Анализ рассказа «В дурном обществе» (В.Г. Короленко)

Анализ рассказа «В дурном обществе» (В.Г. Короленко) Анализ произведений

Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ рассказа «В дурном обществе», который написал Владимир Галактионович Короленко. Весь собранный материал непременно станет полезен при изучении произведения.

Рассказ «В дурном обществе» является одним из самых известных произведений Короленко. Анализируемое произведение получило популярность среди населения благодаря своей искренности и трогательности. А самым интересным фактом является то, что читая произведение вновь и вновь, мы находим новые смысловые значения.

История создания

Произведение «В дурном обществе» автор практически полностью написал в тот момент, когда находился в ссылке. Ссылка проходила в Якутской области, куда Короленко был сослан за его революционные взгляды.  Были подозрения, что он занимается оппозиционной деятельностью.

За то время, что автору пришлось столкнуться с мытарствами и пересылками, ему удалось как нельзя лучше узнать жизнь бедных и обездоленных людей, которых правительство старалось не замечать. В его взглядах действительно проскальзывали элементы оппозиционности.

Данное произведение было написано в период с 1881 по 1885 годы. Так же стоит отметить, что некоторые детали и образы автор брал из реальной жизни. Например, судья – отец главного героя, очень сильно напоминает отца самого Короленко. Так же город, который автор описывает в произведении, очень сильно похож на родной город писателя, в котором он вырос.

Сам же Владимир Короленко больше склонялся к тому, что он журналист, а потом уже писатель. Но, к сожалению, цензура не пропускала его серьезные и насущные статьи. Это и натолкнуло автора на создание литературного произведения, в котором он мог, завуалировано высказать свою точку зрения и мысли.

Жанр, направление

Произведение «В дурном обществе» считается рассказом. Что же касается повествования, то оно полностью соответствует данному жанру. По объему текст не особо велик, а эпизодические персонажи произведения помогают раскрыть характер главного героя. Название произведения так же подобрано очень точно и емко. Благодаря этому читатель сразу понимает, о чем будет идти речь в произведении.

Главная сюжетная линия произведения – это знакомство сына судьи с детьми, которые входили в так называемое «дурное общество». Короленко не скупиться на детали, и придает им огромное значение. Это так же является подтверждением того, что анализируемое произведение – рассказ.

Если говорить о направлении произведения, то оно относится к реализму. Автор не пытается приукрасить окружающий мир, а выставляет напоказ все существующие проблемы. Короленко хоть и наделяет каждого героя индивидуальными особенностями, но все равно во всех них прослеживаются одни и те же типичные характеры.

В произведении описывается современная (для того времени) реальность. У автора нет яркого разделения между героями – он не делит их на плохих и хороших. Более того, мы наблюдаем обратную сторону медали: в рассказе мы знакомимся с ворами, которые являются достаточно умными и смышлеными людьми, в то время, как справедливый судья к своему родному ребенку относится холодно и сухо.

Так же мы можем отметить, что автор поднимает такую социальную проблему, как отношения общества и личности. Это так же является отличительной чертой реализма.

Смысл названия

Как уже говорилось ранее, название произведения было дано очень точно. Мы с самого начала начинаем понимать, о чем пойдет речь в произведении. Нам становится понятно, что герой как то связан с тем самым «дурным обществом», о котором автор говорит в названии. И это действительно так, ведь мальчик Вася становится одним из членов подземелья, притом, что он – сын судьи.

Мальчику удается заслужить доверие, чтобы «дурное общество» приняло его за своего. Тыбурций разрешает ему бывать в подземелье и общаться с детьми. Мальчика оттолкнули не те люди, которых сторонилось общество, а его родные и близкие. Нищие никому не причиняют вреда и не мешают, но общество все равно относится к ним агрессивно и испытывает неприязнь.

Из этого можно сделать вывод, что на самом деле «дурным» являются не нищие, которые вынуждены жить в подземелье, а то общество, которое возомнило себя главным. Ведь именно это общество принимает решение, кому можно жить в городе, а кому следует убраться из него.

Так же стоит отметить, что автор в самом названии указывает одну из основных проблем произведения. «Дурное общество» — это лишь мнение горожан, и ничего более. Общество даже не пытается лучше узнать этих людей и вникнуть в их проблемы. Им проще повесить на них ярлыки воров и злодеев, чтобы оградить себя от любого общения с ними.

