемуарах полковник говорит о том, как ему довелось побывать в плену у горцев, о том, как он подружился с девушкой-абхазкой, которую звали Аслан-Коз и о том, как она старалась помочь ему. Он рассказывает о том, как первая его попытка побега не увенчалась успехом, а также о том, как ему в дальнейшем удалось вырваться из плена. 

Жанр, направление

«Кавказский пленник» — это рассказ, хотя некоторые его и называют повестью. То, что перед нами рассказ, мы понимаем из-за небольшого объема произведения, ограниченного количества действующих лиц, одной сюжетной линии, а также из-за повествования, которое ведется от первого лица. 

Если же говорить о направлении данного произведения, то это реализм. Лев Николаевич в основном творил именно в этом литературном направлении, поэтому и «Кавказский пленник» не стал исключением. Подтверждением этому является тот факт, что в основу произведения легли реальные события. Толстой показывает читателю реальную жизнь и события, даже не стараясь их приукрасить. 

Темы, проблемы

Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» поднимает ряд весьма актуальных и острых тем и проблем.  

Одной из таких тем является тема дружбы. Данную тему автор раскрывает на примере Жилина, который в сложной ситуации повел себя как настоящий друг: он не оставил своего товарища в беде, хотя имел все шансы уйти самостоятельно. А вот Костылин — это полный антипод главного героя произведения. В момент критической ситуации он подвел главного героя, бросив на волю судьбы. В первую очередь его волновала собственная безопасность. 

Еще одна не менее важная тема произведения — это тема доброты и милосердия. Здесь примером выступает девочка, которая с малых лет воспитывалась так, что русские — это враги. Но, не смотря на это, она очень искренне относится к Ивану. Дина — человек с огромной душой, поэтому ей не понятно, почему ее земляки относятся столь враждебно и жестоко к русским. Девочка не разделяет людей по национальности. Для нее главное какой человек на самом деле, ей важны слова и поступки. 

На примере Ивана Жилина автор демонстрирует смелость, отвагу и стойкость. На его судьбу выпадает огромное количество испытаний, которые он героически выдерживает. Даже оказавшись в безвыходной ситуации, он не сдается, идет на риск, но продолжает бороться. Иван заботится о своей старой маме, помогает своему товарищу, проявляет стойкость, находясь в плену. Герою удается даже завоевать уважение противника, а также выйти из ситуации победителем, которому удалось вырваться из плена. Его противоположностью является Костылин, который, оказавшись в плену, даже не собирается бороться, а просто ждет, когда за него заплатят выкуп. 

Главная проблема произведения — это проблема войны. Два народа на протяжении многих лет испытывают ненависть друг к другу и это не приводит ни к чему хорошему. В борьбе за независимость было пролито огромное количество крови. Огромное количество солдат сложило голову на поле боя, так и не узнав, что они лишь пешки в большой игре русского императора. Автор пытается донести до читателя то, что в войне нет правых и нет виноватых. Толстой не пытается показать горцев свирепыми и дикими людьми. Наоборот, он говорит о том, что эти люди лишь защищали собственные земли, отсюда и вытекает их настроение и поведение. 

Еще одна проблема произведения — проблема предательства. В начале рассказа за Жилищным гонятся татары, это видит Костылин, который тут же разворачивается и мчится прочь. Он знает, что Жилин безоружен, а у него на тот момент было ружье. Но Жилин прощает своего товарища и помогает ему, хотя Костылин так и остается жалким трусом, который в последствии приносит главному герою множество проблем. 

Суть произведения

Иван Жилин — небогатый офицер, который служит на Кавказе, собирается отправиться домой, чтобы повидать свою маму и, возможно, даже жениться. Ему предстоит очень опасный путь, поэтому Жилин принимает решение поехать вместе с обозом, который медленно следует под защитой солдат. Но долго он не выдерживает такой дороги: вокруг было слишком жарко и душно, а двигались они очень медленно. Тогда он обгоняет обоз и сам отправляется в путь. Он не знал, что впереди он повстречает горцев, которые его и Костылина (которого герой встречает по дороге), захватят в плен. 

