«Студент» — рассказ Антона Павловича Чехова, который кардинально отличается от всех остальных произведений автора своим глубоким философским замыслом. В анализируемом произведении отсутствуют столь привычные сарказм и ирония, а все произведение наполнено духовным прозрением главного героя. Команда Литеровед.ру собрала весь необходимый материал, благодаря которому вам будет значительно проще узнать все тонкости и нюансы произведения.
История создания
Ни для кого не секрет, что Антон Павлович неоднократно сетовал на то, что у него практически отсутствовало детство. Еще будучи совсем ребенком, он был вынужден работать в лавке у своего отца и петь в церковном хоре. Об этом факте он несколько раз упоминал в своих произведениях, в число которых входит рассказ «Студент».
Впервые произведение было опубликовано в 1894 году в газете «Русские ведомости».
Существует мнение, что Антон Павлович написал произведение в тот момент, когда находился в Ялте и работал над своей книгой «Остров Сахалин». Изначально произведение имело заголовок «Вечером». Также Чехов добавил некоторые уточнения в тексте произведения: о слезах Василисы, а также о правде и красоте на земле.
Жанр, направление
Стоит отметить, что хоть «Студент» и является рассказом, но также произведение имеет связь и с другими жанрами. Текст произведения чем-то напоминает притчу и проповедь. На это указывают как библейские отсылки в тексте, так и само повествование. Хорошим примером является то, что Иван Великопольский через обращение к Священному писанию и общение с двумя вдовами сумел обрести надежду и просветление.
В творческом наследии Антона Павловича не только рассказ «Студент» является произведением, посвященным духовному поиску. Религиозная тематика также встречается в таких произведениях, как: «Святой ночью», «Святые горы» и «Архиерей».
В данном направлении писали такие авторы, как: Лев Николаевич Толстой («Отец Сергий»), Леонид Николаевич Андреев («Бергамот и Гераська», «Ангел»), Иван Алексеевич Бунин («Чистый понедельник»).
Композиция и конфликт
По структуре произведение «Студент» можно назвать рассказом в рассказе. Герой произведения делится со своими слушателями библейской притчей, таким образом образуя в художественном пространстве еще одно художественное пространство.
В рассказе отчетливо прослеживаются две сюжетные линии:
1. Встреча студента с двумя вдовами
2. Евангельская история об отречении Петра.
В рассказе «Студент» Антон Павлович использует зеркальную композицию: события, описанные в начале произведения, совпадают с событиями, описанными в конце.
Напряженного сюжета в произведении нет, как нет и конкретной детализации. Интересным фактом является то, что главная роль отведена не конкретному персонажу, а духовному прозрению.
Если говорить об экспозиции произведения, то она начинается с пейзажа, который и определяет характер главного героя. Изначально мы видим, что погода тихая и погожая, но со временем картина резко начинает меняться — начинает дуть холодный и пронзающий ветер. Главный герой произведения — студент духовной академии Иван Великопольский, вернулся с охоты в очень мрачном расположении духа.
Завязывается внутренний сюжет. Студент встречает двух вдов: Василису и ее дочь Лукерью. Иван решил остановиться около двух женщин, и в его памяти всплыла библейская история, которая произошла в точно такую же ночь. Тогда Иван начинает рассказывать женщинам об отречении Петра.
Далее следует развязка внутреннего сюжета. Иван Великопольский продолжает свой путь, понимая, что двенадцати вековая история, которую он рассказал, непосредственно связана с его реальностью.
В кульминации мы видим переплетение обоих линий, которые сливаются в одно целое в сознании главного героя. К студенту приходит душевное озарение, мысли его становятся совершенно другими и он отправляется домой.
Смысл названия
Под словом «студент» мы подразумеваем учащегося в высшем учебном заведении. Чаще всего у студентов нет как таковых денег, а все свое свободное время они уделяют образованию. Но Антон Павлович показывает нам другого человека, целью которого является получение духовных знаний. Он выбрал очень сложный и тернистый путь. получив определенные знания, ему удается понять связь между прошлым и настоящим. Студен постепенно переходит от частного к общему, благодаря чему ему удается достичь нового уровня познания.
Автор делает акцент на том, что студен обучается в духовной академии. Тем самым Чехов обьясняет стремление молодого человека к получению божественной истины. Имя героя также выбрано не просто так. Если посмотреть на перевод с древнееврейского, то имя Иван (Иоанн) переводится как «Бог милует».
Смысл произведения
Изначально автор знакомит нас со студентом, которого зовут Иван Великопольский. Он поздно вечером возвращается с охоты домой. По пути молодой человек думает о том, насколько пуста и никчемна его жизнь, ведь еще со времен Рюрика она не претерпела никаких изменений в лучшую сторону.
На пути ему встречаются две вдовы — Василиса и ее дочь Лукерья Женщины пытаются согреться у костра. Студент начинает рассказывать женщинам об апостол Петре, который отрекся от Иисуса. Рассказ Ивана затрагивает женщин за живое. Василиса больше не может сдерживать слезы, а Лукреция смущается.
