«После бала» — рассказ, который написал Лев Николаевич Толстой, который сумел добиться славы во всем мире. Его произведениями зачитываются во всех уголках земли. Одним из таких произведений является рассказ «После бала», в котором мы видим изложение авторской мудрости и художественного слова. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вы сможете узнать много нового и интересного.
История создания
В основе произведения лежит реальная история, которую, будучи еще студентом, Лев Николаевич услышал от своего брата Сергея. Речь шла о случае, который случился с Сергеем Николаевичем. Он был влюблен в дочку военного начальника, которую звали Варвара Корейш. Мужчина даже был готов сделать девушке предложение, но стал свидетелем жестокого наказания солдата. Данным мероприятием командовал отец Варвары. Тогда мужчина передумал жениться на своей возлюбленной.
Увиденное невероятно потрясло молодого человека, а сам Лев Николаевич очень долгое время находился под впечатлением от услышанной истории. Спустя некоторое время эта история была изложена на бумаге и превратилась в рассказ, который был опубликован уже через год после смерти Толстого.
Жанр, направление, композиция
Правильнее всего будет сказать, что «После бала» — рассказ, поскольку в произведении мы знакомимся с достаточно малым количеством героев, а также рассматривается лишь одна проблема. В рассказе разворачивается одна сюжетная линия.
Что же касается направления, то Толстой работает в реализме. Писатель описывает реальный случай из жизни.
Если же говорить о композиции произведения, то ее можно охарактеризовать как «рассказ в рассказе»: герой произведения рассказывает слушателям историю, которая случилась в прошлом, в тоже время будучи участником действия в настоящее время.
По содержанию произведение делится на две части: сказочный вечер на балу (когда герой заблудился во тьме) и промозглое туманное утро — момент прозрения героя.
Автор прибегает к помощи антитезы, благодаря которой создает эффект контраста.
Антитеза проявляется в рассказе в момент сцен на балу и после бала — главный герой горько разочарован после совсем недавней эйфории.
Автор хотел показать как разнится повседневная жизнь высшего общества от того, как они себя ведут на пышных балах. Именно благодаря подобному композиционному приему Толстому удается передать главную мысль произведения, не используя обильные описания и большие сюжетные повороты. Он сумел передать сложную мысль точно и лаконично.
Экспозиция произведения лишь усиливает контраст, благодаря которому читатель даже не подозревает, что сюжетная линия изменится совершенно в противоположную сторону.
Изначально Лев Николаевич описывает то, как Иван Васильевич — главный герой произведения, испытывает к Вареньке самые нежные и пылкие чувства. Он питает надежду жениться на прекрасной и молодой девушке. Более того, все изначально складывается прекрасно — полковник Петр Владиславович относится к нему весьма благосклонно, и даже подарил танец с дочерью, хотя она уже была приглашена другим кавалером.
Автор наделяет экспозицию светлыми и легкими тонами. После этого, писатель окунает читателя в жестокую реальность, из-за которой рушатся все светлые чувства, которые раньше были в душе Ивана Васильевича.
Смысл названия
Название рассказа изначально не было окончательным, поскольку автор рассматривал сразу несколько вариантов. Среди них были такие: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Но, в конечном итоге, Лев Николаевич остановился на варианте «После бала». Сказать однозначно о смысле названия сложно. Во многих произведениях автора поднимается проблема человека и общества. Больше всего Льва Николаевича интересовали обстоятельства, которые оказывают свое влияние на человеческие решения и поступки. Параллельно с эти он интересовался принципами, правилами и мотивами, которыми люди руководствовались, совершая тот или иной выбор.
С одной стороны название рассказа подчеркивает двоедушие одного из главных героев, неестественность его жизни, в которой параллельно с внешними изменениями менялась и личность героя. После окончания бала были сброшены маски. Кардинально изменилось поведение героя, его жизнь, которая внешне блестела и лоснилась, а внутри была уродливой и страшной.