Композиция

В рассказе «в дурном обществе» используется линейное повествование. Все события происходят согласно хронологическому порядку. Главный герой начинает рассказывать обо всех событиях, что с ним произошли. Повествование происходит в прошедшем времени, что характерно для приема ретроспекции.

Подобный образ построения сюжета еще раз подчеркивает тот факт, что знакомство с «дурным обществом» сыграло в жизни героя огромную роль. Главный герой делится с читателями именно теми чувствами, эмоциями и воспоминаниями, которые у него связаны с Валеком и Марусей. Та самая дружба, которая возникла еще в детские годы, оставила огромный отпечаток в его жизни и во многом ему помогла.

Благодаря своим верным друзьям, Васе удалось помириться со своим отцом. Так же мальчик смог разрушить свои иллюзии на тему того, что люди всегда получают по заслугам. Порой, случается так, что человек оказывается в не самом удачном положении по вине обстоятельств, которые от него не зависят.

Смысл произведения

Рассказ «В дурном обществе» рассказывает читателю историю одного маленького мальчика, события которой очень многое изменили в его жизни. Васе довелось свести знакомство с двумя детьми – мальчиком Валеком и его сестренкой Марусей. Девочка была совсем крошкой – ей было всего четыре года. Эти дети относились к нищим, которых принято было считать «дурным обществом». Само общество нищих возглавлял Трыбуций. В дальнейшем дети должны были стать воришками, чтобы суметь прокормить себя и ближних.

Хоть Вася был сыном судьи, его не пугали новые друзья. Мальчик тянется к ним и старается все чаще их навещать. Однажды их увидел Трыбуций, но он не запретил детям проводить вместе время.

Как-то раз Маруся очень сильно заболела. Она изначально была очень слабым ребенком. С каждым днем девочке становится все хуже и хуже. Вася просит у своей сестренки куклу, чтобы на какое-то время отдать её Марусе. Маруся была очень рада подарку, но её облегчение было мимолетным. Дома Васю обвиняют в том, что он украл игрушку у своей младшей сестренки. Поэтому отец категорически запретил ему покидать дом.

Отец очень страдает из-за кончины своей жены. Однажды, когда он очень сильно страдал по этому поводу, он сорвался на своего сына. Тогда на защиту Васи стал Трыбуций. Он то и рассказал судье, что мальчик попросил у сестры куклу, чтобы порадовать умирающую Марусю. Отец помирился с сыном, и впервые в жизни они поняли друг друга.

Трыбуций сообщает Васе о том, что Маруся умерла. Мальчик отправился в подземелье, чтобы в последний раз увидеть девочку. Мальчик дает Трыбуцию деньги и говорит о том, что ему нужно уехать из Княжье-Вено. Спустя некоторое время все члены «дурного общества» исчезли. Вася со своей сестренкой Соней очень часто приходят навестить могилку Маруси. Вася продолжает защищать нищих, которые остались в городе.

Темы

Одна из тем произведения – это тема детства. Данная тема является ключевой в произведении. Ничего удивительного, ведь главные герои рассказа еще совсем дети. Именно в этом возрасте люди еще не разделяют друзей по социальным классам и материальному положению. Вася знает о том, что его новые друзья относятся к нищим, но это его совершенно не отталкивает. Так же мальчик понимает, что они идут на воровство, элементарно для того, чтобы поесть. Но он не отворачивается от них, потому что в первую очередь ценит их духовные качества. Ему интересно с ними общаться и проводить время, независимо от общественных стандартов.

Еще одна важная тема произведения – это тема доброты. Вася всеми путями старается помочь своим новым друзьям и членам «дурного общества». Он берет из дома еду, чтобы отнести её своим друзьям. Когда заболела Маруся, мальчик решает порадовать ребенка. Для этого он обращается за помощью к своей сестренке, чтобы та дала на время свою куклу. Так же проявление доброты можно увидеть и у Трыбуция. Мало того, что он не запретил своим детям общаться с Васей, так он еще и разрешил мальчику приходить к ним. Позже он становится на защиту Васи перед отцом, который обвинил сына в краже.

Тема сострадания – так же достаточно важная тема произведения. Данная тема очень сходна с темой доброты. Главный герой с пониманием относится к тому, какая непростая жизнь у его новых товарищей, поэтому старается им помочь. У Васи есть очень ценное качество – он умеет сопереживать другим людям. После того, как Маруся умерла, а члены «дурного общества» исчезли, Вася продолжил защищать нищих, которые остались в его городе.

Так же, немаловажной темой рассказа является тема дружбы. Мальчику не сразу удается найти себе настоящих друзей, с которыми он будет близок духовно. Раньше он проводил время с другими мальчишками, которые просто шатались по городу. Но однажды ему посчастливилось познакомиться с двумя детьми из «дурного общества». Данная встреча полностью изменила жизнь главного героя. Валек и Маруся становится очень близкими людьми для Васи. Он старается каждую свободную минуту проводить вместе с ними. Данная дружба, которая полностью выходила за привычные для общества рамки, положительно повлияла на мальчика.

Проблемы

В анализируемом произведении поднимаются очень важные проблемы, совокупность которых создают единую проблематику произведения.

Главная проблема произведения – это проблема социального неравенства. Автор раскрывает её очень хорошо и подробно. Вася с друзьями относятся к полярным классам общества. Мудрый Трыбуций говорил о том, что будущее Васи – судить людей, а будущее Валека – воровать, чтобы прокормить себя. На этом примере отчетливо видно то, какая огромная пропасть разделяет двоих друзей. Так же стоит отметить место обитания членов «дурного общества». Вася не в состоянии проводить много времени в том месте, где его друзья вынуждены жить на постоянной основе.

Еще одна проблема произведения – это принятие утраты. Отец Васи никак не может смириться с тем, что его жена умерла. Он полностью замыкается и старается абстрагироваться от внешнего мира. Даже собственный сын не является исключением. Для судьи это страшная утрата, которую он никак не может пережить. Возвращает его к реальности все тот же Трыбуций, которому удается объяснить судье происходящее. После этого отец начинает по-другому относиться к своему сыну, проявляя больше тепла и заботы. После случившегося, судья постепенно начинает возвращаться в привычный мир.

Очень важная проблема, которую автор поднимает в своем произведении, это проблема равнодушия. Главная проблема заключается в том, что жители города совершенно не замечают членов «дурного общества». Они знают о том, что нищие люди голодают, но никто из них даже не пытается им как-то помочь.  Никто не пытался дать им еды, или же предложить теплый кров. Из-за этого равнодушия умирает девочка Маруся. Девочка была вынуждена жить в неподходящих условиях, что негативно сказалось на её здоровье и жизни.

Проблема предрассудков так же присутствует в тексте. Она тесно связана с проблемой равнодушия, но играет более важную роль. Ведь большинство людей не оказывали помощь нищим именно из-за предубеждения. Люди были уверены в том, что члены «дурного общества» — это пропащие люди, которые ни на что в этом мире не способны. Никто из них даже не попытался вникнуть в проблему и причину подобной жизни «дурного общества».

Основная мысль

В рассказе «В дурном обществе» автор рассказывает читателю историю о том, как мальчик из благополучной семьи подружился с детьми из самого низшего сословия, которого сторонились все люди. Казалось бы, на примере столь обычной истории автору удалось затронуть очень важные проблемы, царящие в обществе.

Читатель проникается доверием и любовью к Валеку и Марусе, что не понимает. Чем они отличаются от других детей. Познакомившись и узнав историю других членов «дурного общества», мы замечаем их индивидуальность. Никогда не стоит опираться на предрассудки, которые мешают хорошо относиться к окружающим людям. Это и является главной мыслью произведения.

Очень удачно втор сделал главными героями именно детей, которые еще не успели очерстветь. Дети не делят окружающих людей по сословиям, им гораздо важнее, что у человека в душе. В первую очередь ребенок обращает внимание на собственные чувства, а не верит слухам и предрассудкам. Именно этому качеству взрослым стоит поучиться у детей, тогда мы не будем делить людей на «дурное общество» и сторониться их.  

Поделиться с друзьями
Дарина Донецкая

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Литеровед.ру
Добавить комментарий