Их отправляют в сарай, предварительно заковав в колодки.  Иван начинает мастерить игрушки местной детворе. Больше всего это нравится девочке по имени Дина — дочери хозяина. Девочка имеет очень большое и доброе сердце, поэтому постоянно подкармливает героя лепешками. У героя нет никакой надежды на выкуп, поэтому он принимает решение вырыть подкоп и сбежать. 

Он берет с собой своего товарища Костылина, и вместе они направляются на встречу к свободе. Но Костылин обладал тучным телосложением, поэтому был очень неповоротливым. Именно из-за него пленников очень быстро схватили и отправили обратно. При этом условия их содержания очень сильно изменились в худшую сторону: теперь их пометили в яме, а колодки теперь на них были круглосуточно. Дина помогает Жилин сбежать, при этом Костылин напрочь отказывается бежать вместе с ним. Жилин удается даже со скованными ногами добраться до своих товарищей. Костылина же позже выкупили из плена. 

Главные герои и их характеристика

Жилин. Бедный дворянин, офицер. Всю жизнь надеется только на себя самого, все умеет делать своими руками. Попав в плен, он понимает, что спасения ждать не откуда. Его мать не имеет таких денег, да и у него самого нет таких сбережений. Но при этом герой не собирается падать духом, а начинает искать выход из сложившейся ситуации. Он начинает мастерить игрушки детям, и параллельно роет подкоп. Герой отличается наблюдательностью, настойчивостью и терпением. Эти качества очень помогают ему спастись из плена. При этом всем Жилин благороден, поэтому не может бросить своего товарища Костылина. Хотя Костылин показал себя далеко не лучшим образом: он бросил Жилина, когда на них напали горцы и именно он был виновником того, что первый их побег сорвался. Но благородный Жилин прощает Костылину его проступки. 

Костылин. Богатый офицер. Он привык всегда расчитывать на деньги и влияние, поэтому оказавшись в безвыходной ситуации, он показывает себя как ни на что не способный, изнеженный, слабый и духовно, и физически, инертный человек. При этом всем у Костылина есть такое качество, как подлость: он бросает своего товарища в тот момент, когда ему была необходима помощь. После этого он не может бежать, поскольку растер ноги, хотя, на самом деле, рана была совсем не большой. Также он отказывается бежать с Жилищным во второй раз, поскольку думает, что данное мероприятие не увенчается успехом. Это приводит его к тому, что он очень долгое время проводит в яме, а выкупили его из плена, когда он был едва жив. 

Основная мысль

Рассказ «Кавказский пленник» написано очень просто, а его основная мысль лежит буквально на поверхности. Своим произведением Толстой хочет сказать о том, что никогда не следует сдаваться, какие бы трудности не оказались у вас на пути. Нужно не переставать бороться, а не постоянно ждать того, что кто-то придет на помощь. Какая бы безвыходная ситуация не была, всегда нужно стараться из нее выбраться, а не опускать беспомощно руки. 

Находясь в плену, у Жилина и Костылина совершенно неравные шансы на спасение. У Жилина нет денег и богатых родственников, которые могли бы ему помочь. В тоже время Костылин богат и за него вполне в состоянии заплатить выкуп. Но у Жилина есть нечто гораздо большее, чем деньги. Он обладает такими качествами, как мужество и сила воли. Он не собирается ждать выкупа, а начинает искать выход из сложившейся ситуации. Он не перестает быть человеком, даже находясь в столь плачевном положении. Жилин очень близок к народу, у которого, по мнению Толстого, на первом месте все же стоят душевные качества, а не родословная. Благодаря этому Жилин удается выйти победителем из безвыходной ситуации.  

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий