Анализ рассказа «Лев и собачка» (Л.Н. Толстой)

Анализ рассказа «Лев и собачка» (Л.Н. Толстой) Анализ произведений

«Лев и собачка» — рассказ, который написал Лев Николаевич Толстой, известный как автор крупных произведений, которые получили мировую известность. Такими произведениями являются: «Война и мир», «Анна Каренина», «Севастопольские рассказы». Малоизвестным фактом является то, что писатель создавал еще и маленькие, простые и поучительные произведения. Одним из таких произведений и является рассказ «Лев и собачка», который способен тронуть до глубины души абсолютно любого. Все его произведения, написанные для детей, пронизаны любовью к детям, поскольку сам Лев, будучи ребенком, рос очень сердобольным и чувственным. Он рано остался без родителей, но сумел пронести любовь и сострадание к животным через всю жизнь. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много интересного о данном произведении. 

История создания

В произведении «Лев и собачка» рассказана история, которая произошла очень давно в Лондоне. Лев Николаевич услышал данную историю от какого-то моряка, поэтому можно сказать, что сюжет произведения не выдуман, а произошел когда-то на самом деле. Рассказ сложно назвать сказкой, поскольку описанные события имели место быть на самом деле. 

Лев Николаевич Толстой с самых ранних лет отличался чувствительностью и был очень впечатлительным. Его могли довести до слез как грустная история, так и любое живое существо, которое погибло или же попало в беду. Повзрослев, писатель не лишился данного качества и сохранил его до конца своих дней. На его долю выпало достаточное количество испытаний и жизненных трудностей, но он не очерствел душей и сохранил в себе человечность. Именно эти качества писателя отчетливо прослеживаются в рассказе «Лев и собачка». 

Произведение было написано в 1880 году. К этому моменту у Толстого уже выработалась собственная философская позиция, которая также отражается в его творчестве. Главное, что понял Толстой, это то, что людям необходимо придерживаться минимализма абсолютно во всех сферах собственной жизни. Когда люди начинали обременять себя материальными благами — это приводило их лишь к одному — они становились несчастными. Поэтому автор хотел упростить все, что его окружало. Творчество также не стало исключением. 

Большие и громкие произведения сменили небольшие рассказы, имеющие притчевую основу. Это было сделано для того, чтоб его произведения смог понять абсолютно каждый. Это и является отличительной чертой рассказа от ранее написаных произведений. 

Жанр, направление

«Лев и собачка» — это рассказ, то есть небольшое произведение, в котором задействовано малое количество героев, и, чаще всего, имеет одну сюжетную линию. По мнению некоторых исследователей данное произведение является «былью», но между данными понятиями нет существенной разницы. Единственное, что употребляя слово «быль», читатель понимает, что описанные в произведении действия происходили на самом деле. 

Что же касается направления, то, безусловно, это реализм, поскольку в рассказе описывается реальный случай. Подобные феномены известны и их можно наблюдать и в наше время. 

Суть произведения

Суть произведения заключается в том, что в зоопарке в Лондоне на практике существовал очень жестокий обычай, который заключался в том, что оплатить за просмотр животных можно было бездомной кошкой или собакой. Однажды весьма состоятельный англичанин подобрал собачку, чтобы оплатить ею вход в зоопарк. Собачку должны были отдать в качестве обеда льву. Она была невероятно испугана, когда ее отправили в клетку ко льву, поэтому забилась в угол. Зеваки с интересом наблюдали за происходящим. Когда лев направился к ней, то на удивление не разорвал животное, а просто перевернул ее. После чего угостил маленькую собачку мясом. Это был удивительный пример дружбы между суровым хищником и простой собачонкой. 

Когда богатый англичанин увидел свою собачку, то начал тут же требовать, чтобы ему ее вернули обратно. Но на защиту собачки стал лев, который не позволил никому и близко подойти к животному. Вот так они дружили на протяжении года, но потом собачка заболела и умерла. Лев очень грустил из-за кончины своего товарища. Тогда льву принесли новую собачку и бросили в клетку, но он лишь разорвал ее. Он перестал есть и пить, а в скором времени тоже умер, обняв свою собачку. Он не смог пережить смерть лучшего друга. 