Также стоит отметить, что именно после бала главный герой начинает по-другому смотреть на людей, с которыми планировал связать свою жизнь. Он начал осознавать всю противоречивость жизни, где невероятная и неоправданная жестокость параллельно существует с мнимым благородством и изяществом.
Главные герои и их характеристика
Иван Васильевич — рассказчик. Будучи человеком в возрасте, он придается воспоминаниям и делится историей, которая приключилась с ним, когда он был еще молодым человеком. В момент описываемых событий он был обычным студентом из провинции, но при этом был богатым и весьма красивым франтом. Он был очень совестливым, справедливым и впечатлительным. Когда он стал свидетелем избиения татарина, то очень долго не мог выкинуть данную картину из головы. Это и стало причиной его нежелания связывать свою жизнь со своей возлюбленной. На тот момент его полностью захлестнули эмоции от увиденного.
Варенька — любимая девушка Ивана Васильевича. Она была высокая, статная и величественная. Она постоянно пользовалась популярностью у мужчин в светском обществе, которых сражала наповал своей невероятной улыбкой. Имея весьма царственный вид, девушка имела доброе сердце, что никому не позволяло робеть в ее присутствии.
Полковник — весьма приятный внешне, статный военный. Был высокого роста, румяный, с ласковой улыбкой и приятными манерами, пожилой мужчина. Очень любит свою дочь, ради которой отказывает себе во всем. Одевается в казенную одежду. Но герой резко меняется в момент сцены телесного наказания: он становится злым и жестоким, бьет солдата по лицу, который слабо бил татарина.
Конфликт
Льву Николаевичу удалось создать ситуацию, когда столкнулись обстоятельства, взгляды и жизненные позиции, которые никак не могли найти между собой компромисс. В данном произведении он противопоставляет две абсолютно разные России: одна, которая существует только для людей из высшего общества, а другая — для людей низшего класса. В первой России вызывающе искусственно поддерживают веселье, а в другой необходимо любыми способами добывать средства, чтобы поддерживать роскошь.
Главному герою пришлось стать свидетелем того момента, когда добрый и ласковый Петр Владиславович более не мог прятать собственную жестокость и холодность под маской добродетеля. Тогда герой понимает, что не в состоянии в дальнейшем мириться с жизненными позициями отца своей возлюбленной. В этот момент он понял, что больше их с Варенькой ничего связывать не может. У них разная жизнь и разная судьба.
Темы
Главной темой произведения является двуличие светской жизни. Автор наглядно показывает то, как она делится на парадную, полную лоска жизнь, и будничную грязь, которая и обеспечивает весь вечерний банкет. Чтобы обеспечить себе блек и пафос на банкете вечером, люди вынуждены вести себя жестоко и бесчеловечно на службе днем, идя при этом на бесчеловечные жертвы. Автор делает акцент на том, что ради вечернего веселья полковник вынужден экономить даже на необходимых вещах. Героя также затягивает трясина «показной» жизни, ради которой он не живет нормальной жизнью, а работает на публику. Во время жестокого избиения татарина он не обращает никакого внимания на кровавое месиво на спине, поскольку он не считает жизнь военнослужащего чем-то серьезным, в ней абсолютно нет места действительности. Он даже не задумывается о сочувствии, поскольку его разум полностью помрачен светом высшего общества.
Тема любви также присутствует в данном произведении. Ее автор также раскрывает с двух разных сторон. С одной стороны Лев Николаевич показывает чувство любви, как некую увлеченность, порыв страсти, но никак не большое и светлое чувство. Главный герой увлечен Варенькой, но автор ни слова не говорит о том, что чувства героя возвышенны и обдуманы. С другой же стороны, писатель призывает читателя стремиться к высоким, духовным чувствам. Ему грустно от того, что в современном мире на первый план выходят больше физические достоинства, нежели моральные. Автор же больше ценит мораль и принципиальность, а вот внешние данные для него уходят на второй план.
Тема крушения мечты. Главный герой, когда еще был молод, пребывал в неком восхищении. Его настолько поглотило все происходящее, что он даже забыл узнать саму Вареньку. Его не интересовал ни характер девушки, ни привычки возлюбленной, ни ее мысли. Находясь на балу и танцуя со своей любимой, он словно был частью спектакля, который закончился внезапно, как сон. После окончания бала, все маски были сняты. Мечты главного героя разбились о суровую будничную реальность.
Тема разрыва шаблона. Когда главный герой стал свидетелем поступка Петра Владиславовича, то резко потерял к нему всякую симпатию. Ему стало грустно и тоскливо от того поступка, свидетелем которого он стал. Он изо всех сил старался найти оправдание полковнику, но так и не смог найти ответы на свои вопросы. Влюбленность молодого человека начала таять, и он более никогда не приходил на званые вечера в дом полковника.
Тема пейзажа. Автор достаточно подробно описывает пейзаж, который был вокруг Ивана, когда он встретился с полковником. Автор специально подчеркивает то, что в то утро на землю опустился сильный туман. Таким образом он сравнивает природное явление с состоянием самого героя, когда он общался со своей возлюбленной и ее семейством. Его сознание словно тоже заволокло туманом, поэтому он не смог рассмотреть настоящую сущность данной семьи.
Проблемы
В данном произведении поднимаются острые социально-нравственные проблемы.
Первая, и главная проблема произведения — это проблема лицемерия и криводушия. На примере полковника, который был добрым и учтивым с высокопоставленными людьми во время бала, и с какой жестокостью он относился к низшему классу, а также к своим подчиненным, он показывает двуличие человеческой души. С людьми, вхожими в его круг, герой любезничает, старается выглядеть патриотом и верующим человеком. Но, оказавшись рядом с людьми низшего класса, он наглядно демонстрирует собственное презрение и те самые моральные устои, которые и образуют христианское мировоззрение.
Проблема равнодушия. Полковник не хотел слышать беглого солдата, который умолял его о помиловании. Ему было абсолютно безразлично, что его подчиненный испытывал адские мучения, от которых вполне мог умереть. Для полковника куда более важной была дисциплина. Образ полковника полностью противоречит образу прихожанина, да ему и не интересна сущность учения. Для полковника куда важнее благовидность внешней стороны любого дела.
Проблема жестокости. В момент, когда один из избивавших татарина солдат, ударил его слабее положенного, полковник тут же награждает его пощечиной. Петра Васильевича невероятно разозлил тот факт, что солдат слабо ударил беглого татарина, на спине которого и так не было живого места. Из этого можно сделать вывод, что полковник получал некое удовольствие от происходящего.
Проблема безнравственности. Лев Николаевич в данном произведении поднимает проблему нравственно-духовных качеств дворянства, которое давно и беспросветно погрязло во лжи. Полковник искренне считает себя христианином, когда в нем самом нет ни грамма нравственности. Петра Владиславович можно назвать жестоким, двуличным, холодным и равнодушным человеком, что и оттолкнуло Ивана Васильевича.
Основная мысль
Главная мысль произведения — это следование гуманистическим идеалам, по-настоящему добрым чувствам. Такой путь возможен только путем самосовершенствования, поиску настоящих, ничем не затуманенных смыслов. Автор призывает читателя оставаться человеком даже в тех случаях, когда статус и положение позволяют совершить беззаконный поступок.
Главному герою становится стыдно, после того, что он увидел. Он начинает чувствовать свою сопричастность к происходящему, и даже считает себя ответственным за проявленную жестокость другим человеком. Лев Николаевич считает, что именно так и должен себя чувствовать настоящий человек, с правильными принципами и мировоззрением. Беззаконие начинается с поступка одного человека, а вот противостоять ему должен каждый неравнодушный к чужому горю человек.