Когда молодой человек попрощался с вдовами, то начал думать относительно реакции Василисы. Молодой человек понимает, что причиной слез Василисы стал не его хороший рассказ, а ее искренние переживания за Петра. Складывалось впечатление, что рассказанное студентом, имеет к женщине непосредственное отношение. Тогда Иван начинает понимать, что все события прошлого имеют прямую связь с событиями настоящего времени. Данное озарение помогло студенту обрести веру в жизнь и познать ее смысл.
Главные герои и их характеристика
Иван Великопольский. Главный герой произведения, студент духовной академии. Молодой человек происходил из духовного сословия — он был сыном дьячка. Семья у него была очень бедной. Молодой человек полностью утратил надежду на светлое будущее, поэтому впал в глубокое отчаяние.
До его встречи с двумя вдовами сложно говорить о том, что студенту доставляет удовольствие служение Богу и перспектива полностью посвятить себя праведной жизни. Когда начался Великий пост, который необходимо было строго соблюдать на страстной неделе, студент хоть смог найти оправдание своему голоду, который был напрямую связан с тяжелым материальным положением в семье.
Дошло до того, что он начал относиться к Библии лишь как к тексту, который ему необходимо хорошо знать.
Лукерья и Василиса. Простые женщины, не имеющие образования. На первый взгляд они совершенно ничего не понимают в замысловатом тексте Евангелия. Но именно благодаря их реакции на рассказ студента заставляет Ивана взглянуть на мир совершенно другими глазами.
Темы
Тема исторической памяти. Именно связь времен является одной из главных тем произведения. Неизбывность повествования является свойством, присущим библейским текстам. Подобная характеристика присутствует и в «Студенте». Благодаря ощущению исторической памяти Иван начинает чувствовать единение с Христом. Он начинает чувствовать, будто он причастен к тем событиям, которые происходили в страстную неделю.
Тема религии. Студен появился на свет и рос в религиозной семье. С самых ранних лет он великолепно знал Священное писание и знал наизусть все православные обряды. Но какое влияние подобная религиозность оказывала на молодого человека? Наглядным примером является тот факт, что в страстную пятницу заместо молитвы он решил отправиться на охоту.
Тема веры. Именно реакция Василисы на историю о Петре заставила Ивана совершенно по-другому посмотреть на столь привычные для него вещи. Сама история стала для него реальностью, точно такой же, как и разговор с женщинами у костра. «Сладкое ожидание счастья» говорит о том, что Ивану удалось обрести истинную веру, которая была для него гораздо важнее религиозности.
Проблемы
В анализируемом произведении автор поднимает сразу несколько проблем, которые между собой взаимосвязаны. Одной из проблем произведения является проблема бедности. Автор показывает два варианта бедности: первый — это материальная бедность. Хорошим примером является семья Великопольских, которые были бы не прочь провести Великую пятницу в церкви, но не могут себе этого позволить из-за крайней нужды.
Поскольку отец сильно болел, мать была вынуждена одна заниматься хозяйством, а Иван отправляется на охоту не для развлечения.
Второй вариант бедности, показанный автором, это малодушие. Именно оно постепенно перенаправляет читателя к отчаянию. Когда студент окончательно потерял свою веру в светлое будущее, он даже не хочет возвращаться обратно домой. Он осознает то, что подобное положение дел существует еще со времен Рюрика, поэтому шанс, что что-то изменится в лучшую сторону — минимален.
Он даже к Евангельскому Петру начинает относиться как к трусу, но старается усердно гнать прочь эти мысли.
Употребляя слово «очнулся», автор старается подчеркнуть, что все это являлось заблуждением, наваждением.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблематика произведения насыщенна неоднозначными и острыми вопросами о смысле жизни и ценности бытия.
Главная мысль
Если говорить о главной мысли произведения, то с уверенностью можно сказать, что рассказ учит верить и надеяться на спасение. Автор хотел, чтобы читателю удалось обрести просветление благодаря данному рассказу, как это удалось сделать студенту благодаря библейской истории о Петре.
Антон Павлович делает акцент на том, что обрести счастье возможно даже в том случае, когда находишься на пороге бедности, и тебя окружают болезни, холод и невежество.
Чехов умышленно заканчивает рассказ о Петре трагической нотой, тем самым заставляя читателя вспомнить счастливый и радостный финал данного библейского эпизода. Иван еще совсем недавно не верил в то, что скоро Пасха, и вот теперь мы видим, что он начал относиться к жизни как к светлой, восхитительной, чудесной и полной смысла.
Каждый из нас имеет возможность обрести просветление, независимо от размера проблем в его жизни. Именно это произведение учит нас верить и надеяться на то, что наша жизнь может в любой момент измениться в лучшую сторону.
Счастье не зависит от социального статуса и окружающих проблем.