Главные герои

Главные герои произведения — это лев и собачка. 

Лев. Хищный зверь, который был заточен в неволе. От природы дикий зверь был вынужден томиться за решеткой. Когда появилась собачка — это скрасило его унылые дни. С этого момента между ними зародилась крепкая дружба. 

Собачка. Бездомное животное, которое собирались скормить льву. В итоге собачка становится верным другом злому хищнику до конца своих дней. 

Темы

Главной темой произведения является большая и искренняя дружба. Автор наглядно показывает, что даже между столь разными животными могут зародиться настоящие и искренние чувства. Лев и собачка стали настоящими друзьями, что даже лев не смог пережить смерть собачки. На своем примере они показали, что намного человечнее многих жестоких людей. 

Тема доброты также представлена в произведении. На примере жестокого хищника и собачонки, мы видим, что даже они способны проявить намного больше доброжелательности, что так редко встречается в человеческом обществе. В мире, где правит человек, люди способны принести в жертву ни в чем неповинное животное ради собственного наслаждения. Чтобы не тратить собственные деньги, они готовы пожертвовать жизнью живого существа. Дикое и свободолюбивое животное, которое было помещено в клетку, оказалось намного добрее, нежели люди, запершие его там. 

Тема взаимовыручки — еще одна тема произведения. Лев становится на защиту маленькой собачки от злых и жестоких людей, готовых скормить животное льву ради собственной забавы. 

Проблемы

Проблематика произведения напрямую связана с темами, которые освещает автор. 

Основной проблемой произведения является жестокость людей, бросивших бедную собачку на растерзание льву. Ради собственного удовольствия народ был готов пожертвовать ни в чем неповинным животным, которых они же обрекали на мученическую смерть. 

Автор специально описывает именно английский зоопарк, поскольку именно Европа считалась символом и основным носителем цивилизации, в то время как господа ведут себя ничем не лучше средневековых варваров. 

Проблема равнодушия. Люди напрочь лишились сострадания, они спокойно приходят в зоопарк посмотреть на бедных животных, заточенных в клетках. Никому даже в голову не приходит, что свободолюбивые звери там оказались против собственной воли. Лев — дикий зверь, хищник, который привык находится среди себе подобных на воле, а здесь он был вынужден коротать свои безрадостные дни в полном одиночестве, развлекая публику. Зрители даже не задумываются о его состоянии, гораздо больше их занимает собственное наслаждение. 

Проблема одиночества. Когда умирает собачка, лев отказывается от еды и воды, начинает хандрить, а вскоре и сам умирает от горя и одиночества. Все звери сидят в клетках в одиночестве, которое невыносимо выдерживать на протяжении всей жизни. Но людям нет дела и до этого. 

Основная мысль

Далеко не каждому удается стать счастливым, а именно встретить на своем жизненном пути верного и настоящего друга. Встретив родственную душу, становится совершенно не важно, как она выглядит — эту мысль и старался раскрыть Лев Николаевич в рассказе «Лев и собачка». Писатель старается показать насколько ничтожно и слабо животное, но тем самым он лишь подчеркивает то, насколько нежную, дружелюбную и игривую душу оно имеет. Злобный и жестокий хищник снаружи может оказаться добрым и мягким котёнком внутри. 

Животные намного мудрее людей, поскольку оценивают не по одежке, а стараются заглянуть в самое сердце. Точно также лев видит в собачке не врага, не добычу, а верного и преданного друга. 

В это же время автор хочет показать, что зачастую люди оказываются намного злее и более жестокими, нежели хищные звери. люди пытаются показать всем свою цивилизацию и культуру, но в тоже время собираются посмотреть на то, как лев жестоко расправится с животным, которое ему бросили в клетку. Жестокий хищник оказывается намного гуманнее и добрее чем те, кто стоит по другую сторону клетки. Люди должны сохранить в себе то человечное, что дано было им природой. В противном же случае, человек попросту деградирует и опустится на самый низ эволюционной лестницы. 

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий