«Попрыгунья» — рассказ, который написал Антон Павлович Чехов, а понять все его тонкости вам поможет полный анализ произведения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще изучить данное произведение.
Все творения автора отличаются своей жизненностью и натуральностью. Автору удается очень натурально и естественно переплести комичность и драматичность сюжета. Не стал исключением и рассказ «Попрыгунья».
История создания
Антон Павлович написал свой рассказ «Попрыгунья» в 1891 году, а уже в 1892 году он попал в печать и был опубликован в журнале «Север». Первоначальное название произведения – «Великий человек», но в последствии автор меняет акцент произведения на Ольгу Ивановну, которая была женой Дымова.
В произведении Антон Павлович использует реальных людей, с которыми был знаком. Такими людьми становятся: врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его супруга Софья. Так же принимает участие и популярный в столице врач Илларион Иванович Дуброво.
Именно врач Дуброво, и становится прототипом Дымова. Дуброво умер от дифтерита, использовав тот самый метод, о котором идет речь в рассказе.
А прототипом художника Рябовского становится товарищ Чехова – художник Исаак Левитан. Вот Левитан на самом деле очень разозлился за это на Антона Павловича и даже хотел вызвать его на дуэль. После того, как книга вышла в свет, товарищи не общались три года. Что же касается Софьи Павловны, то они и вовсе прекратили общение.
Но в то же самое время Антон Павлович напрочь отрицал, что использовал в своем произведении какие-либо прототипы. Но вот общественность посчитала иначе, поэтому все уверены, что Чехову удалось максимально реально отобразить действительность и рассказать правдивую историю.
Жанр, направление
Жанр анализируемого произведения «Попрыгунья» — рассказ. Что же касается направления, то это реализм. Автор использует простой и понятный язык, для того, чтобы затронуть близкие и очень жизненные проблемы для каждого из нас, при этом достаточно сильно углубляется в детали.
Также стоит отметить, что в произведении присутствует доля сатиры, но в то же время его можно нарвать и философской притчей.
Композиция. Конфликт
Рассказ «Попрыгунья» включил в себя восемь глав, в каждой из которых автор описывает определенный отрезок жизни молодой женщины – Ольги Ивановны, после её замужества с Осипом Степановичем Дымовым.
В завязке произведения, которая занимает первые три главы произведения, мы видим, что Ольга Ивановна вполне счастлива. Но с развитием действий, молодая женщина все больше и больше начинает отдаляться от своего супруга и вступает в связь с художником Рябовским.
Кульминационный момент произведения наступает в тот момент, когда Дымов сталкивается со смертельным заболеванием. Молодая женщина начинает мучительно раскаиваться в том, что не смогла оценить по достоинству этого замечательного человека.
Развязкой произведения становится смерть Осипа Степановича и полное отчаяние его супруги.
Что же касается конфликта произведения, то он начинает зарождаться практически в самом начале произведения, и лишь накаляется по мере развития событий.
Ольге Ивановне не нравится общество своего супруга – оно её не удовлетворяет по той причине, что женщина считает его постным и лишенным интереса. Женщина отказывается его понимать и старается найти для себя другую дорогу в жизни.
Что же касается самого Дымова, то он совершенно далек от людей искусства и не понимает их. На этой почве и начинает зарождаться конфликт взглядов.
В то же время начинает развиваться и конфликт отношений – Дымов начинает догадываться о том, что жена ему изменяет, поэтому так же начинает от нее отдаляться.
Этот же конфликт случается и между Ольгой Ивановной и Рябовским. Она начинает чувствовать, что её обманывают, поэтому начинает буквально преследовать художника. Но Рябовский тяготится ею и её вниманием.
Близкий товарищ Дымова Коростелев начинает открыто презирать Ольгу Ивановну. С каждым днем его презрение становится все сильнее и сильнее.
Так же правильным будет выделить конфликт главной героини самой с собой. Женщина с каждым днем все сильнее и сильнее начинает испытывать чувство вины, но не находит в себе силы признаться мужу. Она все так же преследует Рябовского, хотя прекрасно понимает, что этим только унижается, ведь её действия совершенно бесполезны. Она несчастна и страдает сама от своего поведения, но, к сожалению, ничего с этим поделать не в состоянии. Это постепенно приводит её к полному отчаянию и разладу с самой собой.
Смысл названия
Название произведения «Попрыгунья» полностью олицетворяет саму сущность главной героини. Здесь сразу же присутствует и ей легковерность с легкомыслием, а также то, что она не умела думать о других людях и анализировать последствия своих поступков.
Так же стоит отметить то, что автору удалось отразить в названии судьбу главной героини, которая в прямом смысле слова «пропрыгала» свое счастье.
Автор справедливо оценивает поведение молодой женщины. Женщина очень поздно понимает, что «пропрыгала» свое счастье, но изменить уже ничего не может.
Смысл произведения
Автор рассказывает об Ольге Ивановне, которая была обоятельной и миловидной женщиной. Она вышла замуж за Осипа Степановича Дымова, который был талантливым врачом. Первое время их брак можно было назвать счастливым. Они жили не особо богато, на жизнь им вполне хватало. Основным добытчиком в семье является Осип Степанович, который трудился сразу в двух больницах. Его супруга же была одарена творческим потенциалом, поэтому стремилась окружить себя известными людьми искусства – художниками, музыкантами и так далее. Женщина очень часто устраивала творческие вечера в их доме.
Супруг Ольги Ивановны сторонился подобных мероприятий и не принимал в них участия, хотя и был не против их провождения. В то же время его супруга все больше и больше вовлекалась в жизнь «великих людей», которых постоянно находила. Все это приводит к тому, что женщина начинает отдаляться от своего супруга, и все чаще покидает его. Это приводит к тому, что она поддается любовным чарам талантливого художника Рябовского, который внешне был очень красив.
Но это любовное увлечение является очень скоротечным, потому что её возлюбленный достаточно быстро начинает тяготиться обществом этой женщины, и всеми путями избегает её.
Женщину это очень сильно обижает, плюс ко всему её начинают терзать угрызения совести. Она даже приняла решение признаться супругу в своей измене, но так и не решилась на этот шаг. Но супруг начинает подозревать жену в неверности, поэтому так же отделяется от неё.
Когда Ольга Ивановна понимает, что её супруг начинает от неё отдаляться, она отчаянно пытается вернуть Рябовского. Женщина старается разыскать его через общих знакомых, постоянно закатывает ему сцены ревности.
Как-то раз женщина приходит домой, где узнает, что её супруг смертельно болен и не хочет выходить из своего кабинета. Дымов обращается к жене с просьбой, чтобы она позвала его друга Коростылева. Тогда Коростылев поведал Ольге, что незадолго до этого Дымов отсасывал дифтеритные пленки из горла ребенка. Женщина опасается за жизнь своего супруга, начинает горько раскаиваться и презирает себя. Она всеми путями хочет искупить свою вину и возместить мужу все обиды, которые доставила ему.
Когда женщина начинает оценивать свою жизнь, то приходит к выводу, что её муж был самым великим человеком среди тех знаменитостей, которых она так упорно искала. Но она так и не смогла рассмотреть его и узнать, как следует. Женщина мечтает о том, чтобы начать заново свой жизненный путь, хранить верность своему супругу и быть счастливой, но уже утром она узнает, что её муж умер.
Темы
Темы, которые поднимает Чехов в рассказе «Попрыгунья», очень близки и понятны каждому из нас.
Автор затрагивает тему любовного треугольника и отношения в браке. Он старается донести до читателя, насколько хрупким и мимолетным является чувство любви. Ведь взаимную любовь так сложно найти, построить, но так легко потерять безвозвратно. В отношениях обе стороны несут огромную ответственность, чтобы суметь сберечь и сохранить это великое чувство.
Ольга Ивановна не ценит свой брак, потому что считает его обыденным, постным. Для женщины семья является ничем иным, как мещанской условностью. Но в самые сложные моменты её жизни только муж становится для нее надеждой и опорой.
Антон Павлович так же затрагивает тему загадочной женской души, которую опять-таки раскрывает на примере Ольги Ивановны. Изначально она счастлива в браке и любит своего супруга, но со временем она устает от обыденности, перестает ценить мужа, и начинает гоняться за призрачными идеалами. Она уверена, что её счастье находится в богемном обществе. Для этого она связывается с художником, рассчитывая таким образом влиться в этот круг. Но её связь не приносит ей ничего, кроме неудач.
Еще одна тема произведения – тема нравственности и духовного созидания. Автор симпатизирует Осипу Дымову, который всю свою жизнь посвящает труду во благо общества. Он постоянно работает над собой и развивается, но не считает нужным выставлять это напоказ.
Тема искусства – еще одна немаловажная тема, которую затрагивает писатель. Автор старается показать читателю всю ту чванливость и эгоизм, которые процветают в кругу одаренных людей, уверенных в своей уникальности.
Чехов относится с уважением к людям искусства, но в то же время относится с презрением к тем, кто старается искусством оправдать низость своей души.
Так же в рассказе поднимается тема труда. Антон Павлович очень ценит людей, которые преданны своему ремеслу. Ольга Ивановна была увлеченной натурой, которая быстро загоралась, но никогда не доводила начатое до конца. Именно отсутствие серьезного занятия и стало причиной того, что женщине было элементарно скучно и нудно. Что же касается её супруга, то это был человек дела, который нашел свое призвание и посвятил этому свою жизнь.
Проблемы
Проблематика, которую затрагивает Антон Павлович в рассказе «Попрыгунья», не потеряла своей актуальности и по сей день.
Главная проблема произведения – это противопоставление эгоизма и жертвенности, а также любви и измены. Эту проблему отчетливо видно в отношениях Ольги Ивановны и ее супруга Осипа Дымова. Женщина эгоистична и думает лишь о своем счастье, что в последствии разрушает отношения в её семье и приводит к измене. Что же касается её супруга, то он всеми силами старается сохранить семью, даже ценой собственного самолюбия.
Так же можно отметить проблему противопоставления науки и искусства. Данный спор существует на протяжении многих лет, поэтому Антон Павлович показывает его в своем произведении на ярких примерах.
Автор считает, что наука находится на ступень выше искусства, потому что уверен в том, что в данной сфере деятельности требуется намного больше сил, времени и методичного ежедневного труда. Людям науки чаще всего приходится жертвовать собой, своей семьей и личным счастьем, чтобы суметь добиться определенных высот. Что же касается творчества, то его правильнее назвать приятным процессом, который почему-то люди стараются превознести. Чаще всего оценка творческой деятельности лишена объективности.
Еще одна проблема произведения – это недооценка нравственности, скромности и трудолюбия. Всеми этими качествами обладает Осип Дымов, но это не ценит ни его супруга, ни её окружение. Это и становится точкой отсчета в дальнейшей трагедии. Люди стремятся к тому, что само себя навязывает и выпячивает. Людей, которые являются настоящими героями, богемное общество старается не замечать. Героизм лишен пафоса, помпезности и яркости, поэтому отходит на второй план от искусства.
Потеря близкого человека – так же не менее важная проблема произведения. Зачастую, люди начинают ценить, лишь когда теряют. Но они уже не в состоянии что-то изменить или же искупить. Возможность исправить ошибку упущена.
Но главная проблема произведения – это крах и опустошение человеческой души, которая не умеет выбрать для себя приоритетом лучшие ценности. Душе пришлось потерять все самое ценное, и в первую очередь саму себя из-за того, что не ценила самое святое и истинное, отвлекаясь на эгоизм и бездумность.
Основная мысль произведения
Главная цель, которую преследовал автор произведения, заключается в том, чтобы показать читателю всю сущность эгоизма и легкомыслия. На ярком примере он показывает, какие чудовищные последствия ведет столь необдуманное поведение. В то же время он показывает и другую сторону – скромную и непритязательную жизнь и самопожертвование, которые так и остаются незамеченными в суровых реальных буднях.
Все эти качества сумели оценить по достоинству лишь после смерти великого человека, но изменить что-то было уже слишком поздно. Женщина понимает, что все время занималась пустыми и никому не нужными делами, в отличии от своего мужа. Она понимает, что потеряла свое счастье, но осознание к ней пришло не в то время.
Автор в рассказе «Попрыгунья» ставит в приоритет честный и значимый труд над эгоизмом и самолюбованием, который царит в сфере искусства. По-настоящему великий труд – это труд на благо общества, ежедневная работа верой и правдой, порой граничащая с самопожертвованием.